1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.
Образовательные результаты сформулированы в деятельности форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.
в сфере охраны здоровья:
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС.
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры.
1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства.
2.1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.
2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.
2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях.
3.4. Знакомство с одним из языков программирования.
4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Введение в предмет – 1 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация – 5 ч (3+2).
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3).
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4).
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4).
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Повторение (2ч.)
3. Тематическое планирование.
№п/п | Тема разделов курса, уроков | Кол-во часов | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
Введение в предмет 1 ч. | ||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания (Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе) | 1 |
|
|
Человек и информация 5 ч (3+2). | ||||
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | 1 |
|
|
3 | Информационные процессы Работа с тренажёром клавиатуры | 1 |
|
|
4 | Работа с тренажёром клавиатуры | 1 |
|
|
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 1 |
|
|
6 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 1 |
|
|
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3). | ||||
7 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | 1 |
|
|
8 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. | 1 |
|
|
9 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. | 1 |
|
|
10 | Пользовательский интерфейс Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК | 1 |
|
|
11 | Файлы и файловые структуры. | 1 |
|
|
12 | Работа с файловой структурой операционной системы | 1 |
|
|
13 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» | 1 |
|
|
Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6). | ||||
14 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 |
|
|
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 |
|
|
16 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 |
|
|
17 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 |
|
|
18 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | 1 |
|
|
19 | Работа с таблицами | 1 |
|
|
20 | Дополнительные возможности текстового процессора. (орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов) | 1 |
|
|
21 | Практическая работа на тему «Создание и обработка текстовых документов» | 11 |
|
|
22 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» |
|
|
|
Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4). | ||||
23 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 |
|
|
24 | Графические редакторы растрового типа (Работа с растровым графическим редактором) | 1 |
|
|
25 | Кодирование изображения (Работа с растровым графическим редактором) | 1 |
|
|
26 | Работа с векторным графическим редактором | 1 |
|
|
27 | Технические средства компьютерной графики. (Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе) | 1 |
|
|
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4). | ||||
28 | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 |
|
|
29
| Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | 1 |
|
|
30 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 |
|
|
31 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | 1 |
|
|
32
| Итоговое тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 1 |
|
|
33 | Контрольная работа за курс 7 класса | 1 |
|
|
34-35 | Повторение «Системы основных понятий» | 2 |
|
|