Рабочая программа по истории для 6 икласса

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы Всеобщая история 5-9 класс. Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.

Рабочая программа для 6 класса ориентирована на ис­пользование следующих учебников:

1. Всеобщая история : История средних веков. 6 кл. :учебник / М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин. – 4- е изд., М. : 2016.

2. Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г.

Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержимое разработки

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53 Г.ТОМСКА

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета МАОУ СОШ № 53

Протокол № _____

от «__» __________ 2018 года

«Согласовано»

На заседании Педагогического совета

Протокол № _____

от «__» ______ 2018 года

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 53

__________ А.Е. Иванов

Приказ № _____________

от «__» __________2018 года











Рабочая программа

по истории
6 класс










Разработчик:

Шиловская Н. З.

учитель истории














Томск 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы Всеобщая история 5-9 класс. Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.

Рабочая программа для 6 класса ориентирована на ис­пользование следующих учебников:

  1. Всеобщая история : История средних веков. 6 кл. :учебник / М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин. – 4- е изд., М. : 2016.

  2. Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г.

Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • познавательный интерес к прошлому своей страны

  • освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • формирование коммуникативной компетентности;

  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

  • активно примененять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  • применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;

  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

  • анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;

  • использование приёмов исторического анализа;

  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;

- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

  • систематизация информации в ходе проектной деятельности;

  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (VIII—XV вв.)

Выпускник научится:

• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное

государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Общая характеристика курса История.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане

Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.

На изучение истории в 6 классе отводится 68 часов в год по 2 часа в неделю.


Содержание тем учебного предмета Всеобщая история. История средних веков. (31 час)


Глава I. Западная Европа на заре Средневековья (6 часов)

Великое переселение народов и падение За­падной Римской империи. Образование и отличи­тельные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управ­ления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство и его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система обра­зования.

Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрожде­ние». Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Ев­ропе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление коро­левской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Глава II. Восточнохристианский мир и мир ислама (6 часа).

Особенности развития Восточной Римской им­перии по сравнению с Западной. Территория и на­селение. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности импе­раторской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаи­моотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византий­ской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византий­ская иконопись.

Прародина и расселение славян. Западные, во­сточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских стра­нах в условиях соперничества Рима и Константино­поля. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Условия жизни и занятия арабов. Племенное уст­ройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хидж­ра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифа­та. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Глава III. Западноевропейское общество в XIXV веках (4 часа)

Складывание нового устройства общества. Фор­мирование зависимого крестьянства. Сословия: тео­рия и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вас­салы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сень­ории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натураль­ное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Орга­низация управления. Облик средневекового горо­да. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Яр­марки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.

Основы могущества церкви. Материальные бо­гатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X-XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распро­странения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены - францисканцы и доминиканцы, их роль в укрепле­нии католической церкви.

Причины и начало Крестовых походов, их участ­ники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-ры­царские ордены. Третий Крестовый поход. Четвер­тый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Глава IV. Международные отношения в Средние века (4 часа)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объедине­ния страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепле­ние королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.

Воздействие Нормандского завоевания на разви­тие Англии. Могущество королевской власти в конце XI-XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хар­тия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Поли­тика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление император­ской власти во второй половине XIII — начале XIV в.

Глава V. Западная Европа в XIXV веках: от расцвета к закату Средневековья (7 часов)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные по­следствия. Освобождение крестьян отличной зависи­мости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе вой­ны. Завершение Столетней войны и ее итоги.

Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Бе­лой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изо­бретение книгопечатания и его значение. Возник­новение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Воз­рождения в Италии.

Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтон­ского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XTV в. Нара­стание социальных, этнических и религиозных про­тиворечий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XTV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиле­ние Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на дру­гие страны.

Глава VI. Народы и государства Азии, Америки в Средние века (4 часа)

Природные условия Индии, ее богатства. Заня­тия населения. Индийская община. Варны и касты.

Роль кастовой системы в индийском обществе. Де­лийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северны­ми кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их ус­пехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.

Особенности развития Африки. Магриб и Чер­ная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Госу­дарства Западного Судана. Христианская Эфиопия.

Освоение человеком Америки. Проблема кон­тактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.


Содержание тем учебного предмета История России (37 ч) От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).

Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Русь в IX-первой половине XII века (11 ч)

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.

Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII — начале XIII века (6 ч)

Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Русские земли в середине XIII—XIV веке (8 ч)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке (8 ч)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитетура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Состав учебно-методического комплекта:

  • Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

  • Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

урока

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

Глава 1. Западная Европа на заре Средневековья (5 часов)

1

Начало эпохи Средних веков

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно вы­ражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зави­симости от конкретных условий

2

Варварские королевства в VXI веках

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно вы­ражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зави­симости от конкретных условий

3

Империя Карла Великого и её распад

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, на­правленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата, составлять план последова­тельности действий. Познавательные: использовать современные источники инфор­мации, в том числе материалы на электронных носителях


4

Новая волна завоеваний

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и группо­вой работы.

Регулятивные: определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата, составлять план последова­тельности действий. Познавательные: объяснять ис­торические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

5

Культура Средневековья и христианство в VX веках

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно вы­ражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зави­симости от конкретных условий

Глава 2. Восточнохристианский мир и мир ислама (4 часа)

1

Византийская империя: между Европой и Азией

Коммуникативные: восприни­мать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тек­сте информацию, необходимую для ее решения.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: объяснять ис­торические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

2

Южнославянские государства в VIXI веках

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуника­ции, формировать и аргументи­ровать свое мнение и позицию в коммуникации.

Регулятивные: оценивать весо­мость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные: оценивать спо­собы и условия действия, кон­тролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

3

Возникновение ислама

Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы ра­боты; обмениваться знаниями между членами группы для при­нятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать по­следовательность необходимых операций.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образователь­ных задач в зависимости от кон­кретных условий

4

Завоевание арабов и создание Арабского халифата

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, доста­точно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуника­ции, формировать и аргументи­ровать свое мнение и позицию в коммуникации.

Регулятивные: оценивать весо­мость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные: формировать основы смыслового чтения учеб­ных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебни­ка, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной ли­тературе, электронных изданиях и группировать ее

Глава 3. Западноевропейское общество в XIXV веках (4 часа)

1

Феодальное общество

Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы ра­боты; обмениваться знаниями между членами группы для при­нятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать по­следовательность необходимых операций.

Познавательные: формировать основы смыслового чтения учеб­ных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебни­ка, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной ли­тературе, электронных изданиях и группировать ее

2

Средневековая церковь и духовенство

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выде­лять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять ис­торические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

3

Рыцарство

Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы ра­боты; обмениваться знаниями между членами группы для при­нятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать по­следовательность необходимых операций.

Познавательные: формировать основы смыслового чтения учеб­ных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебни­ка, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной ли­тературе, электронных изданиях и группировать ее

4

Третье сословие: крестьяне и горожане

Коммуникативные: слушать дру­гих, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изме­нить свою точку зрения; развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для при­нятия эффективных совместных решений

Регулятивные: проводить конт­роль в форме сравнения способа действия и его результата с задан­ным эталоном с целью обнаруже­ния отклонений от эталона и вне­сения необходимых коррективов; определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата, составлять план последова­тельности.

Познавательные: выделять суще­ственную информацию из тек­стов разных видов; самостоятельно ориентироваться в новом учеб­ном материале, строить речевые высказывания

Глава 4. Международные отношения в Средние века (4 часа)

1

Крестовые походы

Коммуникативные: точно и гра­мотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной дея­тельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: формировать основы смыслового чтения учеб­ных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебни­ка, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной ли­тературе, электронных изданиях и группировать ее

2

Реконкиста. Государства Пиренейского полуострова

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с по­мощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять ис­торические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

3

Балканы и Малая Азия в XIIIXIV веках. Завоевание турок – османов.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и группо­вой работы.

Регулятивные: сознательно орга­низовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общест­венную и др.; определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата, составлять план последова­тельности действий.

Познавательные: объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

4

Гибель Византии и создание Османской империи.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и группо­вой работы.

Регулятивные: сознательно орга­низовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общест­венную и др.; определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата, составлять план последова­тельности действий.

Познавательные: объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Глава 5. Западная Европа в XIXV веках: от расцвета к закату Средневековья (7 часов)

1

Англия и Франция в XIXIII веках

Коммуникативные: владеть навы­ками монологической и диалоги­ческой речи; владеть моно­логической и диалогической фор­мой речи в соответствии с грам­матическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: формировать це­левые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Познавательные: формировать основы смыслового чтения учеб­ных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебни­ка, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной ли­тературе, электронных изданиях и группировать ее; решать разви­вающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и вто­ростепенное; обобщать информа­цию и делать выводы

2

Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и во Франции

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточ­ной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: решать разви­вающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и вто­ростепенное; обобщать информа­цию и делать выводы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления

3

Германия и Священная Римская империя в XXV веках

Коммуникативные: владеть моно­логической и диалогической фор­мой речи в соответствии с грам­матическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: решать разви­вающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и вто­ростепенное; обобщать информа­цию и делать выводы

4

Государства западных славян

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и группо­вой работы.

Регулятивные: сознательно орга­низовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общест­венную и др.; определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата, составлять план последова­тельности действий.

Познавательные: объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

5

6

Итальянские государства в XIXV веках

Искусство и литература в XIXIII веках. Ранее Возрождение.

Коммуникативные: точно и гра­мотно выражать свои мысли; от­стаивать свою точку зрения в про­цессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с со­учениками, коллективной работе. Регулятивные: самостоятельно об­наруживать и формулировать учеб­ную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зави­симости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, клас­сифицировать и обобщать факты и явления

7

Образование и наука в Средние века

Коммуникативные: обменивать­ся знаниями с членами группы для принятия эффективных со­вместных решений.

Регулятивные: определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата, составлять план последова­тельности действий.

Познавательные: объяснять ис­торические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Глава 6. Народы и государства Азии и Америки в Средние века (5 часов)

1

Монголы и их завоевания

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточ­ной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: решать разви­вающие и проблемные задачи; выделять в тексте главное и вто­ростепенное; обобщать информа­цию и делать выводы; описывать

2

Китай и Япония в Средние века


Коммуникативные: добывать недостающую информацию с по­мощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: выполнять твор­ческие задания, не имеющие од­нозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или несколь­ким предложенным основаниям

3

Средневековая Индия

4

Государства доколумбовой Америки

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и группо­вой работы.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной дея­тельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: формировать основы смыслового чтения учеб­ных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте и видеоряде учебни­ка, дополнительных источниках к параграфу, дополнительной ли­тературе, электронных изданиях и группировать ее

5

История Средних веков

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, са­мостоятельное создание алгорит­мов деятельности при решении заданий.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затрудне­ний в обучении через включе­ние в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы



История России – 6 класс

урока

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности


1


Древние люди и их стоянки на территории современной Руси. Неолитическая революция.

Называть основные занятия людей в древности. Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны.


2


Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.

Называть племена восточных славян и показывать на карте места их расселения. Объяснять, как природные условия влияли на образ жизни и занятия восточных славян. Характеризовать основные занятия восточных славян в древности. Отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной.


3


Первые известия о Руси.

Знать время возникновения Древнерусского государства.

Называть имена первых русских князей, важнейшие даты.


4


Становление Древнерусского государства.

Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений.


5


Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром.

Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства.


6


Русское государство при Ярославе Мудром.

Понимать, для чего необходимы законы.

Знать важнейшие положения первого свода законов — «Русской Правды» и историю её создания


7


Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Знать итоги Любечского съезда. Отличия «Русской Правды» от устава Владимира Мономаха.



8


Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе.

Знать основные слои древнерусского населения. Знать понятие «вотчина». Знать основные категории зависимого населения на Руси.


9


Культурное пространство Европы и культура России. Повседневная жизнь населения.

Знать памятники культуры Древней Руси, Оценивать значение создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Понимать, какое значение имеет «Повесть временных лет» для изучения истории России




10


Политическая раздробленность на Руси.

Знать, что, несмотря на раздробленность Руси, у русских людей того времени сохранялось ощущение своего единства.

Находить на карте княжества, на которые распалась Русь.



11


Владимиро-Суздальское княжество. Новгородское княжество.

Знать основные особенности развития княжеств. Уметь их сравнивать.


12


Монгольская империя и изменения политической карты мира.

Знать об образовании империи Чингисхана. Знать и показывать начало завоевательных походов Чингисхана.



13


Батыево нашествие на Русь.

Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества.

Показывать по карте направления ударов иноземных захватчиков в XIII в



14


Северо-Западная Русь между востоком и западом.

Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242 г.

Понимать, что нашествие немецких рыцарей являлось крестовым походом на Русь.

Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке.

Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига



15


Золотая Орда: государственный строй. Население, экономика, культура.

Образование Орды. Знать как происходило Ордынское владычество на Руси и какими повинностями облагался русский народ.


16


Литовское государство и Русь.

Понимать причину вхождения русских земель в состав Литовского государства.



17


Усиление Московского княжества.

Знать устройство северо-восточной Руси. Уметь рассказать об основной политике Ивана Калиты.


18


Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель. Пользоваться схемой сражения при описании Куликовской битвы. Объяснять, используя схему сражения, в чём проявился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича. Находить информацию в «Сказании о Мамаевом побоище». Понимать, какое значение имело благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы. Понимать историческое значение Куликовской битвы.


19


Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 вв.

Объяснять особенности русской культуры, определять заимствования из культур других народов.


20


Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в.

Уметь показать на карте как изменилась территория русских земель к 15в. Знать положение Руси в 15 в. На политической и торговой арене в Европе.


21


Московское княжество в первой половине 15в.

Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в. Понимать, что явилось причиной возникновения междоусобной войны во второй четверти XV в.


22


Распад Золотой Орды и его последствия.

Знать причины распада ЗО. Уметь перечислить последствия данного распада.


23


Московское государство и его соседи во второй половине 15в.

Уметь рассказать и показать на карте процесс ликвидации ордынского владычества на территории и Руси и процесс завершения объединения русских земель.



24


Возвышение великокняжеской власти.

Оценивать значение принятия Иваном III титула «Государь всея Руси».

Объяснять, чем было вызвано составление Судебника 1497 г. и какую роль он играл в объединённом Русском государстве.

Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки. Выявлять негативные стороны местничества и кормления.


25


Русская православная церковь в 15-16вв.

Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны.


26


Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Знать основные культурные изменения в объединенной Руси.














Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Рабочая программа. Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века. 5–9 классы.  Составитель А.В. Игнатов, М.: «Дрофа», 2013 год.

  2. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений», авторы М.В.Пономарёв, А.В. Абрамов, С.В. Тырин, М.: Дрофа, 2013

  3. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. Автор - составитель О.В. Арасланова, К.А. Соловьев, М.: «Вако», 2010 год.



Список дополнительной литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педа­гогика, 2009.

  2. Концепция Федеральных государственных об­разовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвеще­ние, 2008.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по осна­щению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

  5. Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  6. Система гигиенических требований к услови­ям реализации основной образовательной программы Основного общего образования: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

  7. Федеральная целевая программа развития об­разования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286

  8. Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования. М.: Про­свещение, 2010.




Сохранить у себя:
Рабочая программа по истории для 6 икласса

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки