| РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №___ От «___»__.2024г Руководитель МО ________________ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ Г.О.Эбасан «___»____.2024г | УТВЕРЖДЕНО и.о.директора МБОУ «Зуйская СШ №2 им.С.Сеитвелиева» ______А.Ю.Мустафаева «____» _____.2024г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зуйская средняя школа №2 им.С.Сеитвелиева»
Белогорского района Республики Крым
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«В мире крымскотатарского языка»
(ФГОС СОО)
11 класс
гуманитарный профиль
2024-2025 учебный год
Количество часов- 11 кл.- 34 ч.
Составитель:
Сулейманова Асие Меметовна
учитель крымскотатарского языка
и литературы
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Крымскотатарский язык и литература» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, Примерной программы
«Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, одобренного на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 20.05.2015 года, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа предназначена для изучения крымскотатарского языка как языка межнационального общения Республики Крым.
Рабочая программа по крымскотатарскому языку для 11 класса предусматривает изучение – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - участие в школьном самоуправлении и общественно жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
осознание возможностей самореализации средствами не родного языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
Метапредметными результатами являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении крымскотатарским языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в крымскотатарском языке;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков крымскотатарского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц знание основных способов словообразования;
понимание и использование явлений многозначности слов крымскотатарского языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;
Социокультурная компетенция:
знание употребительной фоновой лексики и реалий крымскотатарского языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымскотатарского народа (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях русского и крымскотатарского языка; - понимание роли владения не родным языком в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
В.В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями крымскотатарского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
Г.В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на крымскотатарском языке;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д.В трудовой сфере:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е.В физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметное содержание речи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы в различное время года.
Мир профессии. Проблемы выбора профессии.
Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Россия и Крым их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности:
индивидуальная работа;
фронтальная работа;
групповая форма работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема уроков | Кол-во часов |
| Введение. Крымскотатарский язык - язык крымскотатарского народа. | 1 |
| Крым и крымские татары. История символов: гимн, герб, флаг. | 1 |
| Моя семья. Родственники. | 1 |
| Профессии. Профессии родителей. | 1 |
| Составление рассказа о себе. | 1 |
| Взаимоотношения в семье. Приветствие, нормы этикета, этики. | 1 |
| Питание. Продукты питания. | 1 |
| Блюда в России и в Крыму. | 1 |
| Твёрдые и мягкие гласные звуки. | 1 |
| Специфические буквы Къ, Гъ, Нъ, Дж. | 1 |
| Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 1 |
| Отдых и досуг. Виды отдыха и занятий. | 1 |
| Мир профессии. Проблемы выбора профессии. | 1 |
| Здоровый образ жизни. | 1 |
| Свободное время. Каникулы. | 1 |
| Природа Крыма. | 1 |
| Погода. Природные явления. | 1 |
| Времена года. Стихи о времени года. | 1 |
| Дни недели. Месяцы. | 1 |
| Народные праздники: Хыдырлез, Наврез. | 1 |
| Ораза байрам, Къурбан байрам. | 1 |
| Выдающиеся люди крымскотатарского народа. | 1 |
| Единственное и множественное число имен существительных. | 1 |
| Крымскотатарская легенда «Арзы къыз» | 1 |
| Глагол. | 1 |
| Прилагательное. | 1 |
| Местоимение. Личные местоимения. | 1 |
| Числительное | 1 |
| Домашние и дикие животные. | 1 |
| Стихи о Родине. | 1 |
| Россия и Крым их географическое положение, столицы и крупные города | 1 |
| Родное село. | 1 |
| Крымскотатарские обычаи. Стихотворение «Саба дуасы» | 1 |
| Повторение | 1 |
| Итого: 34 часа |
|


Рабочая программа по родному (крымскотатарскому языку) 