Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Химки СОШ № 2
Согласовано:
| Согласовано:
| Утверждено:
|
Заместитель директора по УВР | Заместитель директора по ВР | Директор |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Краеведение. Химки: от прошлого к настоящему»
для 4 класса
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Место дисциплины в структуре ООП НОО: внеурочная
Тип дисциплины по характеру освоения: элективная
Количество часов: всего 34 час. в неделю 1 час.
| Составитель программы Панфилова Антонина Алексеевна, учитель 4 Б класса
|
|
Химки, 2019 г.
Содержание
1. Пояснительная записка 2
2. Планируемые результаты освоения программы. 3
3. Учебно-тематический план. 6
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение».
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «Краеведение» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Общая характеристика программы:
Цели:
способствовать воспитанию патриотических чувств,
формированию патриотического сознания обучающихся,
пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Химки,
воспитанию любви к природе родной земли;
активной жизненной позиции гражданина с детских лет,
готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
воспитывать уважение и любовь к родному краю;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу, строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
беседа, экскурсии;
творческие работы;
работа с картой России, Подмосковья, родного города Химки;
сообщения учащихся на различные темы;
конкурсы, игры, праздники;
встречи с интересными людьми;
проекты;
компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
инициирование и поддержание самоуправления в группах;
организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Место программы в структуре ООП:
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ СОШ №2. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классах по 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
2. Планируемые результаты освоения программы.
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
умение учиться и способность к организации своей деятельности;
умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
готовность к преодолению трудностей;
умение адекватно оценивать свою деятельность;
учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
умение доносить свою позицию до других;
умение оформлять свои мысли;
умение договариваться;
умение работать в парах, группах, коллективе.
умение адекватно использовать речевые средства;
умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Основные виды деятельности учащихся:
Работа в парах.
Групповые формы работы.
Индивидуальная работа.
Самооценка и самоконтроль.
Взаимооценка и взаимоконтроль.
Основные направления и содержание деятельности.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
3. Учебно-тематический план.
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Форма занятия |
|
| Речка Химка и древние поселения вокруг нее | Беседа |
|
| Село Козьмодемьянское | Беседа |
| Химки дореволюционные | ||
|
| Усадьба Братцево | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Музей истории Шереметьево | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Усадьба «Белые столбы» | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Химки в годы революции | Беседа |
|
| Химки в годы социализма (до 1950-х гг.) Химки, Левый берег | Беседа |
|
| Заслуженный путь Химок к статусу города | Беседа |
| Улицы города Химки
| ||
|
| Какое название носит улица, на которой вы живете? | Беседа |
|
| Сквер имени Марии Рубцовой | Видео-экскурсия или посещение |
| Религиозные святыни Химок | ||
|
| Вероисповедания жителей г.Химок. Химки –мультикультурный город. | Беседа |
|
| Храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Храм Богоявления Господня | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Церковь Апостолов Петра и Павла | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Храм святых бессребреников Космы и Дамиана | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Храм Кирилла и Мефодия
| Видео-экскурсия или посещение |
|
| Церковь мученика Уара Египетского
| Видео-экскурсия или посещение |
|
| Церковь Святой Троицы | Видео-экскурсия или посещение |
| Культура современных Химок | ||
|
| Дворец культуры «Родина» | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Музей Московского государственного университета культуры и искусств | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Театр «Наш Дом» | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Музей скульптуры «Галерея 3D» | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Парк культуры и отдыха им. Л. Н. Толстого | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Памятник героям необъявленных войн | Видео-экскурсия или посещение |
| Химки в годы Великой Отечественной войны | ||
|
| Химкинцы – герои Великой Отечественной войны | Беседа Встреча с ветеранами войны, труда |
|
| Монумент защитникам Москвы «Ежи» | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Монумент «Сестра милосердия» | Видео-экскурсия или посещение |
|
| Развитие промышленности в современных Химках | Беседа Встреча с Почетными гражданами нашего города |
| Природные ландшафты и водные артерии Химок | ||
|
| Памятник природы Сходненская чаша | Беседа |
|
| Канал Москва-Волга имени Москвы | Беседа |
|
| Химкинское водохранилище | Беседа |
|
| Барашкинский пруд | Видео-экскурсия или посещение |