Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Красноармейского района Челябинской области
Рабочая программа
по изобразительному искусству
5-7 классы
Учитель ИЗО
Меньшикова Н.О.
Предмет: Изобразительное искусство
Наименование и программы:
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.
Направленность: художественно-эстетическая
Ступень обучения: основная школа, 5- 7 классы
Контингент обучающихся: общеобразовательная школа
Содержание
рабочей программы «Изобразительное искусство» 5-7 классы
Пояснительная записка
. Перечень федеральных и региональных нормативных документов и инструктивно-методических материалов,
обеспечивающих организацию образовательной деятельности по предмету «ИЗО» в начальной и основной школе ….. 4 стр.
1.2. Место предмета «ИЗО» в учебном плане…………………………………………………………………6 стр.
1.3. Ведущие принципы концептуальные основы изучения предмета «ИЗО» в основной школе…………7 стр.
2* Планируемые образовательные результаты
2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «ИЗО» в основной школе с учётом НРЭО территории………………………………………………………………………………………………………….11 стр.
2.2 Требования к уровню подготовки обучающихся по разделам/классам и курсам обучения………………15 стр.
3* Содержание учебного предмета.
3.1 Разделы и темы содержания учебного предмета 5-7 классы. Национальные, региональные и этнокультурные особенности территории……………………………………………………………………………………………..18 стр.
4* Тематический план.
4.1 Тематическое планирование с указанием
количества часов отводимых на изучение каждой темы(ИЗО 5-7 классы) ……………………………………… 26 стр.
4.2 Календарно-тематический план с включением тем, отражающих НРЭО территории………………………33 стр.
5. Учебно-тематический комплекс по предмету ИЗО…………………………………………………………..40 стр.
Пояснительная записка
Перечень федеральных и региональных нормативных документов и инструктивно-методических материалов,
обеспечивающих организацию образовательной деятельности по предмету «ИЗО» в начальной и основной школе.
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-7 х классов создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по ИЗО, авторской программы под редакцией Б. М. Неменского, базисного учебного плана РФ, учебного плана МОУ «Октябрьская СОШ» Красноармейского района Челябинской области.
Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства Образования и науки Российской Федерации, Министерства Образования и науки Челябинской области.
-Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. Внесёнными Федеральными законами от04.06.2014 г. №145-ФЗ, от06.04.2015г. №68-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм.от25.12.2014 г., в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. №422н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. №30550)
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010г.№1897;
- Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13. 09. 2005 №01-1006);
- Методические рекомендации по учёту национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (Челябинск, 2015);
- Проектирование образовательного процесса в школе на основе учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей: научно-методические материалы (Челябинск, 2015);
- Концепцией преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
- «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);
- «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600);
Локальные нормативные акты по проектированию и реализации ОП:
- Устав МОУ «Октябрьская СОШ» Красноармейского района Челябинской области;
- Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности МОУ «Октябрьская СОШ»;
- Основные образовательные программы ООО.
- Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы.
- Учебный план МОУ «Октябрьская СОШ».
1.2 Место предмета «ИЗО» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6 и 7 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В курсе «Изобразительное искусство» 5-7 классов предусмотрено проведение не менее 12 учебных занятий по культуре родного края – Южного Урала.
Тематические (межпредметные, внутрипредметные и внутрикурсовые) связи курса ИЗО.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), практическом применении знаний, межпредметных связях с учебными предметами «История», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Ведущие принципы концептуальные основы изучения предмета «ИЗО» в начальной и основной школе.
Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.
Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
В ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
Развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.
Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.
Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).
Характеристика
авторских подходов к структуре программы/ логика и последовательность изучения предмета «ИЗО».
Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств.
Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Б.М. Неменский отмечает 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной.
Задачи:
· развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры
· художественное развитие,
· формирование художественного мышления,
· усвоение эмоционально-чувственного опыта
Основные принципы программы:
1. Принцип "искусство как духовная культура" - единство мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип диалога культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни.
4. Принцип связи с жизнью и система заданий на осознание окружающей действительности (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы:
· блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа);
· тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года;
· темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти.
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.
Основные виды деятельности
· изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа;
· лепка;
· аппликация;
· объемно-пространственное моделирование;
· проектно-конструктивная деятельность;
· художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
· обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
· изучение художественного наследия;
· прослушивание музыкальных и литературных произведений
Учебно-методическое обеспечение -методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.
Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности).
Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.
Программа состоит из тематических блоков.
I этап – начальная школа.
1 класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
2 класс - « Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства
3 класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.
4 класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках
земли и у каждого народа.
II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
5 класс — Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом
6 — 7 классы - Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их систематизация. Творчество художников.
8 класс - «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура - синтез всех видов искусства.
9 класс - обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».
III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.
10-11 классы — Исторические связи искусств.
2.* Планируемые образовательные результаты
2.1 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «ИЗО» в основной школе с учётом НРЭО территории.
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО)
Специфика предметных образовательных результатов отражается в изучении национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в курсе «Изобразительное искусство», которое направлено на достижение следующих задач:
- воспитание у детей уважения к историко-культурному наследию Южного Урала, любви к родному городу (селу) , позитивного отношения к среде поселения; социально ответственному поведению в ней;
- освоение учащимися знаний об основных этапах формирования многонационального поселения Челябинской области, о культурных достижениях региона и родного города (села);
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного российского общества, понимание культурного многообразия региона, толерантность;
- овладение обучающимися умения самостоятельно работать с источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с выделением отдельных деталей повседневного бытия;
- развитие у школьников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, приобщения к решению местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школьном и социальном окружении;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению, возрождению и развитию культуры родного края.
В комплекс планируемых образовательных результатов, наряду с личностными и метапредметными результатами, включаются предметные результаты по содержательной линии «Культура родного края – Южного Урала» с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области и города (села).
2.2 Требования к уровню подготовки обучающихся по разделам/классам и курсам обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
учащиеся должны знать:
• Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
• Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
• Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
учащиеся должны уметь:
• Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
• Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен и т. д.);
• Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
учащиеся должны:
• Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
• Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
учащиеся должны знать:
• О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
• О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
• Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
• Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
• Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
• Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
• Общие правила построения изображения головы человека.
• О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
• О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
учащиеся должны уметь:
• Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
• Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
• Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
• Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
• Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
учащиеся должны знать:
• как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
• особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
• основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
учащиеся должны уметь:
• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
• моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
• работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
• конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
• использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
• владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
• использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
3* Содержание учебного предмета
3.1 Разделы и темы содержания учебного предмета 5-7 классы.
«Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства
Каждый раздел программы включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
5 класс
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Раздел: Древние корни народного искусства.
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами.
Темы:
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы. НРЭО «Уральское искусство»
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Декор — человек, общество, время.
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами стран и региона происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Темы:
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел: Связь времен в народном искусстве.
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.
Темы:
Древние образы в современных народных игрушках. НРЭО «Урало-сибирская роспись»
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. НРЭО «Уральские промыслы»
Раздел: Декоративное искусство в современном мире.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Темы:
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер. НРЭО «Уральские промыслы»
6-7 классы
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
6 класс
Раздел: Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Темы:
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы. НРЭО «Предметный мир в культуре Урала»
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Раздел: Мир наших вещей. Натюрморт
Темы:
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. НРЭО «Уральские узоры»
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет
Темы:
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре. НРЭО «Художники-портретисты Урала»
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Раздел: Человек и пространство. Пейзаж
Темы:
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи. НРЭО «Уральский пейзаж»
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Раздел: Изображение фигуры человека и образ человека
Темы:
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Раздел: Поэзия повседневности
Темы:
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. НРЭО Искусство Народов Урала»
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). НРЭО «Праздник в моём городе»
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Раздел: Великие темы жизни
Темы:
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа. НРЭО «Памятники г. Кусы и района»
Место и роль картины в искусстве XX века.
Раздел: Реальность жизни и художественный образ
Темы:
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. НРЭО «Празднование Пасхи на Урале»
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
4* Тематический план
4.1 Тематическое планирование
с указанием количества часов отводимых на изучение каждой темы.
(ИЗО 5-7 классы)
5 класс
№ | Темы | Кол-во час.
|
| Раздел 1. (9 ч) Древние корни народного искусства |
|
1-2 | Древние образы в народном искусстве. | 2 |
3-4 | Убранство русской избы. НРЭО «Уральское искусство» | 2 |
5 | Внутренний мир русской избы. | 1 |
6 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 |
7 | Русская народная вышивка. | 1 |
8 | Народный праздничный костюм. | 1 |
9 | Народные праздничные обряды | 1 |
Раздел 2. (7 ч.) Декор — человек, общество, время | ||
10 | Зачем людям украшения. | 1 |
11 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 |
12-13 | Одежда «говорит» о человеке. | 2 |
14-15 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 |
16 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 |
Раздел 3. (10 ч.) Связь времен в народном искусстве
| ||
17-18 | Древние образы в современных народных игрушках. НРЭО «Урало-сибирская роспись» | 2 |
19 | Искусство Гжели. | 1 |
20 | Городецкая роспись. | 1 |
21 | Хохлома. | 1 |
22 | Жостово. Роспись по металлу. | 1 |
23 | Щепа. | 1 |
24 | Роспись по лубу и дереву. | 1 |
25 | Тиснение и резьба по бересте. | 1 |
26 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. НРЭО «Уральские промыслы» | 1 |
| Раздел 4. (9 ч.) Декоративное искусство в современном мире
| |
27-30 | Современное выставочное искусство. | 4 |
31-35 | Ты сам — мастер НРЭО «Уральские промыслы» | 5 |
| ИТОГО | 35 час. |
6 класс
№ | Темы | Кол-во час. |
Раздел 1. (9 ч.) Виды изобразительного искусства и основы образного языка | ||
.1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 |
2 | Художественные материалы. НРЭО «Предметный мир в культуре Урала» | 1 |
3 | Рисунок — основа изобразительного творчества. | 1 |
4 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | 1 |
5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 |
6 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 |
7 | Цвет в произведениях живописи. | 1 |
8 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 |
9 | Основы языка изображения | 1 |
Раздел 2. (7 ч.) Мир наших вещей. Натюрморт | ||
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 |
11 | Изображение предметного мира — натюрморт. | 1 |
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. НРЭО «Уральские узоры» | 1 |
13 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 |
14 | Освещение. Свет и тень. | 1 |
15 | Натюрморт в графике. | 1 |
16 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. | 1 |
Раздел 3. (10 ч.) Вглядываясь в человека. Портрет | ||
17 | Образ человека — главная тема в искусстве. | 1 |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | 1 |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 |
20 | Портрет в скульптуре. НРЭО «Художники-портретисты Урала» | 1 |
21 | Графический портретный рисунок. | 1 |
22 | Сатирические образы человека. | 1 |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 |
24 | Роль цвета в портрете. | 1 |
25 | Великие портретисты прошлого. | 1 |
26 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 |
Раздел 4. (9 ч.) Человек и пространство. Пейзаж
| ||
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
28 | Изображение пространства. | 1 |
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 |
30 | Пейзаж — большой мир. | 1 |
31 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 |
32 | Пейзаж в русской живописи. | 1 |
33 | Пейзаж в русской живописи. НРЭО «Уральский пейзаж» | 1 |
34 | Городской пейзаж. | 1 |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 |
Итого |
| 35 час. |
7 класс
№ | Темы | Кол-во час. | |
Раздел 1. (9 ч.) Изображение фигуры человека и образ человека | |||
1-2 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | 2 | |
3-4 | Пропорции и строение фигуры человека. | 2 | |
5-6 | Лепка фигуры человека. | 2 | |
7-8 | Набросок фигуры человека с натуры. | 2 | |
9 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | 1 | |
Раздел 2. (7 ч.) Поэзия повседневности | |||
10 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. НРЭО Искусство Народов Урала» | 1 | |
11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | |
12 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | |
13 | Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. | 1 | |
14-15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).НРЭО «Праздник в моём городе» | 2 | |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | |
Раздел 3. (10 ч.) Великие темы жизни | |||
17-18 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 2 | |
19 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | 1 | |
20-21 | Процесс работы над тематической картиной. | 2 | |
22-23 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 2 | |
24-25 | Монументальная скульптура и образ истории народа. НРЭО «Памятники г. Кусы и района» | 2 | |
26 | Место и роль картины в искусстве XX века. | 1 | |
Раздел 4. (9 ч.) Реальность жизни и художественный образ | |||
27-28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. НРЭО «Празднование Пасхи на Урале» | 2 | |
29 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | |
30-31 | История искусства и история человечества. | 2 | |
32 | Стиль и направление в изобразительном искусстве. | 1 | |
33 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 | |
34-35 | Художественно-творческие выставки. | 2 | |
Итого |
| 35 час. |
4.2 Календарно-тематический план с включением тем, отражающих НРЭО территории.
5 класс
№ | дата | Тема раздела (урока) | Кол. час.
| Содержание НРЭО | Формы и содержание контроля успеваемости
| |||
Раздел 1. (9 ч) Древние корни народного искусства | ||||||||
1-2 |
| Древние образы в народном искусстве. | 2 |
| рисунок | |||
3-4 |
| Убранство русской избы. | 2 | Уральское искусство. | рисунок | |||
5 |
| Внутренний мир русской избы. | 1 |
| Самостоятельная работа | |||
6 |
| Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 |
| рисунок | |||
7 |
| Русская народная вышивка. | 1 |
| рисунок | |||
8 |
| Народный праздничный костюм. | 1 |
| Самостоятельная работа | |||
9 |
| Народные праздничные обряды | 1 |
| Изо-викторина | |||
Раздел 2. (7 ч.) Декор — человек, общество, время | ||||||||
10 |
| Зачем людям украшения. | 1 |
| рисунок | |||
11 |
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 |
| рисунок | |||
12-13 |
| Одежда «говорит» о человеке. | 2 |
| рисунок | |||
14-15 |
| О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 |
| Самостоятельная работа | |||
16 |
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 |
| Изо-викторина | |||
Раздел 3. (10 ч.) Связь времен в народном искусстве | ||||||||
17-18 |
| Древние образы в современных народных игрушках.
| 2 | Урало-сибирская роспись. | рисунок
| |||
19 |
| Искусство Гжели. | 1 |
| рисунок | |||
20 |
| Городецкая роспись. | 1 |
| рисунок | |||
21 |
| Хохлома. | 1 |
| рисунок | |||
22 |
| Жостово. Роспись по металлу. | 1 |
| рисунок | |||
23 |
| Щепа. | 1 |
| рисунок | |||
24 |
| Роспись по лубу и дереву. | 1 |
| рисунок | |||
25 |
| Тиснение и резьба по бересте. | 1 |
| рисунок | |||
26 |
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1
| Уральские промыслы. | Самостоятельная работа
| |||
Раздел 4. (9 ч.) Декоративное искусство в современном мире | ||||||||
27-30 |
| Современное выставочное искусство. | 4 |
| рисунок | |||
31-35 |
| Ты сам — мастер | 5 |
| Рисунок, устный опрос, Самостоятельная работа практическая работа. | |||
|
| ИТОГО | 34 ч. | 4ч. |
|
6 класс
№ | дата | Тема раздела (урока) | Кол. час.
| Содержание НРЭО | Формы и содержание контроля успеваемости
| ||||||||
Раздел 1. (9 ч.) Виды изобразительного искусства и основы образного языка | |||||||||||||
.1 |
| Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 |
| рисунок | ||||||||
2 |
| Художественные материалы. | 1 | Предметный мир в культуре Урала. | рисунок | ||||||||
3 |
| Рисунок — основа изобразительного творчества. | 1 |
| рисунок | ||||||||
4 |
| Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | 1 |
| рисунок | ||||||||
5 |
| Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 |
| рисунок | ||||||||
6 |
| Цвет. Основы цветоведения. | 1 |
| рисунок | ||||||||
7 |
| Цвет в произведениях живописи. | 1 |
| рисунок | ||||||||
8 |
| Объемные изображения в скульптуре. | 1 |
| Изо-викторина | ||||||||
9 |
| Основы языка изображения | 1 |
| Самостоятельная работа | ||||||||
Раздел 2. (7 ч.) Мир наших вещей. Натюрморт. | |||||||||||||
10 |
| Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 |
| рисунок | ||||||||
11 |
| Изображение предметного мира — натюрморт. | 1 |
| рисунок | ||||||||
12 |
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Уральские узоры. | рисунок | ||||||||
13 |
| Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 |
| рисунок | ||||||||
14 |
| Освещение. Свет и тень. | 1 |
| рисунок | ||||||||
15 |
| Натюрморт в графике. | 1 |
| рисунок | ||||||||
16 |
| Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. | 1 |
| Самостоятельная работа | ||||||||
Раздел 3. (10 ч.) Вглядываясь в человека. Портрет | |||||||||||||
17 |
| Образ человека — главная тема в искусстве. | 1 |
| рисунок | ||||||||
18 |
| Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | 1 |
| рисунок | ||||||||
19 |
| Изображение головы человека в пространстве. | 1 |
| рисунок | ||||||||
20 |
| Портрет в скульптуре. | 1 | Художники-портретисты Урала. | рисунок | ||||||||
21 |
| Графический портретный рисунок. | 1 |
| рисунок | ||||||||
22 |
| Сатирические образы человека. | 1 |
| рисунок | ||||||||
23 |
| Образные возможности освещения в портрете. | 1 |
| рисунок | ||||||||
24 |
| Роль цвета в портрете. | 1 |
|
| ||||||||
25 |
| Великие портретисты прошлого. | 1 |
|
| ||||||||
26 |
| Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 |
| Изо-викторина | ||||||||
Раздел 4. (9 ч.) Человек и пространство. Пейзаж | |||||||||||||
27 |
| Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
| рисунок | ||||||||
28 |
| Изображение пространства. | 1 |
| рисунок | ||||||||
29 |
| Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 |
| рисунок | ||||||||
30 |
| Пейзаж — большой мир. | 1 |
| рисунок | ||||||||
31 |
| Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 |
| рисунок | ||||||||
32 |
| Пейзаж в русской живописи. | 1 |
| рисунок | ||||||||
33 |
| Пейзаж в русской живописи. | 1 | Уральский пейзаж | рисунок | ||||||||
34 |
| Городской пейзаж. | 1 |
| рисунок | ||||||||
35 |
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 |
| Изо-викторина | ||||||||
Итого |
|
| 35 час. | 4ч. |
|
7 класс
№ | дата | Тема раздела (урока) | Кол. час.
| Содержание НРЭО | Формы и содержание контроля успеваемости | ||||||||||
Раздел 1. (9 ч.) Изображение фигуры человека и образ человека. | |||||||||||||||
1-2 |
| Изображение фигуры человека в истории искусства. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
3-4 |
| Пропорции и строение фигуры человека. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
5-6 |
| Лепка фигуры человека. | 2 |
|
| ||||||||||
7-8 |
| Набросок фигуры человека с натуры. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
9 |
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | 1 |
| Самостоятельная работа
| ||||||||||
Раздел 2. (7 ч.) Поэзия повседневности | |||||||||||||||
10 |
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | Искусство народов Урала. | рисунок | ||||||||||
11 |
| Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 |
| рисунок | ||||||||||
12 |
| Сюжет и содержание в картине. | 1 |
| рисунок | ||||||||||
13 |
| Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. | 1 |
| рисунок | ||||||||||
14-15 |
| Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
| 2 |
| рисунок | ||||||||||
16 |
| Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | Праздник в моём селе. | Самостоятельная работа
| ||||||||||
Раздел 3. (10 ч.) Великие темы жизни | |||||||||||||||
17-18 |
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
19 |
| Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
20-21 |
| Процесс работы над тематической картиной. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
22-23 |
| Библейские темы в изобразительном искусстве. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
24-25 |
| Монументальная скульптура и образ истории народа. | 1 | Памятники Красноармейского района | рисунок | ||||||||||
26 |
| Место и роль картины в искусстве XX века. |
|
| Самостоятельная работа | ||||||||||
Раздел 4. (9 ч.) Реальность жизни и художественный образ | |||||||||||||||
27-28 |
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 2 | Празднование Пасхи на Урале | рисунок | ||||||||||
29 |
| Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 |
| рисунок | ||||||||||
30-31 |
| История искусства и история человечества. | 2 |
| рисунок | ||||||||||
32 |
| Стиль и направление в изобразительном искусстве. | 1 |
| рисунок | ||||||||||
33 |
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 |
| Изо -викторина | ||||||||||
34-35 |
| Художественно-творческие выставки. | 2 |
| Выставка работ | ||||||||||
Итого |
|
| 35 час. | 4ч. |
|
5. Учебно-тематический комплекс по предмету ИЗО
Список электронных образовательных ресурсов |
- Электронный носитель к учебнику :Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2012. - Мультимедийное приложение 6 класс по программе Б.М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских. Издательство «Учитель» 2015(поурочное планирование, презентации.). - Мультимедийное приложение 7 класс по программе Б.М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских. Издательство «Учитель» 2015(поурочное планирование, презентации.). Диск. Изобразительное искусство. Методики. Материалы к урокам. 5-8 классы.
|
Основная литература |
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-7 классы : пособие для учителей общеобразват. организаций/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – 3-изд. – М .:Просвещение, 2013. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: - Горяева Н.А., Островская О.В. Под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. – М.Просвещение, 2012г. -Неменская Л.А. под ред. Б.М. Неменского. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс. – М. Просвещение, 2012г. -АС. Питерских, Г.Е.Гуров. под. ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс. – М. Просвещение, 2012г. - Г.Е. Гуров, А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 кл. Методическое пособие. -Методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского. -Горяева Н.А. Поурочные разработки к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012 |
Дополнительная литература |
- Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. (Описание опыта. Конспекты уроков.) 1-6 классы - Изобразительное искусство. Творческая мастерская учителя. 2-8 классы. - Изобразительное искусство. Развёрнутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского.1-8 кл. - Красноармейский район. Тетрадь юного краеведа / авт.-сост. А. П. Моисеев, Н. Б. Виноградов. – Челябинск : АБРИС, 2011. – 40 с. – (Познай свой край). |
НРЭО |
http://chel-portal.ru/enc/chelyabinskaya_oblast_v_izobrazitelnom_iskusstve - Челябинская область в изобразительном искусстве http://chelreglib.ru/ru/pages/kray/chelregion/history/ - Челябинская областная универсальная научная библиотека http://muzei.krasnoarmeiki.ru/ - Краеведческий музей Красноармейского района Челябинской области http://ozersk.ch-lib.ru/iskus/xud1.html - художники Урала |
41