Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 31.08.2018г № 105
_____________В.Н.Мирнов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмета «География Дона»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 9 КЛАССЕ
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю – 1 ч в неделю, за год 34 часа
Учитель Авдиенко Г.Г.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования с использованием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. МО РФ 2004г.;
Регионального компонента федерального образовательного стандарта по географии Ростовской области (ООО «ДИ ЭМВИ» Москва 2004, адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) и ориентирована для работы используя
пособие для учащихся «Мой Дон». Природа, история, хозяйство, города Ростовской области» автор-составитель Н.В. Корнакова (Ростов-на- Дону. Издательство БАРО- ПРЕСС 2009). Учебного плана на 2016-2017 учебный год.
ст. Тацинская
2018-19 уч.г.
1.Планируемые предметные результаты освоения программы « География Дона»
Требования к уровню подготовки учащихся:
1.Называть (показывать):
стороны горизонта;
элементы градусной сетки;
разные виды масштабов плана и карты;
объекты на плане и карте, пользуясь условными знаками;
- местное и декретное время;
границы часовых поясов
рельеф на картах;
- климатообразующие факторы, климатические пояса;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
реки, озёра, водохранилища, каналы;
административные субъекты территории
2. Определять (измерять):
стороны горизонта, азимут
направления, расстояния на карте и плане;
географические координаты и местоположение географических объектов;
-разницу в поясном времени территории;
численность и динамику населения региона, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций
плотность населения;
смену природных зон, почв
географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей;
ресурсообеспеченность территории;
естественный прирост региона;
строить профиль;
определять геологическое время образования территории.
3. Объяснять:
- последовательность построения профилей;
связь рельефа с тектоническим строением и полезными ископаемыми на картах;
географические следствия движений Земли;
особенности природы России, особенности населения, отраслей хозяйства
роль России в международном географическом разделении труда;
географическую специфику отдельных стран, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;
демографическую ситуацию отдельных стран и регионов, уровни урбанизации и концентрации населения и производства.
4.Описывать:
внешний вид основных форм рельефа суши;
климат территории;
существенные признаки географических объектов и явлений;
разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
результаты географических открытий и путешествий.
5.Прогнозировать (оценивать):
оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, их демографическую ситуацию;
оценивать природные условия и богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
развитие хозяйства разных районов страны;
изменения политической карты под влиянием международных отношений
Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе реализации программы
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные
Регион на поверхности Земли.
Знать: границы региона, соседние территории, особенности географического положения региона.
Уметь: объяснять особенности географического положения региона, сравнивать с другими территориями, объяснять зависимость природных условий от географического положения.
Природа региона.
Знать: особенности компонентов природы региона, их региональные особенности.
Уметь: объяснять зависимости и взаимосвязи компонентов природы территории.
Поселения региона.
Знать: географию населенных пунктов территории
Уметь: показывать на карте, обозначать на контурной карте.
История освоения и заселения региона.
Знать: народы населяющие территорию, историю их появления на изучаемой территории, занятия населения.
Уметь: объяснять связь между занятиями населения и природными условиями.
2. Содержание учебного предмета
Введение.(1 час)
Ростовская область на поверхности планеты. (4 часа)
Примерное содержание: границы Ростовской области, пограничные территории, сравнение территории Ростовской области с другими субъектами России, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий на 45 параллели и 40 меридиане с условиями этих же широт в других частях Земли.
Донская природа. (11 часов)
Примерное содержание: особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.
Новые поиски – новые находки. (8 часов)
Примерное содержание: топонимика, происхождение названий, возникновение, настоящее городов: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Аксай, Батайск, Зерноград, Белая Калитва, Каменск, Миллерово, Морозовск.
Дневник загадочного прошлого. (9 часов)
Примерное содержание: народы населявшие территорию до 16 века; первозданный облик Дикого поля; возникновение казачества, история и роль церкви; занятия на Дону и история их развития: земледелие и скотоводство, коневодство, виноградорство, садоводство, промышленное производство, торговля.
История освоения и заселения региона (9 часов). Примерное содержание: народы населявшие территорию; возникновение коренного населения, история и роль церкви; занятия и история их развития: сельское хозяйство, промышленное производство, торговля.
Регион на поверхности Земли (4 часа). Примерное содержание: границы региона, пограничные территории, сравнение географического положения территории региона с другими субъектами страны, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий срединных параллелей и меридианов региона с условиями этих же широт в других частях Земли.
Природа региона. (11 часов). Примерное содержание: особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.
Поселения региона (8 часов). Примерное содержание: топонимика названий населенных пунктов, история возникновения, развития и современное состояние крупных населенных пунктов региона.
3.Календарно- тематическое планирование.
№
| ТЕМА. | ЧАСЫ | ДАТА
| ТИП.ФОРМА ПРОВЕДЕ НИЯ УРОКА. | ЦЕЛИ | НОМЕНКЛАТУРА. | |
1 |
| 1 | 04.09 | Вводное занятие | Знакомство с целями, задачами структурой курса |
| |
Раздел 4 Дневник загадочного прошлого История освоения территории (7 часов) | |||||||
2 | 1. Тайны Донской земли (заселение территории до 16 в.) Природа Донского края. | 1 | 11.09 | лекция | Познакомить с историей освоения и заселения территории; Сравнить природу прошлого и настоящего Донского края | 1. Тайны Донской земли ( заселение территории до 16 в.) Природа Донского края . | |
3 | 2. Возникновение донского казачества. | 1 | 18.09 | комбинированный | Рассмотреть различные гипотезы происхождения казачества | 2. Возникновение донского казачества. | |
4 | 3. История церкви на Дону | 1 | 25.09 | лекция | Показать роль церкви в истории развития и становления края | 3. История церкви на Дону | |
5 | 4. Донское земледелие. | 1 | 02.10 | Лекция | Познакомить с историей развития земледелия на Дону | 1. Донское земледелие. | |
6 | 5. Скотоводство на Дону. | 1 | 09.10 | Лекция
| Познакомить с историей развития земледелия на Дону | 2. Скотоводство на Дону. | |
7 | 6. Становление промышленности Дона . | 1 | 16.10 | лекция | Познакомить с историей развития и становления промышленности | 3. Становление промышленности Дона . | |
8 | 7. Донская торговля. | 1 | 23.10 | лекция | Рассмотреть основные этапы и причины развития торговли на Дону | 4. Донская торговля. | |
Раздел 1 Ростовская область на поверхности планеты (4часа) | |||||||
9 | 1. Границы Ростовской области. Территория, границы, экономико-географическое положение. Практическая работа №1 «Определение протяжённости границ и особенностей размещения района» | 1 | 06.11 | комбинированный | Рассмотреть все типы границ – экономические, физико-географические | Пограничные субъекты | |
10 | 2. Административно-территориальное деление Ростовской области. Географический адрес Ростовской области. | 1 | 13.11 | комбинированный | Определение географического адреса Ростовской области; Повторение понятий меридиан, параллель, географические координаты |
| |
11 | Практическая работа №2 «Оценка особенностей Г.П.» обуч | 1 | 21.11 | практикум | Сравнить природные условия Ростовской области с условиями этих широт в различных частях земли; | Объекты, пересекаемые 45 параллелью | |
12 | Карта Тацинского района, план моей местности, | 1 | 28.11 | практикум | Сравнить географическое положение Тацинского района | Объекты, пересекаемые 45 параллелью | |
Раздел 2 Донская природа (11 часов) | |||||||
13-14 | 1-2. Природные условия и ресурсы как фактор формирования хозяйства. Тектоника, геология, рельеф и полезные ископаемые. Поверхность края. | 2 | 05.12-12.12 | комбинированный | Выявление исторических условий формирования рельефа; Определение современных рельефообразующих процессов | Крупные формы рельефа ростовской области | |
15 | Полезные ископаемые. Практическая работа №3 «геологическое строение рельеф и минеральные ресурсы» 20 минут
| 1 | 19.12 | комбинированный | Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области, рассмотреть происхождение. |
| |
16 | 3. Климат области и района, климатообразующие факторы | 1 | 26.12 | практикум | Познакомить с местными факторами климатообразования |
| |
17 | 4. Практическая работа №4 «Характеристика погодных условий по результатам дневника погоды» 1ч | 1 | 16.01 | лекция | Познакомить с особенностями сезонов года |
| |
18 | 5. Внутренние воды Ростовской области. Азовское море | 1 | 23.01 | комбинированный | Познакомить с особенностями внутренних вод | Реки Ростовской области, водохранилища озеро Маныч-Гудило | |
19 | 6. П Практическая работа № 5«Характеристика реки Дон» 20 мин. Климатические и агроклиматические ресурсы. | 1 | 30.01 | лекция | Рассмотреть условия почвообразования, приводящие к формированию самых плодородных почв |
| |
20 | 7. Земельный фонд Ростовской области. Растениеводство – ведущая отрасль сельского хозяйства Ростовской области. | 1 | 06.02 | комбинированный | Определить основные типы растительности и раскрыть их особенности |
| |
21 | 8. Почвы и почвенные ресурсы области Практическая работа №6 «Почвы Ростовской области» | 1 | 13.02 | комбинированный | Познакомить с особенностями почв Ростовской области |
| |
22 | 9. Растительный и животный мир области. | 1 | 20.02 | комбинированный | Рассмотреть проблемы охраны органического мира |
| |
23 | 10Контрольная работа. Донская природа. | 1 | 27.02 |
итоговый | Выявление региональных природных особенностей ростовской области |
| |
Раздел 3 Новые поиски – новые находки (8 часов) | |||||||
24 | 1. Население района. Современные города. | 1 | 06.03 | Лекция | Введение понятия топонимика, показать связь природных условий, человеческих судеб с географическими названиями |
| |
25 | 2. Крепость Дмитрия Ростовского – Ростов-на-Дону. | 1 | 13.03 | комбинированный | Познакомить с историей возникновения, развития и современностью | Города Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Морозовск, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск, Каменск, Миллерово | |
26 | 3. Город-крепость Азов. | 1 | 20.03 | ||||
27 | 4. Таганрог. | 1 | 10.04 | ||||
28 | 5. . Путешествие по городам и селам. | 1 | 17.04 | ||||
29 | 6. Старочеркасск. Новочеркасск
| 1 | 24.04 | ||||
30-31 | 7. Влияние человека на окружающую среду. Экологические проблемы и пути их решения .Пр р № 7 «Природные и искусственные ландшафты, деятельность человека» | 2 | 08.05 15.05 | конференция | |||
33-34 | «Путешествуем по краю». (Повторение) География Дона. Итоговое занятие
| 2 | 22.05 22.05 |
|
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
Общественных дисциплин МБОУ ТСОШ №3
от 30.08.2017 года №1 от 31.08.2017 года №1
______________ Зам. директора по УВР
Васильева Т.А.
________Н.Ю.Сизова
+
24