РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краеведение. Химки: от прошлого к настоящему»

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение».

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Краеведение» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Химки СОШ № 2




Согласовано:


Согласовано:


Утверждено:


Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ВР

Директор







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Краеведение. Химки: от прошлого к настоящему»


для 4 класса

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД




Место дисциплины в структуре ООП НОО: внеурочная

Тип дисциплины по характеру освоения: элективная





Количество часов:

всего 34 час.

в неделю 1 час.


Составитель программы

Панфилова Антонина Алексеевна,

учитель 4 Б класса



Химки, 2019 г.




Содержание



1. Пояснительная записка 2

2. Планируемые результаты освоения программы. 3

3. Учебно-тематический план. 6



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение».

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Краеведение» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.



Общая характеристика программы:

Цели:

  • способствовать воспитанию патриотических чувств,

  • формированию патриотического сознания обучающихся,

  • пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Химки,

  • воспитанию любви к природе родной земли;

  • активной жизненной позиции гражданина с детских лет,

  • готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

  • расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

  • воображения, памяти, мышления, речи;

  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

  • формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и любовь к родному краю;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу, строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

  • беседа, экскурсии;

  • творческие работы;

  • работа с картой России, Подмосковья, родного города Химки;

  • сообщения учащихся на различные темы;

  • конкурсы, игры, праздники;

  • встречи с интересными людьми;

  • проекты;

  • компьютерные презентации и др.

В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

  • инициирование и поддержание самоуправления в группах;

  • организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

  • организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;

  • предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

  • подражания;

  • предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

  • проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

  • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

         

Место программы в структуре ООП:

  • Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ СОШ №2. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

  • На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классах по 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.


Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

  • Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

  • Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании се­бя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде оби­тания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произве­дений литературы.

  • Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на­рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее сво­его языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.



2. Планируемые результаты освоения программы.


Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Программа 1 класса направлена на приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности;

  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

  • готовность к преодолению трудностей;

  • умение адекватно оценивать свою деятельность;

  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

  • Донести свою позицию до других.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

  • умение доносить свою позицию до других;

  • умение оформлять свои мысли;

  • умение договариваться;

  • умение работать в парах, группах, коллективе.

  • умение адекватно использовать речевые средства;

  • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Основные виды деятельности учащихся:

  • Работа в парах.

  • Групповые формы работы.

  • Индивидуальная работа.

  • Самооценка и самоконтроль.

  • Взаимооценка и взаимоконтроль.

Основные направления и содержание деятельности.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

3. Учебно-тематический план.



занятия

Дата проведения

Тема занятия

Форма занятия


Речка Химка и древние поселения вокруг нее

Беседа


Село Козьмодемьянское

Беседа


Химки дореволюционные


Усадьба Братцево

Видео-экскурсия или посещение


Музей истории Шереметьево

Видео-экскурсия или посещение


Усадьба «Белые столбы»

Видео-экскурсия или посещение


Химки в годы революции

Беседа


Химки в годы социализма (до 1950-х гг.)

Химки, Левый берег

Беседа


Заслуженный путь Химок к статусу города

Беседа


Улицы города Химки



Какое название носит улица, на которой вы живете?

Беседа


Сквер имени Марии Рубцовой

Видео-экскурсия или посещение


Религиозные святыни Химок


Вероисповедания жителей г.Химок. Химки –мультикультурный город.

Беседа


Храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского

Видео-экскурсия или посещение


Храм Богоявления Господня

Видео-экскурсия или посещение


Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери

Видео-экскурсия или посещение


Церковь Апостолов Петра и Павла

Видео-экскурсия или посещение


Храм святых бессребреников Космы и Дамиана

Видео-экскурсия или посещение


Храм Кирилла и Мефодия


Видео-экскурсия или посещение


Церковь мученика Уара Египетского


Видео-экскурсия или посещение


Церковь Святой Троицы

Видео-экскурсия или посещение


Культура современных Химок


Дворец культуры «Родина»

Видео-экскурсия или посещение


Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина

Видео-экскурсия или посещение


Музей Московского государственного университета культуры и искусств

Видео-экскурсия или посещение


Театр «Наш Дом»

Видео-экскурсия или посещение


Музей скульптуры «Галерея 3D»

Видео-экскурсия или посещение


Парк культуры и отдыха им. Л. Н. Толстого

Видео-экскурсия или посещение


Памятник героям необъявленных войн

Видео-экскурсия или посещение


Химки в годы Великой Отечественной войны


Химкинцы – герои Великой Отечественной войны

Беседа

Встреча с ветеранами войны, труда


Монумент защитникам Москвы «Ежи»

Видео-экскурсия или посещение


Монумент «Сестра милосердия»

Видео-экскурсия или посещение


Развитие промышленности в современных Химках

Беседа

Встреча с Почетными гражданами нашего города

Природные ландшафты и водные артерии Химок


Памятник природы Сходненская чаша

Беседа


Канал Москва-Волга имени Москвы

Беседа


Химкинское водохранилище

Беседа


Барашкинский пруд

Видео-экскурсия или посещение




Сохранить у себя:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краеведение. Химки: от прошлого к настоящему»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки