Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 3В классе
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
учащиеся получат возможность для формирования:
умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
учащиеся получат возможность для формирования:
учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
учащиеся получат возможность для формирования:
умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
учащиеся получат возможность для формирования:
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
готовить самостоятельно проекты;
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
учащиеся получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
учащиеся получат возможность для формирования:
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
учащиеся получат возможность для формирования:
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
Сравнивать былину и сказочный текст;
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
учащиеся получат возможность для формирования:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание
Книги - мои друзья – 4 часа
Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги.
Жизнь дана на добрые дела – 17ч.
Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.
М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.
Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».
Волшебные сказки – 15ч.
Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
Люби всё живое – 20ч
Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».
Картины русской природы – 12ч
Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.
Н. Некрасов. Славная осень.
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».
А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».
В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.
Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.
К. Бальмонт. Снежинка.
К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».
Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.
Великие русские писатели - 30ч
Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет.
Литературная сказка – 19ч
В.И. Даль. Девочка Снегурочка.
В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
Дж. Родари. Волшебный барабан.
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов. Тим Собакин. Лунная сказка.
Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе
С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козленок
Картины родной природы – 18ч
Т. Коти. В родном краю.
Б. Заходер. Что такое стихи?
И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.
С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.
С. Есенин. С добрым утром.
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.
М. Пришвин. Золотой луг.
Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».
Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Проверочная работа | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
- делить несложный текст на части;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
- различать художественные и научно-познавательные произведения;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- найти книгу из рекомендованного списка литературы.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Календарно-тематическое планирование (136ч)
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | ИМО | Контроль | Д/З |
Вводный урок( 1 час) | |||||||||||||||
|
| Введение в страну Литературию | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Научаться определять структуру, находить в учебнике нужную информацию. Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
|
|
| Принести понравившуюся книгу из прочитанных летом. | ||||||||
Книги – мои друзья ( 4 часа) | |||||||||||||||
|
| Печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга | Использовать в активном словаре новые термины и понятия раздела; определять значимость книги, её иллюстраций. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
| CD диск |
| Найти в справочных изданиях материал об Иване Федорове и подготовить сообщение. | ||||||||
|
| История создания книги. Б.Горбачевский «Первопечатник Иван Федоров». | Чтение текста, выборочное чтение | Определять тему и основную мысль произведения, главные слова, подтверждать ответ словами из текста. Формулировать собственное мнение и позицию. | CD диск |
| Подготовить рассказ о событии, представленном в статье Б.Горбачевского. | ||||||||
|
| Изречения из Библии. Первая « Азбука» Ивана Федорова | Обсуждать наставления В.Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. | Использовать в активном словаре новые термины и понятия. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ориентироваться в ней.
| CD диск |
| Найти в справочной литературе материал о первопечатнике Иване Федорове. | ||||||||
|
| Виртуальная экскурсия в музей книги. | Проект « Мы идем в музей книги».
| Осуществлять поиск необходимой информации в книге и различных источниках, ориентироваться в них.
| CD диск
|
| Дополнить свои сообщения полученными знаниями на уроке | ||||||||
| Жизнь дана на добрые дела (17 часов) | ||||||||||||||
|
| Вводный урок по разделу « Жизнь дана на добрые дела». | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | CD диск |
| Подготовить пословицы и поговорки разных народов о человеке и его делах. | ||||||||
|
| Пословицы и поговорки разных народов о человеке и его делах. | Объяснять смысл пословиц | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
|
|
| Найти материал о В.И.Дале. Узнать, какие произведения он создал. Подготовить русские народные пословицы и поговорки. | ||||||||
|
| Пословицы и поговорки русского народа. В.И.Даль | Знать пословицы и поговорки из сборника | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | | | Прочитать пословицы из книги В.И.Даля. в «Творческой тетради». И распределить их по двум группам( добро- имущество, достаток; добро- благо). Выписать пословицы о добре. | ||||||||
|
| Смысл поступка. Н.Носов «Огурцы». | Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. | Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. |
|
| Пересказать текст рассказа Н.Носова « Огурцы». Придумать продолжение рассказа. Сделать иллюстрацию. | ||||||||
|
| Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. | Давать характеристику героя произведения по плану. | Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. |
|
| Подготовить краткий пересказ текста. Подобрать пословицы о добре и добрых делах.. | ||||||||
|
| Создание рассказа по аналогии. Тема « Что такое добро». | Составлять рассказ по аналогии. | Составлять план и подбирать пословицы к своему рассказу.
|
|
| Сделайте иллюстрации к своему рассказу. | ||||||||
|
| Смысл поступка. М. Зощенко «Не надо врать». | Читать текст вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. | Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. | CD диск |
| Подготовить выразительное чтение произведения. | ||||||||
|
| Пересказ. М. Зощенко « Не надо врать». | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать | Делить текст на части в соответствии с предложенным планом.
| CD диск |
| Дать своё название рассказу и нарисовать иллюстрацию. | ||||||||
|
| Анализ рассказа. Л. Каминский «Сочинение» | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. | Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. | CD диск |
| Читать рассказы писателей, с творчеством которых познакомились на уроках. | ||||||||
|
| Отзыв о прочитанном произведении. | Писать отзыв на прочитанную книгу. | Работать с текстом. Работа в группе. | CD диск |
| Написать отзыв об одном из писателей, с творчеством которого познакомились. | ||||||||
|
| Поступок героя. М.Зощенко «Через тридцать лет». | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. | Работать с текстом, создавать текст на основе иллюстрации. Отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. |
|
| Пересказ текста. Придумать свой заголовок к тексту. Нарисовать иллюстрацию к рассказу. | ||||||||
|
| Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.
| Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. | Находить книгу в библиотеке по заданной теме, объяснять назначение художественной литературы. Готовить сообщение по данной тематике.
| CD диск |
| Читать понравившиеся юмористические произведения | ||||||||
|
| Юмор в творчестве Н.Носова. Н.Носов « Трудная задача». | Объяснять название текста, заглавие. | Работать с текстом, создавать текст на основе иллюстрации. Отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст. |
|
| Подготовить выразительное чтение рассказа. | ||||||||
|
| Семейное чтение. Притчи.
| Рассуждать о том, правильно ли поступили герои.
| Работать с текстом, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
|
|
| Читать юмористические рассказы. Принести рассказ В.Драгунского « Где это видано, где это слыхано..» | ||||||||
|
| Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» | Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. | Осмыслить произведение. Называть главных героев произведения Расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте, объяснять понятие «инсценировка».
|
|
| Подготовить программку к спектаклю. | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Повторение и обобщение изученного материала. | Характеризовать героя текста. Сравнивать сюжеты, героев, делить текст на смысловые части, составлять план. |
|
| Читать рассказы понравившихся авторов. | ||||||||
|
| Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела». | Проверка знаний по теме. ( тестирование) | Работать с художественным текстом, используя алгоритм. Извлекать из текстов информацию. |
| К.Р. | Прочитать произведения понравившихся авторов. | ||||||||
|
|
|
| Волшебная сказка ( 15 часов) |
|
|
| ||||||||
|
| Вводный урок по разделу «Мир народной сказки».
| Освоение основных понятий раздела: народные сказки присказка, сказочные предметы. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.. Определять основные понятия раздела « народная сказка», «присказка», «сказочные предметы». |
|
| Принести книгу со своей любимой сказкой.. | ||||||||
|
| . Русская сказка. «Иван – царевич и Серый Волк». | Определять: отличительные особенности волшебной сказки, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка, какие предметы являются сказочными. | Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок. Характеризовать поступки героев сказки. Пересказывать сказку по серии иллюстраций
| CD диск
|
| Перечитать сказку, приготовиться читать её выразительно. Нарисовать иллюстрации.
| ||||||||
|
| Русская сказка. «Иван – царевич и Серый Волк». Характеристика героя. | Характеризовать героев сказки.
| Давать характеристику герою волшебной сказки, подробно пересказывать текст сказки.
| CD диск
|
| Перечитать сказку и нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
| ||||||||
|
| В. Васнецов «Иван- царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. | Сравнение героев сказок. | Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок. Научаться определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Работать с содержанием текста сказки. | CD диск
|
| Подготовить рассказ по картине. Подготовить пересказ сказки. | ||||||||
|
| Особенности волшебной сказки. Русская сказка. «Летучий корабль». | Чтение вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. | Характеризовать героев на основе текста и иллюстраций. Создавать диафильм, определять авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев. Моделировать сказку методом составления диафильма, соотносить основную мысль с пословицей. | CD диск
|
| Подготовить выразительное чтение сказки. | ||||||||
|
| Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. | Составление плана сказки. | Читать осознанно и без ошибок сказку. Работать с содержанием текста сказки. Составлять план сказки и подробно пересказывать по плану. Читать сказку по ролям. | CD диск
|
| Прочитать сказку « У страха глаза велики» Подготовить пересказ. Найти и прочитать сказку « Умный работник». | ||||||||
|
| Мы идем в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог. | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Группировать книги по подтемам. | Составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу. | CD диск
|
| Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. | ||||||||
|
| Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. | Читать вслух, про себя. Характеризовать героев сказки. | Работать с содержанием текста сказки, характеризовать героев сказки.
|
|
| Подготовить характеристику одного из героев сказки. | ||||||||
|
| Самостоятельное чтение. Русская сказка. «Морозко». | Составлять план текста, делить текст на части, пересказывать текст на основе плана. | Работать с содержанием текста сказки. Давать характеристику главным героям сказки, сравнивать их с другими героями. Выполнять анализ содержания сказки по вопросам учебника. |
|
| Читать русские народные сказки в обработке А.Н.Афанасьева. | ||||||||
|
| Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. | Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. | Давать характеристику главным героям сказки, сравнивать их с другими героями. Выполнять анализ содержания сказки по вопросам учебника. |
|
| Сочинить собственную волшебную сказку
| ||||||||
|
| Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». | Делить текст на части, пересказывать | Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок. Работать с содержанием текста сказки.
| CD диск
|
| Назвать испытания, которые могли бы проходить герои сказки. | ||||||||
|
| Наш театр. Русская сказка. «По щучьему веленью». | Обсуждать в паре, в группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли. | Работать с текстом сказки называть героев. Перечислять события сказки; определять главную мысль сказки. Сравнивать события сказки, самостоятельно определять мотивы действий героев. | CD диск
|
| Повторить произведения изученного раздела. | ||||||||
|
| Наш театр. Русская сказка. «По щучьему веленью». | Инсценирование сказки | Называть главных героев сказки. Расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте. Выразительно читать диалоги персонажей сказки, голосом давать характеристику героя сказки |
|
| Повторить произведения изученного раздела. | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
| Называть виды сказок и приводить примеры сказок каждого вида. Называть и описывать любимых героев сказок. Классифицировать сказки по различным основаниям. Обобщать и систематизировать изученный материал. |
|
| Читать русские народные сказки . | ||||||||
|
| Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» | Проверка знаний по теме « Мир народной сказки». | Определять границы собственного знания/незнания Ориентироваться в своей системе знаний. |
| К.Р | Читать народные сказки. | ||||||||
Люби всё живое ( 20 часов) | |||||||||||||||
|
| Вводный урок по разделу «Люби все живое». | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. | Называть новый раздел. Выделять необходимую информацию из учебника, с помощью словаря определять значение непонятных слов. |
|
| Сочинить текст о животном. Принести книгу по данному разделу. | ||||||||
|
| Художественная и научно - познавательной литература. | Сравнивать научно - познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. | Осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно- познавательной книге. |
|
| Принести научно- познавательные и художественные книги о природе. | ||||||||
|
| Особенности художественного текста. К. Паустовский «Барсучий нос». | Определять отличительные особенности текста. Определять смысл названия произведения. | Осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно - познавательной книге. |
|
| Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению. Подготовить рассказ от имени мальчика. | ||||||||
|
| Сравнение художественного и научно-популярного текстов. К.Паустовский «Барсучий нос». | Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана | Сравнивать художественный и научно- популярные тексты, определять их отличительные особенности, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) |
|
| Подготовить пересказ от имени барсука | ||||||||
|
| Особенности юмористического текста. В.Берестов «Кошкин щенок». | Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение. |
Сравнивать художественные тексты, определять их отличительные особенности, определять в художественном тексте средства художественной выразительности .
|
|
| Вспомнить или сочинить историю, когда животные воспитывали не своих детенышей, составить план истории. | ||||||||
|
| Б.Заходер «Вредный кот». Смысл названия стих. | Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение. | Сравнивать художественные тексты, определять их отличительные особенности, определять в художественном тексте средства художественной выразительности. | CD диск
|
| Выучить любое из изученных стихотворений. | ||||||||
|
| Правда и вымысел в сказке. В.Бианки «Приключение Муравьишки». | Определять правду и вымысел в произведениях В.Бианки. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. | Определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) | CD диск
|
| Прочитать произведение В.Бианки. Выполнить задание №6 с.114 учебника | ||||||||
|
| Текст по аналогии. «Как Муравьишке помогала добраться домой бабочка». | Составлять самостоятельно текст по аналогии. | Определять в художественном тексте средства художественной выразительности. | . |
| Читать рассказы о природе. Читать научные тексты о животных. | ||||||||
|
| Особенности научно – популярного текста. О.Полонский. «Муравьиное царство». | Кратко пересказывать научно- популярный текст. | Определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) |
|
| Составить рассказ о встрече Муравьишки и Стрекозы. | ||||||||
|
| Стихи Т.Собакина. Тим Собакин «Песни бегемотов». | Выразительно читать стихотворение. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. | Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( олицетворение.)
|
|
| Выучить стихотворение. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. | ||||||||
|
| Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | Определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте. Находить необходимую информацию в книге. |
|
| Читать произведения о природе. Принести свой любимый детский журнал. | ||||||||
|
| Периодическая печать. Журналы для детей. | Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. |
Определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте. |
|
| Читать детские журналы. | ||||||||
|
| Д.Мамин – Сибиряк « Серая Шейка». Герой художественного текста. | Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. | Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( олицетворение), выделять особенности литературной сказки.
|
|
| Прочитать « Аленушкины сказки» | ||||||||
|
| Семейное чтение. Д.Мамин-Сибиряк « Серая шейка». | Подробно пересказывать текст на основе плана. | Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( олицетворение), выделять особенности литературной сказки. |
|
| Подготовить пересказ от имени Серой Шейки. | ||||||||
|
| Н. Носов «Карасик» Смысл поступка героев. | Делить текст на части. | Работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом.
|
|
| Придумать продолжение рассказа. | ||||||||
|
| Н.Носов «Карасик». Характеристика героев. |
|
| Читать рассказы М.Горького. | ||||||||||
|
| Наш театр. М.Горький «Воробьишко». | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям | Осмыслить произведение М.Горького. |
|
| Повторить произведения изученного раздела. Читать произведения о природе. | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | Писать отзыв на прочитанную книгу. | Работать с текстом. |
|
| с.140-141, задание №7,8 в учебнике. | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Проверить себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Работать с текстом. Осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя произведения, узнавать сюжеты и героев.
|
|
| Читать книги о природе. | ||||||||
|
| Контрольная работа по теме «Люби все живое». | Тест по разделу | Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач. Грамотно формулировать и оформлять свои ответы в письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. |
| КР | Не задано | ||||||||
Картины русской природы (12часов) | |||||||||||||||
|
| Введение в содержание радела «Картины русской природы». | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. | Эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи. |
|
| Принести поэтические сборники. | ||||||||
|
| Устное сочинение по картине. И.Шишкин «Зима в лесу». | Рассматривать картину, описывать объекты картины; рассказывать о картине. | Эмоционально откликаться на произведение живописи. |
|
| Читать произведения о природе. Узнать, какие картины написал И.Шишкин. | ||||||||
|
| Н.Некрасов « Славная осень!...» Средства художественной выразительности. | Читать вслух, про себя. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение. |
|
| Выучить стихотворение. Принести фотографии на тему « Осень». | ||||||||
|
| М. Пришвин «Осинкам холодно». Олицетворение как средство создания образа.
| Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. | Осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение. |
|
| Составить рассказ о том, как вы были в лесу летом. | ||||||||
|
| Ф.Тютчев « Листья». Контраст как средство создания образа.
| Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Читать стихотворение с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию. Выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. Находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение. Анализировать стихотворение и создавать разметку-партитуру стихотворения. Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений. | CD диск
|
| Приготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию. | ||||||||
|
| Настроение стихотворения. А. Фет «Осень». | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Читать стихотворение с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию. Выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. Находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение. Анализировать стихотворение и создавать разметку-партитуру стихотворения. Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений. |
CD диск
|
| Выучить стихотворение | ||||||||
|
| Сравнение произведений литературы и живописи. И. Бунин « Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». | Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Сравнивать произведения ли литературы и живописи. | Выразительно читать стихотворения с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию. Голосом передавать эмоциональный тон стихотворения; рассказывать о празднике. Сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение. | CD диск
|
| Читать стихи о природе. | ||||||||
|
| Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | Определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте. Находить необходимую информацию в книге.
| CD диск
|
| Принести сборник стихотворений К.Бальмонта. Попробовать сочинить стихотворение об осени. | ||||||||
|
| Средства худ. выразительности для создания образа снежинки. К.Бальмонт « Снежинка» | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Читать стихотворение с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию. Выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | CD диск
|
| Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать свою снежинку. | ||||||||
|
| Краски осени. К. Паустовский « В саду уже поселилась осень…» | Выразительное чтение. Выбор интонации, помогающей передать эмоциональную составляющую текста | Осмыслять лирические и художественные тексты, понимать настроение произведения.
| CD диск |
| Подготовить выразительное чтение стихотворения. | ||||||||
|
| Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «В Абрамцевском парке», А.Саврасов «Зима». | Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. | Осмыслять лирические и художественные тексты, понимать настроение произведения. | CD диск |
| Повторить произведения изучаемого раздела. | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Картины русской природы» | Проверить себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Знать особенности лирического текста, создавать монологические высказывания на тему. |
|
| Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. | ||||||||
Великие русские писатели (30часов) | |||||||||||||||
|
| Вводный урок раздела «Великие русские писатели». | Освоение основных понятий раздела: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. | Выделять необходимую информацию из учебника. Объяснять значение понятия «литературная сказка». Определять тему, главную мысль сказки.
|
|
| Принести книги А.С.Пушкина | ||||||||
|
| Великие русские писатели. В. Берестов об А.С. Пушкин.
| Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. | Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение. | CD диск |
| Узнать новое о жизни и творчестве А.С.Пушкина, подготовить презентацию. | ||||||||
|
| Картины зимней природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение. | CD диск |
| Выучить стихотворение | ||||||||
|
| Сравнение произведений литературы и живописи. И. Грабарь «Зимнее утро». | Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. | Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение. |
|
| Читать произведения А.С.Пушкина. Иллюстрировать понравившееся произведение. | ||||||||
|
| Картины зимней природы. А.С.Пушкин «Зимний вечер». | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение. | CD диск |
| Выучить стихотворение | ||||||||
|
| Произведения литературы и живописи. Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». | Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. | Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение. | CD диск |
| Выразительное чтение произведений А.С.Пушкина | ||||||||
|
| Картины зимней природы. А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета….», П.Брейгель «Зимний пейзаж». | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение. | CD диск |
| Выучить любое понравившееся стихотворение А.С.Пушкина | ||||||||
|
| Устное сочинение по картине. В.Суриков « Взятие снежного городка». | Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. | Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.
|
|
| Придумать рассказ на тему «Как я ходил на каток». | ||||||||
|
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…..». Сравнение литературной сказки с народной. | Сравнивать народную сказку литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. | Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев. |
|
| Прочитать сказку. | ||||||||
|
| Нравственный смысл литературной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..».
| Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. | Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. | CD диск |
| Читать сказку | ||||||||
|
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…..». Особенности сюжета. | Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. | Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. |
|
| Прочитать отрывок с.20-27. Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки. | ||||||||
|
| А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..». Особенности сюжета. | Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. | Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. |
|
| Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит….» до конца сказки. Разделит его на части. | ||||||||
|
| Особенности языка литературной сказки. А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…..». | Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. | Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. |
|
| Выучить отрывок из сказки. | ||||||||
|
| Звукозапись в создании образов. А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…..». | Обсуждать в паре, когда используется прием звукозаписи. |
Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. |
|
| Читать сказки А.С. Пушкина | ||||||||
|
| КВН. Сказки А.С. Пушкина | Знать сказки А.С. Пушкина | Оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. |
|
| Выучить отрывок из сказки. | ||||||||
|
| И.Я.Билибин -иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
| Соотносить иллюстрации и художественный текст. | Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С. Пушкина. |
|
| Принести книги И.А. Крылова Читать его произведения. | ||||||||
|
| Басни И.А.Крылова Викторина по басням. | Называть басни А.И.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басни. | Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения И.А.Крылова, знать специфические особенности жанра басни ,оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. |
|
| Подготовить сообщение об И.А.Крылове. Читать басни А.И.Крылова | ||||||||
|
| Басни И.А.Крылова . И.А.Крылов « Слон и Моська». Особенности структуры басни. | Называть басни А.И.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басни. | Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения И.А.Крылова, знать специфические особенности жанра басни ,оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. | CD диск |
| Выучить басню | ||||||||
|
| Басни И.А.Крылова. И.А.Крылов « Чиж и Голубь». Особенности жанра басни | Называть басни А.И.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басни. | Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения И.А. Крылова, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей. |
|
| Подготовить выразительное чтение басни. | ||||||||
|
| Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. | Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями. | Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения Л.Н.Толстого, понимать главную мысль произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге. | CD диск |
| Прочитать рассказ о Л.Н.Толстом, подготовить сообщение о писателе | ||||||||
|
| Особенности сюжета. Быль. Л.Н.Толстой « Лев и собачка». | Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями. | Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения. | . |
| Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему. | ||||||||
|
| Великие русские писатели. Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана. | Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями. | Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения. |
|
| Читать рассказы Л.Н.Толстого | ||||||||
|
| Л.Н.Толстой «Акула». Смысл названия. | Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями. | Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.
|
|
| Подготовить пересказ текста. Нарисовать иллюстрацию к тексту. | ||||||||
|
| Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. | Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения. Сравнивать книги, представленные на выставке, определять название выставки книг. Работать с книгой, используя алгоритм. |
|
| Читать и принести книги Л.Н.Толстого | ||||||||
|
| Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра. | Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения. | Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге. |
|
| Подготовить пересказ текста. Нарисовать иллюстрацию. | ||||||||
|
| Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. | Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения. | Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге. |
|
| Нарисовать иллюстрации к рассказу. Читать басни И.А.Крылова | ||||||||
|
| Наш театр. И.А. Крылов «Квартет» | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям. | Определять жанр произведения. Называть отличительные особенности басни, определять главную мысль произведения. Называть и характеризовать героев произведения и их поступки. Иллюстрировать содержание басни И. Крылова. Анализировать содержание басни. Сравнивать содержание произведения И.Крылова с жизненными ситуациями |
|
| Выучить басню | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Самостоятельно читать произведения А.Л.Барто, включать их в круг чтения, работать с текстом.
|
|
| Повторить произведения раздела | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Литературный праздник. | Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Определять главную мысль в тексте, последовательность событий, отбирать опорные слова для создания собственного текста. |
|
| Повторить произведения раздела | ||||||||
|
| Контрольная работа по теме «Великие русские писатели». | Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. | Определять границы собственного знания/незнания. Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач. Грамотно формулировать и оформлять свои ответы в письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. |
| КР | Читать произведения великих русских писателей | ||||||||
Литературная сказка ( 19 часов) | |||||||||||||||
|
| Вводный урок раздела «Литературная сказка» | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке с литературными сказками русских и зарубежных писателей, оперировать понятиями: литературная сказка, текст повествовательного характера. | . |
| Принести книгу со своей любимой сказкой. Читать сказки. | ||||||||
|
| В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение литературной сказки с народной. | Сравнивать народную и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. |
|
| С.74-75 №6,7 задание в учебнике | ||||||||
|
| В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. |
|
| Читать сказку В.Одоевского. Нарисовать иллюстрацию. Читать сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка | ||||||||
| |||||||||||||||
|
| Герои произведения. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». | Сравнивать героев произведения на основе поступков. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. |
|
| Подготовить пересказ сказки от имени Аленушки | ||||||||
| |||||||||||||||
|
| Переводная литература для детей. Выставка книг.
| Называть изученные произведения переводной литературы, выявлять особенности. | Осмыслять литературоведческие понятия, составлять характеристику героев |
|
| Подготовить выразительное чтение стихотворений | ||||||||
|
| Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни-Пух» (предисловие) | Работа с повествовательным текстом: определение темы, основной мысли, основного содержания. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Ориентироваться в учебной и художественной книге
|
|
| Приготовить выразительное чтение отрывков из книги | ||||||||
|
| Р.Киплинг « Братья Маугли». Особенности переводной литературы.
| Выявлять особенности переводной литературы. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный текста. Составлять план сказки. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. | CD диск |
| Читать произведения Р.Киплинга | ||||||||
| |||||||||||||||
|
| Особенности переводной литературы. Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки. | Определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. |
|
| Подготовить пересказ одной из сказок Дж. Родари. | ||||||||
| |||||||||||||||
|
| Мы идем в библиотеку. Литературные сказки. | Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | Находить необходимую информацию в книге |
|
| Читать произведения, которые больше всего понравились. | ||||||||
|
| Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка». | Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. | Определять жанр произведения, находить в тексте средства художественной выразительности. Понимать юмор, проявлять интерес к чтению | CD диск |
| Выучить стихотворение | ||||||||
|
| Семейное чтение. Ю.Коваль « Сказка о серебряном соколе». | Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. | Определять тему и главную мысль произведения. Иллюстрировать понравившиеся эпизоды текста, сочинять продолжение произведения. Анализировать содержание текста. |
|
| Пересказать текст от лица солдата. | ||||||||
|
| Наш театр. С.Михалков «Упрямый козленок». | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям. Выразительное чтение, инсценирование произведения | Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, осмыслять понятие литературная сказка. Сравнивать произведение В.Бианки с русской народной сказкой «Колобок». Отбирать выразительные средства произведения, расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте. Сравнивать главного героя с другими героями произведения. Выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли. |
|
| Выразительно читать сказку. | ||||||||
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения | Определять границы собственного знания/незнания. Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач. |
|
| Придумать свою сказку. | ||||||||
|
| Контрольная работа по теме «Литературная сказка» | Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. | Знать особенности сказок, характеризовать героя сказочного текста, сравнивать сказочные сюжеты и героев.
|
| КР | Читать произведения о животных. Сочинить загадки о животных. | ||||||||
Картины русской природы (18 часов) | |||||||||||||||
|
| Вводный урок по разделу «Картины русской природы». | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. | Планировать действия по выполнению задач урока, анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины природы, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. | CD диск |
| Нарисовать иллюстрации к созданному тексту. | ||||||||
|
| Особенности поэтического жанра. Б.Заходер «Что такое стихи?». | Называть особенности поэтического творчества | Составлять план урока (определение темы, цели и задач урока), анализировать лирический текст. |
|
| Выучить стихотворение | ||||||||
|
| Лирическая зарисовка. И.Соколов- Микитов «Март в лесу» | Выявлять особенности текста- описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. |
|
| Перечитать текст и устно описать, как выглядит лес весной. | ||||||||
|
| Устное сочинение по теме «Мелодия весеннего леса» | Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их. | Определять в тексте средства художественной выразительности( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), создавать текст на основе ключевых слов. | CD диск |
| Отредактировать свой текст. Нарисовать иллюстрации к своему произведению. | ||||||||
|
| Анализ лирического текста. А.Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». | Анализировать лирический текст, определять настроение, средства художественной выразительности. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. | CD диск |
| Выучить стихотворение. Читать произведения о природе. | ||||||||
|
| Произведения живописи и литературы. С.Есенин «Сыплет черемуха…..», В.Борисов-Мусатов «Весна» | Сравнивать произведения живописи и литературы
| Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.
| CD диск |
| Подготовить выразительное чтение стихотворений. Выучить стихотворение | ||||||||
| |||||||||||||||
|
| Звукозапись как средство создания образа. Ф.Тютчев «Весенняя гроза» | Выразительное чтение текста | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. | CD диск |
| Выучить стихотворение. Найти художественные произведения, в которых описывается дождь. | ||||||||
|
| Сравнение произведений искусств. А.Васнецов «После дождя», И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу». | Сравнивать произведения живописи и литературы. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. |
|
| Составить и записать рассказ об изменениях в природе весной. | ||||||||
|
| Сравнение образов. О Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». | Сравнивать произведения живописи и литературы. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. |
|
| Выучить наизусть любое стихотворение. | ||||||||
|
| Поэтические и прозаические тексты. М.Пришвин «Золотой луг». | Находить средства художественной выразительности. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. |
|
| Найти материал об одуванчиках. Выучит отрывок из текста М.Пришвина | ||||||||
|
| Авторское отношение к изображаемому.. А.Толстой «Колокольчики мои, цветики степные». | Сравнивать произведения живописи и литературы | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. |
|
| Выучить стихотворение А.Толстого | ||||||||
|
| Произведения живописи и литературы. Саша Черный «Летом», А.Рылов «Зеленый шум». | Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. | CD диск |
| Подготовить выразительное чтение стихотворения С.Черного. Записать свой текст | ||||||||
|
| Произведения живописи и литературы. Ф.Тютчев «В небе тают облака…», А.Соврасов «Сосновый бор на берегу реки». | Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. |
|
| Выучить стихотворение | ||||||||
|
| Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе | Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их. | Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. |
|
| Выучить стихотворение, которое больше понравилось. | ||||||||
|
| Самостоятельное чтение. Г.Юдин « Поэты» | Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. | Размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте. |
|
| Читать произведения о природе. | ||||||||
|
| Очерковая литература. Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». | Читать художественное произведение, определять слова, создающее настроение. Понимать поступки героев. Характеризовать их, работать с книгой. | Размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте. |
|
| Повторить произведения раздела | ||||||||
|
| Итоговая контрольная работа по разделу «Картины родной природы». | Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. | Определять границы собственного знания/незнания Создавать собственную выставку книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач. |
| КР | Не задано | ||||||||
|
| Брейн-ринг. Урок-праздник. | Работа с книгой: ориентироваться по содержанию, пользоваться тематическим каталогом. | Уметь определять главную мысль и последовательность событий в тексте; находить необходимую информацию в книге. |
|
| Не задано |