1.Пояснительная записка
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
2. Цели работы курса:
знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.
В программе курса предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность.
Разработаны 33 занятия , посещать которые могут все учащиеся класса.
3. Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Краеведение» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Что изучает краеведение. | 4 |
3. | Мой дом. | 7 |
4. | Семья. | 9 |
5. | Школа, в которой я учусь. | 4 |
6. | Символы России. | 5 |
7. | Планета Земля. | 3 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. (1 час). Знакомство с условными знаками.
Раздел 2. Что изучает краеведение. (4 часа). Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Раздел 3. Мой дом. (7 часов). Путешествие по селу: как устроено село. Старые и новые улицы села. Место моего дома в селе. Русский народный костюм. Название костюмов.
Раздел 4. Семья. ( 9 часов) (Жизнь каждого члена семьи, их профессии и обязанности в семье, родословная, взаимоотношения в семье. Фамилия, имя, отчество. Труд людей в семье. Труд людей на предприятии. Праздники и традиции в семье.
Раздел 5. Школа, в которой я учусь. (4 часа).
Гордость школы .Образование школы. Как выглядела школа раньше. Школа. Учителя и ученики – гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с интересными людьми – ее выпускниками. Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой. Экскурсия в школьный музей.
Раздел 6. Символы России (5 часов). Знакомство с картой России. Герб, Гимн, Флаг России. Национальности. Культура народов нашей страны. Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы, их место в России.
Раздел 7. Планета Земля. (3 часа). Культура народов разных стран. Национальности.
4. Методические рекомендации
«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий курса «Краеведение» для учащихся 1 класса»
Особенности проведения занятий и распределения содержания программы
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели.
При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своем населенном пункте будет социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями.
При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией (афиша, баннер). При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов.
Школа, в которой я учусь.
На занятиях по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют.
5. Календарно – тематическое планирование.
№
|
| Содержание занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения. | Знакомство с условными знаками. |
|
|
2 | Что изучает крае-ведение. | Раскрашивание |
|
|
3 | Мой дом. | Дорисовать рисунок, сказочные дома. |
|
|
4 | Мир твоего дома | Экскурсия. |
|
|
5 | Жизнь каждого члена семьи. | Загадки, мозаика. |
|
|
6 | Отношения в семье. | Басня, паспорт семьи |
|
|
7 | Моя родословная. | Составление древа своего рода |
|
|
8 | Я и моё имя. | Различать понятия: имя, фамилия, отчество. |
|
|
9. | Я – ученик, я – школьник. | Составление рассказа о себе по плану. |
|
|
10. | Родная школа. | Обучение составлению устного рассказа. |
|
|
11. | Трудовая жизнь школы. | Отгадывание загадок, разгадывание кроссворда. |
|
|
12. | Школьные, семейные традиции и праздники. | Традиции в семье, любимые блюда, песни, игры. |
|
|
13. | Новый год. | Стихи, рисование ёлки. |
|
|
14 | Рождественские колядки. | Инсценирование. |
|
|
15. | Моё родное село. | Историческая справка. |
|
|
16. | Экскурсия по селу. | Знакомство с достопримечательностями села. |
|
|
17. | Труд людей в городе и на селе. | Различать особенности работы в городе и на селе. |
|
|
18. | Профессии в моей семье. | Разнообразие профессий, их важность. |
|
|
19. | Предприятия нашего края. | Познакомить с профессиями, связанными с природой, с людьми. |
|
|
20. | Мой город. | Знакомство с Воронежем. |
|
|
21. | Моя улица. | Особенности адреса, рисование своего дома. |
|
|
22. | Наш современный город. | Экология. |
|
|
23. | Правила безопасного поведения. | Службы помощи в различных ситуациях. |
|
|
24. | Экскурсия по селу. | Знакомство с памятником. |
|
|
25. | Отечество. | Знакомство с картой России. |
|
|
26. | Герб, флаг, гимн. | Знакомство с символами России. |
|
|
27. | Москва – столица нашей Родины. | Историческая справка. |
|
|
28. | Русский народный костюм. | Названия костюма из стародавних времён. |
|
|
29. | Я – надежда Отечества. | Пословицы и сказке о добре. |
|
|
30. | Земля – общий дом для всех людей. | Национальности. |
|
|
31. | Земля – общий дом для всех людей. | Культура народов разных стран. |
|
|
32. | Экскурсия в школьный музей. | Знакомство с историческими особенностями села. |
|
|
33. | Итоговое занятие. | Конкурс знатоков родного края. |
|
|
6.Литература.
1. Л.А.Обухова, Н.М.Махина «Краеведение». Рабочая тетрадь. 1 год обучения. 2011 г.
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации (работаем по новым стандартам).2011г.
13