РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №___ От «___»__.2024г Руководитель МО ________________ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ Г.О.Эбасан «___»____.2024г | УТВЕРЖДЕНО и.о.директора МБОУ «Зуйская СШ №2 им.С.Сеитвелиева» ______А.Ю.Мустафаева «____» _____.2024г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зуйская средняя школа №2 им.С.Сеитвелиева»
Белогорского района Республики Крым
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«В мире крымскотатарского языка»
(ФГОС СОО)
11 класс
гуманитарный профиль
2024-2025 учебный год
Количество часов- 11 кл.- 34 ч.
Составитель:
Сулейманова Асие Меметовна
учитель крымскотатарского языка
и литературы
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программапо внеурочной деятельности «Крымскотатарский язык и литература» разработана на основе Федерального государственного стандарта основногообщего образованияс учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразования,Примернойпрограммы
«Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, одобренного на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 20.05.2015 года, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа предназначена для изучения крымскотатарского языка как языка межнационального общения Республики Крым.
Рабочая программа по крымскотатарскому языку для 11 класса предусматривает изучение –34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностнымирезультатамиявляются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базеориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - участие в школьном самоуправлении и общественно жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
осознаниевозможностейсамореализациисредстваминеродного языка;
- стремлениексовершенствованиюречевойкультурывцелом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
Метапредметнымирезультатамиявляются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументироватьи отстаивать своё мнение;
-умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации:дляотображениясвоихчувств,мыслейипотребностей,планированияирегуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
развитиеуменияпланироватьсвоёречевоеинеречевое поведение;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Предметнымирезультатамиявляются:
А.Вкоммуникативнойсфере(т.е.владениикрымскотатарскимязыкомкаксредствомобщения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Вговорении:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказыватьосебе, своейсемье,друзьях,своихинтересахи планахна будущее;
сообщатькраткиесведенияосвоёмгороде/селе,освоейстранеистранахизучаемого языка;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
Ваудировании:
восприниматьнаслухиполностьюпониматьречьучителя,одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи(сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
Вчтении:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разныхжанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
уметьоцениватьполученнуюинформацию,выражатьсвоёмнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
Вписьменной речи:
заполнятьанкетыиформуляры;
писатьпоздравления,личныеписьмасопоройнаобразецсупотреблениемформулречевого этикета, принятых в крымскотатарском языке;
составлятьплан,тезисыустногоилиписьменногосообщения;краткоизлагатьрезультатыпроектной деятельности.
Языковаякомпетенция:
применениеправилнаписанияслов, изученныхвосновнойшколе;
адекватноепроизношениеиразличениенаслухвсехзвуковкрымскотатарскогоязыка;соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц знание основных способов словообразования;
пониманиеииспользованиеявлениймногозначностисловкрымскотатарскогоязыка:синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;
Социокультурнаякомпетенция:
знание употребительной фоновой лексики и реалий крымскотатарского языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
знакомствособразцамихудожественной,публицистическойинаучно-популярнойлитературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымскотатарского народа (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях русского и крымскотатарского языка; - понимание роли владения не родным языком в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б.Впознавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действоватьпо образцу/аналогии привыполненииупражнений исоставлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовностьиумениеосуществлятьиндивидуальнуюисовместнуюпроектнуюработу;
В.Вценностно-ориентационной сфере:
представлениеоязыкекаксредствевыражениячувств,эмоций,основекультурымышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями крымскотатарского языка, установление межличностных и межкультурных контактов вдоступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
Г.Вэстетическойсфере:
владениеэлементарнымисредствамивыражениячувствиэмоцийнакрымскотатарскомязыке;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д.Втрудовойсфере:
умениерационально планироватьсвойучебный труд;
умениеработатьвсоответствииснамеченным планом.
Е.Вфизическойсфере:
стремлениевести здоровыйобразжизни(режим трудаи отдыха,питание,спорт, фитнес).
- СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметноесодержаниеречи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
Досугиувлечения(чтение,кино,театр,музеи,музыка).Видыотдыха,путешествия. Молодёжная мода. Покупки.
Здоровыйобразжизни:режимтрудаиотдыха,спорт,сбалансированноепитание,отказот вредных привычек.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы в различное время года.
Мирпрофессии. Проблемывыборапрофессии.
Природа:флораифауна.Проблемыэкологии.Защитаокружающейсреды.Климат,погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
Средствамассовойинформацииикоммуникации(пресса,телевидение,радио,Интернет).
Россия и Крым их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Формыорганизацииучебныхзанятий иосновныхвидовучебной деятельности:
индивидуальнаяработа;
фронтальнаяработа;
групповаяформаработы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Темауроков | Кол-вочасов |
Введение.Крымскотатарскийязык-языккрымскотатарского народа. | 1 |
Крымикрымские татары. Историясимволов:гимн,герб,флаг. | 1 |
Моясемья.Родственники. | 1 |
Профессии.Профессии родителей. | 1 |
Составлениерассказаосебе. | 1 |
Взаимоотношениявсемье. Приветствие,нормыэтикета,этики. | 1 |
Питание.Продуктыпитания. | 1 |
БлюдавРоссииивКрыму. | 1 |
Твёрдыеимягкиегласныезвуки. | 1 |
СпецифическиебуквыКъ,Гъ,Нъ, Дж. | 1 |
Главныечленыпредложения:подлежащееисказуемое. | 1 |
Отдыхи досуг.Видыотдыхаизанятий. | 1 |
Мирпрофессии. Проблемывыборапрофессии. | 1 |
Здоровыйобразжизни. | 1 |
Свободноевремя.Каникулы. | 1 |
Природа Крыма. | 1 |
Погода.Природныеявления. | 1 |
Временагода.Стихиовремени года. | 1 |
Днинедели.Месяцы. | 1 |
Народныепраздники:Хыдырлез,Наврез. | 1 |
Оразабайрам,Къурбан байрам. | 1 |
Выдающиесялюдикрымскотатарскогонарода. | 1 |
Единственноеимножественноечислоименсуществительных. | 1 |
Крымскотатарскаялегенда«Арзыкъыз» | 1 |
Глагол. | 1 |
Прилагательное. | 1 |
Местоимение.Личныеместоимения. | 1 |
Числительное | 1 |
Домашниеидикиеживотные. | 1 |
СтихиоРодине. | 1 |
Россияи Крымихгеографическоеположение,столицыи крупныегорода | 1 |
Родное село. | 1 |
Крымскотатарскиеобычаи. Стихотворение«Сабадуасы» | 1 |
Повторение | 1 |
Итого:34часа |