Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению. Программа Перспектива

Содержимое разработки


Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 3В классе

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты

К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;

умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

учащиеся получат возможность для формирования:

умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;

умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.

умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;

умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

учащиеся получат возможность для формирования:

учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

учащиеся получат возможность для формирования:

умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

умения владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

учащиеся получат возможность для формирования:

участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

готовить самостоятельно проекты;

создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

учащиеся получат возможность для формирования:

умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

Самостоятельно составлять аннотацию;

Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

учащиеся получат возможность для формирования:

Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

Выявлять особенности героя художественного рассказа;

Выявить особенности юмористического произведения;

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

учащиеся получат возможность для формирования:

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

Сравнивать былину и сказочный текст;

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

Умения писать отзыв на книгу.

учащиеся получат возможность для формирования:

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.













Содержание


Книги - мои друзья – 4 часа

Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги.

Жизнь дана на добрые дела – 17ч.

Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Волшебные сказки – 15ч.

Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Люби всё живое – 20ч

Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Картины русской природы – 12ч

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.

Н. Некрасов. Славная осень.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

К. Бальмонт. Снежинка.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.

Великие русские писатели - 30ч

Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет.

Литературная сказка – 19ч

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов. Тим Собакин. Лунная сказка.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козленок

Картины родной природы – 18ч

Т. Коти. В родном краю.

Б. Заходер. Что такое стихи?

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.

С. Есенин. С добрым утром.

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

М. Пришвин. Золотой луг.

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.



Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Проверочная работа

1

1

2

2

6

Практическая часть программы:


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской ли­тературы;

- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитан­ных произведений.

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чте­ния не менее 70 слов в минуту;

- читать про себя небольшой текст с последующим пе­ресказом его содержания;

- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу сло­ва, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;

- делить несложный текст на части;

- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произ­ведения для ответа на вопросы и задания учебника;

- рисовать словесные картины к художественным произ­ведениям;

- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;

- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоуче­ние — мораль;

- ориентироваться в учебной книге, находить в ней про­изведение по его названию и фамилии автора, объединять про­изведения на определенную тему;

- различать художественные и научно-познавательные произведения;

- находить в произведении средства художественной вы­разительности (сравнения, эпитеты);

- найти книгу из рекомендованного списка литературы.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.




Календарно-тематическое планирование (136ч)


п\п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

ИМО

Контроль

Д/З


Вводный урок( 1 час)


Введение в страну Литературию

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Научаться определять структуру, находить в учебнике нужную информацию.

Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.




Принести понравившуюся книгу из прочитанных летом.

Книги – мои друзья ( 4 часа)


Печатная книга.

Наставления детям Владимира Мономаха.

Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга

Использовать в активном словаре новые термины и понятия раздела;

определять значимость книги, её иллюстраций.

Осуществ­лять поиск и выделение необходимой ин­формации.


CD диск


Найти в справочных изданиях материал об Иване Федорове и подготовить сообщение.


История создания книги. Б.Горбачевский

«Первопечатник Иван Федоров».

Чтение текста, выборочное чтение

Определять тему и основную мысль произведения, главные слова, подтверждать ответ словами из текста.

Формулировать собственное мнение и позицию.

CD диск


Подготовить рассказ о событии, представленном в статье Б.Горбачевского.


Изречения из Библии.

Первая « Азбука» Ивана Федорова

Обсуждать наставления В.Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии.

Использовать в активном словаре новые термины и понятия.

Осуществ­лять поиск и выделение необходимой ин­формации, ориентироваться в ней.



CD диск


Найти в справочной литературе материал о первопечатнике Иване Федорове.







Виртуальная экскурсия в музей книги.

Проект « Мы идем в музей книги».




Осуществлять поиск необходимой информации в книге и различных источниках, ориентироваться в них.


CD диск





Дополнить свои сообщения полученными знаниями на уроке


Жизнь дана на добрые дела (17 часов)


Вводный урок по разделу « Жизнь дана на добрые дела».

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

CD диск


Подготовить пословицы и поговорки разных народов о человеке и его делах.


Пословицы и поговорки разных народов о человеке и его делах.

Объяснять смысл пословиц

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.




Найти материал о В.И.Дале. Узнать, какие произведения он создал. Подготовить русские народные пословицы и поговорки.


Пословицы и поговорки русского народа. В.И.Даль

Знать пословицы и поговорки из сборника

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.



Прочитать пословицы из книги В.И.Даля. в «Творческой тетради». И распределить их по двум группам( добро- имущество, достаток; добро- благо). Выписать пословицы о добре.


Смысл поступка. Н.Носов «Огурцы».

Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку.

Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.



Пересказать текст рассказа Н.Носова « Огурцы». Придумать продолжение рассказа. Сделать иллюстрацию.


Н. Носов «Огурцы».

Характеристика героя.

Давать характеристику героя произведения по плану.

Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.



Подготовить краткий пересказ текста. Подобрать пословицы о добре и добрых делах..



Создание рассказа по аналогии.

Тема « Что такое добро».

Составлять рассказ по аналогии.

Составлять план и подбирать пословицы к своему рассказу.




Сделайте иллюстрации к своему рассказу.


Смысл поступка.

М. Зощенко «Не надо врать».

Читать текст вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие.

Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

CD диск


Подготовить выразительное чтение произведения.


Пересказ.

М. Зощенко « Не надо врать».

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать

Делить текст на части в соответствии с предложенным планом.


CD диск


Дать своё название рассказу и нарисовать иллюстрацию.


Анализ рассказа.

Л. Каминский «Сочинение»

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать.

Работать с текстом, соотносить иллюстрации с текстом, создавать текст на основе иллюстраций, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

CD диск


Читать рассказы писателей, с творчеством которых познакомились на уроках.


Отзыв о прочитанном произведении.

Писать отзыв на прочитанную книгу.

Работать с текстом. Работа в группе.

CD диск


Написать отзыв об одном из писателей, с творчеством которого познакомились.


Поступок героя. М.Зощенко «Через тридцать лет».

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать.

Работать с текстом, создавать текст на основе иллюстрации. Отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.



Пересказ текста. Придумать свой заголовок к тексту. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.






Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.


Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.

Находить книгу в библиотеке по заданной теме, объяснять назначение художественной литературы. Готовить сообщение по данной тематике.



CD диск


Читать понравившиеся юмористические произведения


Юмор в творчестве Н.Носова.

Н.Носов « Трудная задача».

Объяснять название текста, заглавие.

Работать с текстом, создавать текст на основе иллюстрации. Отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.



Подготовить выразительное чтение рассказа.








Семейное чтение. Притчи.




Рассуждать о том, правильно ли поступили герои.


Работать с текстом, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.












Читать юмористические рассказы. Принести рассказ В.Драгунского « Где это видано, где это слыхано..»


Наш театр.

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»

Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

Осмыслить произведение.

Называть главных героев произведения

Расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте, объяснять понятие «инсценировка».




Подготовить программку к спектаклю.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Повторение и обобщение изученного материала.

Характеризовать героя текста. Сравнивать сюжеты, героев, делить текст на смысловые части, составлять план.



Читать рассказы понравившихся авторов.


Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

Проверка знаний по теме.

( тестирование)

Работать с художественным текстом, используя алгоритм.

Извлекать из текстов информацию.


К.Р.

Прочитать произведения понравившихся авторов.





Волшебная сказка ( 15 часов)





Вводный урок по разделу «Мир народной сказки».


Освоение основных понятий раздела: народные сказки присказка, сказочные предметы.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе..

Определять основные понятия раздела « народная сказка», «присказка», «сказочные предметы».



Принести книгу со своей любимой сказкой..


.

Русская сказка. «Иван – царевич и Серый Волк».

Определять:

отличительные

особенности

волшебной сказки,

из каких элементов

сюжета состоит

волшебная сказка,

какие предметы

являются

сказочными.

Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.

Характеризовать поступки героев сказки.

Пересказывать сказку по серии иллюстраций






CD диск



Перечитать сказку, приготовиться читать её выразительно. Нарисовать иллюстрации.











Русская сказка. «Иван – царевич и Серый Волк». Характеристика героя.

Характеризовать героев сказки.




Давать характеристику герою волшебной сказки, подробно пересказывать текст сказки.





CD диск











Перечитать сказку и нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.



В. Васнецов «Иван- царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.

Сравнение героев сказок.

Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.

Научаться определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Работать с содержанием текста сказки.

CD диск



Подготовить рассказ по картине. Подготовить пересказ сказки.


Особенности волшебной сказки. Русская сказка. «Летучий корабль».

Чтение вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка.

Характеризовать героев на основе текста и иллюстраций.

Создавать диафильм, определять авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев.

Моделировать сказку методом составления диафильма,

соотносить основную мысль с пословицей.

CD диск



Подготовить выразительное чтение сказки.


Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки.

Составление плана сказки.

Читать осознанно и без ошибок сказку.

Работать с содержанием текста сказки.

Составлять план сказки и подробно пересказывать по плану.

Читать сказку по ролям.

CD диск



Прочитать сказку « У страха глаза велики»

Подготовить пересказ. Найти и прочитать сказку « Умный работник».


Мы идем в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Группировать книги по подтемам.

Составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу.

CD диск



Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке.


Самостоятельное чтение.

Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки.

Читать вслух, про себя. Характеризовать героев сказки.

Работать с содержанием текста сказки,

характеризовать героев сказки.




Подготовить характеристику одного из героев сказки.


Самостоятельное чтение.

Русская сказка. «Морозко».

Составлять план текста, делить текст на части, пересказывать текст на основе плана.

Работать с содержанием текста сказки.

Давать характеристику главным героям сказки, сравнивать их с другими героями.

Выполнять анализ содержания сказки по вопросам учебника.



Читать русские народные сказки в обработке А.Н.Афанасьева.


Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки.

Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Давать характеристику главным героям сказки, сравнивать их с другими героями.

Выполнять анализ содержания сказки по вопросам учебника.



Сочинить собственную волшебную сказку





Семейное чтение.

Русская сказка «Белая уточка».

Делить текст на части, пересказывать

Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.

Работать с содержанием текста сказки.


CD диск



Назвать испытания, которые могли бы проходить герои сказки.


Наш театр.

Русская сказка.

«По щучьему веленью».

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли.

Работать с текстом сказки называть героев.

Перечислять события сказки;

определять главную мысль сказки.

Сравнивать события сказки,

самостоятельно определять мотивы действий героев.

CD диск



Повторить произведения изученного раздела.


Наш театр.

Русская сказка. «По щучьему веленью».

Инсценирование сказки

Называть главных героев сказки.

Расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте.

Выразительно читать диалоги персонажей сказки,

голосом давать характеристику героя сказки



Повторить произведения изученного раздела.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу


Называть виды сказок и приводить примеры сказок каждого вида.

Называть и описывать любимых героев сказок.

Классифицировать сказки по различным основаниям.

Обобщать и систематизировать изученный материал.



Читать русские народные сказки .


Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка»

Проверка знаний по теме « Мир народной сказки».

Определять границы собственного знания/незнания

Ориентироваться в своей системе знаний.


К.Р

Читать народные сказки.

Люби всё живое ( 20 часов)


Вводный урок по разделу

«Люби все живое».

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Называть новый раздел.

Выделять необходимую информацию из учебника,

с помощью словаря определять значение непонятных слов.



Сочинить текст о животном. Принести книгу по данному разделу.


Художественная и научно - познавательной литература.

Сравнивать научно - познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности.

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно- познавательной книге.



Принести научно- познавательные и художественные книги о природе.


Особенности художественного текста. К. Паустовский «Барсучий нос».

Определять отличительные особенности текста. Определять смысл названия произведения.

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно - познавательной книге.



Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению. Подготовить рассказ от имени мальчика.


Сравнение художественного и научно-популярного текстов. К.Паустовский «Барсучий нос».

Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана

Сравнивать художественный и научно- популярные тексты, определять их отличительные особенности, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)




Подготовить пересказ от имени барсука


Особенности юмористического текста.

В.Берестов «Кошкин щенок».

Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение.


Сравнивать художественные тексты, определять их отличительные особенности, определять в художественном тексте средства художественной выразительности .





Вспомнить или сочинить историю, когда животные воспитывали не своих детенышей, составить план истории.


Б.Заходер «Вредный кот».

Смысл названия стих.

Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворение.

Сравнивать художественные тексты, определять их отличительные особенности, определять в художественном тексте средства художественной выразительности.

CD диск



Выучить любое из изученных стихотворений.


Правда и вымысел в сказке.

В.Бианки «Приключение Муравьишки».

Определять правду и вымысел в произведениях В.Бианки. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)

CD диск



Прочитать произведение В.Бианки. Выполнить задание №6 с.114 учебника


Текст по аналогии.

«Как Муравьишке помогала добраться домой бабочка».

Составлять самостоятельно текст по аналогии.

Определять в художественном тексте средства художественной выразительности.

.


Читать рассказы о природе. Читать научные тексты о животных.


Особенности научно – популярного текста. О.Полонский. «Муравьиное царство».

Кратко пересказывать научно- популярный текст.

Определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)



Составить рассказ о встрече Муравьишки и Стрекозы.


Стихи Т.Собакина.

Тим Собакин «Песни бегемотов».

Выразительно читать стихотворение. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы.

Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( олицетворение.)




Выучить стихотворение. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте. Находить необходимую информацию в книге.



Читать произведения о природе. Принести свой любимый детский журнал.


Периодическая печать. Журналы для детей.

Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.


Определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте.



Читать детские журналы.


Д.Мамин – Сибиряк « Серая Шейка». Герой художественного текста.

Составлять план текста, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки.


Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( олицетворение), выделять особенности литературной сказки.




Прочитать « Аленушкины сказки»


Семейное чтение.

Д.Мамин-Сибиряк « Серая шейка».

Подробно пересказывать текст на основе плана.

Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности ( олицетворение), выделять особенности литературной сказки.



Подготовить пересказ от имени Серой Шейки.


Н. Носов «Карасик» Смысл поступка героев.

Делить текст на части.

Работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь),

соотносить иллюстрацию с текстом.





Придумать продолжение рассказа.


Н.Носов

«Карасик». Характеристика героев.



Читать рассказы М.Горького.


Наш театр. М.Горький «Воробьишко».

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям

Осмыслить произведение М.Горького.



Повторить произведения изученного раздела. Читать произведения о природе.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Писать отзыв на прочитанную книгу.

Работать с текстом.




с.140-141, задание №7,8 в учебнике.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проверить себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Работать с текстом. Осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя произведения, узнавать сюжеты и героев.






Читать книги о природе.


Контрольная работа по теме «Люби все живое».

Тест по разделу

Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач.

Грамотно формулировать и оформлять свои ответы в письменной речи.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.


КР

Не задано

Картины русской природы (12часов)


Введение в содержание радела «Картины русской природы».

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи.



Принести поэтические сборники.


Устное сочинение по картине. И.Шишкин «Зима в лесу».

Рассматривать картину, описывать объекты картины; рассказывать о картине.

Эмоционально откликаться на произведение живописи.



Читать произведения о природе. Узнать, какие картины написал И.Шишкин.


Н.Некрасов

« Славная осень!...» Средства художественной выразительности.

Читать вслух, про себя. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение.



Выучить стихотворение. Принести фотографии на тему « Осень».


М. Пришвин «Осинкам холодно». Олицетворение как средство создания образа.


Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение.





Составить рассказ о том, как вы были в лесу летом.


Ф.Тютчев « Листья». Контраст как средство создания образа.


Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Читать стихотворение с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию.

Выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Анализировать стихотворение и создавать разметку-партитуру стихотворения.

Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений.

CD диск



Приготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию.


Настроение стихотворения. А. Фет «Осень».

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Читать стихотворение с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию.

Выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Анализировать стихотворение и создавать разметку-партитуру стихотворения.

Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений.


CD диск



Выучить стихотворение


Сравнение произведений литературы и живописи.

И. Бунин « Первый снег». В. Поленов «Ранний снег».

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Сравнивать произведения ли литературы и живописи.

Выразительно читать стихотворения с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию.

Голосом передавать эмоциональный тон стихотворения;

рассказывать о празднике.

Сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение.

CD диск



Читать стихи о природе.


Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.


Определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте. Находить необходимую информацию в книге.


CD диск



Принести сборник стихотворений К.Бальмонта. Попробовать сочинить стихотворение об осени.


Средства худ. выразительности для создания образа снежинки. К.Бальмонт

« Снежинка»

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Читать стихотворение с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию.

Выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

CD диск



Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать свою снежинку.


Краски осени. К. Паустовский « В саду уже поселилась осень…»

Выразительное чтение. Выбор интонации, помогающей передать эмоциональную составляющую текста

Осмыслять лирические и художественные тексты, понимать настроение произведения.


CD диск


Подготовить выразительное чтение стихотворения.


Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «В Абрамцевском парке», А.Саврасов «Зима».

Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине.

Осмыслять лирические и художественные тексты, понимать настроение произведения.

CD диск


Повторить произведения изучаемого раздела.


Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу «Картины русской природы»

Проверить себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знать особенности лирического текста, создавать монологические высказывания на тему.



Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

Великие русские писатели (30часов)


Вводный урок раздела «Великие русские писатели».

Освоение основных понятий раздела: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.

Выделять необходимую информацию из учебника.

Объяснять значение понятия «литературная сказка».

Определять тему, главную мысль сказки.






Принести книги А.С.Пушкина


Великие русские писатели.

В. Берестов об А.С. Пушкин.


Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа.

Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.

CD диск


Узнать новое о жизни и творчестве А.С.Пушкина, подготовить презентацию.


Картины зимней природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.

CD диск


Выучить стихотворение


Сравнение произведений литературы и живописи.

И. Грабарь «Зимнее утро».

Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.



Читать произведения А.С.Пушкина. Иллюстрировать понравившееся произведение.


Картины зимней природы.

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.

CD диск


Выучить стихотворение


Произведения литературы и живописи.

Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».

Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.

CD диск


Выразительное чтение произведений А.С.Пушкина


Картины зимней природы.

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета….», П.Брейгель «Зимний пейзаж».

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.


Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.

CD диск


Выучить любое понравившееся стихотворение А.С.Пушкина


Устное сочинение по картине.

В.Суриков « Взятие снежного городка».

Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.




Придумать рассказ на тему «Как я ходил на каток».


А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…..». Сравнение литературной сказки с народной.

Сравнивать народную сказку литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка.

Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев.



Прочитать сказку.


Нравственный смысл литературной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..».


Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста.

Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

CD диск


Читать сказку


А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…..». Особенности сюжета.

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста.

Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.



Прочитать отрывок с.20-27. Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…..». Особенности сюжета.

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста.

Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.



Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит….» до конца сказки. Разделит его на части.


Особенности языка литературной сказки. А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…..».

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста.

Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С.Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.



Выучить отрывок из сказки.


Звукозапись в создании образов. А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…..».

Обсуждать в паре, когда используется прием звукозаписи.


Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.



Читать сказки А.С. Пушкина


КВН. Сказки А.С. Пушкина

Знать сказки А.С. Пушкина

Оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.



Выучить отрывок из сказки.


И.Я.Билибин -иллюстратор сказок А.С. Пушкина.


Соотносить иллюстрации и художественный текст.

Прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять сказки А.С. Пушкина.



Принести книги И.А. Крылова Читать его произведения.


Басни И.А.Крылова

Викторина по басням.

Называть басни А.И.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басни.

Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения И.А.Крылова, знать специфические особенности жанра басни ,оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.



Подготовить сообщение об И.А.Крылове. Читать басни А.И.Крылова


Басни И.А.Крылова .

И.А.Крылов « Слон и Моська». Особенности структуры басни.

Называть басни А.И.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басни.

Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения И.А.Крылова, знать специфические особенности жанра басни ,оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

CD диск


Выучить басню


Басни И.А.Крылова.

И.А.Крылов « Чиж и Голубь». Особенности жанра басни

Называть басни А.И.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басни.

Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения И.А. Крылова, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.



Подготовить выразительное чтение басни.


Великие русские писатели.

Л.Н. Толстой.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями.

Прогнозировать содержание произведения; знать и произведения Л.Н.Толстого, понимать главную мысль произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге.

CD диск


Прочитать рассказ о Л.Н.Толстом, подготовить сообщение о писателе


Особенности сюжета. Быль.

Л.Н.Толстой « Лев и собачка».

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями.

Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.

.


Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему.


Великие русские писатели.

Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями.

Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.



Читать рассказы Л.Н.Толстого


Л.Н.Толстой «Акула». Смысл названия.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями.

Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.




Подготовить пересказ текста. Нарисовать иллюстрацию к тексту.


Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения. Сравнивать книги, представленные на выставке, определять название выставки книг.

Работать с книгой, используя алгоритм.



Читать и принести книги Л.Н.Толстого


Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения.

Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге.



Подготовить пересказ текста. Нарисовать иллюстрацию.


Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения.

Прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения Л.Н.Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге.



Нарисовать иллюстрации к рассказу. Читать басни И.А.Крылова


Наш театр.

И.А. Крылов «Квартет»

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям.

Определять жанр произведения.

Называть отличительные особенности басни,

определять главную мысль произведения.

Называть и характеризовать героев произведения и их поступки.

Иллюстрировать содержание басни И. Крылова.

Анализировать содержание басни.

Сравнивать содержание произведения И.Крылова с жизненными ситуациями



Выучить басню


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Самостоятельно читать произведения А.Л.Барто, включать их в круг чтения, работать с текстом.




Повторить произведения раздела


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Литературный праздник.

Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Определять главную мысль в тексте, последовательность событий, отбирать опорные слова для создания собственного текста.



Повторить произведения раздела


Контрольная работа по теме «Великие русские писатели».

Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

Определять границы собственного знания/незнания.

Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач.

Грамотно формулировать и оформлять свои ответы в письменной речи.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.


КР

Читать произведения великих русских писателей

Литературная сказка ( 19 часов)


Вводный урок раздела «Литературная сказка»

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке с литературными сказками русских и зарубежных писателей, оперировать понятиями: литературная сказка, текст повествовательного характера.

.


Принести книгу со своей любимой сказкой. Читать сказки.


В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение литературной сказки с народной.

Сравнивать народную и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение.



С.74-75 №6,7 задание в учебнике


В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко».

Сравнение героев.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение.



Читать сказку В.Одоевского. Нарисовать иллюстрацию. Читать сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка


Герои произведения. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».

Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение.



Подготовить пересказ сказки от имени Аленушки


Переводная литература для детей. Выставка книг.


Называть изученные произведения переводной литературы, выявлять особенности.

Осмыслять литературоведческие понятия, составлять характеристику героев



Подготовить выразительное чтение стихотворений


Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни-Пух» (предисловие)

Работа с повествовательным текстом: определение темы, основной мысли, основного содержания.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Ориентироваться в учебной и художественной книге




Приготовить выразительное чтение отрывков из книги


Р.Киплинг « Братья Маугли». Особенности переводной литературы.


Выявлять особенности переводной литературы. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный текста. Составлять план сказки.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение.

CD диск


Читать произведения Р.Киплинга


Особенности переводной литературы.

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки.

Определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение.



Подготовить пересказ одной из сказок Дж. Родари.


Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Находить необходимую информацию в книге



Читать произведения, которые больше всего понравились.


Самостоятельное чтение.

Тим Собакин «Лунная сказка».

Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Определять жанр произведения, находить в тексте средства художественной выразительности. Понимать юмор, проявлять интерес к чтению

CD диск


Выучить стихотворение


Семейное чтение.

Ю.Коваль « Сказка о серебряном соколе».

Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Определять тему и главную мысль произведения.

Иллюстрировать понравившиеся эпизоды текста,

сочинять продолжение произведения.

Анализировать содержание текста.



Пересказать текст от лица солдата.


Наш театр.

С.Михалков «Упрямый козленок».

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям. Выразительное чтение, инсценирование произведения

Определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, осмыслять понятие литературная сказка. Сравнивать произведение В.Бианки с русской народной сказкой «Колобок». Отбирать выразительные средства произведения, расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте.

Сравнивать главного героя с другими героями произведения. Выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли.



Выразительно читать сказку.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения

Определять границы собственного знания/незнания.

Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач.



Придумать свою сказку.


Контрольная работа по теме «Литературная сказка»

Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

Знать особенности сказок, характеризовать героя сказочного текста, сравнивать сказочные сюжеты и героев.




КР

Читать произведения о животных. Сочинить загадки о животных.

Картины русской природы (18 часов)


Вводный урок по разделу «Картины русской природы».

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Планировать действия по выполнению задач урока, анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины природы, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

CD диск


Нарисовать иллюстрации к созданному тексту.


Особенности поэтического жанра.

Б.Заходер «Что такое стихи?».

Называть особенности поэтического творчества

Составлять план урока (определение темы, цели и задач урока), анализировать лирический текст.



Выучить стихотворение


Лирическая зарисовка.

И.Соколов- Микитов «Март в лесу»

Выявлять особенности текста- описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.



Перечитать текст и устно описать, как выглядит лес весной.


Устное сочинение по теме «Мелодия весеннего леса»

Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их.

Определять в тексте средства художественной выразительности( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), создавать текст на основе ключевых слов.

CD диск


Отредактировать свой текст. Нарисовать иллюстрации к своему произведению.


Анализ лирического текста. А.Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы».

Анализировать лирический текст, определять настроение, средства художественной выразительности.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

CD диск


Выучить стихотворение. Читать произведения о природе.


Произведения живописи и литературы.

С.Есенин «Сыплет черемуха…..», В.Борисов-Мусатов «Весна»

Сравнивать произведения живописи и литературы


Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.


CD диск


Подготовить выразительное чтение стихотворений. Выучить стихотворение


Звукозапись как средство создания образа.

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

Выразительное чтение текста

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

CD диск


Выучить стихотворение. Найти художественные произведения, в которых описывается дождь.


Сравнение произведений искусств.

А.Васнецов «После дождя», И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу».

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.



Составить и записать рассказ об изменениях в природе весной.


Сравнение образов.

О Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик».

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.



Выучить наизусть любое стихотворение.


Поэтические и прозаические тексты.

М.Пришвин «Золотой луг».

Находить средства художественной выразительности.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.



Найти материал об одуванчиках. Выучит отрывок из текста М.Пришвина


Авторское отношение к изображаемому..

А.Толстой «Колокольчики мои, цветики степные».

Сравнивать произведения живописи и литературы

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.



Выучить стихотворение А.Толстого


Произведения живописи и литературы.

Саша Черный «Летом», А.Рылов «Зеленый шум».

Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

CD диск


Подготовить выразительное чтение стихотворения С.Черного. Записать свой текст


Произведения живописи и литературы.

Ф.Тютчев «В небе тают облака…», А.Соврасов «Сосновый бор на берегу реки».

Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.



Выучить стихотворение


Мы идем в библиотеку.

Сборники произведений о природе

Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их.

Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи. Создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.



Выучить стихотворение, которое больше понравилось.


Самостоятельное чтение.

Г.Юдин « Поэты»

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.

Размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте.



Читать произведения о природе.


Очерковая литература.

Я.Аким «Как я написал первое стихотворение».

Читать художественное произведение, определять слова, создающее настроение. Понимать поступки героев. Характеризовать их, работать с книгой.

Размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте.



Повторить произведения раздела


Итоговая контрольная работа по разделу «Картины родной природы».

Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

Определять границы собственного знания/незнания

Создавать собственную выставку книг по прочитанным произведениям в этом разделе.

Делать отбор необходимой информации для решения поставленных задач.


КР

Не задано


Брейн-ринг. Урок-праздник.

Работа с книгой: ориентироваться по содержанию, пользоваться тематическим каталогом.

Уметь определять главную мысль и последовательность событий в тексте; находить необходимую информацию в книге.



Не задано







Сохранить у себя:
Рабочая программа по литературному чтению

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки