Пояснительная записка
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2020 г. №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов Новошахтинской школы-интерната на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта примерной программы по предметам «Технология» для учащихся 5-8 классов, М.: Просвещение, 2010 год, авторской программы по предмету «Технология» для учащихся 5-8 классы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2014;
Для реализации программы используется учебник для общеобразовательных учреждений Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко «Технология. Технология ведения дома» 8 класс. (М.: Вентана-Граф) и рабочей тетради Н.В. Синицы, входящих в образовательную систему «Алгоритм успеха».
Для практических работ на уроках технологии используется кабинет технологии.
Программа рассчитана на 2 часа – федеральный компонент.
Цели изучения предмета технология:
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
овладение безопасными приемами труда, общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам труда;
получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи учебного курса:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-смысловой, проектно - исследовательской).
Планируемые результаты изучения учебного курса технологии в 8 классе
Личностные:
Учащиеся научатся:
проявлению познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивации учебной деятельности;
смыслообразованию (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
развитию трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
реализации творческого потенциала в духовной и предметно-практической деятельности;
готовности к самостоятельным действиям;
Учащийся получит возможность научиться:
выражению желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
овладению установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
оцениванию умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
рациональному ведению домашнего хозяйства;
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- умению самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- умению оценивать правильность выполнения учебной задачи и оценивать собственные возможности ее решения;
-владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
- умению самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- смысловму чтению;
- развитию мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Учащийся получит возможность научиться:
- умению определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- формированию и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащийся получит возможность научиться:
- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметными результатами освоения технологии в 8 классе являются:
Учащиеся научатся:
- построению двух-трёх вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотношения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям, их востребованностью на региональном рынке труда;
- планированию и выполнению учебных технологических проектов (выявлять и формулировать проблему);
- обосновывать цель проекта, сущность итогового продукта или желаемого результата;
- планировать этапы выполнения работ;
- контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации;
- готовить пояснительную записку к проекту;
- оформлять проектные материалы;
- представлять проект к защите.
Учащийся получит возможность научиться:
- планировать профессиональную карьеру;
- рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
- ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
- оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности;
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке;
- разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Содержание курса технологии 8 класса
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (1 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о проектно деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.
БЮДЖЕТ СЕМЬИ (14ч)
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Лабораторно-практические работы
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи.
Исследование сертификата соответствия и штрихкода. Исследование возможностей для бизнеса.
ТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА(7 ч)
ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА
Основные теоретические сведения
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
Основные теоретические сведения
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Лабораторно-практические работы
Изучение конструкции элементов водоснабжения и канализации.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА (32 ч)
Основные теоретические сведения
Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств. Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение их срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.
Лабораторно-практические работы
Разработка плаката по электробезопасности. Дом будущего
СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (14 ч)
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда. Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Вы бор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии.
Лабораторно-практические работы
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи, анализ потребностей членов семьи, исследование сертификата соответствия и штрихкода, исследование возможностей для бизнеса, изучение конструкции элементов водоснабжения и канализации,
анализ мотива своего профессионального выбора.
График выполнения практической части программы.
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | |
Практические работы
| Тестирование Защита проектов | |||
1. | Творческий проект | 1 | - | - |
2. | Бюджет семьи | 14 | 8.09 22.09 6.10 | - |
3. | Технология домашнего хозяйства | 7 | 27.10 24.11 22.12 | - |
4. | Электротехника | 32 | 19.01 26.01 16.02 2.03 30.03 | 8.12 |
5. | Современное производство и профессиональное самоопределение | 14 | 17.04 24.04
| 25.05 |
Календарно-тематическое планирование 2020-2021 уч.год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факт | |||
1. | Вводный инструктаж. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. | 1 | 1.09 |
|
2. | Способы выявления потребностей семьи. | 1 | 1.09 |
|
3. | ЛПР №1 «Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи» | 1 | 8.09 |
|
4. | ЛПР №1 «Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи» | 1 | 8.09 |
|
5. | Технология построения семейного бюджета. | 1 | 15.09 |
|
6. | Технология построения семейного бюджета. | 1 | 15.09 |
|
7. | ЛПР№ 2 «Анализ потребностей членов семьи» | 1 | 22.09 |
|
8. | ЛПР№ 2 «Анализ потребностей членов семьи» | 1 | 22.09 |
|
9. | Технология совершения покупок. | 1 | 29.09 |
|
10. | Технология совершения покупок. | 1 | 29.09 |
|
11. | ЛПР №3 «Исследование сертификата соответствия и штрихкода» | 1 | 6.10 |
|
12. | ЛПР №3 «Исследование сертификата соответствия и штрихкода» | 1 | 6.10 |
|
13. | Способы защиты прав потребителей. | 1 | 13.10 |
|
14. | Способы защиты прав потребителей. | 1 | 13.10 |
|
15. | Технология ведения бизнеса. | 1 | 20.10 |
|
16. | Как зарегистрировать предприятие и планировать бизнес. | 1 | 20.10 |
|
17. | ЛПР №4 «Исследование возможностей для бизнеса» | 1 | 27.10 |
|
18. | ЛПР №4 «Исследование возможностей для бизнеса» | 1 | 27.10 |
|
19. | Инженерные коммуникации в доме. | 1 | 10.11 |
|
20. | Система безопасности жилища | 1 | 10.11 |
|
21. | Системы водоснабжения | 1 | 17.11 |
|
22. | Системы канализации. | 1 | 17.11 |
|
23. | ЛПР№5 «Изучение конструкции элементов водоснабжения и канализации» | 1 | 24.11 |
|
24. | ЛПР№5 «Изучение конструкции элементов водоснабжения и канализации» | 1 | 24.11 |
|
25. | Электрический ток и его использование. | 1 | 1.12 |
|
26. | Электрические цепи. | 1 | 1.12 |
|
27. | Потребители и источники электроэнергии. | 1 | 8.12 |
|
28. | Тестирование, выполнение разноуровневых заданий. | 1 | 8.12 |
|
29. | Анализ тестирования. | 1 | 15.12 |
|
30. | Электроизмерительные приборы. | 1 | 15.12 |
|
31. | ЛПР№6 «Изучение домашнего электросчётчика в работе» | 1 | 22.12 |
|
32. | ЛПР№6 «Изучение домашнего электросчётчика в работе» | 1 | 22.12 |
|
За первое полугодие 32 ч |
| |||
33. | Организация рабочего места для электромонтажных работ | 1 | 12.01 |
|
34. | Правила безопасной работы. | 1 | 12.01 |
|
35. | ЛПР№7 «Сборка электрической цепи и изготовление пробника» | 1 | 19.01 |
|
36. | ЛПР№7 «Сборка электрической цепи и изготовление пробника» | 1 | 19.01 |
|
37. | ЛПР№8 «Сборка разветвлённой электрической цепи» | 1 | 26.01 |
|
38. | ЛПР№8 «Сборка разветвлённой электрической цепи» | 1 | 26.01 |
|
39. | Электрические провода. | 1 | 2.02 |
|
40. | Соединение электрических проводов. | 1 | 2.02 |
|
41. | Технология паяния. | 1 | 9.02 |
|
42. | Монтаж электрической цепи | 1 | 9.02 |
|
43. | ЛПР№9 «Сращивание одно- и многожильных проводов и их изоляция» | 1 | 16.02 |
|
44. | Т/п «Разработка плаката по электробезопасности» | 1 | 16.02 |
|
45. | Защита т/п «Разработка плаката по электробезопасности» | 1 | 2.03 |
|
46. | ЛПР№10 «Оконцевание проводов» | 1 | 2.03 |
|
47. | Электроосветительные приборы | 1 | 9.03 |
|
48. | ЛПР№11 «Проведение энергетического аудита школы» | 1 | 9.03 |
|
49. | ЛПР№11 «Проведение энергетического аудита школы» | 1 | 16.03 |
|
50. | Бытовые электронагревательные приборы. | 1 | 16.03 |
|
51. | Цифровые приборы | 1 | 30.03 |
|
52. | ЛПР№12 «Сборка и испытание термореле-модели пожарной сигнализации» | 1 | 30.03 |
|
53. | Выбор и обоснование т/п «Дом будущего» | 1 | 6.04 |
|
54. | Защита т/п «Дом будущего» | 1 | 6.04 |
|
55. | Профессиональное образование. | 1 | 13.04 |
|
56. | Классификация профессий. | 1 | 13.04 |
|
57. | Профессиограмма и психограмма профессии. | 1 | 20.04 |
|
58. | ЛПР№13 «Составление профессиограммы» | 1 | 20.04 |
|
59. | ЛПР№13 «Составление профессиограммы» | 1 | 27.04 |
|
60. | Внутренний мир человека. Профессиональное самоопределение. | 1 | 27.04 |
|
61. | ЛПР№14 «Определение уровня своей самооценки» | 1 | 4.05 |
|
62. | ЛПР№15 «Определение своих склонностей» | 1 | 4.05 |
|
63. | Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении | 1 | 11.05 |
|
64. | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | 1 | 11.05 |
|
65. | Выбор профессии | 1 | 18.05 |
|
66. | ЛПР№16«Анализ мотива своего профессионального выбора» | 1 | 18.05 |
|
67. | ЛПР№16«Анализ мотива своего профессионального выбора» | 1 | 25.05 |
|
68 | Итоговое тестирование | 1 | 25.05 |
|
За второе полугодие 36 ч Всего за год 68 ч |
|
|
|
16