Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно – математического цикла____ протокол №_1 от«_28 » __08 2017 г.
| Утверждена педагогическим советом школы
протокол №_1 от «31»_08 2017 г.
| «Утверждаю»_________
Директор школы Самодуров Н.И.
приказ №__ от «01» _09 2017 г. |
Рабочая программа
по математике для 5 класса
на 2017-2018 учебный год
Количество недельных часов 5 Количество часов в год 170
Составитель: учитель математики
Тринеева Марина Александровна
с. Чесменка
2017 г.
Пояснительная записка
Нормативными правовыми документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ№ 1644 от 29.12.2014г и №1577 от 31.12.2015 г
Примерной основной образовательной программы ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол №1/15 от 08.04.2015г)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 31.03.2014г №253
Источник программы, автор:
Программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2015.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет Математика входит в обязательную часть учебного плана МКОУ Чесменская СОШ. На изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю 170 часов в год. Данная программа предназначена для общеобразовательного класса, изучающего предмет на базовом уровне.
Предмет «Математика» включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии
Учебно-методический комплект для учащихся:
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017 г.
2. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса
Предметные результаты
Программа позволяет добиваться следующих предметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования
-умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
-владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
-умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-умения пользоваться изученными математическими формулами;
-знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
-умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые результаты учебного предмета:
В результате изучения математики в 5 классе
Обучающиеся научатся:
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
сравнивать рациональные числа.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура,точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Обучающиеся получат возможность научиться в 5 классе:
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
выполнять округление десятичных дробей с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
Уравнения
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема | Элементы содержания |
1 | Повторение - 3часа | Повторение основных тем действий с натуральными числами |
2 | Натуральные числа - 15 часов | Обозначение натуральных чисел. Десятичная система счисления. Отрезок, длина отрезка. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы. Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча. Сравнение натуральных чисел. Срезовая контрольная работа Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа». |
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел -31-час | Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание натуральных чисел и его свойства. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Угол. Измерение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Виды треугольников. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Контрольная работа №3 по теме «Углы. Многоугольники». |
4 | Умножение и деление натуральных чисел – 36 часов | Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление натуральных чисел и его свойства. Деление с остатком. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа. Площади фигур. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объём. Комбинаторные задачи. Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел». Контрольная работа №5 по теме «Площади и объемы». |
5 | Обыкновенные дроби – 18 часов | Доли. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольная работа №6 по теме «Обыкновенные дроби». |
6 | Десятичные дроби. - 48 часов | Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями: сложение и вычитание десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на натуральное число; умножение и деление десятичных дробей. Приближённые значения чисел с недостатком и с избытком. Округление чисел. Среднее арифметическое. Проценты. Задачи на проценты. Перевод процентов в десятичную дробь. Обращение десятичной дроби в проценты. Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» Контрольная работа №9 по теме «Проценты» |
7 | Повторение | Итоговое повторения всего материала за курс 5 класса. Итоговая контрольная работа |
Учебно – тематический план
№п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля, сроки | ||||
всего | в том числе на формы обучения и контроля | ||||||
тест/ мат. дик | сам.раб/ прак.раб | исследов.раб. | контроль-ная работа | ||||
1 | Повторение | 1 | 1 |
|
|
| ТУ№3 |
2 | Натуральные числа | 15
| 1/2 | 2 |
| 2 | К. р. У№8; У№18; Т.У№18 М.дУ№ 7, У№12 Пр.рУ№9 С.р.У№14 |
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 31
| 3 | 2/3
| 1 | 2 | К. р. У№31;У№49; Т.У№22;У№26,У№28 С.р.У№25,№34 П.р.У№39,У№42,У№45 Исс.р.У№47 |
4 | Умножение и деление натуральных чисел. | 36
| 3/1 | 4/2 | 2 | 2 | К. р.У№69,У№85 ТУ№60,У65,У№73 М.дУ№67 С.рУ№51,У№57, У№62,У№78 П.рУ№76,У№79 Исс.р.У№82,У№83 |
5 | Обыкновенные дроби | 18
| 2/1 | 2/1 |
| 1 | К. р.У№103; Т.У№92, У№94 М.дУ№98 С.р.У№89,У№99 П.р.У№88 |
6 | Десятичные дроби. | 48
| 6/1 | 4/2 | 1 | 3 | К. р.У№119; У№134 У№148 Т.У№110, У№116, У№126, У№130, У№137, У№145 М.дУ139 С.р.У№117, У№124 У№129, У№132 П.рУ№113, У№149 Исс.р.У№150 |
7 | Повторение | 19 | 3/2 | 2/1 |
| 1 | И.к. р.У№ 168 Т.У№157, У№158, У№164 М.дУ155, У№166 С.р.У№161, У№165 П.рУ№113 |
| ИТОГО
| 170 | 19/7 | 16/11 | 4 | 11 |
|
Календарно -тематическое планирование учебного материала
№п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
Повторение 3 часа | ||||
1 | Вычисление числовых выражений. | 1 |
|
|
2 | Решение арифметических задач | 1 |
|
|
3 | Решение задач и уравнений. | 1 |
|
|
Натуральные числа 15 часов | ||||
4 | Ряд натуральных чисел | 1 |
|
|
5 | Ряд натуральных чисел | 1 |
|
|
6 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | 1 |
|
|
7 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | 1 |
|
|
8 | Срезовая контрольная работа | 1 |
|
|
9 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 |
|
|
10 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 |
|
|
11 | Плоскость. Прямая. Луч | 1 |
|
|
12 | Плоскость. Прямая. Луч. | 1 |
|
|
13 | Плоскость. Прямая. Луч. | 1 |
|
|
14 | Шкала. Координатный луч | 1 |
|
|
15 | Шкала. Координатный луч. | 1 |
|
|
16 | Сравнение натуральных чисел. | 1 |
|
|
17 | Подготовка к контрольной работе.. | 1 |
|
|
18 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа». | 1 |
|
|
Сложение и вычитание натуральных чисел 31 час | ||||
19 | Работа над ошибками. Сложение натуральных чисел. | 1 |
|
|
20 | Свойства сложения. | 1 |
|
|
21 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | 1 |
|
|
22 | Составление числовых и буквенных выражений по условию задачи | 1 |
|
|
23 | Вычитание натуральных чисел | 1 |
|
|
24 | Свойство вычитания . | 1 |
|
|
25 | Свойство вычитания суммы из числа и числа из суммы. | 1 |
|
|
26 | Вычитание.. Свойства вычитания. | 1 |
|
|
27 | Числовые и буквенные выражения. | 1 |
|
|
28 | Формулы. Формула пути. | 1 |
|
|
29 | Составление выражений к задачам. | 1 |
|
|
30 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
|
31 | Контрольная работа № 2 по теме « Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 |
|
|
32 | Уравнение. Решение уравнений. | 1 |
|
|
33 | Уравнение со скобками и их решение. | 1 |
|
|
34 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
|
|
35 | Угол. Обозначение углов | 1 |
|
|
36 | Биссектриса угла. | 1 |
|
|
37 | Виды углов. | 1 |
|
|
38 | Виды углов. | 1 |
|
|
39 | Измерение углов. Транспортир. | 1 |
|
|
40 | Решение задач по теме «Углы». | 1 |
|
|
41 | Многоугольники. Равные фигуры | 1 |
|
|
42 | Многоугольники. Равные фигуры. | 1 |
|
|
43 | Треугольник. | 1 |
|
|
44 | Виды треугольников. | 1 |
|
|
45 | Решение задач по теме «Треугольник» | 1 |
|
|
46 | Прямоугольник. | 1 |
|
|
47 | Ось симметрии фигуры. | 1 |
|
|
48 | Решение задач по теме «Прямоугольник» | 1 |
|
|
49 | Контрольная работа № 3 по теме «Углы. Многоугольники». | 1 |
|
|
Умножение и деление натуральных чисел 36 часов | ||||
50 | Умножение. Свойства умножения. | 1 |
|
|
51 | Переместительное свойство умножения. | 1 |
|
|
52 | Решение задач по теме «Умножение». | 1 |
|
|
53 | Умножение и его свойства. | 1 |
|
|
54 | Сочетательное свойство умножения. Решение задач. | 1 |
|
|
55 | Распределительное свойство умножения. | 1 |
|
|
56 | Применение свойств умножения. | 1 |
|
|
57 | Свойства умножения. | 1 |
|
|
58 | Деление и его свойства. | 1 |
|
|
59 | Свойства деления. | 1 |
|
|
60 | Решение уравнений на деление. | 1 |
|
|
61 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
|
|
62 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
|
|
63 | Деление и его свойства. | 1 |
|
|
64 | Деление с остатком | 1 |
|
|
65 | Нахождение делимого при делении с остатком. Деление с остатком. | 1 |
|
|
66 | Степень числа | 1 |
|
|
67 | Квадрат и куб числа. | 1 |
|
|
68 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
|
69 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 |
|
|
70 | Площади фигур. | 1 |
|
|
71 | Площадь прямоугольника. | 1 |
|
|
72 | Единицы измерения площадей. Перевод единиц. | 1 |
|
|
73 | Решение задач по теме «Площадь» | 1 |
|
|
74 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 |
|
|
75 | Пирамида. Развёртка пирамиды. | 1 |
|
|
76 | Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
|
|
77 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 |
|
|
78 | Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
|
|
79 | Развёртка прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
|
|
80 | Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» | 1 |
|
|
81 | Комбинаторные задачи. | 1 |
|
|
82 | Комбинаторные задачи. Метод перебора. | 1 |
|
|
83 | Комбинаторные задачи. Дерево вариантов. | 1 |
|
|
84 | Решение комбинаторных задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
|
85 | Контрольная работа № 5 по теме «Площади и объёмы» | 1 |
|
|
Обыкновенные дроби 18 часов | ||||
86 | Работа над ошибками. Обыкновенные дроби. | 1 |
|
|
87 | Нахождение дроби от числа.. | 1 |
|
|
88 | Нахождение числа по значению дроби. | 1 |
|
|
89 | Решение задач по теме «Обыкновенные дроби». | 1 |
|
|
90 | Правильные и неправильные дроби. | 1 |
|
|
91 | Сравнение дробей. | 1 |
|
|
92 | Сравнение дробей. | 1 |
|
|
93 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
94 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
|
|
95 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 |
|
|
96 | Смешанные числа | 1 |
|
|
97 | Выделение целой части из неправильной дроби. | 1 |
|
|
98 | Преобразование смешанного числа в неправильную дробь. | 1 |
|
|
99 | Сложение смешанных чисел.. | 1 |
|
|
100 | Вычитание смешанных чисел. | 1 |
|
|
101 | Действия со смешанными числами. | 1 |
|
|
102 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
|
103 | Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби». | 1 |
|
|
Десятичные дроби 48 часов | ||||
104 | Работа над ошибками. Десятичные дроби. | 1 |
|
|
105 | Десятичные дроби. | 1 |
|
|
106 | Запись смешанного числа десятичной дробью.
| 1 |
|
|
107 | Перевод десятичной дроби в обыкновенную. | 1 |
|
|
108 | Сравнение десятичных дробей | 1 |
|
|
109 | Сравнение десятичных дробей. | 1 |
|
|
110 | Запись десятичных дробей в порядке убывания и возрастания | 1 |
|
|
111 | Округление чисел. | 1 |
|
|
112 | Округление чисел. Прикидки. | 1 |
|
|
113 | Решение задач на дроби | 1 |
|
|
114 | Сложение десятичных дробей | 1 |
|
|
115 | Вычитание десятичных дробей. | 1 |
|
|
116 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 |
|
|
117 | Решение задач на течение. | 1 |
|
|
118 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
|
119 | Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 |
|
|
120 | Умножение десятичных дробей | 1 |
|
|
121 | Умножение десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д. | 1 |
|
|
122 | Умножение десятичной дроби на 0,1;0,01;0,001 и т.д. | 1 |
|
|
123 | Умножение десятичных дробей. | 1 |
|
|
124 | Решение задач по теме «Умножение десятичных дробей». | 1 |
|
|
125 | Решение задач по теме «Умножение десятичных дробей». | 1 |
|
|
126 | Решение задач на движение | 1 |
|
|
127 | Деление десятичных дробей | 1 |
|
|
128 | Деление десятичной дроби на 10,100, 1000 и т.д. | 1 |
|
|
129 | Деление десятичной дроби на 0,1;0,01; 0,001 и т. д. | 1 |
|
|
130 | Деление десятичных дробей. | 1 |
|
|
131 | Решение задач по теме «Деление десятичных дробей». | 1 |
|
|
132 | Решение задач по теме «Деление десятичных дробей». | 1 |
|
|
133 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
|
134 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей». | 1 |
|
|
135 | Обыкновенные дроби. Среднее арифметическое. | 1 |
|
|
136 | Среднее значение величины. | 1 |
|
|
137 | Сложение десятичных дробей. Средняя скорость движения. | 1 |
|
|
138 | Вычитание десятичных дробей. Понятие процента. | 1 |
|
|
139 | Перевод десятичной дроби в проценты и наоборот. | 1 |
|
|
140 | Округление десятичных дробей. Нахождение процентов от числа. | 1 |
|
|
141 | Умножение десятичных дробей .Решение задач на проценты. | 1 |
|
|
142 | Деление десятичных дробей. Нахождение числа по его процентам | 1 |
|
|
143 | Нахождение числа по его процентам. | 1 |
|
|
144 | Десятичные дроби. Решение задач на проценты. | 1 |
|
|
145 | Формулы. Решение задач на проценты. | 1 |
|
|
146 | Свойства сложения. Решение задач на проценты. | 1 |
|
|
147 | Проценты. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
|
148 | Контрольная работа № 9 по теме «Проценты» | 1 |
|
|
149 | Дружим с компьютером. | 1 |
|
|
150 | Решение задач с помощью графического редактора. | 1 |
|
|
151 | Решение задач с помощью графического редактора. | 1 |
|
|
Повторение 19 часов | ||||
152 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 |
|
|
153 | Свойства сложения и вычитания. | 1 |
|
|
154 | . Углы. Виды углов. Измерение углов. | 1 |
|
|
155 | Треугольник и прямоугольник. | 1 |
|
|
156 | Решение уравнений. | 1 |
|
|
157 | Умножение и деление натуральных чисел | 1 |
|
|
158 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 1 |
|
|
159 | Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
|
|
160 | Обыкновенные дроби Действия с обыкновенными дробями. | 1 |
|
|
161 | Смешанные числа. | 1 |
|
|
162 | Решение задач на дроби. | 1 |
|
|
163 | Десятичные дроби | 1 |
|
|
164 | Действия с десятичными дробями. | 1 |
|
|
165 | Округление десятичных дробей. | 1 |
|
|
166 | Проценты. Решение задач. | 1 |
|
|
167 | Решение задач на движение | 1 |
|
|
168 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
169 | Среднее арифметическое. | 1 |
|
|
170 | Итоговый урок за курс математики 5 класса | 1 |
|
|
7