Рабочая программа по музыке 1 класс(новый ФГОС) с поурочным планированием.

Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ


ДепартаментСмоленскойобластипообразованиюинауке


ДепартаментСмоленскойобластипообразованиюинауке


СОГБОУ"Шумячскаясанаторнаяшкола-интернат"







РАССМОТРЕНО

назаседанииШкольногометодическогообъединения

СОГЛАСОВАНО

назаседаниипедагогическогосовета

УТВЕРЖДЕНО

и.о.директора

учителей-предметниковСОГБОУ" ДонченкоА.М.Шумячская санатоная школа-

интернат"

Протокол

от""г.

Приказ

от""г.






Протоколот ""г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID1129196)

учебногопредмета

«Музыка»



для 1 класса начального общего образованияна2022-2023учебный год





Составитель:ЛазареваСветланаНиколаевна

учительначальныхклассов





п. Шумячи 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена наоснове «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленныхв Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, сучётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основнойобразовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристикипланируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализацииобучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных ипредметныхрезультатовприосвоениипредметнойобласти«Искусство»(Музыка).

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способомкоммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — какспособ,формаиопытсамовыраженияиестественногорадостногомировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основыбудущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлениймузыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержанииобразования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальнойкультуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоениямузыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступныхмузыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активноймузыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,пониманиеосновных жанровыхособенностей, принципови формразвитиямузыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактовмузыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание иосознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,которыенесётвсебемузыкакак«искусствоинтонируемого смысла»(Б.В.Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения(В.В.Медушевский)являетсяуникальнымпсихологическиммеханизмомдляформирования

мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом присоставлениипрограммыявляетсяотборрепертуара,которыйдолженсочетатьвсебетакиекачества,как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальныхценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитиеэмоциональногоинтеллектаобучающихся.Черезопытчувственноговосприятияихудожественногоисполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности вцелом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровымформамдеятельности,которыерассматриваютсякакширокийспектрконкретныхприёмовиметодов,внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованныхпредставленийкзвуковымимпровизациям,направленнымнаосвоениежанровыхособенностей,

элементовмузыкальногоязыка,композиционныхпринципов.


ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признаниесамоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование ивоспитаниеделаетнеприменимыми критерииутилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всейдуховной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитанияявляетсяличныйиколлективныйопытпроживанияиосознанияспецифическогокомплексаэмоций,чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира черезпереживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитаниечуткостиквнутреннемумирудругогочеловекачерезопытсотворчестваисопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующимнаправлениям:

  1. становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательнойсферы;

  2. развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкальногоискусствакакуниверсальногоязыкаобщения,художественногоотражениямногообразияжизни;

  3. формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации кмузицированию.

Важнейшимизадачамивначальнойшколеявляются:

  1. Формированиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевжизниивискусстве.

  2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия сприродой,обществом,самим собойчерездоступныеформымузицирования.

  3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение кобщечеловеческимдуховнымценностямчерезсобственныйвнутреннийопытэмоциональногопереживания.

  4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивнымиуниверсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивноговоображения.

  5. Овладениепредметнымиумениямиинавыкамивразличныхвидахпрактическогомузицирования.Введениеребёнкавискусствочерезразнообразиевидовмузыкальнойдеятельности,втомчисле:

а)Слушание(воспитаниеграмотногослушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);в)Сочинение(элементыимпровизации,композиции,аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);д)Исследовательские и творческие проекты.

  1. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,основныевыразительные средства,элементы музыкальногоязыка.

  2. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образногострояотечественной музыкальнойкультуры.

  3. Расширениекругозора,воспитаниелюбознательности,интересакмузыкальнойкультуредругихстран,культур, времён и народов.

МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ

ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщего

образованияучебныйпредмет«Музыка»входитвпредметнуюобласть«Искусство»,являетсяобязательнымдляизученияипреподаётсявначальнойшколес1по4классвключительно.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическимилиниями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного иосновногообщегообразования,непрерывностьизученияпредметаиобразовательнойобласти

«Искусство»напротяжениивсегокурсашкольногообучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;модуль № 2 «Народная музыка России»;модуль № 3 «Музыка народов мира»;модуль4«Духовнаямузыка»;модуль5«Классическаямузыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;модуль7 «Музыкатеатра и кино»;

модуль8«Музыкавжизничеловека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельностьобучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованныхдействиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинамиобразовательнойпрограммы,как«Изобразительноеискусство»,«Литературноечтение»,

«Окружающиймир»,«Основырелигиознойкультурыисветскойэтики»,«Иностранныйязык»идр.

Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (неменее1 часа внеделю).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Модуль«МУЗЫКАВЖИЗНИЧЕЛОВЕКА»

Красотаивдохновение.

Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместепереживатьвдохновение,наслаждатьсякрасотой.Музыкальноеединстволюдейхор,хоровод.

Музыкальныепейзажи.

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегосяприродой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые труднопередатьсловами.

Музыкальныепортреты.

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,выраженныевмузыкальных интонациях.

Какойжепраздникбезмузыки?

Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивномпразднике.

Музыканавойне,музыкаовойне.

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры(призывнаякварта,пунктирныйритм, тембрымалогобарабана, трубыит.д.)

Модуль«НАРОДНАЯМУЗЫКАРОССИИ»

Край,вкоторомтыживёшь.

МузыкальныетрадициималойРодины.Песни,обряды,музыкальныеинструменты

Русскийфольклор.

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,заклички,потешки,считалки, прибаутки)

Русскиенародныемузыкальныеинструменты.

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).Инструментальныенаигрыши.Плясовые мелодии.

Сказки,мифыилегенды

Народныесказители.Русскиенародныесказания,былины.ЭпоснародовРоссии2.Сказкиилегендыомузыкеи музыкантах

Mодуль«МУЗЫКАЛЬНАЯГРАМОТА»

Весьмирзвучит.

Звукимузыкальныеишумовые.Свойствазвука:высота,громкость,длительность,тембр.

Звукоряд.

Нотныйстан,скрипичныйключ.Нотыпервойоктавы

Ритм.

Звукидлинныеикороткие(восьмыеичетвертныедлительности),такт,тактоваячерта

Ритмическийрисунок.

Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическаяпартитура.

Высотазвуков.

Регистры.Нотыпевческогодиапазона.Расположениенотнаклавиатуре.Знакиальтерации.(диезы,бемоли,бекары).

Модуль"КЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА"

Композиторыдетям.

ДетскаямузыкаП.И.Чайковского,С.С.Прокофьева,Д.Б.Кабалевскогоидр.Понятиежанра.Песня,танец, марш

Оркестр.

Оркестрбольшойколлективмузыкантов.Дирижёр,партитура,репетиция.Жанрконцертамузыкальноесоревнование солиста с оркестром.

Музыкальныеинструменты.Фортепиано.

Рояльипианино.Историяизобретенияфортепиано,«секрет»названияинструмента(форте+пиано).«Предки»и «наследники»фортепиано(клавесин, синтезатор).

Музыкальныеинструменты.Флейта.

Предкисовременнойфлейты.ЛегендаонимфеСиринкс.Музыкадляфлейтысоло,флейтывсопровождении фортепиано, оркестра.

Музыкальныеинструменты.Скрипка,виолончель.

Певучестьтембровструнныхсмычковыхинструментов.Композиторы,сочинявшиескрипичнуюмузыку.Знаменитыеисполнители, мастера,изготавливавшиеинструменты.

Модуль"ДУХОВНАЯМУЗЫКА"

Песниверующих.

Молитва,хорал,песнопение,духовныйстих.Образыдуховноймузыкивтворчествекомпозиторов-классиков.

Модуль"МУЗЫКАНАРОДОВМИРА"

Музыканашихсоседей.

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,музыкальныеинструменты).

Модуль"МУЗЫКАТЕАТРАИКИНО"

Музыкальнаясказканасцене,наэкране.

Характерыперсонажей,отражённыевмузыке.Тембрголоса.Соло.Хор,ансамбль.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Спецификаэстетическогосодержанияпредмета«Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие,смысловоеединствотрёхгруппрезультатов:личностных,метапредметныхипредметных.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общегообразования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной ивнеурочнойдеятельности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивных ценностныхориентаций, втомчисле вчасти:

Гражданско-патриотическоговоспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций егоисполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать втворческойжизни своей школы, города,республики.

Духовно-нравственноговоспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения идоброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческогосотрудничествавпроцессенепосредственноймузыкальнойиучебнойдеятельности.

Эстетическоговоспитания:

восприимчивостькразличнымвидамискусства,музыкальнымтрадициямитворчествусвоегоидругих народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление ксамовыражениювразных видах искусства.

Ценностинаучногопознания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картинымира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпознании.

Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающейсреде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактикаумственногоифизическогоутомлениясиспользованиемвозможностеймузыкотерапии.

Трудовоговоспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий всферекультурыиискусства;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.

Экологическоговоспитания:

бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихейвред.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые приизучениипредмета «Музыка»:

  1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями.

Базовыелогическиедействия:

  • сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливатьоснованиядлясравнения,объединятьэлементымузыкальногозвучанияпоопределённомупризнаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составыидр.);

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителемалгоритма;

  • выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной(практической)задачи наоснове предложенного алгоритма;

  • устанавливатьпричинно-следственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения,делатьвыводы.

Базовыеисследовательскиедействия:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательнымсостоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительскихнавыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместногомузицирования;

сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзадачи,выбиратьнаиболееподходящий(на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностейпредметаизученияисвязеймеждумузыкальнымиобъектамииявлениями(частьцелое,

причинаследствие);

формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпроведённогонаблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,классификации,сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений вразличныхусловиях.

Работасинформацией:

выбиратьисточникполученияинформации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленнуювявном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основаниипредложенногоучителем способа её проверки;

соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)обучающихся)правилаинформационнойбезопасности припоискеинформации всетиИнтернет;

анализироватьтекстовую,видео-,графическую,звуковую,информациювсоответствиисучебнойзадачей;

анализироватьмузыкальныетексты(акустическиеинотные)попредложенномуучителемалгоритму;

самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.

  1. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями

Невербальнаякоммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понятьэмоционально-образноесодержаниемузыкального высказывания;

выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки(солоиливколлективе);

передаватьвсобственномисполнениимузыкихудожественноесодержание,выражатьнастроение,

чувства,личноеотношениекисполняемомупроизведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурныенормыи значение интонации вповседневномобщении.

Вербальнаякоммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщениявзнакомой среде;

проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;корректноиаргументированновысказыватьсвоёмнение;

строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовитьнебольшие публичные выступления;

подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.

Совместнаядеятельность(сотрудничество):

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,исполнениямузыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работыпри решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия прирешениипоставленной задачи;

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного форматапланирования,распределенияпромежуточныхшагови сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;проявлятьготовностьруководить, выполнятьпоручения,подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;выполнятьсовместныепроектные,творческиезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.

  1. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями

Самоорганизация:

планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;выстраиватьпоследовательностьвыбранных действий.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесияит. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основмузыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности врегулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке какважномуэлементу своей жизни.

Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,умеютслушатьсерьёзнуюмузыку,знаютправилаповедениявтеатре,концертномзале;

сознательностремятсякразвитиюсвоихмузыкальныхспособностей;

осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальныепроизведения,композиторов,исполнителей,которыеимнравятся,аргументироватьсвойвыбор;

имеютопытвосприятия,исполнениямузыкиразныхжанров,творческойдеятельностивразличныхсмежныхвидах искусства;

суважениемотносятсякдостижениямотечественноймузыкальнойкультуры;стремятсякрасширениюсвоегомузыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы поучебныммодулям идолжны отражатьсформированностьумений:

Модуль«Музыкавжизничеловека»:

исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,выражающиеразнообразные эмоции,чувства и настроения;

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённыежанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),декламационность,эпос (связьсо словом);

осознаватьсобственныечувстваимысли,эстетическиепереживания,замечатьпрекрасноевокружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетическихпотребностей.

Модуль«НароднаямузыкаРоссии»:

определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родномуфольклору,русскоймузыке, народноймузыкеразличных регионовРоссии;

определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;группироватьнародныемузыкальныеинструментыпопринципузвукоизвлечения:духовые,

ударные,струнные;

определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому илинародномутворчеству;

различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народныхиакадемических;

создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;участвоватьвколлективнойигре/импровизации(вокальной,инструментальной,танцевальной)на

основеосвоенныхфольклорныхжанров.

Модуль«Музыкальнаяграмота»:

классифицироватьзвуки:шумовыеимузыкальные,длинные,короткие,тихие,громкие,низкие,высокие;

различатьэлементымузыкальногоязыка(темп,тембр,регистр,динамика,ритм,мелодия,аккомпанементидр.),уметьобъяснитьзначениесоответствующихтерминов;

различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различиямузыкальныхи речевых интонаций;

различатьнаслухпринципыразвития:повтор,контраст,варьирование;

пониматьзначениетермина«музыкальнаяформа»,определятьнаслухпростыемузыкальныеформыдвухчастную,трёхчастнуюитрёхчастнуюрепризную,рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;исполнятьисоздаватьразличныеритмическиерисунки;

исполнятьпесниспростыммелодическимрисунком.

Модуль«Классическаямузыка»:

различатьнаслухпроизведенияклассическоймузыки,называтьавтораипроизведение,исполнительскийсостав;

различатьихарактеризоватьпростейшиежанрымузыки(песня,танец,марш),вычленятьиназыватьтипичныежанровыепризнакипесни,танцаимаршавсочиненияхкомпозиторов-классиков;

различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальныеиинструментальные), знатьих разновидности, приводитьпримеры;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;восприниматьмузыкувсоответствиисеёнастроением,характером,осознаватьэмоцииичувства,

вызванныемузыкальнымзвучанием,уметькраткоописатьсвоивпечатленияотмузыкальноговосприятия;

характеризоватьвыразительныесредства,использованныекомпозиторомдлясозданиямузыкальногообраза;

соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходстванастроения,характера, комплексавыразительных средств.

Модуль«Духовнаямузыка»:

определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать еёжизненноепредназначение;

исполнятьдоступныеобразцыдуховноймузыки;

уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русскойправославнойцеркви(вариативно:другихконфессийсогласнорегиональнойрелигиознойтрадиции).

Модуль«Музыканародовмира»:

различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых,

струнных,ударно-шумовыхинструментов;

различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочиненияхпрофессиональныхкомпозиторов(изчислаизученныхкультурно-национальныхтрадицийижанров);

различатьихарактеризоватьфольклорныежанрымузыки(песенные,танцевальные),вычленятьиназыватьтипичные жанровые признаки.

Модуль«Музыкатеатраикино»:

определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,мюзикл);

различатьотдельныеномерамузыкальногоспектакля(ария,хор,увертюраит.д.),узнаватьнаслухиназыватьосвоенные музыкальныепроизведения(фрагменты)и ихавторов;

различатьвидымузыкальныхколлективов(ансамблей,оркестров,хоров),тембрычеловеческихголосови музыкальныхинструментов, уметьопределятьих на слух;

отличатьчертыпрофессий,связанныхссозданиеммузыкальногоспектакля,иихроливтворческомпроцессе:композитор,музыкант,дирижёр,сценарист,режиссёр,хореограф,певец,художникидр.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Количествочасов

Репертуар

Датаизучения

Видыдеятельности

Виды, формыконтроля

Электронные(цифровые)образовательныересурсы

всего

контрольныеработы

практическиеработы

дляслушания

дляпения

длямузицирования

Модуль1.Музыкавжизничеловека

1.1.

Красота

ивдохновение

1



Вокальныйцикл"Пятьпесендлядетей"

Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Мойкрай"



Диалог с учителем о значениикрасотыивдохновениявжизничеловека.;

Слушание музыки, концентрацияна её восприятии, своёмвнутреннемсостоянии.;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm

1.2.

Музыкальныепейзажи

1



А.Вивальди ."Времена года";П.И.Чайковский.Цикл"Временагода".

Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Мойкрай"



Рисование «услышанных»пейзажей и/или абстрактнаяживописьпередачанастроенияцветом,точками,линиями.;

Игра-импровизация «Угадай моёнастроение»;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

2


Модуль2.НароднаямузыкаРоссии

2.1.

Русскийфольклор

1



русская народная песня"Солдатушки,бравыребятушки"

русскаянародная песня"Берёзка"



Разучивание, исполнение русскихнародных песен разных жанров.;Участие в коллективнойтрадиционноймузыкальнойигре.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

2.2.

Русскиенародныемузыкальныеинструменты

1



русскаянароднаяпесня"Полянка"

русскаянародная песня"Берёзка"



Слушание фортепианных пьескомпозиторов, исполнение песен,в которых присутствуютзвукоизобразительные элементы,подражание голосам народныхинструментов.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

2.3.

Сказки,мифыилегенды

1



"Былина о Добрыне Никитиче".;М.И. Глинка .Песня Баяна "Деладавноминувшихдней..."(изоперы"Русланилюдмила")

русскаянародная песня"Берёзка"



Знакомствосманеройсказываниянараспев. Слушание сказок,былин, эпических сказаний,рассказываемых нараспев.;Создание иллюстраций кпрослушанныммузыкальным

и литературным произведениям.;Речитативная импровизация —чтение нараспев фрагментасказки,былины;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

3


Модуль3.Музыкальнаяграмота

3.1.

Весьмирзвучит

1



П.И. Чайковский пьесы из"Детского альбома";С.С.Прокофьев"Детская музыка", Р.Шуман"Детскиесцены"

Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Песняошколе"



Знакомство со звукамимузыкальными и шумовыми.Различение, определение на слухзвуков различного качества.;Артикуляционные упражнения,разучивание и исполнениепопевокипесенсиспользованиемзвукоподражательных элементов,шумовыхзвуков;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

3.2.

Звукоряд

1




Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Песняошколе"



Знакомствосэлементаминотнойзаписи. Различение по нотнойзаписи, определение на слухзвукоряда в отличие от другихпоследовательностейзвуков.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

3.3.

Ритм








Определение на слух,прослеживание по нотной записиритмических рисунков, состоящихиз различных длительностей ипауз.;

Исполнение, импровизация спомощью звучащих жестов(хлопки,шлепки,притопы)и/илиударных инструментов простыхритмов.;

Игра «Ритмическое эхо»,прохлопывание ритма поритмическим карточкам,проговаривание с использованиемритмослогов. Разучивание,исполнение на ударныхинструментах ритмическойпартитуры.;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm

3.4.

Ритмическийрисунок










http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

2


Модуль4.Классическаямузыка

4.1.

Композиторы детям

4



Н. Римский-Корсаков "Полётшмеля";П.И. Чайковский "Вальсцветов", Марш "ПрощаниеСлавянки".

Муз. В.Шаинского,сл.М.

Пляцковского"Улыбка"



Слушание музыки, определениеосновного характера, музыкально-выразительных средств,использованныхкомпозитором.

Подборэпитетов,иллюстрацийкмузыке. Определение жанра.;Музыкальнаявикторина.;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm


4.2.

Оркестр

1



М.И.ГлинкаОпера"ИванСусанин"(хор "Славься");М.П.Мусоргский"Картинкисвыставки".

Муз. В.Шаинского,сл.М.

Пляцковского"Улыбка"



Слушание музыки в исполненииоркестра. Просмотр видеозаписи.Диалог с учителем о ролидирижёра.;

«Я — дирижёр» — игра —имитациядирижёрскихжестоввовремя звучания музыки.;Разучивание и исполнение песенсоответствующейтематики.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

4.3.

Музыкальныеинструменты.Фортепиано.

1



Л. ван Бетховен. Концерт дляскрипки с оркестром ре мажор;А.Вивальди.Концертдляфлейтысоркестром".

Муз. В.Шаинского,сл.М.

Пляцковского"Улыбка"



Знакомство с многообразиемкрасок фортепиано. Слушаниефортепианныхпьесвисполненииизвестныхпианистов.;

Слушание детских пьес нафортепиано в исполненииучителя. Демонстрациявозможностей инструмента(исполнениеоднойитойжепьесытихо и громко, в разныхрегистрах,разнымиштрихами).

Игранафортепиановансамблесучителем2.;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

6


Модуль5.Духовнаямузыка

5.1.

Песниверующих

2


1

НародныепеснопенияоСергииРадонежском; П.Чайковский церкви";А.П.Бородин .Опера"Князь Игорь"( "Мужайся,княгиня")




Слушание, разучивание,исполнение вокальныхпроизведений религиозногосодержания.Диалогсучителемо характере музыки, манереисполнения, выразительныхсредствах.;

Знакомство с произведениямисветской музыки, в которыхвоплощены молитвенныеинтонации, используетсяхоральный склад звучания.;Рисование по мотивампрослушанных музыкальныхпроизведений;

Практическаяработа;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

2


Модуль6.НароднаямузыкаРоссии


6.1.

Край,вкоторомтыживёшь

1




русскаянародная песня"Дудочка"



Разучивание, исполнениеобразцов традиционногофольклора своей местности,песен,посвящённыхсвоеймалойродине, песен композиторов-земляков.;

Диалогсучителемомузыкальныхтрадицияхсвоегородногокрая.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

6.2.

Русскийфольклор

1

1


М.И. Глинка "Камаринская";И.П.Ларионов"Камаринская".

русскаянародная песня"Дудочка"



Разучивание, исполнение русскихнародныхпесенразныхжанров.;

Контрольнаяработа;


Итогопомодулю

2


Модуль7.Музыкавжизничеловека

7.1.

Музыкальныепейзажи

2



Г.В.Свиридов "Весна.Осень";П.И.Чайковский .Пьесы "Осенняяпесня"и "Подснежник" из цикла"Времена года";А.Алябьев."Вечернийзвон"




Слушание произведенийпрограммной музыки,посвящённой образам природы.Подбор эпитетов для описаниянастроения,характерамузыки.

Сопоставление музыкиспроизведениями

изобразительногоискусства.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

7.2.

Музыкальныепортреты

2


1



двигательнаяимпровизация


Слушание произведенийвокальной, программнойинструментальной музыки,посвящённой образам людей,сказочных персонажей. Подборэпитетов для описаниянастроения, характера музыки.Сопоставление музыки спроизведениямиизобразительногоискусства;

Рисование, лепка героямузыкальногопроизведения;

Практическаяработа;

http://www.muzzal.ru/index.htm

7.3.

Какой жепраздник безмузыки?

2



Народные славянские песнопения."Добрый тебе вечер","Рождественскоечудо"

Сл. и муз.П.Синявского"Рождественскаяпесенка"



Слушание произведенийторжественного, праздничногохарактера. «Дирижирование»фрагментамипроизведений.

Конкурсналучшего«дирижёра»;Разучивание и исполнениетематических песен кближайшемупразднику;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm


7.4.

Музыка навойне, музыкаовойне

1



Р.Шуман."Грёзы"; А.Вайнер "Мойдедушка-герой".

А.Вайнер"Мойдедушка -герой".



Чтение учебных ихудожественных текстов,посвящённых военной музыке.Слушание, исполнениемузыкальных произведенийвоеннойтематики.Знакомствосисторией их сочинения иисполнения;

Дискуссия в классе. Ответы навопросы: какие чувства вызываетэтамузыка,почему?Каквлияетнанаше восприятие информация отом,какизачемонасоздавалась?;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

7


Модуль8.Музыкальнаяграмота

8.1.

Высотазвуков

1



П.И.Чайковский.Первый концертдля фортепиано с оркестром.(1часть);С.В.Рахманинов"Вокализ".

А.Вайнер"Мойдедушка -герой".



Освоение понятий «выше-ниже».Определение на слухпринадлежностизвуковкодномуиз регистров. Прослеживание понотной записи отдельныхмотивов, фрагментов знакомыхпесен,вычленениезнакомыхнот,знаковальтерации.;

Наблюдение за изменениеммузыкального образа приизменениирегистра.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

1


Модуль9.Музыканародовмира

9.1.

Музыканашихсоседей

2



Белорусская народная песня"Дударики-дудари"; казахскаянароднаяпесня"Богенбайбатыр".




Знакомство с особенностямимузыкального фольклора народовдругих стран. Определениехарактерных черт, типичныхэлементов музыкального языка(ритм, лад, интонации).;Определение на слух тембровинструментов.;

Самооценка сиспользованием

«Оценочноголиста»;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

2


Модуль10.Классическаямузыка

10.1.

Композиторы -детям

1



П.И.Чайковский "Детский альбом"("Болезнь куклы", "Новая кукла","Баба Яга, "Утренняя молитва","Марш деревянных солдатиков" );С.С.Прокофьев"ПетяиВолк";




Слушание музыки, определениеосновного характера, музыкально-выразительных средств,использованныхкомпозитором.

Подборэпитетов,иллюстрацийкмузыке. Определение жанра.;Музыкальнаявикторина.;

Тестирование;

http://www.muzzal.ru/index.htm


10.2.

Музыкальныеинструменты.Фортепиано.

2



П.И.Чайковский "Детский альбом"("Болезнь куклы", "Новая кукла","Баба Яга, "Утренняя молитва","Маршдеревянныхсолдатиков")




Знакомство с многообразиемкрасок фортепиано. Слушаниефортепианныхпьесвисполненииизвестныхпианистов.;

Слушание детских пьес нафортепиано в исполненииучителя. Демонстрациявозможностей инструмента(исполнениеоднойитойжепьесытихо и громко, в разныхрегистрах,разнымиштрихами).

Игранафортепиановансамблесучителем2.;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm

10.3.

Музыкальныеинструменты.Скрипка,виолончель

1



Л.ван Бетховен.Концерт дляскрипки с оркестром ремажор;В.А.Моцарт.Концерт дляфлейты с оркестром № 1 сольмажор; П.И.Чайковский.Концертдляскрипкисоркестромремажор




Музыкальная викторина на знаниеконкретных произведений и ихавторов, определения тембровзвучащих инструментов.;Разучивание, исполнение песен,посвящённых музыкальныминструментам.;

Устныйопрос;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

4


Модуль11.Музыкатеатраикино

11.1.

Музыкальнаясказканасцене,наэкране

2

1


"Морозко"(реж.А.Роу,композиторН.Будашкина); "ПриключенияБуратино"(режЛ.Нечаев,композиторА.Рыбников)

Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Песняошколе"



Видеопросмотр музыкальнойсказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств,передающих повороты сюжета,характерыгероев.Игра-викторина

«Угадай по голосу».;Разучивание, исполнениеотдельныхномеровиздетскойоперы,музыкальнойсказки.;

Контрольнаяработа;

http://www.muzzal.ru/index.htm

Итогопомодулю

2


ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ

33

2

2



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА

Музыка.1класс/КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.,Акционерноеобщество«Издательство

«Просвещение»;Введитесвойвариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ


ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

http://www.muz-urok.ru/index.htm http://www.muzzal.ru/index.htmhttp://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm
































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ

ноутбук,колонки


ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ


































































ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ

1 КЛАСС.

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Музыка в жизни человека. Стремление человека к красоте.Музыкальное вдохновение.

1




Устный опрос;

2.

Образы природы в музыке.

1




Устный опрос;

3.

Народная музыка России. Многообразие русского фольклора.

1




Устный опрос;

4.

Народные музыкальные инструменты.

1




Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

5.

Русские народные сказания и былины.

1




Устный опрос;

6.

Музыкальная грамота. Повсюду слышны звуки музыки.

1




Устный опрос;

7.

Знакомство с нотной грамотой.

1




Устный опрос;

8.

Классическая музыка. Великие композиторы наше Родины.

1




Устный опрос;

9.

Великие композиторы нашей Родины.

1




Устный опрос;

10.

Песня как музыкальный жанр.

1




Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

11.

Марш как музыкальный жанр.

1




Устный опрос;

12.

Классическая музыка. Оркестр.

1




Устный опрос;

13.

Музыкальные инструменты. Флейта.

1




Устный опрос; Письменный контроль;

14.

Духовная музыка. Молитва, хорал, песнопение.

1




Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

15.

Образы духовной музыки в творчестве русских композиторов.

1


1


Практическая работа;

16.

Народная музыка России. Музыкальны етрадиции нашей малой Родины.

1




Устный опрос;

17.

Народные музыкальные традиции.

1

1



Контрольная работа; Зачет;

18.

Музыка в жизни человека. Образы природы в романсах русских композиторов.

1




Устный опрос; Письменный контроль;

19.

Музыкальные и живописные полотна

1




Устный опрос;

20.

Музыкальный портрет: образ человека.

1




Устный опрос;

21.

Музыкальный портрет: двигательная импровизация.

1


1


Устный опрос;

22.

Какой же праздник без музыки?

1




Устный опрос;

23.

Какой же праздник без музыки?

1




Устный опрос;

24.

Музыка о войне.

1




Устный опрос;

25.

Музыкальная грамота. Высота звуков.

1




Устный опрос;

26.

Музыкальные традиции наших соседей: песни и танцы.

1




Устный опрос;

27.

Музыкальные традиции наших соседей: инструменты и их звучание.

1




Устный опрос;

28.

Классическая музыка. Звучание настроений и чувств.

1




Устный опрос;

29.

Музыкальные инструменты. Рояль и пианино.

1




Устный опрос;

30.

Музыкальные инструменты. "Предки" и "Наследники" фортепиано.

1




Устный опрос;

31.

Скрипка, виолончель. Мастера скрипичной музыки.

1




Устный опрос;

32.

Музыка театра и кино. Музыкальная сказка на сцене и на экране.

1




Устный опрос;

33.

Сочиняем музыкальную сказку.

1

1



Контрольная работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

2

2



Сохранить у себя:
Рабочая программа по музыке 1 класс(новый ФГОС) с поурочным планированием.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки