Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
"Общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки № 27"
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа
по учебному предмету
«Родной язык и литература»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10-11 класс
Составитель:
учитель Мухина Е.В.
Рассмотрено Педагогическим советом №___ от «___» _______ 20___г. | Утверждено: Приказом №_____ от «___» _______ 20__г. Директор МБОУ «ОШИ № 27» ________________________ О.А. Гордеева |
Кемерово 2018
Оглавление
Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование.
Система оценки достижения планируемых результатов.
8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета обучающихся.
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа «Родной язык и литература» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 класс- это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Основой для разработки адаптированной образовательной программы «Родной язык и литература» являются следующие нормативные документы:
-Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ( с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 03.02.2015 г. № 35850);
-Приказ Минобрнауки РФ от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего и основного общего и среднего общего образования.»
АООП для умственно отсталых легкой степени (интеллектуальные нарушения) МБОУ «ОШИ №27».
Принципы построения программы:
В основу адаптированной образовательной программы «Родной язык и литература» положены следующие принципы:
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;
-формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
-принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
-онтогенетический принцип;
-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего возраста;
-принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными темами ;
-принцип учета возрастных особенностей обучающихся;
-принцип учета особенностей психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями);
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков, отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Цель: создание условий для полноценного разностороннего развития умственно отсталых обучающихся с целью успешной социализации его в жизни.
Задачи:
Формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
Овладение основами грамотного письма;
Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических знаний для решения практических задач.
Осмысление значимости речи для решения коммуникативных задач и познавательных задач;
Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
Использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.
МЕТОДЫ УРОКА
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения, карточки, тесты.
Для реализации основных целей и задач курса родного языка и литературы применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК);
-проблемно- сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов);
-частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое).
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Актуальность рабочей программы направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствующее их умственному развитию, обеспечивающее гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа по родному языку и литературе предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. Первоочередная задача обучения родному языку и литературе в 10-11 классах - формирование речемыслительной деятельности через полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи, использование в жизни как основного средства общения.
Учебный материал по родному языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме ранее изученного в 5-9 классах. В 10-11 классах он дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи умственно отсталых обучающихся. Повторение материала родного языка и литературы основывается на тематике социально- бытовой ориентировки.
Большое значение имеет речевая направленность программы, т.е. работа, связанная с обогащением словарного запаса обучающихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слов, знакомство с многозначностью слова, синонимическим и антонимическим рядом. Большое внимание уделяется и развитию словаря признаков (при повторении темы «Имя прилагательное» акцентируется внимание на характеристиках людей, их взаимоотношений и поступков на базе художественной литературы).
Программа по родному языку и литературе включает в себя формирование у обучающихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико- правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении телефона, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления (письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки. Навыки владения популярными жанрами письменной речи входят в число необходимых жизненно- важных умений. Внешние связи человеческого общения, определяемые социальными ролями, такими как: продавец - покупатель, заявитель – исполнитель, заказчик- исполнитель, работодатель - работник и т.д., реализуются как в жанре устных переговоров, так и в жанре делового письма. Для формирования у умственно отсталых обучающихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) и др. составляет некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Разделы программы:
Речь. Речевое общение.
Словообразование.
Морфология.
Связная речь.
Синтаксис и пунктуация.
Речь и речевое общение.
Основные формы речи, умение различать диалог от монолога. |
Виды речевой деятельности: написание, прочтение, проговаривание, прослушивание. Связь речевой деятельности в свободной последовательности. |
Основные речевые роли чтец, рассказчик-слушатель, собеседники, говорящий-слушающий, пишущий-читающий, их функции. Выступление на уроке в различных ролях в качестве чтеца, слушателя, рассказчика, говорящего, пишущего. |
Словообразование.
Основными темами курса грамматики и правописания являются состав слова и части речи. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются и закрепляются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся 10-11 классов для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Морфология.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Грамматические признаки.
В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся с нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта, излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В программе предусмотрены задания на развитие навыка делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Синтаксис и пунктуация.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, выразительное, беглое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; составление плана характеристики героя произведения.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Родной язык и литература» в 10 классе выделяется 3 часа в неделю, 102 часа в год. ( 34 учебные недели).
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Достаточный уровень
Личностные результаты АООП должны отражать:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный уровень:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу осознание себя как “Я”;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Формирование уважительного отношения к окружающим;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень: представление о языке как основном средстве человеческого общения; образование слов с новым значением с опорой на образец, включение их в различные контексты для решения коммуникативно-речевых задач;
использование однокоренных слов для более точной передачи мысли в устных и письменных текстах; использование на письме орфографических правил предварительного разбора текста на основе готового или коллективно составленного алгоритма; нахождение в тексте и составление предложений с различным целевым назначением с опорой на представленный образец;
первоначальные представления о стилях речи (разговорном, деловом, художественном); участие в обсуждении и отбор фактического материала (с помощью учителя), необходимого для раскрытия темы и основной мысли текста при решении коммуникативных задач; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания ( 70-90 слов) после предварительного обсуждения ( отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений ( 60-70 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления для решения коммуникативных задач.
правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;
осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов; участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста ( ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;
установление смысловых отношений между поступками героев, событиями ( с помощью учителя); самостоятельное определение темы произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста);
деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа; ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора;
определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя);
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-ти стихотворений; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень: первоначальные знания о языке как основном средстве человеческого общения; образование слов с новым значением, относящимся к разным частям речи, с опорой на схему и их дальнейшее использование для более точной правильной передачи чужих и собственных мыслей;
составление устных письменных текстов разных типов-описание, повествование, рассуждение (под руководством учителя); использование всех изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных мыслей в текстах, относящихся к разным стилям речи; нахождение орфографической трудности в слове и решение орфографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; самостоятельное составление слова различных по интонации и цели высказывания для решения коммуникативных практически значимых задач;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; определение цели устного и письменного текста для решения коммуникативных задач; отбор языковых средств (с помощью учителя), соответствующих типу текста и стилю речи (без названия терминов) для решения коммуникативно-речевых задач; оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами предварительного разбора (80-100 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (70-80 слов);
правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
овладение элементарными приемами анализа художественных, научно познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий, осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; участие в их обсуждении;
целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам; активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения;
самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; самостоятельный выбор (или с помощью диалога) интересующей литературы; самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно-художественной литературы с последующим ее обсуждением;
самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации; самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение;
заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 12 и 3).
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Родной язык и литература» в 10 классе выделяется 3 часа в неделю, 102 часа в год, из которых:
на изучение родного языка выделяется 2 часа в неделю, 68 часов в год ;
на изучение литературы выделяется 1 час в неделю, 34 часа в год.
Речь. Речевое общение. Личные документы официального характера. Автобиография. Деловая, творческая. Знать виды автобиографий, уметь писать деловую автобиографию. Характеристика. Деловая для поступления на работу, учебу. Знать виды характеристик. Уметь писать характеристику на себя для поступления в учебные заведения.
Значение речи в жизни человека. Речь как способ общения. Основные формы речи - монолог, диалог. Речевые роли: читатель - чтец, рассказчик -слушатель, собеседники, говорящий - слушающий, пишущий - читающий. Значение каждой роли. Виды речевой деятельности: написание, прочтение, проговаривание, прослушивание. Все виды речевой деятельности связаны между собой в свободной последовательности. Подготовленная речь и неподготовленная речь. Приемы подготовки речи. Заполнение анкеты: С кем ты чаще всего беседуешь дома? С кем из одноклассников чаще всего общаешься? Можешь ли ты заговорить с незнакомым человеком? Ты хороший рассказчик?
Обучающиеся сначала отвечают устно, а потом письменно по возможности подробнее с объяснениями почему?, затем зачитывают анкету вслух. По результатам ответов на вопросы анкеты дается самооценка - общительный, необщительный или малообщительный человек. Умею ли я общаться? Какая речь содержит больше информации? Приемы подготовки развернутой речи. Виды речевой деятельности по цели высказывания: сообщить, объяснить, поделиться чувствами и мыслями, повлиять, убедить.
Виды речевой деятельности по цели высказывания: сообщить, объяснить, поделиться чувствами и мыслями, повлиять, убедить.
Краткая и распространенная речь. Имя собственное. Составление и запись предложений по цели высказывания. Составление сообщений по плану и самостоятельно. Речевая задача - зачем нужно это сообщение?
Сфера применения: записка близким, объявление, письмо другу или родителям, поздравление, предупреждение, просьба. Составление письменных форм. Сочинение «Мой друг» по ключевым словам: его зовут..., понимает с полуслова..., поможет ..., выручит... и т.д.
Морфология.
Вежливые слова. Обращение, вводные слова. Правописание обращения, вводных слов. Тест «Вежлив ли ты». Здороваешься ли ты с соседями по дому? Какими словами? Благодаришь ли ты членов семьи за еду, за заботу о тебе? Какими словами? Извиняешься ли ты, если опоздал на урок? Какими словами? Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? Какими словами? Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже, если споришь? Какими словами? Поздравляешь ли ты родных с праздником 8 Марта? Какими словами? Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними? Какими словами? Запись вежливых слов. Составление предложений, записок с вежливыми словами. Составление поздравлений по схеме: Кого? (знакомых, родных, сверстника, учителя); С чем? (с днем рождения, с новосельем, с Днем Учителя, с Новым годом); Как? (от всего сердца, от всей души, от имени, по поручению...); Желаю..., желаю, чтобы..., желаю... и хочу, чтобы .... желаю, пусть…
Словообразование.
Слово и его значение. Синонимы. Толковый словарь. Предложить работу по применению соответствующих слов в тексте: Я первым .... к финишу. На уроке труда мы испекли ... пирог. И т.д. Работа с деформированным текстом (поздравительной открытки, объявления, записки) с использованием на выбор слов для справок. Контрольная работа, работа над ошибками.
Образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, окончаний. Образование имен прилагательных от имен существительных и наоборот., от глагола и наоборот. Составление предложений. Самостоятельная работа. Учитель предлагает для списывания тексты различных инструкций, полезных советов из справочной литературы по ведению домашнего хозяйства, по уходу за одеждой, обувью, по уходу за больным и т.д. Виды работ: подчеркнуть звонкую или глухую согласную. Правописание приставок, меняющих конечную согласную: без- (бес-), воз- рос-), из- (ис-),раз- (рас-).
Составление словосочетаний и предложений, наиболее часто встречающихся в деловом письме: прошу рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь, восстановить стаж работы, известить меня, расторгнуть договор и т.д.
Ценные бумаги. Их виды. Сертификаты. Векселя. Акции. Чековые книжки. Образцы ценных бумаг, их значение и способ применения. Сберегательные книжки. Облигации. Квитанции. Доверенность. Образцы доверенностей. Упражнения на закрепление. Заполнение бланков по коммунальным услугам. Телеграмма. Значение сберегательных книжек, способы их заполнения. Заполнение квитанции на оплату коммунальных услуг. Что такое доверенность? Для чего она выдается?
Морфология Части речи. Имя существительное. Имена собственные и нарицательные. Грамматические признаки имени существительного. Письма. Виды писем.
Местоимения в русском языке являются самой распространенной после существительного и глагола частью речи. Местоимения позволяют избежать повторений, осуществляют связь между предложениями, создают удобства в экономии времени и пространства. Местоимения для умственно отсталых детей представляют значительные трудности для понимания и употребления. Они не имеют собственного предметно-логического содержания, их значения меняются в зависимости от субъекта и речевой ситуации. Могут быть поняты в конкретных условиях общения. О трудностях в овладении местоимениями свидетельствуют однообразие и многочисленные ошибки при их употреблении. Работа над темой «Личные местоимения» имеет цель сформировать и уточнить понимание функциональных значений местоимения, уточнить употребление и предупредить возможные ошибки в использовании их в устной и письменной речи. употребление и предупредить возможные ошибки в использовании их в устной и письменной речи. Виды работ: выделение местоимения в тексте, замена существительного местоимением, редактирование текста, изложение.
Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки имени прилагательного, связь прилагательного с существительным. Обзорное ознакомление с биографией и творчеством В.М. Шукшина .Образы земли (описание) в произведении В.М. Шукшина “Калина красная”. А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Описание характеров человека в произведении : “Пересолил”.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов совершенного и несовершенного вида на -ться и тся. Повелительная форма глагола. Изменения глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Одним из важных направлений работы по упорядочению, уточнению и формированию грамматически правильной речи у обучающихся является выполнение заданий по практическому овладению навыками и умениями в употреблении глагола-сказуемого. Наибольшее количество ошибок у обучающихся наблюдается при усвоении видовременных форм глагола, а также при формообразовании и умении реализовывать лексические и грамматические связи глагола с управляемым словом. Виды работ: составление по опорным словам правил личной гигиены, правил ухода за больным дома, памятки собирающемуся в путешествие и т.п.; составление ряда слов от неопределенной формы глагола для выражения просьбы, побуждения, совета. Например, написать - напиши - напишите, позвонить - позвони - позвоните. Составление предложений с употреблением повелительного наклонения и вежливых слов; описание действий при оформлении подписки на газеты и журналы на почте, при отправлении бандероли и др.; составление правил пожарной безопасности при пользовании электро или газовой плитой, правил безопасного поведения на улице с употреблением частицы не. Контрольный диктант, работа над ошибками.
Синтаксис и пунктуация.
Основные синтаксические единицы: словосочетание. предложение. Значение деловой устной и письменной речи в жизни человека. Используются упражнения на составление различных бытовых записок (родным и близким) на предложенную ситуацию, составление поздравительных открыток, творческий диктант, деформированный текст. Фразы — клише деловой устной речи. Составление заявлений с использованием фраз — клише. Правописание вежливых форм. Примерами фраз-клише устной речи могут быть обращения с целью получения справки по телефону в различных организациях, у встречного прохожего, при вызове по телефону службы экстренной помощи и т.д. В письменной форме может присутствовать мотивация речевого действия: «в соответствии с законом о призыве на военную службу...», «на основании постановления ...». Устойчивая речевая формула ввода информации: «ставлю Вас в известность...,» «прошу принять решение ...», «прошу рассмотреть мое заявление о ...», «прошу принять приглашение на ...». Устойчивая этикетная форма обращения, приветствия, прощания, поздравления и т.п.: «Уважаемые друзья», «Имею честь представить Вам», «Всегда к Вашим услугам».
А.С. Пушкин. Биография. Сравнение творческой биографии с личной. Составить творческую биографию писателя. М.А. Шолохов. «Судьба человека» (Отрывки в сокращении). Сказки. Литературные приемы в народных сказках. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» (обзорное ознакомление с повестью). Повторение. Деловое письмо. Доверенность. Доверенность в свободной форме и на бланке. Доверенность на получение денежных сумм, распоряжение имуществом, защиту прав в суде.
Итоговый контрольный диктант. Подведение итогов за год.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 класс
102 часа
№п\п | Тема | Кол-во часов | Виды и методы контроля | Повторение | Развитие речи | Наглядность |
1.
| Вводное занятие. Деловая игра «Давайте познакомимся». | 1 | Беседа, опрос |
| Речь как способ общения. Основные формы речи — монолог, диалог. Виды речевой деятельности: написание, прочтение, проговаривание, прослушивание |
|
2. | Деловая автобиография | 1 | Беседа, опрос, самостоятельная работа |
| составить деловую автобиографию | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
3. | Творческая автобиография. Практическое занятие | 2 | Опрос, практическая работа | Строить простое распространенное предложение; - простое предложение с однородными членами, сложное предложение | составить творческую автобиографию. | Видеоурок |
4. | Значение речи в жизни человека.
| 4 | Опрос, практическая работа | Союзы. Главные члены предложения | Виды речевой деятельности: написание, прочтение, проговаривание, прослушивание. | Таблицы, индивидуальные карты, словари. |
5. | Подготовленная и неподготовленная речь. | 2 | Беседа, опрос, самостоятельная работа | Многозначные и однозначные слова | Заполнение анкеты: С кем ты дома чаще всего беседуешь? С кем из одноклассников чаще всего общаешься? Можешь ли ты заговорить с незнакомым человеком? Что ты больше любишь (подчеркни нужное слово): читать или писать, говорить или слушать? Ты хороший рассказчик? Приемы подготовки развернутой речи - план: С кем ты будешь говорить? О чем? Что главное ты хочешь сказать? Составить письменную просьбу родным, чтобы они подарили тебе на день рождения ту вещь, о которой давно мечтаешь. | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
6 | Виды речевой деятельности по цели высказывания | 3 | Беседа, опрос, работа со словарем |
| Подбор из готового текста предложений по целям высказываний. Составление и запись предложений по цели высказывания. Составление сообщений по плану и самостоятельно. План: Речевая задача - зачем нужно это сообщение? (устно); Кому адресовано? (сверстнику или взрослому?) - обращение; Содержание сообщения; Подпись. Сфера применения: записка близким, объявление, письма. другу или родителям, поздравление, предупреждение, просьба. Составление письменных форм. |
|
7 | Краткая и распространенная речь | 1 | Беседа, опрос | Предложение. Простое и сложное. Простое распространенное и нераспространенное предложение | Приёмы построения краткой и распространённой речи. Порядок составления и записи записки, объявления, письма, сообщения. | Презентация. |
8 | Сочинение “Мой друг” Работа над ошибками
| 2 | Опрос, практическая работа |
| Сочинение «Мой друг» по ключевым словам: его зовут..., понимает с полуслова..., поможет ..., выручит..., веселый.. всегда вместе., и т.д |
|
9 | Вежливые слова. Обращение. Вводные слова |
3 | Беседа, опрос, самостоятельная работа (выполнение теста) | Обращение, вводные слова. Части речи. | Тест «Вежлив ли ты».Здороваешься ли ты с соседями по дому? Какими словами? Благодаришь ли ты членов семьи за еду, за заботу о | индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
10. | Правописание обращения, вводных слов.
| 1 | индивидуальные консультации |
| Значение толкового словаря. Правила работы с толковым словарем. Провести дифференциацию значения слов- синонимов по степени нарастания признака (действия): громадный, большой, огромный; грусть печаль, скорбь, тоска; приплелся, примчался, пришел и т.д | толковый словарь |
11. | Слово и его значение | 1 | Беседа, опрос | Слово и его значение. |
| Презентация. |
12 | Синонимы. Толковый словарь | 2 |
|
| Предложить работу по применению соответствующих слов в тексте: Я первым .... к финишу. На уроке труда мы испекли ... пирог. И т.д. Работа с деформированным текстом (поздравительной открытки, объявления, записки) с использованием на выбор слов для справок. |
|
13 | Контрольный диктант. Состав слова.
| 1 | Беседа, опрос, самостоятельная работа | Части речи. Способы образования новых слов. |
|
|
14 | Работа над ошибками. Корень, приставка, суффикс, окончание.
| 1 |
|
|
|
|
15 | Словообразование. | 1 |
| Состав слова. |
|
|
16 | Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов. | 1 | Опрос, практическая работа | Образование имен прилагательных от имен существительных и наоборот.Способы образования глаголов. | Расписка о получении чего-либо, обязательство о возврате чего-либо, расписка об отказе от при- вивки, госпитализации. | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
17 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова и на конце. | 3 | Словарный диктант, индивидуальные консультации | Непроизносимые согласные в корне слова.
| Работа с текстом: в инструкциях и полезных советах из справочной литературы по ведению домашнего хозяйства, по уходу за одеждой, обувью, по уходу за больным и т.д. подчеркнуть звонкую или глухую согласную, вставить пропущенную согласную или гласную букву. Подобрать проверочные слова. |
|
18 | Правописание приставок – без-бес, воз-вос, из-ис, раз-рас. Упражнения на закрепление.
| 3 | Беседа, опрос | Части речи. | Составление словосочетаний и предложений, наиболее часто встречающихся в деловом письме: прошу рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь, восстановить стаж работы, известить меня, расторгнуть договор и т.д. | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
19 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова и на конце. | 3 | Словарный диктант, опрос, индивидуальные консультации | Слово. Непроизносимые согласные. Способы проверки. | Закрепление и обобщение знаний по теме.Составление «гнезда» родственных слов. Разбор слов по составу. | индивидуальные карты |
20 | Упражнения на закрепление | 1 |
|
| самостоятельная работа |
|
21 | Ценные бумаги. Их виды. Сертификаты. Векселя. Акции. Чековые книжки | 3 | Беседа, опрос, самостоятельная работа |
|
| Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
22 | Сберегательные книжки. Облигации. Квитанции. Доверенность. Образцы доверенностей. Упражнения на закрепление. Заполнение бланков по коммунальным услугам. | 1 1 1 1
1 | Беседа, опрос, самостоятельная работа | Части речи. Имя существительное. | Работа с текстом. Значение сберегательных книжек, способы их заполнения. Заполнение квитанции на оплату коммунальных услуг. Что такое доверенность? Для чего она выдается? Оформление доверенности на получение денежных средств по образцу. |
|
23 | Телеграмма. | 1 | индивидуальные консультации |
|
|
|
24 | Имена собственные и нарицательные | 1 | Беседа, опрос | Части речи. Грамматические признаки имени существительного. |
| Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
25 | Письма. Виды писем. | 5 | Беседа, опрос, самостоятельная работа |
| составить письмо по образцу. | Письмо-запрос, письмо-просьба, письмо-подтверждение, письмо-напоминание, письмо-сообщение, письмо-поздравление, письмо-приглашение, письмо-благодарность, гарантийное письмо, письмо-соболезнование |
26 | Имя прилагательное. | 2 | Беседа, опрос, самостоятельная работа | Части речи | Виды письменных работ: ” Кто больше придумает признаков хорошей погоды; объяснить значение словосочетания: сырая земля, сырое мясо, золотые руки, золотое сердце, железная дисциплина, железные ворота, собачий холод, собачья конура, волчий аппетит, волчья нора, оптовая торговля, розничная торговля, коммунальные платежи и т.д.; | презентация |
27 | Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. | 1 |
| Части речи |
| тесты |
28 | Письма в художественной литературе русских писателей | 2 | беседа, опрос, выразительное чтение |
| А.С. Пушкин “Евгений Онегин” Письмо Татьяны. Анализ | презентация |
29 | Обзорное ознакомление с биографией и творчеством В.М. Шукшина. | 4 | Беседа, опрос, самостоятельная работа по карточкам. |
| Образы земли (описание) в произведении В.М. Шукшина «Калина красная» |
|
30 | А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. | 2 |
|
| Описание характеров человека в произведении : “Пересолил”. |
|
31 | Глагол. | 1 | Беседа, опрос, | Части речи. | составление по опорным словам правил личной гигиены, правил ухода за больным дома, памятки собирающемуся в путешествие и т.п.;
| Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
32 | Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. | 1 | беседа, опрос, самостоятельная работа | Части речи. | составление ряда слов от неопределенной формы глагола для выражения просьбы, побуждения, совета. Например, написать - напиши - напишите, позвонить - позвони - позвоните. Составление предложений с употреблением повелительного наклонения и вежливых слов. |
|
33 | Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 | Беседа, опрос, самостоятельная работа | Части речи. | описание действий при оформлении подписки на газеты и журналы на почте, при отправлении бандероли; » составление правил пожарной безопасности при пользовании электро или газовой плитой, правил безопасного поведения на улице с употреблением частицы не.
| Презентация. |
34 | Правописание глаголов совершенного несовершенного вида. | 1 | Беседа, опрос, | Части речи. | работа с текстом |
|
35 | Повелительная форма глагола. Правописание частицы не глаголами | 1 | Беседа, опрос, самостоятельная работа | Части речи Частица |
| Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
36 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 2 | Диктант, индивидуальные консультации |
|
|
|
37 | Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные. | 1 | беседа, опрос, | Порядковые и количественные числительные. Употребление таких форм числительных как оба и обе. | Выполнение упражнений на понимание (уточнение) смысла сочетания имен числительных с именами существительными, которые связаны с выражением точного и приблизительного времени суток с с обозначением по часам, например, точное время: семь часов сорок пять минут, приблизительное время: около восьми часов, девяносто пять сантиметров или около метра, с выражением точного и приблизительного количества чего-нибудь. Формировать умение обозначать календарные даты, возраст, трудовой стаж и другие автобиографические данные, с употреблением слов...год,... лет. | Презентация. Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
38 | Местоимение. Роль местоимения в речи. Деловое письмо. Объяснительная записка. | 1
| Беседа, опрос, практическая работа |
| Служебные записки неофициального характера: объяснительная записка, сообщение, постановка в известность начальства о чем-либо. |
|
39 | Лирика А.С. Пушкина | 2 |
|
| Работа с текстами произведений. Найти прилагательные, определить их значение. Выучить стихотворение наизусть. | Аудиозапись А.С. Пушкина |
40 | С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. С. Есенин «Задремали звѐзды золотые…» (наизусть) | 3 |
|
| Чтение стихотворения наизусть |
|
41 | А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества | 2 |
|
| Составить план пересказа жизни и творчества писателя. |
|
42 | Наречие. | 1 | Беседа, опрос | Части речи. | Значение наречий. употребление и правописание наречий в тексте. Работа с текстом . | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
43 | Лирика М.Ю. Лермонтова. | 2 |
|
| Работа с текстами произведений. Найти прилагательные, определить их значение. Выучить стихотворение наизусть. | Аудиозапись М.Ю. Лермонтова |
44 | Разговорный стиль, научный стиль, деловой стиль, книжный стиль, (публицистический) стиль.. | 2 | Беседа, опрос, |
| Устойчивая речевая формула ввода информации: «ставлю Вас в известность...,» «прошу принять решение ...», «прошу рассмотреть мое заявление о ...», «прошу принять приглашение на ...». Устойчивая этикетная форма обращения, приветствия, прощания, поздравления и т.п.: «Уважаемые друзья», «Имею честь представить Вам», «Всегда к Вашим услугам». | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
45 | Фразы — клише деловой устной речи.
| 1 |
| Части речи | Фразы — клише деловой письменной речи. Составление заявлений с использованием фраз — клише. Правописание вежливых форм. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
46 | Л.Н. Толстой | 2 |
|
| Рассказы, анализ художественного произведения |
|
47 | А.С. Пушкин. Биография. | 2 | Беседа, опрос, |
| Сравнение творческой биографии с личной. Составить творческую биографию писателя. | Таблицы, индивидуальные карты, словари, рабочие тетради |
48 | М.А. Шолохов. «Судьба человека» (Отрывки в сокращении) | 4 |
|
| Образ главного героя | видеопрезентация |
49 | Сказки. Литературные приемы в народных сказках. Сказки волшебные, бытовые, о животных. | 3 |
|
| Выразительное чтение. | Презентация. |
50 | Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» | 4 |
|
| Обзорное ознакомление с повестью и творчеством Н.В. Гоголя. | Видеопрезентация |
51 | Итоговый контрольный диктант. Подведение итогов за год. | 2 | Диктант, индивидуальные консультации |
|
|
|
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для оценки достижений планируемых результатов используется следующая система:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
8. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Учебники:
1. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2013
2. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2013
Методические пособия:
1)Программа «Деловое и творческое письмо» 10-11 классы С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006
2) А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002
3).А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004
4) Программа «Русский (родной) язык» В.В. Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: Владос, 2000
5) Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.
6) С.Ю. Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006
7) А.В. Прудникова «Виды работ по развитию речи», Москва: Учпедгиз, 1965
8) Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001
9) «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006
10) Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» 5-8 классы. Пособие для учителей, Москва: «Просвещение», 1970
11) С.Н. Комская, Г.В. Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.
. 12) Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:»ВЛАДОС», 1999.
13.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1965.
14).Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.
15).»Игровые технологии на уроках русского языка. 5-11 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
16) Поваляев М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.- Ростов: Феникс, 2006.