Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями).
Основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС) МОУ «Пахаревская школа», утвержденной приказом № 78 от 31.08.2015г. (с изменениями и дополнениями).
Рабочей программы «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. — М.: Просвещение, 2014».
Положения о разработке, структуре, оформлении, порядке разработке и утверждении рабочих программ по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), факультативам, внеурочной деятельности МБОУ «Пахаревская школа-детский сад», утвержденного приказом № 136 от 31.08.2018 г.
Учебного плана МБОУ «Пахаревская школа-детский сад» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом №135 от 31.08.2018 г.
Методических рекомендаций об организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организаций Республики Крым в 2018/2019 учебном году.
В рабочую программу внесены изменения в связи с тем, что согласно учебному плану МБОУ «Пахаревская школа-детский сад» на 2018-2019 учебный год в 1 классе нагрузка по литературному чтению составляет 3 часа в неделю.
Литературное чтение изучается в 2018-2019 учебном году в 1 классе - 3 часа в неделю, всего 99 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Азбука». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [В.Г. Горецкий, В.А Кирюшкин и др.] - М.: Просвещение, 2014. Учебник «Литературное чтение». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, и др.] - М. : Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
- понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
- знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
- размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
- понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
- понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;
- понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.)
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя ; - осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные; 2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
- участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
- чётко и правильно произносить все звуки;
- плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
- определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
Темп чтения к концу обучения в 1 классе должен быть не ниже 20— 25 слов в минуту, иначе ребенок не сможет дальше успешно учиться.
- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
- определять особенности прозаического и поэтического текстов;
- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
- сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
- восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
- составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
- придумывать окончание сказок по образцу - самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
- обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
- на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
- отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
- понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.). Отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
- знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте (69 ч.)
Добукварный период (10 ч.)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв
Букварный период (44 ч.)
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Послебукварный период (15 ч.)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения. Наизусть-3. Проект: «Живая Азбука».
Литературное чтение (30 ч.)
Жили – были буквы (5 ч.)
Стихи, рассказы, сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С.Черным, Ф. Кривиным, Т .Собакиным.
Вн. чт. «Город букв».
Сказки, загадки, небылицы (5 ч.) Русские народные, литературные сказки. Английские песенки и потешки. И в шутку и всерьез Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой,
М. Пляцковского, К.Чуковского*, Г.Кружкова, И.Пивоваровой. Наизусть-1. Вн. чт. «Сказки, загадки, небылицы».
Апрель, апрель! Звенит капель (5ч.)
А. Майков, А. Плещеев, Т. Белозёров С. Маршак , А.Майков И. Токмакова, Е.Трутнева . Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Разноцветные страницы. Наизусть - 1 Вн. чт «Времена года»
И в шутку и в серьез (4 ч.)
И. Токмакова, Я. Тайц , Г. Кружков, Н. Артюхова, К. Чуковский, О. Дриз, Пивоварова О. Григорьев,И. Токмакова К. И. Чуковский,
М. Пляцковский. Вн. чт. «И в шутку и всерьёз».
Я и мои друзья (6 ч.)
Рассказы и стихи, написанные Ю.Ермолаевым, Е.Благининой, В.Орловым, С.Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В.Берестовым, А. Барто*, С. Маршоком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми!»
Вн.чт. «Из старинных книг». Проект «Наш класс – дружная семья».
О братьях наших меньших (5 ч.)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.Михалкова, В.Осеевой. И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г.Сапгира, В. Берестова, Н.Сладкова, Д.Хармса, К. Ушинского.
Техника чтения. Чтение вслух.
Вн. чт. «Читаю летом».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов/тем | Коли чество часов | Вид контроля | Практическая часть | ||
Техника чтения | На изусть | Внеклас сное чтение | Проект | |||
Вслух | ||||||
Обучение грамоте (69 ч.)
| ||||||
1 | Добукварный период
| 10 |
|
|
|
|
2 | Букварный (основной) период | 44 |
| 3 |
|
|
3 | Послебукварный период
| 15 |
|
|
| 1 |
Литературное чтение (30 ч.)
| ||||||
4 | Жили-были буквы | 5 |
|
| 1 |
|
5 | Сказки, загадки, небылицы
| 5 |
| 1 | 1 |
|
6 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 5 |
| 1 | 1 |
|
7 | И в шутку и всерьез
| 4 |
|
| 1 |
|
8 | Я и мои друзья
| 6 |
|
| 1 |
|
9 | О братьях наших меньших
| 5 | 1 |
| 1 | 1 |
| Итого
| 99 | 1 | 5 | 6 | 2 |