Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.

Содержимое разработки

1.Пояснительная записка

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.

Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.



2. Цели работы курса:

  • знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;

  • развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;

  • духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.

В программе курса предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность.

Разработаны 33 занятия , посещать которые могут все учащиеся класса.




3. Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Краеведение» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.




Учебно – тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Что изучает краеведение.

4

3.

Мой дом.

7

4.

Семья.

9

5.

Школа, в которой я учусь.

4

6.

Символы России.

5

7.

Планета Земля.

3




Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие(1 час). Знакомство с условными знаками.

Раздел 2. Что изучает краеведение. (4 часа). Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Раздел 3. Мой дом. (7 часов). Путешествие по селу: как устроено село. Старые и новые улицы села. Место моего дома в селе. Русский народный костюм. Название костюмов.

Раздел 4. Семья. ( 9 часов) (Жизнь каждого члена семьи, их профессии и обязанности в семье, родословная, взаимоотношения в семье. Фамилия, имя, отчество. Труд людей в семье. Труд людей на предприятии. Праздники и традиции в семье.

Раздел 5. Школа, в которой я учусь. (4 часа).

Гордость школы .Образование школы. Как выглядела школа раньше. Школа. Учителя и ученики – гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с интересными людьми – ее выпускниками. Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой. Экскурсия в школьный музей.

Раздел 6. Символы России (5 часов). Знакомство с картой России. Герб, Гимн, Флаг России. Национальности. Культура народов нашей страны. Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы, их место в России.

Раздел 7. Планета Земля. (3 часа). Культура народов разных стран. Национальности.




4. Методические рекомендации

«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий курса  «Краеведение» для учащихся 1 класса»

Особенности проведения занятий и распределения содержания программы

При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели.

При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своем населенном пункте будет социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями.

При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией (афиша, баннер). При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов.

Школа, в которой я учусь.

На занятиях по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют.
























5. Календарно – тематическое планирование.





Тема занятия

Содержание

занятия

Дата

план

Дата

факт

1

Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения.

Знакомство с условными знаками.



2

Что изучает крае-ведение.

Раскрашивание



3

Мой дом.

Дорисовать рисунок, сказочные дома.



4

Мир твоего дома

Экскурсия.



5

Жизнь каждого члена семьи.

Загадки, мозаика.





6

Отношения в семье.

Басня, паспорт семьи





7

Моя родословная.

Составление древа своего рода



8

Я и моё имя.

Различать понятия: имя, фамилия, отчество.



9.

Я – ученик,

я – школьник.

Составление рассказа о себе по плану.



10.

Родная школа.

Обучение составлению устного рассказа.



11.

Трудовая жизнь школы.

Отгадывание загадок, разгадывание кроссворда.



12.

Школьные, семейные традиции и праздники.

Традиции в семье, любимые блюда, песни, игры.



13.

Новый год.

Стихи, рисование ёлки.



14

Рождественские колядки.

Инсценирование.





15.

Моё родное село.

Историческая справка.



16.

Экскурсия по селу.

Знакомство с достопримечательностями села.



17.

Труд людей в городе и на селе.

Различать особенности работы в городе и на селе.



18.

Профессии в моей семье.

Разнообразие профессий, их важность.



19.

Предприятия нашего края.

Познакомить с профессиями, связанными с природой, с людьми.



20.

Мой город.

Знакомство с Воронежем.



21.

Моя улица.

Особенности адреса, рисование своего дома.



22.

Наш современный город.

Экология.



23.

Правила безопасного поведения.

Службы помощи в различных ситуациях.



24.

Экскурсия по селу.

Знакомство с памятником.



25.

Отечество.

Знакомство с картой России.



26.

Герб, флаг, гимн.

Знакомство с символами России.



27.

Москва – столица нашей Родины.

Историческая справка.



28.

Русский народный костюм.

Названия костюма из стародавних времён.



29.

Я – надежда Отечества.

Пословицы и сказке о добре.



30.

Земля – общий дом для всех людей.

Национальности.



31.

Земля – общий дом для всех людей.

Культура народов разных стран.



32.

Экскурсия в школьный музей.

Знакомство с историческими особенностями села.



33.

Итоговое занятие.

Конкурс знатоков родного края.

















6.Литература.

1. Л.А.Обухова, Н.М.Махина «Краеведение». Рабочая тетрадь. 1 год обучения. 2011 г.

2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации (работаем по новым стандартам).2011г.





13


Сохранить у себя:
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки