ДепартаментСмоленскойобластипообразованиюинауке
ДепартаментСмоленскойобластипообразованиюинауке
СОГБОУ"Шумячскаясанаторнаяшкола-интернат"
РАССМОТРЕНО
назаседанииШкольногометодическогообъединения
СОГЛАСОВАНО
назаседаниипедагогическогосовета
УТВЕРЖДЕНО
и.о.директора
учителей-предметниковСОГБОУ" ДонченкоА.М.Шумячская санатоная школа-
интернат"
Протокол№
от""г.
Приказ№
от""г.
Протокол№от ""г.
учебногопредмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образованияна2022-2023учебный год
Составитель:ЛазареваСветланаНиколаевна
учительначальныхклассов
п. Шумячи 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАРабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена наоснове «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленныхв Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, сучётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основнойобразовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристикипланируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализацииобучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных ипредметныхрезультатовприосвоениипредметнойобласти«Искусство»(Музыка).
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способомкоммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — какспособ,формаиопытсамовыраженияиестественногорадостногомировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основыбудущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлениймузыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержанииобразования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальнойкультуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоениямузыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступныхмузыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активноймузыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,пониманиеосновных жанровыхособенностей, принципови формразвитиямузыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактовмузыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание иосознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,которыенесётвсебемузыкакак«искусствоинтонируемого смысла»(Б.В.Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения(В.В.Медушевский)являетсяуникальнымпсихологическиммеханизмомдляформирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом присоставлениипрограммыявляетсяотборрепертуара,которыйдолженсочетатьвсебетакиекачества,как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальныхценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитиеэмоциональногоинтеллектаобучающихся.Черезопытчувственноговосприятияихудожественногоисполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности вцелом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровымформамдеятельности,которыерассматриваютсякакширокийспектрконкретныхприёмовиметодов,внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованныхпредставленийкзвуковымимпровизациям,направленнымнаосвоениежанровыхособенностей,
элементовмузыкальногоязыка,композиционныхпринципов.
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признаниесамоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование ивоспитаниеделаетнеприменимыми критерииутилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всейдуховной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитанияявляетсяличныйиколлективныйопытпроживанияиосознанияспецифическогокомплексаэмоций,чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира черезпереживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитаниечуткостиквнутреннемумирудругогочеловекачерезопытсотворчестваисопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующимнаправлениям:
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательнойсферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкальногоискусствакакуниверсальногоязыкаобщения,художественногоотражениямногообразияжизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации кмузицированию.
Важнейшимизадачамивначальнойшколеявляются:
Формированиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевжизниивискусстве.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия сприродой,обществом,самим собойчерездоступныеформымузицирования.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение кобщечеловеческимдуховнымценностямчерезсобственныйвнутреннийопытэмоциональногопереживания.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивнымиуниверсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивноговоображения.
Овладениепредметнымиумениямиинавыкамивразличныхвидахпрактическогомузицирования.Введениеребёнкавискусствочерезразнообразиевидовмузыкальнойдеятельности,втомчисле:
а)Слушание(воспитаниеграмотногослушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);в)Сочинение(элементыимпровизации,композиции,аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);д)Исследовательские и творческие проекты.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,основныевыразительные средства,элементы музыкальногоязыка.
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образногострояотечественной музыкальнойкультуры.
Расширениекругозора,воспитаниелюбознательности,интересакмузыкальнойкультуредругихстран,культур, времён и народов.
ВсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщего
образованияучебныйпредмет«Музыка»входитвпредметнуюобласть«Искусство»,являетсяобязательнымдляизученияипреподаётсявначальнойшколес1по4классвключительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическимилиниями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного иосновногообщегообразования,непрерывностьизученияпредметаиобразовательнойобласти
«Искусство»напротяжениивсегокурсашкольногообучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;модуль № 2 «Народная музыка России»;модуль № 3 «Музыка народов мира»;модуль№4«Духовнаямузыка»;модуль№5«Классическаямузыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;модуль№7 «Музыкатеатра и кино»;
модуль№8«Музыкавжизничеловека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельностьобучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованныхдействиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинамиобразовательнойпрограммы,как«Изобразительноеискусство»,«Литературноечтение»,
«Окружающиймир»,«Основырелигиознойкультурыисветскойэтики»,«Иностранныйязык»идр.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (неменее1 часа внеделю).
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТАМодуль«МУЗЫКАВЖИЗНИЧЕЛОВЕКА»
Красотаивдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместепереживатьвдохновение,наслаждатьсякрасотой.Музыкальноеединстволюдей—хор,хоровод.
Музыкальныепейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегосяприродой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые труднопередатьсловами.
Музыкальныепортреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,выраженныевмузыкальных интонациях.
Какойжепраздникбезмузыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивномпразднике.
Музыканавойне,музыкаовойне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры(призывнаякварта,пунктирныйритм, тембрымалогобарабана, трубыит.д.)
Модуль«НАРОДНАЯМУЗЫКАРОССИИ»Край,вкоторомтыживёшь.
МузыкальныетрадициималойРодины.Песни,обряды,музыкальныеинструменты
Русскийфольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,заклички,потешки,считалки, прибаутки)
Русскиенародныемузыкальныеинструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).Инструментальныенаигрыши.Плясовые мелодии.
Сказки,мифыилегенды
Народныесказители.Русскиенародныесказания,былины.ЭпоснародовРоссии2.Сказкиилегендыомузыкеи музыкантах
Mодуль«МУЗЫКАЛЬНАЯГРАМОТА»Весьмирзвучит.
Звукимузыкальныеишумовые.Свойствазвука:высота,громкость,длительность,тембр.
Звукоряд.
Нотныйстан,скрипичныйключ.Нотыпервойоктавы
Ритм.
Звукидлинныеикороткие(восьмыеичетвертныедлительности),такт,тактоваячерта
Ритмическийрисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическаяпартитура.
Высотазвуков.
Регистры.Нотыпевческогодиапазона.Расположениенотнаклавиатуре.Знакиальтерации.(диезы,бемоли,бекары).
Модуль"КЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА"Композиторы—детям.
ДетскаямузыкаП.И.Чайковского,С.С.Прокофьева,Д.Б.Кабалевскогоидр.Понятиежанра.Песня,танец, марш
Оркестр.
Оркестр—большойколлективмузыкантов.Дирижёр,партитура,репетиция.Жанрконцерта—музыкальноесоревнование солиста с оркестром.
Музыкальныеинструменты.Фортепиано.
Рояльипианино.Историяизобретенияфортепиано,«секрет»названияинструмента(форте+пиано).«Предки»и «наследники»фортепиано(клавесин, синтезатор).
Музыкальныеинструменты.Флейта.
Предкисовременнойфлейты.ЛегендаонимфеСиринкс.Музыкадляфлейтысоло,флейтывсопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальныеинструменты.Скрипка,виолончель.
Певучестьтембровструнныхсмычковыхинструментов.Композиторы,сочинявшиескрипичнуюмузыку.Знаменитыеисполнители, мастера,изготавливавшиеинструменты.
Модуль"ДУХОВНАЯМУЗЫКА"Песниверующих.
Молитва,хорал,песнопение,духовныйстих.Образыдуховноймузыкивтворчествекомпозиторов-классиков.
Модуль"МУЗЫКАНАРОДОВМИРА"Музыканашихсоседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,музыкальныеинструменты).
Модуль"МУЗЫКАТЕАТРАИКИНО"Музыкальнаясказканасцене,наэкране.
Характерыперсонажей,отражённыевмузыке.Тембрголоса.Соло.Хор,ансамбль.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫСпецификаэстетическогосодержанияпредмета«Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие,смысловоеединствотрёхгруппрезультатов:личностных,метапредметныхипредметных.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общегообразования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной ивнеурочнойдеятельности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивных ценностныхориентаций, втомчисле вчасти:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций егоисполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать втворческойжизни своей школы, города,республики.
Духовно-нравственноговоспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения идоброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческогосотрудничествавпроцессенепосредственноймузыкальнойиучебнойдеятельности.
Эстетическоговоспитания:
восприимчивостькразличнымвидамискусства,музыкальнымтрадициямитворчествусвоегоидругих народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление ксамовыражениювразных видах искусства.
Ценностинаучногопознания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картинымира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпознании.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающейсреде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактикаумственногоифизическогоутомлениясиспользованиемвозможностеймузыкотерапии.
Трудовоговоспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий всферекультурыиискусства;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
Экологическоговоспитания:
бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихейвред.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые приизучениипредмета «Музыка»:
- Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливатьоснованиядлясравнения,объединятьэлементымузыкальногозвучанияпоопределённомупризнаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составыидр.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителемалгоритма;
выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной(практической)задачи наоснове предложенного алгоритма;
устанавливатьпричинно-следственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения,делатьвыводы.
Базовыеисследовательскиедействия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательнымсостоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительскихнавыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместногомузицирования;
сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзадачи,выбиратьнаиболееподходящий(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностейпредметаизученияисвязеймеждумузыкальнымиобъектамииявлениями(часть—целое,
причина—следствие);
формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпроведённогонаблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,классификации,сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений вразличныхусловиях.
Работасинформацией:
выбиратьисточникполученияинформации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленнуювявном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основаниипредложенногоучителем способа её проверки;
соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)обучающихся)правилаинформационнойбезопасности припоискеинформации всетиИнтернет;
анализироватьтекстовую,видео-,графическую,звуковую,информациювсоответствиисучебнойзадачей;
анализироватьмузыкальныетексты(акустическиеинотные)попредложенномуучителемалгоритму;
самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.
- Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Невербальнаякоммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понятьэмоционально-образноесодержаниемузыкального высказывания;
выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки(солоиливколлективе);
передаватьвсобственномисполнениимузыкихудожественноесодержание,выражатьнастроение,
чувства,личноеотношениекисполняемомупроизведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурныенормыи значение интонации вповседневномобщении.
Вербальнаякоммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщениявзнакомой среде;
проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;корректноиаргументированновысказыватьсвоёмнение;
строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовитьнебольшие публичные выступления;
подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,исполнениямузыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работыпри решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия прирешениипоставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного форматапланирования,распределенияпромежуточныхшагови сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;проявлятьготовностьруководить, выполнятьпоручения,подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;выполнятьсовместныепроектные,творческиезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.
- Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Самоорганизация:
планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;выстраиватьпоследовательностьвыбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесияит. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫПредметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основмузыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности врегулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке какважномуэлементу своей жизни.
Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,умеютслушатьсерьёзнуюмузыку,знаютправилаповедениявтеатре,концертномзале;
сознательностремятсякразвитиюсвоихмузыкальныхспособностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальныепроизведения,композиторов,исполнителей,которыеимнравятся,аргументироватьсвойвыбор;
имеютопытвосприятия,исполнениямузыкиразныхжанров,творческойдеятельностивразличныхсмежныхвидах искусства;
суважениемотносятсякдостижениямотечественноймузыкальнойкультуры;стремятсякрасширениюсвоегомузыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы поучебныммодулям идолжны отражатьсформированностьумений:
Модуль«Музыкавжизничеловека»:исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,выражающиеразнообразные эмоции,чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённыежанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),декламационность,эпос (связьсо словом);
осознаватьсобственныечувстваимысли,эстетическиепереживания,замечатьпрекрасноевокружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетическихпотребностей.
Модуль«НароднаямузыкаРоссии»:определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родномуфольклору,русскоймузыке, народноймузыкеразличных регионовРоссии;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;группироватьнародныемузыкальныеинструментыпопринципузвукоизвлечения:духовые,
ударные,струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому илинародномутворчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народныхиакадемических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;участвоватьвколлективнойигре/импровизации(вокальной,инструментальной,танцевальной)на
основеосвоенныхфольклорныхжанров.
Модуль«Музыкальнаяграмота»:классифицироватьзвуки:шумовыеимузыкальные,длинные,короткие,тихие,громкие,низкие,высокие;
различатьэлементымузыкальногоязыка(темп,тембр,регистр,динамика,ритм,мелодия,аккомпанементидр.),уметьобъяснитьзначениесоответствующихтерминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различиямузыкальныхи речевых интонаций;
различатьнаслухпринципыразвития:повтор,контраст,варьирование;
пониматьзначениетермина«музыкальнаяформа»,определятьнаслухпростыемузыкальныеформы—двухчастную,трёхчастнуюитрёхчастнуюрепризную,рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;исполнятьисоздаватьразличныеритмическиерисунки;
исполнятьпесниспростыммелодическимрисунком.
Модуль«Классическаямузыка»:различатьнаслухпроизведенияклассическоймузыки,называтьавтораипроизведение,исполнительскийсостав;
различатьихарактеризоватьпростейшиежанрымузыки(песня,танец,марш),вычленятьиназыватьтипичныежанровыепризнакипесни,танцаимаршавсочиненияхкомпозиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальныеиинструментальные), знатьих разновидности, приводитьпримеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;восприниматьмузыкувсоответствиисеёнастроением,характером,осознаватьэмоцииичувства,
вызванныемузыкальнымзвучанием,уметькраткоописатьсвоивпечатленияотмузыкальноговосприятия;
характеризоватьвыразительныесредства,использованныекомпозиторомдлясозданиямузыкальногообраза;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходстванастроения,характера, комплексавыразительных средств.
Модуль«Духовнаямузыка»:определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать еёжизненноепредназначение;
исполнятьдоступныеобразцыдуховноймузыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русскойправославнойцеркви(вариативно:другихконфессийсогласнорегиональнойрелигиознойтрадиции).
Модуль«Музыканародовмира»:различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых,
струнных,ударно-шумовыхинструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочиненияхпрофессиональныхкомпозиторов(изчислаизученныхкультурно-национальныхтрадицийижанров);
различатьихарактеризоватьфольклорныежанрымузыки(песенные,танцевальные),вычленятьиназыватьтипичные жанровые признаки.
Модуль«Музыкатеатраикино»:определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,мюзикл);
различатьотдельныеномерамузыкальногоспектакля(ария,хор,увертюраит.д.),узнаватьнаслухиназыватьосвоенные музыкальныепроизведения(фрагменты)и ихавторов;
различатьвидымузыкальныхколлективов(ансамблей,оркестров,хоров),тембрычеловеческихголосови музыкальныхинструментов, уметьопределятьих на слух;
отличатьчертыпрофессий,связанныхссозданиеммузыкальногоспектакля,иихроливтворческомпроцессе:композитор,музыкант,дирижёр,сценарист,режиссёр,хореограф,певец,художникидр.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименованиеразделовитемпрограммы | Количествочасов | Репертуар | Датаизучения | Видыдеятельности | Виды, формыконтроля | Электронные(цифровые)образовательныересурсы | ||||
всего | контрольныеработы | практическиеработы | дляслушания | дляпения | длямузицирования | ||||||
Модуль1.Музыкавжизничеловека | |||||||||||
1.1. | Красота ивдохновение | 1 | Вокальныйцикл"Пятьпесендлядетей" | Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Мойкрай" | Диалог с учителем о значениикрасотыивдохновениявжизничеловека.; Слушание музыки, концентрацияна её восприятии, своёмвнутреннемсостоянии.; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
1.2. | Музыкальныепейзажи | 1 | А.Вивальди ."Времена года";П.И.Чайковский.Цикл"Временагода". | Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Мойкрай" | Рисование «услышанных»пейзажей и/или абстрактнаяживопись—передачанастроенияцветом,точками,линиями.; Игра-импровизация «Угадай моёнастроение»; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
Итогопомодулю | 2 | ||||||||||
Модуль2.НароднаямузыкаРоссии | |||||||||||
2.1. | Русскийфольклор | 1 | русская народная песня"Солдатушки,бравыребятушки" | русскаянародная песня"Берёзка" | Разучивание, исполнение русскихнародных песен разных жанров.;Участие в коллективнойтрадиционноймузыкальнойигре.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
2.2. | Русскиенародныемузыкальныеинструменты | 1 | русскаянароднаяпесня"Полянка" | русскаянародная песня"Берёзка" | Слушание фортепианных пьескомпозиторов, исполнение песен,в которых присутствуютзвукоизобразительные элементы,подражание голосам народныхинструментов.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
2.3. | Сказки,мифыилегенды | 1 | "Былина о Добрыне Никитиче".;М.И. Глинка .Песня Баяна "Деладавноминувшихдней..."(изоперы"Русланилюдмила") | русскаянародная песня"Берёзка" | Знакомствосманеройсказываниянараспев. Слушание сказок,былин, эпических сказаний,рассказываемых нараспев.;Создание иллюстраций кпрослушанныммузыкальным и литературным произведениям.;Речитативная импровизация —чтение нараспев фрагментасказки,былины; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
Итогопомодулю | 3 | ||||||||||
Модуль3.Музыкальнаяграмота |
3.1. | Весьмирзвучит | 1 | П.И. Чайковский пьесы из"Детского альбома";С.С.Прокофьев"Детская музыка", Р.Шуман"Детскиесцены" | Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Песняошколе" | Знакомство со звукамимузыкальными и шумовыми.Различение, определение на слухзвуков различного качества.;Артикуляционные упражнения,разучивание и исполнениепопевокипесенсиспользованиемзвукоподражательных элементов,шумовыхзвуков; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
3.2. | Звукоряд | 1 | Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Песняошколе" | Знакомствосэлементаминотнойзаписи. Различение по нотнойзаписи, определение на слухзвукоряда в отличие от другихпоследовательностейзвуков.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||
3.3. | Ритм | Определение на слух,прослеживание по нотной записиритмических рисунков, состоящихиз различных длительностей ипауз.; Исполнение, импровизация спомощью звучащих жестов(хлопки,шлепки,притопы)и/илиударных инструментов простыхритмов.; Игра «Ритмическое эхо»,прохлопывание ритма поритмическим карточкам,проговаривание с использованиемритмослогов. Разучивание,исполнение на ударныхинструментах ритмическойпартитуры.; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||||
3.4. | Ритмическийрисунок | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||||||
Итогопомодулю | 2 | ||||||||||
Модуль4.Классическаямузыка | |||||||||||
4.1. | Композиторы —детям | 4 | Н. Римский-Корсаков "Полётшмеля";П.И. Чайковский "Вальсцветов", Марш "ПрощаниеСлавянки". | Муз. В.Шаинского,сл.М. Пляцковского"Улыбка" | Слушание музыки, определениеосновного характера, музыкально-выразительных средств,использованныхкомпозитором. Подборэпитетов,иллюстрацийкмузыке. Определение жанра.;Музыкальнаявикторина.; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm |
4.2. | Оркестр | 1 | М.И.ГлинкаОпера"ИванСусанин"(хор "Славься");М.П.Мусоргский"Картинкисвыставки". | Муз. В.Шаинского,сл.М. Пляцковского"Улыбка" | Слушание музыки в исполненииоркестра. Просмотр видеозаписи.Диалог с учителем о ролидирижёра.; «Я — дирижёр» — игра —имитациядирижёрскихжестоввовремя звучания музыки.;Разучивание и исполнение песенсоответствующейтематики.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
4.3. | Музыкальныеинструменты.Фортепиано. | 1 | Л. ван Бетховен. Концерт дляскрипки с оркестром ре мажор;А.Вивальди.Концертдляфлейтысоркестром". | Муз. В.Шаинского,сл.М. Пляцковского"Улыбка" | Знакомство с многообразиемкрасок фортепиано. Слушаниефортепианныхпьесвисполненииизвестныхпианистов.; Слушание детских пьес нафортепиано в исполненииучителя. Демонстрациявозможностей инструмента(исполнениеоднойитойжепьесытихо и громко, в разныхрегистрах,разнымиштрихами). Игранафортепиановансамблесучителем2.; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
Итогопомодулю | 6 | ||||||||||
Модуль5.Духовнаямузыка | |||||||||||
5.1. | Песниверующих | 2 | 1 | НародныепеснопенияоСергииРадонежском; П.Чайковский "Вцеркви";А.П.Бородин .Опера"Князь Игорь"( "Мужайся,княгиня") | Слушание, разучивание,исполнение вокальныхпроизведений религиозногосодержания.Диалогсучителемо характере музыки, манереисполнения, выразительныхсредствах.; Знакомство с произведениямисветской музыки, в которыхвоплощены молитвенныеинтонации, используетсяхоральный склад звучания.;Рисование по мотивампрослушанных музыкальныхпроизведений; | Практическаяработа; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
Итогопомодулю | 2 | ||||||||||
Модуль6.НароднаямузыкаРоссии |
6.1. | Край,вкоторомтыживёшь | 1 | русскаянародная песня"Дудочка" | Разучивание, исполнениеобразцов традиционногофольклора своей местности,песен,посвящённыхсвоеймалойродине, песен композиторов-земляков.; Диалогсучителемомузыкальныхтрадицияхсвоегородногокрая.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||
6.2. | Русскийфольклор | 1 | 1 | М.И. Глинка "Камаринская";И.П.Ларионов"Камаринская". | русскаянародная песня"Дудочка" | Разучивание, исполнение русскихнародныхпесенразныхжанров.; | Контрольнаяработа; | ||||
Итогопомодулю | 2 | ||||||||||
Модуль7.Музыкавжизничеловека | |||||||||||
7.1. | Музыкальныепейзажи | 2 | Г.В.Свиридов "Весна.Осень";П.И.Чайковский .Пьесы "Осенняяпесня"и "Подснежник" из цикла"Времена года";А.Алябьев."Вечернийзвон" | Слушание произведенийпрограммной музыки,посвящённой образам природы.Подбор эпитетов для описаниянастроения,характерамузыки. Сопоставление музыкиспроизведениями изобразительногоискусства.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||
7.2. | Музыкальныепортреты | 2 | 1 | двигательнаяимпровизация | Слушание произведенийвокальной, программнойинструментальной музыки,посвящённой образам людей,сказочных персонажей. Подборэпитетов для описаниянастроения, характера музыки.Сопоставление музыки спроизведениямиизобразительногоискусства; Рисование, лепка героямузыкальногопроизведения; | Практическаяработа; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
7.3. | Какой жепраздник безмузыки? | 2 | Народные славянские песнопения."Добрый тебе вечер","Рождественскоечудо" | Сл. и муз.П.Синявского"Рождественскаяпесенка" | Слушание произведенийторжественного, праздничногохарактера. «Дирижирование»фрагментамипроизведений. Конкурсналучшего«дирижёра»;Разучивание и исполнениетематических песен кближайшемупразднику; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm |
7.4. | Музыка навойне, музыкаовойне | 1 | Р.Шуман."Грёзы"; А.Вайнер "Мойдедушка-герой". | А.Вайнер"Мойдедушка -герой". | Чтение учебных ихудожественных текстов,посвящённых военной музыке.Слушание, исполнениемузыкальных произведенийвоеннойтематики.Знакомствосисторией их сочинения иисполнения; Дискуссия в классе. Ответы навопросы: какие чувства вызываетэтамузыка,почему?Каквлияетнанаше восприятие информация отом,какизачемонасоздавалась?; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
Итогопомодулю | 7 | ||||||||||
Модуль8.Музыкальнаяграмота | |||||||||||
8.1. | Высотазвуков | 1 | П.И.Чайковский.Первый концертдля фортепиано с оркестром.(1часть);С.В.Рахманинов"Вокализ". | А.Вайнер"Мойдедушка -герой". | Освоение понятий «выше-ниже».Определение на слухпринадлежностизвуковкодномуиз регистров. Прослеживание понотной записи отдельныхмотивов, фрагментов знакомыхпесен,вычленениезнакомыхнот,знаковальтерации.; Наблюдение за изменениеммузыкального образа приизменениирегистра.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | ||||
Итогопомодулю | 1 | ||||||||||
Модуль9.Музыканародовмира | |||||||||||
9.1. | Музыканашихсоседей | 2 | Белорусская народная песня"Дударики-дудари"; казахскаянароднаяпесня"Богенбайбатыр". | Знакомство с особенностямимузыкального фольклора народовдругих стран. Определениехарактерных черт, типичныхэлементов музыкального языка(ритм, лад, интонации).;Определение на слух тембровинструментов.; | Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||
Итогопомодулю | 2 | ||||||||||
Модуль10.Классическаямузыка | |||||||||||
10.1. | Композиторы -детям | 1 | П.И.Чайковский "Детский альбом"("Болезнь куклы", "Новая кукла","Баба Яга, "Утренняя молитва","Марш деревянных солдатиков" );С.С.Прокофьев"ПетяиВолк"; | Слушание музыки, определениеосновного характера, музыкально-выразительных средств,использованныхкомпозитором. Подборэпитетов,иллюстрацийкмузыке. Определение жанра.;Музыкальнаявикторина.; | Тестирование; | http://www.muzzal.ru/index.htm |
10.2. | Музыкальныеинструменты.Фортепиано. | 2 | П.И.Чайковский "Детский альбом"("Болезнь куклы", "Новая кукла","Баба Яга, "Утренняя молитва","Маршдеревянныхсолдатиков") | Знакомство с многообразиемкрасок фортепиано. Слушаниефортепианныхпьесвисполненииизвестныхпианистов.; Слушание детских пьес нафортепиано в исполненииучителя. Демонстрациявозможностей инструмента(исполнениеоднойитойжепьесытихо и громко, в разныхрегистрах,разнымиштрихами). Игранафортепиановансамблесучителем2.; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||
10.3. | Музыкальныеинструменты.Скрипка,виолончель | 1 | Л.ван Бетховен.Концерт дляскрипки с оркестром ремажор;В.А.Моцарт.Концерт дляфлейты с оркестром № 1 сольмажор; П.И.Чайковский.Концертдляскрипкисоркестромремажор | Музыкальная викторина на знаниеконкретных произведений и ихавторов, определения тембровзвучащих инструментов.;Разучивание, исполнение песен,посвящённых музыкальныминструментам.; | Устныйопрос; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||||
Итогопомодулю | 4 | ||||||||||
Модуль11.Музыкатеатраикино | |||||||||||
11.1. | Музыкальнаясказканасцене,наэкране | 2 | 1 | "Морозко"(реж.А.Роу,композиторН.Будашкина); "ПриключенияБуратино"(режЛ.Нечаев,композиторА.Рыбников) | Муз. Д.Кабалевского,сл. А.Пришельца."Песняошколе" | Видеопросмотр музыкальнойсказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств,передающих повороты сюжета,характерыгероев.Игра-викторина «Угадай по голосу».;Разучивание, исполнениеотдельныхномеровиздетскойоперы,музыкальнойсказки.; | Контрольнаяработа; | http://www.muzzal.ru/index.htm | |||
Итогопомодулю | 2 | ||||||||||
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ | 33 | 2 | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКАМузыка.1класс/КритскаяЕ.Д.,СергееваГ.П.,ШмагинаТ.С.,Акционерноеобщество«Издательство
«Просвещение»;Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
http://www.muz-urok.ru/index.htm http://www.muzzal.ru/index.htmhttp://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук,колонки
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
1 КЛАСС.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||
1. | Музыка в жизни человека. Стремление человека к красоте.Музыкальное вдохновение. | 1 | Устный опрос; | |||||||
2. | Образы природы в музыке. | 1 | Устный опрос; | |||||||
3. | Народная музыка России. Многообразие русского фольклора. | 1 | Устный опрос; | |||||||
4. | Народные музыкальные инструменты. | 1 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||||
5. | Русские народные сказания и былины. | 1 | Устный опрос; | |||||||
6. | Музыкальная грамота. Повсюду слышны звуки музыки. | 1 | Устный опрос; | |||||||
7. | Знакомство с нотной грамотой. | 1 | Устный опрос; | |||||||
8. | Классическая музыка. Великие композиторы наше Родины. | 1 | Устный опрос; | |||||||
9. | Великие композиторы нашей Родины. | 1 | Устный опрос; | |||||||
10. | Песня как музыкальный жанр. | 1 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||||
11. | Марш как музыкальный жанр. | 1 | Устный опрос; | |||||||
12. | Классическая музыка. Оркестр. | 1 | Устный опрос; | |||||||
13. | Музыкальные инструменты. Флейта. | 1 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||||||
14. | Духовная музыка. Молитва, хорал, песнопение. | 1 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |||||||
15. | Образы духовной музыки в творчестве русских композиторов. | 1 | 1 | Практическая работа; | ||||||
16. | Народная музыка России. Музыкальны етрадиции нашей малой Родины. | 1 | Устный опрос; | |||||||
17. | Народные музыкальные традиции. | 1 | 1 | Контрольная работа; Зачет; | ||||||
18. | Музыка в жизни человека. Образы природы в романсах русских композиторов. | 1 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||||||
19. | Музыкальные и живописные полотна | 1 | Устный опрос; | |||||||
20. | Музыкальный портрет: образ человека. | 1 | Устный опрос; | |||||||
21. | Музыкальный портрет: двигательная импровизация. | 1 | 1 | Устный опрос; | ||||||
22. | Какой же праздник без музыки? | 1 | Устный опрос; | |||||||
23. | Какой же праздник без музыки? | 1 | Устный опрос; | |||||||
24. | Музыка о войне. | 1 | Устный опрос; | |||||||
25. | Музыкальная грамота. Высота звуков. | 1 | Устный опрос; | |||||||
26. | Музыкальные традиции наших соседей: песни и танцы. | 1 | Устный опрос; | |||||||
27. | Музыкальные традиции наших соседей: инструменты и их звучание. | 1 | Устный опрос; | |||||||
28. | Классическая музыка. Звучание настроений и чувств. | 1 | Устный опрос; | |||||||
29. | Музыкальные инструменты. Рояль и пианино. | 1 | Устный опрос; | |||||||
30. | Музыкальные инструменты. "Предки" и "Наследники" фортепиано. | 1 | Устный опрос; | |||||||
31. | Скрипка, виолончель. Мастера скрипичной музыки. | 1 | Устный опрос; | |||||||
32. | Музыка театра и кино. Музыкальная сказка на сцене и на экране. | 1 | Устный опрос; | |||||||
33. | Сочиняем музыкальную сказку. | 1 | 1 | Контрольная работа; | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 2 | 2 |