Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура народов Поволжья"

Планируемые результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья»

Личностные результаты:

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
  • испытывать чувство гордости за свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • учиться обнаруживать и формулировать проблему;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • работать по составленному плану;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты :

В результате изучения предмета ученик должен знать:

  • основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья;
  • основные теоретико-литературные понятия предмета
  • -национальности, проживающие в Поволжье;
  • -отличительные особенности национальных костюмов;
  • -главные национальные праздники ;
  • обычаи, особенности культурных традиций народов Поволжья.
  • представление о важнейших элементах материальной культуры народов;

В результате изучения предмета ученик должен уметь:

  • работать с информацией;
  • выражать свое отношение к пройденному материалу;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по изученному, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • видеть проблемы;
  • -тавить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • -бъяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  • -освоение композиции национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
  • играть в народные игры;
  • узнавать принадлежность народных мелодий;
  • выполнять элементы национального костюма.
  • быть толерантным к представителям других народностей.

Планируемые результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья»

Личностные результаты:

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
  • испытывать чувство гордости за свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • учиться обнаруживать и формулировать проблему;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • работать по составленному плану;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты :

В результате изучения предмета ученик должен знать:

  • основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья;
  • основные теоретико-литературные понятия предмета
  • -национальности, проживающие в Поволжье;
  • -отличительные особенности национальных костюмов;
  • -главные национальные праздники ;
  • обычаи, особенности культурных традиций народов Поволжья.
  • представление о важнейших элементах материальной культуры народов;

В результате изучения предмета ученик должен уметь:

  • работать с информацией;
  • выражать свое отношение к пройденному материалу;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по изученному, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • видеть проблемы;
  • -тавить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • -бъяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  • -освоение композиции национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
  • играть в народные игры;
  • узнавать принадлежность народных мелодий;
  • выполнять элементы национального костюма.
  • быть толерантным к представителям других народностей.

Содержимое разработки

Планируемые результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья»


Личностные результаты:


  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

  • испытывать чувство гордости за свою малую родину, страну;

  • осознавать себя гражданином России;

  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

  • уважать иное мнение;

  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:


      • учиться обнаруживать и формулировать проблему;

      • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

      • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

      • работать по составленному плану;

      • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:


        • предполагать, какая информация нужна;

        • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

        • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

        • выстраивать логическую цепь рассуждений;

        • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:


          • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

          • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

          • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

          • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

          • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты :

В результате изучения предмета ученик должен знать:


  • основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья;

  • основные теоретико-литературные понятия предмета

  • -национальности, проживающие в Поволжье;

  • -отличительные особенности национальных костюмов;

  • -главные национальные праздники ;

  • обычаи, особенности культурных традиций народов Поволжья.

  • представление о важнейших элементах материальной культуры народов;

В результате изучения предмета ученик должен уметь:

  • работать с информацией;

  • выражать свое отношение к пройденному материалу;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по изученному, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  • видеть проблемы;

  • -тавить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • -бъяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  • -освоение композиции национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

  • играть в народные игры;

  • узнавать принадлежность народных мелодий;

  • выполнять элементы национального костюма.

  • быть толерантным к представителям других народностей.





















Содержание программы занятий внеурочной деятельности

«Культура народов Поволжья»

Тема 1. Край, в котором мы живём (1 час)

  1. Территория Ульяновской области и Поволжья.

  2. Полиэтничность населения Поволжья и Ульяновской области.

  3. Возникновение народностей.

Во вводном занятии необходимо дать общие сведения о Поволжском регионе. История, современное состояние и основные тенденции развития Поволжья являются органичной составной частью судьбы России с древнейших времен до нынешних дней.

Поволжье является одним из самых полиэтнических регионов России, где проживают татары, башкиры, мордва, чуваши, марийцы и другие народы. Также Поволжье объединяет сразу несколько республик: Татарстан, Чувашию, Мордовию, Башкортостан и республику Мари-Эл.

Народность как историко-этническая категория. Народы Поволжья. Возникновение народностей. Карта Поволжья и Ульяновской области. Многонациональность жителей Ульяновской области. Численность и состав населения Ульяновской области. Места расположения населенных пунктов с компактным проживанием представителей одной национальности.

Тема 2. Исторические этапы формирования чувашского татарского и мордовского народов (3 часа)

1.Происхождение и расселение мордовского народа.

2.Исторические этапы формирования татарского народа.

3.Происхождение, расселение и становление чувашского народа.

Изучение этой темы предполагает показ своеобразия культуры каждого народа, заселявшего Поволжье, отражение в ней сложных процессов развития общества, места в истории культуры татарского, мордовского и чувашского народов. Необходимо усвоить, что элементы материальной и духовной культуры возникли в глубокой древности в процессе и результате трудовой деятельности, которая была исходной для появления таких форм постижения реального мира, как знание и искусство. При изучении данной темы необходимо ознакомиться с известными памятниками духовной культуры древних эпох на территории Поволжья, что позволяет показать их место и значение на раннем этапе истории человечества. Особое внимание необходимо уделить экономическим и культурным связям народов Поволжья друг с другом.

Этапы формирования мордовского народа, его древние представления об окружающем мире в дохристианское время. Представление мордвы о сущности мира.

Происхождение и этапы формирования татарского народа в добулгарский период и после него.

Особенности расселения чувашей, этапы формирования и становления чувашской национальности и различность взглядов ученых на эту тему.

Многонациональность жителей Ульяновской области. Численность и состав населения Ульяновской области.

Тема 3. Религиозные представления и верования народов Поволжья (2 часа)

1.Религиозные представления и верования народов.

2.Язычество. Христианство. Ислам.

Причина обращения людей к высшим небесным силам, создание богов и идолов. Формирование духовной культуры в приобщении к высшим идеалам нравственности и морали.

Язычество в Древней Руси. Русь и христианский мир. Ознакомление

школьников с историей христианства в России. Необходимо воспитывать в детях уважение к религиям и традициям всех народов многонациональной России.

Тема 4. Народная педагогика (1 час)

1.Традиции семейного воспитания в чувашских, татарских и мордовских

крестьянских семьях.

2.Мудрые истоки народной педагогики.

В этом разделе рассматриваются традиции воспитания детей в крестьянских семьях у народов Поволжья, общие и отличительные черты воспитания детей у разных народов, разнообразие форм положительного воздействия на ребенка в семье.

Тема 5. Выдающиеся люди народов Поволжья (2 часа)

1.Выдающиеся представители литературы татарского, чувашского и мордовского народов.

2.Вклад представителей народов Поволжья в развитие науки и культуры.

Представители письменности и литературы мордовского, чувашского и татарского народов. Сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения.

Творчество и идейно-тематическое своеобразие наиболее известных писателей XX в.

Вклад представителей народов Поволжья в развитие науки и культуры России. Народные просветители.

Театральное искусство. Театры Ульяновска, Татарстана, Чувашии и Мордовии. Известные артисты – представители народов Поволжья.

Тема 6. Музыкальное искусство народов Поволжья (5 часов)

1.Музыкальный фольклор народов Поволжья.

2.Музыкальные инструменты народов Поволжья.

3.Танцы народов Поволжья.

4. Современная музыка народов Поволжья.

5.Семинар по теме «Музыкальное искусство народов Поволжья»

Народная музыка татар, чуваш и мордвы, особенности интонаций, общее и различие.

Развитие профессиональной музыки.

Творчество композиторов народов Поволжья (по выбору).

Цель занятий – познакомиться с народным музыкальным искусством, самобытными традициями вокальной и инструментальной музыки.

Следует уяснить, что народное музыкальное искусство мордвы, чувашей и татар складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. Важно обратить внимание на то, что возникновению устойчивых форм музицирования способствовали характер труда и быта народа, социальные условия.

Музыкальному творчеству мордвы присущи развитые коллективные и оценочные исполнительские традиции. Вокальное искусство было более свойственно женщинам, инструментальное – мужчинам.

Народные музыкальные инструменты татар, чувашей и мордвы. Их названия, внешний вид и тембр.

Обратить внимание детей на разнообразие музыкальных инструментов. Татарские народные музыкальные инструменты: думбыра, мондалина, кубыз, курай.

Чувашские народные инструменты: пузырь, волынка, жалейка, сырнай из глины, кесле – один из инструментов, являющийся символом чувашской народной музыкальной культуры. Очень популярны были гусли.

Об искусной игре на музыкальных инструментах и прекрасном пении повествует и ряд исторических преданий. Например, существует несколько вариантов преданий о том, как музыкант-чуваш, заворожив игрой на гуслях и пением защитников осажденной Казани, сумел отмерить в шагах расстояние до стен Казанской крепости для устройства подкопа под ней: взорвав стену, войско Ивана IV захватило город.

У предков чувашей некоторые инструменты имели не только культовое назначение, но и военное. Надо полагать, эти традиции они принесли в Среднее Поволжье из Средней Азии.

Мордовская музыкальная культура тесно взаимосвязана с культурой марийского народа. Самым популярным инструментом мордовского народа являлись гусли.

Танцы народов Поволжья.

Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций. Разнохарактерные народные танцы расширяют диапазон технических возможностей исполнителей, развивают их артистические способности.

С древнейших времен танец украшает жизнь человека. В нем человек выражает свои мысли, чувства, переживания. И нет такого народа, который бы не гордился своими национальными танцами.

В переводе с греческого «хореография» означает «запись движения». Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет, народные танцы, бальные танцы - всё это мы называем хореографией.

Танец - это выражение мысли и чувства средствами условных движений: жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.

Танец в жизни и жизнь в танце неразрывно связаны.

Танец - не самоцель, а средство для выражения мыслей и чувств, волнующих человека.

Из чего же возник классический танец - основной язык хореографии? Он не возник сам по себе. Нет такого движения, которое не было бы рождено тем или иным народным танцем.

Народный танец - основа хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов.

Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, их жизни и образа занятий.

В русских танцах царит безграничная воля и поэтическое самозабвение. И это нашло отражение в русской хореографии.

Танец не призван отображать то дурное, что есть в нашей жизни, пусть даже в замаскированной приукрашенной форме.

Татарский танец

Ходы и основные движения: переменный ход, прямой ход с притопом «Гади адым» прямой бег «Гади габу», верёвочка.

«Гармошка», «ёлочка», «Почмак» (прыжок с хлопком над головой), мелкая дробь, двойная дробь, вращение и присядка.

Чувашский танец

Простой ход с притопом, переменный ход, простой бег. Основной женский ход, основной мужской ход.

«Гармошка», «ёлочка», боковой ход, дробные ходы, мелкая дробь, дробь с каблука, переступание с каблука на носок, притопы, подскоки.

Мордовский танец

Ходы и основные движения: простой шаг, основной шаг. Основной женский ход, основной мужской ход, переменный ход, боковые шаги, шаги с ударом, шаги с каблука.

«Гармошка», подскоки, притопы, вынос ноги вперёд на каблук, мелкая дробь, вращение и присядка.

Татарские композиторы.

Больших успехов достигла за годы Советской власти татарская музыка. Марши и песни Салиха Сайдашева, музыкальные произведения Н. Жиганова, балет Ф. Яруллина «Шурале», многие произведения М. Музаффарова, 3. Хабибуллина, А. Ключарева, Р. Яхина, А. Лемана, А. Бакирова, И. Шамсутдинова и других говорят о высоком уровне татарского музыкального искусства.

Чувашские композиторы.

Л.Быренкова, Л.Чекушкина, Ю.Григорьев, А.Галкин.

Мордовские компози­торы

Г.Г. Вдовин, Н.В. Кошелева, С.Я. Терханов и др. охотно осваивали современные в тот период времени

Тема 7. Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья (4 часа)

1. Национальные игры народов Поволжья.

2. Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов Поволжья.

Игровой фольклор народов Поволжья. Богатство и разнообразие национальных игр. Значение национальных подвижных игр для формирования жизненно важных навыков, совершенствования физического развития, самовоспитания.

Религиозные представления и верования народов: язычество, христианство, ислам.

Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов Поволжья.

Роль праздников в жизни народа. Традиционные праздники народов Поволжья: Навруз, Курбан-байрам, Масленица, Саварни, Нардуган, Акатуй, Сабантуй, «Джиен-жиен», Кер Сари. Праздничное поведение. Старинные игры и развлечения молодежи на праздниках. Традиции гостеприимства.

Тема 8. Национальный костюм (4 часа)

Вышивка, орнамент на различных народных изделиях.

1.Национальный костюм народов Поволжья.

2. Вышивка и орнамент на различных изделиях у народов Поволжья.

3. Различия и сходства элементов национального костюма и орнамента у народов Поволжья.

Традиционная одежда и обувь народов Поволжья. Типы и виды одежды. Использование вышивки и аппликации для украшения национального костюма.

Национальный мордовский костюм и его особенности.

Национальный чувашский костюм и его особенности.

Национальный татарский костюм и его особенности.

Головные украшения и уборы, свадебная одежда, разделение одежды по возрасту и социальному положению у народов Поволжья.

Тема 9. Основные национальные блюда народов Поволжья (4 часа)

1.Важнейшие виды продуктов питания.

2.Отдельные рецепты блюд русской, татарской, чувашской и мордовской кухни.

3.Сходства и различия в сервировке стола и культуре поведения за столом у разных народов Поволжья.

Повседневная и праздничная кухня мордвы, татар, чувашей. Растительная и животная пища, составляющая меню семей народов Поволжья, праздничный стол народов Поволжья.

Многовековая история татарской, чувашской и мордовской кухни.

Характерные традиционные блюда народов Поволжья. Изделия из теста татарского народа: бэлиш, эчпочмак, кыстыбый, бэккэн, перемяч, чак-чак и т.д.

Чувашская кухня имеет большое сходство с татарской и башкирской.

Используется простое мясо, но среди мясопродуктов превалирует все же баранина.

Весьма характерной особенностью чувашской кулинарии является применение овощей для приготовления первых блюд в сыром, а не в пассированном виде.

Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий.

Мясная и рыбная начинка, репчатый лук закладываются в сыром виде, доводятся до готовности при выпечке.

Начинка часто бывает сложной: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов.

Мордовская народная кухня в основе своей всегда здорова, она не терпит специй – уксуса, горчицы. Это растительные и молочные продукты, квашения; продукты чаще всего употреблялись в натуральном виде. Мордовскую кухню отличает обилие рыбных и мясных блюд, из овощей более всего употреблялись в пищу капуста, свекла, огурцы, лук, морковь, репа, редиска, тыква. Предпочтение отдается тыкве, которую заготавливают на зиму, пекут в печке и т.д. Лук – любимая национальная приправа и даже пища мордвина. В качестве холодных закусок употреблялись огурцы, печеные яйца, грибы.

Тема 10. Заочное путешествие по городам- столицам: Казань, Саранск, Чебоксары (3 часа)

1.История основания и развития столиц республик Мордовии, Чувашии,

Татарстана.

2.Главные достопримечательности городов Саранск, Чебоксары, Казань.

Учащихся необходимо познакомить со столицами республик Мордовии,

Чувашии, Татарстана, с гербом, флагом, гимном каждой республики. Географическое положение, история основания городов.

Архитектурные и исторические памятники.

Тема 11.Итоговые занятия : подготовка и защита мини-проектов (5 часов)





























Тематическое планирование по внеурочной деятельности «культура народов Поволжья»



Тематическое планирование по внеурочной деятельности «культура народов Поволжья»







ТЕМА

Кол-во часов

1.

Край, в котором мы живем. Введение.

1

2.

Исторические этапы формирования русского, чувашского, татарского и мордовского народов.

3

3.

Религиозные представления и верования народов Поволжья.

2

4.

Народная педагогика

1

5.

Выдающиеся люди народов Поволжья


2

6.

Музыкальное искусство народов Поволжья:

Музыкальный фольклор народов Поволжья;

Музыкальные инструменты народов Поволжья;

Танцы народов Поволжья

Современная музыка народов Поволжья

Семинар по теме «Музыкальное искусство народов Поволжья»

5


1

1

1

1

1

7.

Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья.



4

8.

Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях.

4

9.

Основные национальные блюда народов Поволжья.

4

10

Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары.


3

11.

Итоговые занятия: подготовка и защита проектов

5




































Сохранить у себя:
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура народов Поволжья"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки