ё
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 31.08.2018 г № 105
_____________В.Н.Мирнов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
Уровень общего образования 7 (класс)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 7 КЛАССЕ
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса
Количество часов в неделю – 2ч, за год 70 часов
Учитель Авдиенко ГалинаГеоргиевна.
Программа разработана на основе примерной программы для основного общего образования по географии 2010г. с учётом авторской программы И.В.Душиной , адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) и ориентирована для работы по учебнику И.В.Душиной, Т.Л Смоктунович "Материки, океаны, народы и страны» под общей редакцией В.П.Дронова 7 класс - М:Вентана-Граф, 2016г.
Ст. Тацинская
2018-19 уч. год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета географии «Материки, океаны, народы и страны»
«Введение. Источники географической информации»
Ученик научиться:
Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуру курса по содержанию учебника. Составлять перечень источников географической информации. Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию). Различать географические описания и характеристики, приводить примеры.
«Современный облик планеты Земля»:
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
объяснять существенные признаки понятий: «природный комплекс», «географическая
оболочка», «географическое положение», «географическая среда», «при родная зона», «широтная зональность» и «вертикальная поясность». Использовать эти понятия для решения учебных задач; различать карты по масштабу, охвату территории и содержанию.
Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы, их изменения в результате деятельности человека; примеры проявления географической зональности и поясности.
Понимать причины разнообразия природы Земли
Ученик получит возможность научиться:
Определять географическое положение каждого материка и океана, моря.
Население Земли
Ученик научится:
объяснять существенные признаки понятий: «этнос», «плотность населения», «миграции», «хозяйство». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения.
объяснять изменения численности населения Земли; приводить примеры размещения людей на Земле; видов хозяйственной деятельности людей.
Ученик получит возможность научиться:
Понимать причины неравномерного размещения людей на Земле. Приводить примеры разнообразия народов и стран; выделять основные религии мира и историко-культурные регионы. Отбирать источники географической информации с целью расширения знаний о населении Земли
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Главные особенности природы Земли
Ученик научится:
объяснять существенные признаки понятий: «литосферная плита», «платформа», «складчатая область», «климатообразующие факторы», «воздушная масса», «пассаты», «климатический пояс», «режим реки», «природная зона».
Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между рельефом, климатом, водами суши, почвами, растительным и животным миром.
Приводить примеры компонентов природы, показывать их объекты на карте.
Ученик получит возможность научиться:
Сравнивать компоненты природы материков и океанов, объяснять причины сходства и различий.
Объяснять закономерности размещения крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых, закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков, закономерности питания и режима вод суши.
Составлять по картам и другим источникам информации описания компонентов природы материков, их изменений под влиянием деятельности людей
Материки и страны
Ученик научится:
Объяснять существенные признаки понятий: географическое положение материка, природный регион, историко-культурный регион, антропогенный ландшафт.
Ученик получит возможность научиться
Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между географическим положением материка, (другими территориями) для предварительных выводов об их природе.
Приводить примеры географических объектов, показывать их на карте. Понимать причины особенностей природы, населения материков, особенностей хозяйственной деятельности в разных странах.
Объяснять географические особенности природы материков, закономерности размещения и развития компонентов их природы. Составлять по картам и другим источникам информации географические характеристики компонентов природы материков, регионов и стран.
Оценивать степень изменения природы материков и отдельных стран под влиянием деятельность людей. Предлагать меры по сохранению природы и защите людей от стихийных при родных и техногенных явлений
Природа Земли и человек
Ученик научится:
Объяснять существенные признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы».
Устанавливать связи между природными ресурсами территории и хозяйственной деятельностью людей.
Приводить примеры раз личных видов природных ресурсов, рационального и нерационального природопользования.
Ученик получит возможность научиться :
Владеть основами картографической грамотности и использовать географические карты как одного из «языков» международного общения.
Отбирать источники географической информации для подготовки сообщений на уроке.
Понимать причины изменений природы в планетарном, региональном и локальном масштабах, необходимость между народного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.
Объяснять происхождение источников загрязнения окружающей среды.
Оценивать роль географической науки в освоении планеты человеком, в решении современных практических за дач, в рациональном использовании природы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Метапредметные
. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике
Предметные
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
2.Содержание тем учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны »
Введение. Источники географической информации(2 часа).
Что изучают в курсе географии?.
Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики.
Практическая работа №1. Описание карт по плану.
Раздел 1. Современный облик планеты Земля(4 часа).
Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие « географическое положение».
Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины.
Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятие «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность».
Практическая работа №2. Характеристика природной зоны своей местности.
Раздел 2. Население Земли(5часов).
Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции.
Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.
Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население.
Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.
Практическая работа №3. Отметить на контурной карте большие города (свыше 3 млн. чел).
Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17 ч).
Рельеф Земли (3 ч).
Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры.
Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре.
Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.
Климаты Земли (3 ч).
Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты.
Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов.
Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат.
Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Вода на Земле (3 ч).
Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота.
Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши.
Практическая работа №4.Отметить на контурной карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши.
Природные зоны (3 ч).
Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания.
Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон.
Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь.
Географическое положение каждой из зон. Соотношение тепла и влаги в пределах каждой зоны. Особенности растительности, почв и животного мира зон, приспособление живых организмов к среде обитания в каждой из изучаемых зон.
Практическая работа №5. Характеристика одной из зон (по выбору)
Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (4 ч).
Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков.
Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках.
Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.
Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.
Практическая работа №6. Моделирование на контурной карте функций одного из океанов.
Раздел 4. Материки и страны (39 ч).
Африка (7 ч).
Краткая история исследования материка.
Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.
Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы.
Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта.
Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары». Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии.
Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории региона.
Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика ЮАР.
Практическая работа №7. Определение географического положения материка.
Австралия и Океания (4 ч).
Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы.
Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны.
Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.
Практическая работа №8. Сравнение компонентов природы Австралии и Африки.
Южная Америка (6 ч).
Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы.
История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы.
Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города.
Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии.
Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран.
Практическая работа №9. Определение сходства и различий в природе Африки и Южной Америки.
Практическая работа №10 Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Антарктида (1 ч).
Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.
Северная Америка (5 ч).
Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.
Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города.
Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.
Практическая работа №11. Описание одной из стран Центральной Америки и стран Карибского моря.
Евразия (16 ч).
Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии.
Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах.
Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества.
Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества.
Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества.
Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран.
Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества.
Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции.
Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения.
Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии.
Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору).
Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая.
Комплексная характеристика страны.
Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии.
Практическая работа №12. Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам.
Раздел 5. Природа Земли и человек (3 ч).
Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия.
Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды.
Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Форма и тип урока | Использование ИКТ (презентации, диски, Интернет-ресурсы) | Лабораторные и практические работы, самостоятельная учебная деятельность | Виды контроля | Домашнее задание | Дата | ОВЗ (ЗПР) | |
|
|
Введение. Источники географической информации(2ч).
1 | Введение. Страноведение. | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Анализ учебника | текущий | стр. 4-6 | 04.09 | Работа с текс учеб | |||||||
2 | Источники географических знаний. Пр.р. №1 обуч. «Группировать карты учебника и атласа по разным признакам». | 1 | Комбинирован | Презентация «Классификация карт» | Пр. р. №1. Обуч. Описание карт по плану | текущий | §1, вопросы стр.10 (проект) | 06.09 | Обзор | |||||||
Раздел 1. Современный облик планеты Земля(4ч). | ||||||||||||||||
Геологическая история Земли(1ч). | ||||||||||||||||
3 | Происхождение материков и впадин океанов. Пр.р. №2 обуч. «Строение земной коры» | 1 | Комбинирован | Презентация «Геологическая история Земли» | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника Пр.р. №2 обуч. «Определять географическое положение материков, океанов, частей света» | текущий | §2, вопросы стр.18 | 11.09 | ПР Р | |||||||
Географическая среда и человек(2 ч). | ||||||||||||||||
4 | Входная контр работа (20 мин) Географическая среда- земное окружение человеческого общества. | 1 | Урок открытия новых знаний | ЦОР | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника | Входн контр работа (20 мин) | §3, вопросы стр. 22-23
| 13.09 | Работа с текс учеб | |||||||
5 | Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность. | 1 | Комбиниров урок | Презентация «Природные комплексы суши и океана» | Пр. р. № 3 обуч (15 мин)Природной зоны своей местности | текущий | §4, вопросы стр. 28-29, подготовиться к тесту | 18.09 | Работа с текс учеб | |||||||
6 | Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля» | 1 | Урок рефлексия |
| Тест по теме «Современный облик планеты Земля» | итоговый |
| 20.09 | Работа с текс учеб | |||||||
Раздел 2. Население Земли(5 ч). | ||||||||||||||||
7 | Расселение людей. Численность населения Земли. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Изменение численности населения во времени» | Самостоятельная работа с текстом учебника, источниками информации. Решение задач на вычисление рождаемости, смертности, естеств. прироста населения. | текущий | §5, вопросы стр.34-35(школа географа - страноведа, проект) | 25.09 | Обзор | |||||||
8 | Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность. | 1 | Урок рефлексия | Презентация «Современное размещение людей» | Пр. р. № 4Отметить на контурной карте большие города (свыше 3 млн. чел) | текущий | §6, вопросы стр.40 (школа географа – страноведа) | 27.09 | ПР Р | |||||||
9
| Народы мира и разнообразие стран. Религии мира и культурно- исторические регионы. | 1
| Урок открытия новых знаний
| Презентация «Языковые семьи» Презентации учащихся | Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий
| §7, вопросы стр.44 §8, вопросы стр.47-48, (презентации, сообщения)подготовиться к тесту | 02.10
| Работа с текс учеб | |||||||
10 | Повторение и обобщение раздела «Население Земли» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Презентации учащихся | Тест по теме «Население Земли» | итоговый |
| 04.10 | Тест | |||||||
Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17 ч). | ||||||||||||||||
Рельеф Земли(3 ч). | ||||||||||||||||
11 | Планетарные формы рельефа. | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §9, вопросы стр.54 | 09.10 | Обзор | |||||||
12 | Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | 1 | Урок рефлексия | Презентация «Виды минеральных ресурсов» | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | текущий | §10,вопросы стр.58(школа географа – страноведа), | 11.10 | Работа с текс учеб | |||||||
13 | Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей ПР «Формы рельефа» 20 мин | 1 | Комбинирован |
| Самостоятельная работа с текстом учебника, источниками информации. | текущий | §11, вопросы стр.61 | 16.10 | Работа с текс учеб | |||||||
Климаты Земли (3 ч). | ||||||||||||||||
14 | Климатообразующие факторы. | 1 | Урок открытия новых знаний | ЦОР | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §12, вопросы стр.65 | 18.10 | Работа с текс учеб | |||||||
15 | Климатические пояса. Пр.р. №5 Обуч.. «Чтение климат. карт для характерис-тики климата отдельных территорий и оценивание его для жизни людей».
| 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Климатические пояса» | Пр.р. №5 Обуч.. «Чтение климат. карт для характерис-тики климата отдельных территорий и оценивание его для жизни людей».
| текущий | §13, вопросы стр.68(сообщение)проект | 23.10 | Работа с текс учеб | |||||||
16 | Человек и климат. Тест 20 мин | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника | текущий | §14, вопросы стр.73(сообщение) проект | 25.10 | Работа с текс учеб | |||||||
Вода на Земле (3 ч). | ||||||||||||||||
17 | Мировой океан – главная часть гидросферы. | 1 | Урок открытия новых знаний | ЦОР | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника | текущий | §15, вопросы стр.79(проекты) | 08.11 | Обзор | |||||||
18 | Воды суши. Закономерности их питания и режима. | 1 | Урок рефлексия | Презентация «Воды суши», ЦОР | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | текущий | §16, вопросы стр.83-84,проект | 13.11 | Работа с текс учеб | |||||||
19 | Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности. | 1 | Урок рефлексия |
| Пр. р. № 6Отметить на контурной карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши. | текущий | §17, вопросы стр.87 | 15.11 | ПР Р | |||||||
Природные зоны (3 ч). | ||||||||||||||||
20 | Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §18, вопросы стр.91, (проект), презентации | 20.11 | Работа с текс учеб | |||||||
21 | Природные зоны субтропических поясов. | 1 | Урок рефлексия | Презентации учащихся | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §19, вопросы стр.94(школа географа –страноведа) презентации | 22.11 | Работа с текс учеб | |||||||
22 | Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. | 1 | Урок рефлексия |
| Пр. р. № 7 Характеристика одной из зон (по выбору) | текущий | §20, вопросы стр.99, проект | 27.11 | ПР Р | |||||||
| ||||||||||||||||
23 | Особенности природы и населения южных материков | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника | текущий | §21, вопросы стр.103
| 29.11 | Работа с текс учеб | |||||||
24 | Особенности природы и населения северных материков. | 1 | Урок рефлексия |
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §22, вопросы стр.108, (школа географа –страноведа) | 04.12 | Работа с текс учеб | |||||||
25 | Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Особенности природы Тихого и Индийского океанов» | Пр. р. №8 Моделирование на контурной карте функций одного из океанов. | текущий | §23, вопросы стр.113-114, проект, презентации | 06.12 | ПР Р | |||||||
26 | Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | текущий | § 24, вопросы стр.118-119,подготовиться к тесту | 11.12 | Работа с текс учеб | |||||||
27 | Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли». | 1 | Урок общеметодологической направленности |
| Тест по теме «Главные особенности природы Земли». | итоговый |
| 13.12 | Тест | |||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
28 | Географическое положение и история исследования Африки. | 1 | Урок открытия новых знаний | ЦОР | Пр.р № 9. Определение географического положения материка. | текущий | Стр.120, к/карта | 20.12 | ПР Р | |||||||
29 | Особенности природы Африки.
| 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Природа Африки»,ЦОР | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §25, вопросы стр.126, проект | 25.12 | Работа с текс учеб | |||||||
30 | Тест « Природа Африка» 20 мин Население и политическая карта Африки. | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | текущий | §26, вопросы стр.129, презентации | 27.12 | Работа с текс учеб | |||||||
31 | Северная Африка. Египет. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §27, вопросы стр.133презентации, сообщение | 15.01 | Работа текс учебника | |||||||
32 | Западная и Центральная Африка. Нигерия. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий | §28, вопросы стр.138, презентации
| 17.01 | Работа с текс учеб | |||||||
33 | Восточная Африка. Эфиопия | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий | §29, вопросы стр.143, проект | 22.01 | Работа с текс учеб | |||||||
34 | Южная Африка. ЮАР. | 1 | Урок открытия новых знаний | VIDEO «ЮАР» | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §30, вопросы стр.149, школа географа – страноведа, сообщения. | 24.01 | Обзор | |||||||
| ||||||||||||||||
35 | Теста Африка 20 мин Географическое положение и история исследования Австралии. |
| Урок открытия новых знаний | ЭП | Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий | к/ карта стр 12, задание.№1 | 29. 01 | Работа с текс учеб | |||||||
36 | Особенности природы. | 1 | Урок рефлексия | Презентация «Эндемичность органического мира» | Пр. р. №10. Сравнение компонентов природы Австралии и Африки.
| текущий | §31, вопросы стр.153-154 | 31.01 | ПР Р | |||||||
37 | Австралийский Союз (Австралия). | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §32, вопросы стр.159-160, проект, презентации |
05.02 | Работа с текс учеб | |||||||
38 | Океания. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | текущий | §33, вопросы стр.165, (школа географа– страноведа), проект, презентации | 07.02 | Работа с текс учеб | |||||||
Южная Америка (6 ч). | ||||||||||||||||
39 40 | Тест Австралия 20 мин Географическое положение и история исследования Южной Америки. | 1 | Урок открытия новых знаний | ЦОР | Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий | к/карта стр.14, задание №1 | 12.02 | Работа с текс учеб | |||||||
41 | Особенности природы. | 1 | Урок рефлексия | ЭП | Пр. р. №11 Определение сходства и различий в природе Африки и Южной Америки. | текущий | §34, вопросы стр.171, (школа географа– страноведа) | 14.02 | ПР Р | |||||||
42 | Население и политическая карта. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий | §35, вопросы стр.174, (школа географа– страноведа) | 19.02 | Работа с текс учеб | |||||||
43 | Внеандийский Восток. Бразилия. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Пр. р. №12 Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка | текущий | §36, вопросы стр.178-179,презентации, сообщения | 21.02 | ПР Р | |||||||
44 |
Аргентина. Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла. | 1 | Урок открытия новых знаний | Video «Аргентина» | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §37, вопросы стр.181-182, проект | 26.02 | Работа с текс учеб | |||||||
45 | К .Р. Южная Америка |
|
|
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §38, вопросы стр.187, (школа географа– страноведа) | 28 .02 | Работа с текс учеб | |||||||
Антарктида (1 ч). | ||||||||||||||||
46 |
Особенности природы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий | §39,стр 188-192, вопросы стр.192, Проект , презентации | 05 03. | Работа с текс учеб | |||||||
Северная Америка (5 ч). | ||||||||||||||||
47 | Географическое положение и история исследования Северной Америки. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «ГП Северной Америки» | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника | текущий | Стр.193. к/карта стр 16, задание №1 | 07.03 | Работа с текс учеб | |||||||
48 | Особенности природы. | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника | текущий | §40, вопросы стр.198, проект | 12.03 | Работа с текс учеб | |||||||
49 | Соединённые Штаты Америки. | 1 | Урок открытия новых знаний | ЦОР, video «США» | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §41, вопросы стр. 203,школа географа - страноведа | 14.03 | Работа с текс учеб | |||||||
50 | Канада. Средняя Америка. Мексика | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §42, вопросы стр. 207,презентации | 19.03 | Работа с текс учеб | |||||||
51 | . К Р Северная Америка | 1 | Урок проверка ЗУН |
|
| текущий | §43, вопросы стр.213, проект | 21.03 | ПР Р | |||||||
Евразия (16 ч). | ||||||||||||||||
52 | Географическое положение. Основные черты природы Евразии. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «ГП Евразии» | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | Учебник: стр.213-217, к/ карта стр.18, задание №1 | 04.04 | Работа с текс учеб | |||||||
53 | Население материка. | 1 | Урок рефлексия |
| Пр. р. №14 Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам. | текущий | Стр.217-218, вопросы стр.218-219, презентации | 09.04 | П Р | |||||||
54 | Страны Северной Европы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Анализ карты. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | текущий | §45, вопросы стр.227-228, школа географа – страноведа | 09..04 | Работа с текс учебник | |||||||
55 | Тест Северная Европа 20 мин Страны Западная Европа. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Франция» | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §46, вопросы стр.234, сообщение- презентация | 11.04 | Работа с текс учеб | |||||||
56 | Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §47, вопросы стр.240, сообщение- презентация | 11.04 | Работа с текс учеб | |||||||
57 | Страны Центральной и Восточной Европы.. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Чехия. Словакия. Венгрия» | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §48, вопросы стр.247-248, сообщение - презентация | 16.04 | Работа с текс учеб | |||||||
58 | Белоруссия. Украина. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Украина» | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | текущий | §49, вопросы стр.252-253, сообщение – презентация | 16.04 | Обзор | |||||||
60 | Тест: «Центральная и Восточная Европа» (20 мин) Страны Южной Европы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Анализ карт. | текущий | §50, вопросы стр.259, школа географа- страноведа | 18.04 | Работа с текс учеб | |||||||
61 | Страны Юго-Западной Азии. Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иран. | 1
| Урок открытия новых знаний
| Презентации учащихся Video «Иран» | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
| текущий
| §51, 52вопросы стр.264, стр.268, | 23.04
| Работа с текс учеб Работа с текс учеб | |||||||
62 | Страны Южной Азии. | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | текущий | §53, вопросы стр.272, проект, школа географа – страноведа | 25.04 | Работа с текс учеб | |||||||
63 | Страны Центральной Азии. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Анализ карт. | текущий | §54, вопросы стр.278, сообщение – презентация | 30.04 |
Работа с текс учеб | |||||||
64 | Страны Восточной Азии. Китай. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Китай» | Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. | текущий | §55, вопросы стр.283-284, проект | 07.05 | Работа с текс учеб | |||||||
65 | Япония. | 1 | Урок рефлексия | Презентации учащихся | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника | текущий | §56, вопросы стр.289, школа географа- страноведа, сообщение | 14.05 | Работа с текс учеб | |||||||
66 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентации учащихся | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Анализ карт. | текущий | §57, вопросы стр.294-295, проект. Подготовиться к тесту | 16.05 | Работа с текс учеб | |||||||
67 | Конт раб «Материки и страны» К р 1ч | 1 | Урок общеметодологической направленности |
| Тест по теме «Материки и океаны» | итоговый |
| 21.05 | Работа с текс учеб | |||||||
Природа Земли и человек (3 ч). | ||||||||||||||||
68 | Природа — основа жизни людей. | 1 | Урок открытия новых знаний |
| Самостоятельная работа с текстом учебника. | текущий | §58, вопросы стр.301, сообщение | 23.05 | Работа с текс учеб | |||||||
69 | Изменение природы человеком. | 1 | Урок открытия новых знаний | Презентация «Изменение природы человеком» | Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Анализ карт. | текущий | §59, вопросы стр.306 | 28.05 | Самост раб | |||||||
70 | Роль географической науки в рациональном использовании природы. | 1 | Урок рефлексия |
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | текущий | §60, вопросы стр.308-309 | 30.05 | Беседа |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
Общественных дисциплин МБОУ ТСОШ №3
от 27.08.2018 года №1 от 30.08.2018 года №1
______________ Зам. директора по УВР
Васильева Т.А.
________Н.Ю.Сизова
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
В учебно-методический комплект входят:
1. Учебник «География. Материки, океаны, народы и страны»И. В. Душина.Т.Л. Смоктунович., «Вентана- Граф», 2014г.
2. Рабочая тетрадь И. В. Душина., «Вентана- Граф», 2014г.
3. Атлас «География. Материки, океаны, народы и страны» ; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2013г
4. Контурная карта «География. Материки, океаны, народы и страны»; И. В. Душина, «Вентана- Граф», 2014г
5. Комплект таблиц «География. Начальный курс 7 класс»
6. Географические карты.
Дидактический материал – карточки с заданиями, тесты.
Литература, использованная при подготовке программы:
1 Программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.2004г;
3. программа по географии 5-9 классы; А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя., «Вентана- Граф», 2013г (диск с тематическим планированием).
Интернет-ресурсы:
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://geo.1september.ru/urok/
http://my-geography.ru/
http://www/uchportal.ru/load/7652
http://geo.metodist.ru
http://www.proshkolu.
Требования к результатам освоения географии
Требования к личностным результатам освоения географии:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Требования к метапредметным результатам:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Требования к предметным результатам:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
15