Планируемые результаты.
6 класс. Живые организмы.
Обучающийся научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; • осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии
Обучающий получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
Содержание курса для 6 класса.
Основные свойства живых организмов.
Многообразие живых организмов. Свойства живых организмов(структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Химический состав клеток.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Строение растительной и животной клеток.
Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка.Различия в строении растительной и животной клетки. Клеточные и неклеточные формы жизни. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра ,цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Микроскопическое строение растений. Разнообразие растительных клеток.
Деление клетки. Деление — важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Ткани организмов. Разнообразие растительных клеток.Ткани растений.их многообразие, значение, особенности строения. Растительные ткани и органы растений. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа
«Ткани растений»;
«Ткани животных»;
Органы и системы органов
Растение – целостный организм (биосистема). Понятие «орган». Органы цветкового растения. Вегетативные и генеративные органы.Корень .Внешнее строение и значение корня. Зоны корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Значение корня.Побег.Строение побега. Генеративные и вегетативные побеги. Видоизмененные побеги.Почки.Почка - зачаточный побег. Вегетативные и генеративные почки.Стебель . Строение и значение стебля. Передвижение веществ по стеблю.Микроскопическое строение стебля. Лист. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Микроскопическое строение листа. Простые и сложные листья.Цветок.Строение и значение цветка. Околоцветник, тычинки, пестики. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов.
Распространение плодов.
Семя. Строение семени. Строение семян однодольного и двудольного растений. Жизненные формы растений. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа
«Изучение органов цветкового растения»
«Изучение семян однодольных и двудольных растений» 3.«Изучение строения органов у животных»
Жизнедеятельность организмов.
Процессы жизнедеятельности растений. Сущность понятия «питание».Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ.Космическая роль зеленых растений. Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Лабораторная работа«Выявление роли света и воды в жизни растений». Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.Дыхание прорастающих семян, дыхание корней. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Передвижение веществ в организме.
Транспортвеществ.Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Движения.Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторная работа «Выявление передвижения воды и минеральных веществ в организме». Лабораторная работа «Строения клеток крови лягушки и человека».
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Опорные системы
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения млекопитающего» Движение
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторная работа «Наблюдение за поведением животных – за движением инфузории –
туфельки и дождевого червя».
Регуляция процессов жизнедеятельности
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения.
Рефлекс,инстинкт.Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.Ростовые вещества растений.
Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения.Бесполое размножение животных(деление простейших, почкование гидры).Вегетативное размножение растений.Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.Половое размножение растений.Оплодотворение цветковых растений. Образование плодов и семян. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.
Рост и развитие
Рост, развитие и размножение растений.Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян.Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника).Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм и среда.
Среда обитания. Факторы среды.Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.Взаимосвязи живых организмов.
Природные сообщества. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания.
Календарно-тематическое планирование.6 класс.
№
| Тема
| Колво часов | Дата проведения | |
По плану | Факт. | |||
1. | Основные свойства живых организмов. Многообразие живых организмов. Свойства живых организмов(структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 1 | 6.09 | |
2. | Химический состав клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. | 1 | 13.09 | |
3. | Входная контрольная работа | 1 | 20.09 | |
4. | Строение растительной и животной клеток. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка.Различия в строении растительной и животной клетки. Клеточные и неклеточные формы жизни. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра,цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Микроскопическое строение растений. Разнообразие растительных клеток. | 1 | 27.09 | |
5. | Деление клетки. Деление — важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение. | 1 | 4.10 | |
6. | Ткани растений и животных Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Ткани организмов. Разнообразие растительных клеток.Тканирастений.их многообразие, значение, особенности строения. | 1 | 11.10 | |
| Растительные ткани и органы растений.Лабораторная работа " Ткани растений". |
|
|
|
7. | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа "Ткани животных". Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 18.10 | |
8. | Органы и системы органов Растение – целостный организм (биосистема). Понятие «орган». Органы цветкового растения. Вегетативные и генеративные органы.Корень .Внешнее строение и значение корня. Зоны корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Значение корня.Лабораторная работа «Изучение органов цветкового растения». | 1 | 25.10 | |
9. | Побег.Строение побега. Генеративные и вегетативные побеги. Видоизмененные побеги.Почки.Почка - зачаточный побег. Вегетативные и генеративные почки.Стебель. Строение и значение стебля. Передвижение веществ по стеблю.Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Лист. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Микроскопическое строение листа. Простые и сложные листья. | 1 | 8.11 | |
10. | Цветок.Строение и значение цветка. Околоцветник, тычинки, пестики. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Семя. Строение семени. Строение семян однодольного и двудольного растений.Лабораторная работа «Изучение семян однодольных и двудольных растений».Жизненные формы растений. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. | 1 | 15.11 | |
11. | Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная. | 1 | 22.11 | |
12. | Основные системы органов: опорнодвигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторная работа | 1 | 29.11 | |
| «Изучение строения органов у животных». |
|
|
|
13. | Жизнедеятельность организмов. Процессы жизнедеятельности растений. Сущность понятия «питание». Космическая роль зеленых растений.Лабораторная работа «Выявление роли света и воды в жизни растений». | 1 | 6.12 | |
14. | Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ.
| 1 | 13.12 | |
15. | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. | 1 | 20.12 | |
16. | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | 1 | 27.12 | |
17. | Дыхание Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.Дыхание прорастающих семян, дыхание корней. | 1 | 10.01 | |
18. | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | 1 | 17.01 | |
19. | Передвижение веществ в организме.Транспортвеществ.Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Движения.Лабораторная работа «Выявление передвижения воды и минеральных веществ в организме» | 1 | 24.01 | |
20. | Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Лабораторная работа « Строение клеток крови лягушки и человека». | 1 | 31.01 | |
21. | Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. | 1 | 7.02 | |
| Выделение у растений.Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. |
|
|
|
22. | Обмен веществ и энергии.
| 1 | 14.02 | |
23. | Опорные системы Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Лабораторная работа «Изучение внутреннего строения млекопитающего». | 1 | 21.02 | |
24. | Движение Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторная работа «Наблюдение за поведением животных – за движением инфузории – туфельки и дождевого червя». Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | 28.02 | |
25. | Регуляция процессов жизнедеятельности.Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. | 1 | 7.03 | |
26. | Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | 1 | 14.03 | |
27. | Ростовые вещества растений. | 1 | 21.03 | |
28. | Размножение.Биологическое значение размножения. Виды размножения.Половое размножение организмов. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 1 | 4.04 | |
29. | Бесполое размножение животных(деление простейших, почкование гидры).Особенности полового размножения животных. | 1 | 11.04 | |
30. | Вегетативное размножение растений.Половое размножение растений.Оплодотворение цветковых растений. Образование плодов и семян.Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. | 1 | 18.04 | |
31. | Рост и развитие. Рост, развитие и размножение растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в | 1 | 25.04 | |
| жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника).Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. |
|
|
|
32. | Организм и среда.Среда обитания. Факторы среды.Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. | 1 | 2.05 | |
33. | Природные сообщества. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания. | 1 | 9.05 | 16.05 |
34. | Промежуточная аттестационная работа | 1 | 23.05 | |
35. | Работа над ошибками.Обобщение. | 1 | 31.05 | |
Итого: | 35 | 35 | | |