МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/К.С. Голосов/
Приказ №_____ от «_____»__________2022 г.
Рабочая программа
по предмету (учебному курсу)
«Математические представления»
для 6 класса
(Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталость (вариант 2)
Автор:
Гуськова Елена Юрьевна
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании адаптированной основой общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
Место предмета в учебном плане
В соответствии с АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Учебно-методическое обеспечение
1.АООП для детей с нарушением интеллекта. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Математика. 3 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.
С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми,
испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015.
4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной
отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
6.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Содержание учебного предмета
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Название, обозначение чисел от 11 до 20. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (копейка, рубль). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Измерение отрезка.
Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования
частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели.
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Тематическое планирование рабочей программы «Математические представления», 6 класс
№ раздела | Тема раздела | Количество часов | ||
всего | К.работы | Пр., лаб. работы | ||
1 |
Количественные представления | 24 |
|
|
2 | Геометрический материал | 9 |
|
|
3 | Пространственные представления | 14 | 1 |
|
4 | Временные представления | 21 | 1 |
|
| Итого | 68 | 2 |
|
Календарно - тематическое планирование «Математические представления»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт | ||
Количественные представления (24 ч.) | |||
1 | Положение предметов в пространстве: слева, справа, в середине, между, вверху, внизу |
|
|
2 | Положение предметов в пространстве: впереди, сзади, перед, за |
|
|
3 | Устная и письменная нумерация в пределах 20. Таблица разрядов |
|
|
4 | Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20 |
|
|
5 | Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, = |
|
|
6 | Сложение в пределах 20 путем присчитывания. Работа со счётами |
|
|
7 | Решение задач на нахождение суммы |
|
|
8 | Вычитание в пределах 20 путем отсчитывания. Работа со счётами |
|
|
9 | Решение задач на нахождение остатка |
|
|
10 | Сложение и вычитание круглых десятков в пределах 20 |
|
|
11 | Прибавление и вычитание нуля в пределах 20, получение нуля при вычитании |
|
|
12 | Сложение в пределах 20 чисел вида 17+2 |
|
|
13 | Вычитание в пределах чисел вида 17-5 |
|
|
14 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 17-12 |
|
|
15 | Все виды сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд |
|
|
16 | Увеличение числа на несколько единиц |
|
|
17 | Решение задач на увеличение на несколько единиц |
|
|
18 | Уменьшение числа на несколько единиц |
|
|
19 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц |
|
|
20 | Времена года. Меры времени. Год. 12 месяцев |
|
|
21 | Меры времени. Неделя. Число дней недели и их последовательность |
|
|
22 | Меры времени. Сутки. Утро. День. Вечер. Ночь |
|
|
23 | Сложение в пределах 20 чисел вида 18 + 2 |
|
|
24 | Сложение в пределах 20 чисел вида 8 + 5 |
|
|
Геометрический материал (9 ч.) | |||
25 | Построение прямой линии, проходящей через одну точку, через две точки |
|
|
26 | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник |
|
|
27 | Треугольник. Выделение треугольника из других геометрических фигур |
|
|
28 | Треугольник. Обводка по шаблону. Закрашивание предметов треугольной формы |
|
|
29 | Треугольник. Выделение предметов треугольной формы из множества |
|
|
30 | Треугольник. Построение по точкам |
|
|
31 | Построение отрезка заданной длины. Достраивание его до треугольника |
|
|
32 | Треугольник. Построение по точкам |
|
|
33 | Отрезок. Измерение отрезков. Построение отрезка произвольной и заданной длины |
|
|
Пространственные представления (14 ч.) | |||
34 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-10 |
|
|
35 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 20-18 |
|
|
36 | Вычитание в пределах 20 чисел вида 12-8 |
|
|
37 | Счёт равными группами по 2 |
|
|
38 | Счёт равными группами по 5 |
|
|
39 | Меры стоимости. Копейка. Работа с монетами до 20 коп. Размен по 10 коп. |
|
|
40 | Получение 20 коп. из монет достоинством 5 коп. и 10 коп. |
|
|
41 | Получение 20 коп. из монет различного достоинства 1 коп., 5 коп., 10 коп. |
|
|
42 | Меры длины. Сантиметр. Измерение длины предметов линейкой |
|
|
43 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц |
|
|
44 | Меры времени. Час. Определение времени по часам с точностью до часа |
|
|
45 | Понятия «дороже, дешевле» |
|
|
46 | Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже, дешевле» |
|
|
47 | Все виды сложения в пределах 20 |
|
|
Временные представления (21 ч.) | |||
48 | Решение задач на нахождение суммы |
|
|
49 | Все виды вычитания в пределах 20 |
|
|
50 | Решение примеров в пределах 20 с помощью калькулятора |
|
|
51 | Нумерация в пределах 20. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20 |
|
|
52 | Все случаи сложения и вычитания в пределах 20 |
|
|
53 | Работа с разменом монет в пределах 20 коп |
|
|
54 | Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц, с понятиями «дороже-дешевле» |
|
|
55 | Меры емкости. Литр (работа с литровыми емкостями) |
|
|
56 | Решение примеров и задач с мерой «литр» |
|
|
57 | Меры времени. Час. Понятие «ровно час» |
|
|
58 | Меры стоимости. Рубль, копейка |
|
|
59 | Меры массы. 1кг,1 г |
|
|
60 | Меры длины. 1 см, 1дм |
|
|
61 | Пересечение линий |
|
|
62 | Точка пересечения линий |
|
|
63 | Угол. Прямой угол |
|
|
64 | Сравнение различение углов. Острый, тупой угол |
|
|
65 | Нахождение заданных углов |
|
|
66 | Построение углов |
|
|
67 | Соотнесение времени с началом и концом деятельности |
|
|
68 | Повторение пройденного материала |
|
|