Муниципальное образование город Приморско-Ахтарск Краснодарского края
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
__Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
______средняя общеобразовательная школа № 18_______________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «____» августа 2018 года протокол № 1
Председатель
_____________ Бурун М.Н.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебно-исследовательской и проектной деятельности
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) _основное общее образование 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов __34 ч__
Учитель Сергеева Светлана Александровна
Программа разработана на основе примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Целью программы курса «Основы проектной деятельности» является формирование
основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной деятельности посредством метода проектов.
Образовательные задачи:
сформировать систему базовых знаний по созданию исследовательского проекта;
научить составлять план и осуществлять деятельность по решению заданной проблемы с помощью учителя, самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности;
привить навык использования информационных источников и средств ИКТ при выполнении индивидуальных или коллективных проектов и в учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать уважение к значимым общечеловеческим ценностям (социальному партнерству, толерантности, диалогу);
воспитывать способность к методической работе и самоорганизации.
Развивающие задачи:
развивать гибкость и оригинальность мышления;
развивать коммуникативные навыки,
развить гибкую самооценку.
Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Курс основы проектной деятельности на ступени основного общего образования направлен на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Программа имеет интеллектуально - познавательное направление.
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение данного курса отводится 34 часа
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения является урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.
Технологии обучения.
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как: здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Самостоятельная работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт.
Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
Самостоятельная и коллективная деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Виды и формы и методы контроля
Формой оценки достижения результатов освоения программы является выполнение реферата и презентация проектного продукта.
Формы контроля: индивидуальный контроль.
Методы: устный опрос, самостоятельная, практическая работы, тестирование, оформление паспорта проекта защита проекта
Результаты обучения: приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Курс «Основы проектной деятельности» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей: «От проблемы к цели», «Работа с информационными источниками», «Создание публикаций», «Использование ИКТ в работе над проектом», «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление», «Анализ результатов работы».
Учебный модуль «От проблемы - к цели» нацелен не на освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.
Направление работы учителя определяется психолого-педагогическими особенностями возраста подростков 9 классов и имеет целью формирование умений работать над проблемой.
Учебный модуль «Работа с информационными источниками» предназначен не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для решения проблемы.
Учебный модуль «Создание публикаций» помогает учащимся разобраться с видами публикаций, научиться грамотно их составлять и оформлять.
Учебный модуль «Использование ИКТ в работе над проектом» позволяет сформировать пользовательские навыки, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы.
Учебный модуль «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление» развивает у учащихся навыки самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете. Это способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
Учебный модуль «Анализ результатов работы» предназначен для формирования у учащихся умений оценивать результат и процесс своей деятельности. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Краткое содержание курса.
Введение в образовательную программу
Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды проектов;
- классификацию проектов
- особенности и структуру информационного проекта.
От проблемы - к цели
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.
«Дневник исследователя».Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.
Практическая работа № 1 Составление дневника исследования.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- методы анализа проблемной ситуации,
- методы постановки цели, формирования задач.
Уметь:
формулировать цель на основании заданной проблемы;
выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги) для достижения поставленной цели;
Работа с информационными источниками
Виды информационных источников.Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
виды информационных источников;
способы обработки информации;
виды публикаций;
Уметь:
пользоваться различными видами информационных источников;
искать информацию по заданному параметру;
сопоставлять информацию из разных источников;
Создание публикаций
Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.
Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.
Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.
Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.
Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.
Практическая работа№ 2 Составление тезисов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
виды публикаций;
основные правила написания реферата и тезисов;
- требования к оформлению реферата;
- критерии оценивания реферата.
Уметь:
оформлять продукт исследовательской деятельности в форме реферата;
- составлять тезисы.
Представление информации
Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок
Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.
Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
нормы публичного выступления;
методы оформления портфолио, ссылок.
Уметь:
- оформлять портфолио;
- оформлять ссылки и численные данные.
Презентация продукта.
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.
Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Представление работ.
Практическая работа № 3 Составление вопросов к реферату.
Конференция.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- формы передачи информации;
- допустимые речевые обороты;
- методы привлечения внимания в аудитории.
Уметь:
- составлять текст к публичному выступлению;
- составлять вопросы к реферату;
- создавать статичную презентацию в качестве поддержки к выступлению
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- способы оценивания проекта.
Уметь:
оценивать сильные и слабые стороны проекта на основании известных характеристик.
III . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в образовательную программу | Тема 1. Из истории метода проетов Тема2. Что такое «проектная деятельность»? Тема 3. Виды проектов и их особенности. Тема 4 Классификация проектов | 4 |
2 | От проблемы - к цели | Тема 1. Постановка проблемы. Тема 2. Выбор темы информационного проекта Тема 3. Целеполагание. Тема 4. Планирование деятельности. Тема 5. «Дневник исследователя»
| 5 |
5 | Работа с информационными источниками | Тема 1. Виды информационных источников Тема 2. Работа с каталогами Тема 3. Работа со справочной литературой Тема 4. Использование электронных энциклопедий, Тема 5. Работа со статистическим материалом
| 5 |
4 | Создание публикаций | Тема 1. Виды публикаций Тема 2. Реферат. Структура реферата. Тема 3. Оформлению реферата. Тема 4. Критерии оценивания реферата. Тема 5. Тезисы. | 5 |
5 | Представление информации | Тема 1. Оформление портфолии Тема 2. Содержание информации Тема 3. Оформление ссылок Тема 4 Библиографические правила цитирование источников Тема 5 Дизайн информации | 5 |
6 | Презентация продукта.
| Тема 1. Формы презентации Тема 2. Составление текста к публичному выступлению. Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим. Тема 4. Допустимые речевые обороты Тема 5. Методы привлечения внимания в аудитории Тема 6. Работа с вопросами Тема 7. Публичное выступление. Представление работ. | 7 |
7 | Анализ результатов работы | Тема 1. Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания работ. Тема 2. Кретерии и процедура оценивания. Тема 3. Оценка. Самооценка.
| 3 |
| Итого |
| 34 |
V . ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч. – 1999. – №6. – С.90-94.
Левина О.Г. Организация научно - исследовательской деятельности. Методическое пособие для учащихся.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2003.-16с.
Для реализации программы «Основы проектной деятельности» необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, медиапроектор, классная доска, мел. | -Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет - Диагностические методики для определения уровня сформированности ключевых компетенций. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики МАОУСОШ № 18 от «30» августа 2018 г. № 1 _____________________ / ___________________/ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ____________________ /Н.Г.Падалка_/ От «30» августа 2018 г.
| |
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_____________ ПадалкаН.Г.
подпись зам.директора по УР Ф.И.О.
«30» августа 2018 года
Муниципальное образование город Приморско-Ахтарск Краснодарского края
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
__Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
______средняя общеобразовательная школа № 18_______________
(наименование образовательной организации)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебно-исследовательской и проектной деятельности
(указать предмет, курс)
Класс 9
Учитель ______________Сергеева Светлана Александровна_______________
Количество часов: всего ____34_____ часов; в неделю ____1____ часов;
Планирование составлено на основе:
рабочей программы по информатике Сергеевой С.А., утвержденной решением педсовета от 30.08.2018, Пр.№1
В соответствии с ФГОС основного общего образования
(ФГОС начального, основного общего образования/ФКГОС-2004)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Материально-техническое оснащение | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
Введение в образовательную программу | ||||||
| Из истории метода проектов | 1 | |
| презентация | Освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем. |
| Что такое «проектная деятельность»? | 1 | |
| видео урок | |
| Виды проектов и их особенности. | 1 | |
| видео урок | |
| Классификация проектов | 1 | |
| видео урок | |
От проблемы - к цели | ||||||
| Постановка проблемы. | 1 | |
| презентация | Выработка навыков поиска информации в справочной литературе получение опыта поиска информации, необходимой для решения проблемы |
| Выбор темы информационного проекта | 1 | |
| презентация | |
| Целеполагание. | 1 | |
| | |
| Планирование деятельности. | 1 | |
| | |
| «Дневник исследователя» | 1 | |
| работа с дневником | |
Работа с информационными источниками | ||||||
| Виды информационных источников | | |
| интернет ресурсы | Формирование пользовательских навыков, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы. |
| Работа с каталогами | | |
| библиотечный каталог | |
| Работа со справочной литературой | | |
| справочная литература | |
| Использование электронных энциклопедий, | | |
| компьютер, интернет | |
| Работа со статистическим материалом | | |
| | |
Создание публикаций | ||||||
| Виды публикаций | | |
| презентация | Формирование умений написания реферата и тезисов по правилам знание критериев оценивания реферата. |
| Реферат. Структура реферата. | | |
| презентация | |
| Оформлению реферата. | | |
| презентация | |
| Критерии оценивания реферата. | | |
| презентация | |
| Тезисы. | | |
| презентация | |
Представление информации | ||||||
| Оформление портфолио | | |
| работа с портфолио | Формирование пользовательских навыков функциональной грамотности; умений представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм, оформление числовых данных. |
| Содержание информации | | |
| компьютер, интернет | |
| Оформление ссылок | | |
| компьютер, интернет | |
| Библиографические правила цитирование источников | | |
| презентация | |
| Дизайн информации | | |
| компьютер, интернет | |
Презентация продукта. | ||||||
| Формы презентации | | |
| компьютер, интернет, презентация, работа над проектом | Развитие навыков самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете; формирование коммуникативной компетенции. |
| Составление текста к публичному выступлению. | | |
| ||
| ЧТО и КАК мы говорим. | | |
| ||
| Допустимые речевые обороты | | |
| ||
| Методы привлечения внимания в аудитории | | |
| ||
| Работа с вопросами | | |
| ||
| Публичное выступление. Представление работ. | | |
| ||
Анализ результатов работы | ||||||
| Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания работ. | | |
| | Формирование умений оценивать результат и процесс своей деятельности; анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин, формирование оценки (самооценки) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме. |
| Кретерии и процедура оценивания. | | |
| | |
| Оценка. Самооценка. | | |
| |