Рабочая программа по географии 8 класс.

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по географии 8 класса основного общего образования в соответствии с ФГОС. Учебник " География России" В.Б.Пятунина, Е.А.Таможняя под общей редакцией В.П.Дронова.

Содержимое разработки



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3


«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ №3

Приказ от 31.08.2018 г. № 105

_____________В.Н.Мирнов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

Уровень общего образования 8 (класс)

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 8 КЛАССЕ

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)



Количество часов в неделю – , за год 70 часов

Учитель: Авдиенко Галина Георгиевна.



Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «География России» 8 кл. 2010г., В.Б. Пятунина, Е.А. Таможняя под общей редакцией В.П. Дронова – Москва Издательский центр «Вентана Граф» 2017 г


Ст. Тацинская

2018-19 уч.год




1.Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с соответствующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- формулировать проблемные проблемы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- представлять информацию в различных формах и видах;

- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

- составлять рецензии, аннотации;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.



2. Содержание курса

Введение (1ч

Что и с какой целью изучают в курсе «география России»

Раздел 1

Географическое положение и формирование государственной территории России (13ч)

Географическое положение России(9ч)

Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.

Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История населения, освоения и исследования территории России(5ч)

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел 2

Природа России(38ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(6ч)

Внутренние воды и водные ресурсы(7ч)

Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Растительный и животный мир, биологические ресурсы(2ч)

Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Почва и почвенные ресурсы(4ч)

Почва как особое природное образование. Плодородие -важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация. Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком

Климат и агроклиматические ресурсы(7ч)

Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха и загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления

Природные различия на территории России(12ч)

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения ПТК на территории страны.

Физико- гоеграфическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С Берга в создании учения о природных зонах. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь субтропиков. Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная детальность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон. Аквальные природные комплексы у берегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного населения на территории России.

Раздел 3

Население России(11ч)

Человеческий потенциал – главное богатство страны

Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.

Народы России

Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов Россию Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география.

Особенности урбанизации в России

Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.  Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.

Причины, типы, и направления миграций населения на территории России

Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера.

Трудовые ресурсы

Роль экономически активного населения в развитии и размещение хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения.

Раздел 4

Природный фактор в развитии Росси(7ч)

Влияние природной среды на развитие общества

Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Природные ресурсы, их классификации

Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Природные регионы России – Ростовской область

Особенности географического положения, климат, особенности природы. Экологические проблемы. Население.





3.Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса




урока


Дата

Тема урока

Содержание

Планируемый

предметный

результат(УУД)

Виды

деятельности

обучающихся

Тип урока

Формы и виды контроля


ОВЗ

(ЗПР)


1


03.09



Введение (1ч)

Введение в курс «География России»


Что и с какой целью изучают в курсе «География России»

Объяснять значение географии для страны и в жизни каждого человека.

Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны

Урок изучения нового материала


обзор


2


05.09



Географическое положение России (9 ч)


Географическое положение и его виды

Входная к.р 20 мин

Понятие «географическое положение». Особенности географического положения России, виды и уровни географического положения.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическое положение», «государственная территория РФ».

Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника.

Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника.

Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем


Комбинированный урок

Контроль знаний



Обзор §1 Вход к\р


3


10.09


Размеры территории и природно-географическое положение России

Пр.р.№1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран (20 мин)


Особенности географического положения России: природно-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.


Знать: место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ.


Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника. Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы

Комбинированный урок

Пр.р.№1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран

(20 мин)


















Обзор §2

4

12.09



Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

Особенности географического положения России: экономико- и транспортно-географическое

Определять по карте: координаты крайних точек России; протяжённость России с севера на юг и с запада на восток; поясное время в разных субъектах РФ; характеризовать с помощью карты (физической, политической и др.) и оценивать разные виды географического положения России (природно-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое). Приводить примеры событий (явлений), влияющих на изменения разных видов географического положения России.

Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка. Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам учебника.

Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять изменения ТГП России после распада СССР, современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников

Комбинированный урок













































Работ с текс учебн

§3

5

17.09


Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Особенности географического положения России: геокультурное, этнокультурное, эколого-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.



Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС.

На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное

Комбинированный урок




































Обзор §4








воздействие на экологическую ситуацию в России.

Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану.

Формулировать выводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения



























6











7













8





















9

19.09












24.09












26.09





















01.10



Государственная территория России. Типы российских границ









Сухопутные и морские границы

России












Различия во времени на территории России

Пр.р.№ 2. Определение поясного времени для разных пунктов России. ( 20 мин)













Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации.



Понятие «государственная территория Российской Федерации». Состав государственной территории: суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра.

Виды и типы государственных границ РФ.

Особенности и значение сухопутных и морских границ.







Различия во времени на территории России. Понятия «местное время» и «поясное время».



Объяснять: влияние географического положения России на особенности природы, хозяйство и жизнь населения; особенности и значение границ РФ для осуществления связей с другими странами.






Показывать по карте: крайние точки России; пограничные государства России, соседей России 2-го и 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ.








Знать и объяснять существенные признаки понятий: «местное время» и «поясное время»; использовать эти понятия для решения учебных задач.


Обсуждать значение терри-тории России как важнейше-го стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника при-водить примеры разных типов и видов границ

Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ

Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем


Комбинированный урок











Комбинированный урок















Комбинированный урок



























Пр.р.№ 2. Определение поясного времени для разных пунктов России. (20 мин)




















Обзор §5









Обзор

§6












Пр р№2

§ 7





















Работа с учебн.

§8







10

03.10


Обобщение и повторение по теме «Географическое положение России»







Тест по теме «ГП России»

1ч.

Тест



11






















12



08.10























10.10





Освоения и исследования территории России (5 ч)












Заселение и освоение террит. России в IX- XVII вв.













Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв.

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами.

Военные и торговые походы славян в IХ-ХI вв.

Русские княжества в XII- ХII вв., путешествия и отбытия новгородцев. Московское государство в ХIV - XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация.

Географические открытия и освоение Сибири в XVII в.








Территориальные изменения в ХVIIIIХ вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII—XIX вв.


Знать отечественных землепроходцев и первооткрывателей, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов.

Объяснять влияние геополитических и экономических интересов страны на направления территориального роста страны; влияние истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; показывать по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс освоения и хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды. Характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; основные этапы освоения территории страны, направления колонизации территории страны

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII–XIX вв.

Урок изучения нового материала



















Комбинирован ный


Работ с учебн.

§9



















Работ с учебн §10



13




15.10





Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.











Географические исследования и открытия на территории России в ХVIIIIХ вв.














Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа


Комбинирован ный


Работа с текстом учебник

§11



14



17.10



Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.










Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Освоение Арктики. Современные географические исследования; методы получения, обработки, передачи и представления географической информации



Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. Продолжать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды».

Комбинирован ный


Обзор §12

15

22.10



Обобщение и повторение по теме «Географическое положение России»






Урок повторения и обобщения

Проверочная работа стр 71

Пров раб.

Повторить §1-12

16

















24.10























Итоговый контроль по разделу I «Географическое положение и формирование государственной территории России».














Урок проверка ЗУН

Тестирование

1ч.

Тест














17

17

17

29 29.10

Природа России

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы 6 ч.

















Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории.




















Основные тектонические структуры (платформы и области складчатости), их отображение на тектонической карте

. Знать общие особенности геологического строения и рельефа России.

Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Знать внутренние и внешние рельефообразующие факторы.

Определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте— выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте - возраст горных пород, слагающих территорию.

С помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику крупных форм рельефа

Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя.

Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей.

Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.

Урок изучения нового материала







§13

Обзор


18

07.11


Развитие земной коры. Основные тектонические структуры.


Пр.р№.3

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры (20 мин)









Основные тектонические структуры (платформы и области складчатости), их отображение на тектонической карте.



Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя.

Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей.

Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.).

Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории


Комбинированный

Пр.р№.3.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. ( 20 мин)

Пр раб.

§14


19

12.11


Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.























Крупнейшие равнины и горы.

Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы страны: проблемы их рационального использования.

Уметь называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, районы распространения вулканизма и землетрясений.



Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др.

Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.

Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования

Комбинированный


§15

Обзор


20

14.11


Формирование рельефа под воздействием геологических процессов.





















Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.

Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы.

Приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов; влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность.

Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя.

Приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания.

Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации

Комбинорованный



§16

Обзор

21

19.11


Литосфера. Рельеф. Человек.































Опасные природные явления в литосфере.

Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о геологической истории России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными явлениями природы, обусловленных действием внутренних и гравитационных сил; для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства



Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф.

Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; разрабатывать правила безопасного поведения при нахождении в горах.

Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения. Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа.

Комбинированный урок


Работа с текстом

§17

22

21.11


Обобщающее повторение раздела

«Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»



Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по изученной теме.

Обсуждать вопросы и задания учебника.

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Систематизация и обобщение знаний

Проверочная работа стр 97

Тест

23

26.11

Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч)

Условия формирования климата

Пр. р№4 (1ч.)

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации




















Факторы формирования климата на территории страны. Понятие «солнечная радиация». Радиационный баланс.


Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России. Знать и уметь объяснять зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов; закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны. Приводить примеры и объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека.

Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации.

Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты.

Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения

Урок практикум






Пр. р№4 (1ч.)

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, рационального баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.


§18 Пр. р

Определ по картам t и осадки

24

28.11


Движение воздушных масс





















Типы воздушных касс; циркуляция атмосферы. Понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение.



Знать и понимать существенные признаки понятий: «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать понятия для решения учебных задач.





Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя.

Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника.

Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации.

Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по типам погоды; заполнять сравнительную таблицу.

Прогнозировать по синоптической карте

Комбинированный


§19

Обзор

25

03.12


Закономерности распределения тепла и влаги

Пр. р. №5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. (1ч)









Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения.



Представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман». Определять по синоптическим картам погодные условия данного пункта. Приводить примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой; мероприятий по охране атмосферного воздуха. Определять по климатическим картам величины солнечной радиации

Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их.

Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя.

Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности

Урок практикум

Пр. р. №5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды(1ч)

§20

ПР Р

Определение погоды насел пункта

26

05.12


Климатические пояса и типы климатов

Климатические пояса и типы климатов, их характеристика.



Составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата с помощью различных источников информации. Уметь читать климатические диаграммы; определять по климатическим диаграммам климатический пояс и тип климата. Знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы распространения различных типы климатов на территории страны.

Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий.

Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток.

Определять тип климата по климатическим диаграммам.

Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания.

Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану

Комбинированный


§21

Обзор

27

10.12


Климат и человек

Пр.р.№ 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны

(20 мин)

Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России и региона проживания; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными явлениями природы; для оценки погодно-климатических условий для различных целей; прогнозирования погодных условий на ближайшее время

Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы.

Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях.

Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания.

Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения

Комбинорованный

Пр.р.№ 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (20 мин)

§22

ПР Р

28

12.12


Повторение и обобщение по теме: «Климат и агроклиматические ресурсы».



Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по изученной теме.

Обсуждать вопросы и задания учебника.

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам

Систематизация и обобщение знаний

Проверочная работа стр121

Тест

29

17.12


Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)







Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России.

Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость рек от рельефа.

Знать состав внутренних вод на территории страны, приводить примеры различных водных объектов, уметь показывать их на карте. Знать главные особенности крупных рек и озёр России, их зависимость от рельефа и климата. Определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока.

Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам.

Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника.

Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания

Комбинированный


§23

Обзор

30

19.12

Зависимость речной сети от климата Реки Ростовской обл. Пр. р.№7 Составление характеристики одной из рек

Зависимость рек от климата. Понятия «годовой сток», падение рек» и «уклон рек». Основные показатели жизни рек: понятие «режим реки», межень, паводок, половодье. Густота речной сети.

Знать и понимать существенные признаки понятий: «падение», «уклон», «питание», «режим реки. Представлять значение терминов: «речной бассейн», «губа», «годовой сток»; «густота речной сети»; «наводнение», «речная долина».

Выявлять

особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника

.Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий. Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану


Урок практикум

Пр. р.№7 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

( 20 мин)

§24


Пр. р.№7 Составление характер



истики одной из рек





31

24.12


Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники.

Представлять значение терминов:«болото «ледник»,«ледяные поля»,«подземные воды»,«снеговая граница».



Выявлять

способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника.

Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы.

Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа.

Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений.


Комбинированный

подземных вод

§25

Обзор

32

26.12


Многолетняя мерзлота

Многолетняя мерзлота.

Объяснять образование и распространение многолетней мерзлоты, и её влияние на природу и хозяйственную деятельность человека. С помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов.


Устанавливать существенные признаки

понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о неодинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны.

Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты с учётом особенностей её распространения.

Выявлять специфические формы рельефа районов распространения многолетней мерзлоты.

Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы.

Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания

Комбинорованный


§26

Обзор

33

14.01


Водные ресурсы. Воды и человек



Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны.

Стихийные явления, связанные с водами



Приводить примеры опасных природных явлений, связанных с водами (наводнения, сход снежных лавин); мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов, в том числе на примере региона проживания

Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника.

Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника.

Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы.

Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений.


Комбинорованный


§27

Работа с учебником

34

16.01


Повторение и обобщение темы

«Внутренние воды и водные ресурсы»



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о водных объектах России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами; оценки водных ресурсов региона .

Обсуждать вопросы и задания учебника.

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам».

Систематизация и обобщение знаний

Проверочная работа стр 145

Проверочная работа

35

21.01

Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)

Почва как особое природное образование

Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы.

Знать и понимать существенные признаки понятий: «почва», «гумус». Представлять значение терминов «гумус», «мелиорация»; «почвенные горизонты», «почвенный профиль», «почвенные ресурсы», «почвенная эрозия», «рекультивация» .Знать факторы почвообразования, приводить примеры их влияния на свойства почвы.

Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы.

Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы.

Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности).

Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв

Комбинированный


§28

Обзор

36

23.01


Главные типы почв и их размещение по территории России

Условия образования различных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России.

Объяснять главные свойства зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования.

Уметь определять по картам зональный тип почв данной территории. С помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и п

Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.

Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса, плодородие)

Комбинированный


§29

Работа с учебником

37

28.01


Почвенные ресурсы. Почвы и человек

Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв, понятие «мелиорация»

Приводить примеры неблагоприятных изменений почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы.Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы. Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране

Комбинированный


§30

Работа с учебником

38

30.01

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч)


Растительный и животный мир

Растительный покров России, карта растительности. Животный мир.

Знать состав органического мира России.

Представлять значение терминов «биом», «лес». Понимать условия, определяющие численность и разнообразие органического мира. Приводить примеры приспособления животных и растений к условиям среды.

Знать состав биологических ресурсов.

Уметь определять по картам особенности распространения видов животных и растений.

Определять состав органического мира России на основании материалов учебника.

Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов.

Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом».

Готовить презентацию на тему «Роль растений и животных в жизни человека

Комбинированный


§31

Обзор

39

04.02


Биологические ресурсы

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

Меры по охране растительного и животного мира



Приводить примеры неблагоприятных изменений органического мира в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов.

Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника.

Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком.

Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека.

Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы.

Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира.




§32

Обзор

40

06.02


Повторение и обобщение тем

«Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: оценки биологических ресурсов региона проживания для различных целей и осуществления мероприятий по охране органического мира


Обсуждать вопросы и задания учебника.

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Систематизация и обобщение знаний

Проверочная работа стр 157,166

Проверочная работа

41

11.02

Природные различия на территории России (11 ч)

Природные комплексы

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли.


Знать и понимать существенные признаки понятий «природный территориальный комплекс» использовать понятия для решения учебных задач.

Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс».

Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника.

Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения

Комбинированный


§33

Обзор

42

13.02


Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения природно-территориальных комплексов на территории страны.

Физико-географическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы.

Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории России.

Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о ПЗ. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов

Знать и понимать существенные признаки понятий: «высотная поясность», «природный территориальный комплекс», «природная зона», «особо охраняемые природные территории», «широтная зональность»; использовать понятия для решения учебных задач. Представлять содержание терминов: «акватория», «архипелаг» «антропогенный ландшафт», «колки», «торосы».



Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя.

Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника.

Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов.

Анализировать карту природных зон по следующим вопросам: какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России; в каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется; какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами; в какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживания

Комбинированный


§34

Обзор

43

18.02


Северные безлесные природные зоны

Характеристика северных безлесных природных зон (арктические пустыни, тундра и лесотундра). Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон.


Уметь определять по картам: особенности размещения природных зон; районов распространения высотной поясности, природные особенности и ресурсы.



Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей природных зон и морей России, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, решения экологических проблем. Составлять краткую географическую характеристику природной зоны, моря по плану с помощью различных источников географической информации.


Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь.

Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника.

Анализировать особенности тундрово-глеевых почв.

Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем

Комбинированный



§35

Обзор


44

20.02


Лесные зоны. Тайга

Характеристика лесных зон тайга. Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон.





целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон.

Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом учебника. Обсуждать причины невысокого плодородия таёжных почв.

Определять состав биологических ресурсов таёжной зоны, обосновывать пути и способы их охраны и рационального использования. Сравнивать различные участки таёжной зоны с точки зрения плотности населения и распространения антропогенных ландшафтов; объяснять выявленные различия. Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека»

Комбинированный


§36

Обзор

45

25.02


Смешанные и широколиственные леса

Характеристика лесных зон (смешанные и широколиственные леса). Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон.



Уметь определять по картам: особенности размещения природных зон; районов распространения высотной поясности, природные особенности и ресурсы.

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей природных зон и морей России, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, решения экологических проблем. Составлять краткую географическую характеристику природной зоны, моря по плану с помощью различных источников географической информации.

Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять различия. Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения различных древесных пород на основании материалов учебника. Обсуждать материалы презентации на тему «Роль лесов в жизни человека». Обсуждать причины возникновения экологических проблем зоны и предлагать обоснованные пути их решения

Комбинированный


§37

Обзор

46

27.02


Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

Пр р№8 Используя схему составить словесную характер природной зоны степей

(20 мин)

Характеристика южных безлесных зон (степи, полупустыни и пустыни). Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон.





Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы.

Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения. Определять географическое положение и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и растений к условиям существования, формулировать выводы.

Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору

Комбинированный

Пр р№8 стр 194

Используя схему составить словесную характер природной зоны степей

( 20 мин)

§38

Пр р

Стр 194

47

04.03


Высотная поясность

Высотная поясность. Районы распространения высотной поясности на территории России.



Знать и понимать существенные признаки понятий: «высотная поясность» использовать понятия для решения учебных задач

Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя

Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять сравнительную таблицу.

Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы.

Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия

Комбинированный


§39

Обзор

48

06.03


Пр. р.№ 9.

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. (1ч)






Урок практикум

Пр. р.№ 9.

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. (1ч)

Пр. р .№ 9.


49

11.03


Моря как крупные природные комплексы

Аквальные природные комплексы у берегов России.



Объяснять географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека. Приводить примеры взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря). Объяснять связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственным использованием отдельных территорий и акваторий. Уметь определять по картам: особенности размещения морей, омывающие территорию России, их принадлежность к бассейну океана, природные особенности и ресурсы.

Знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических

Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа.

Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника.

Обсуждать проблемы охраны природных комплексов морей на основе сообщений/презентаций школьников. Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России; определять их принадлежность к бассейнам океанов; обозначать крупнейшие морские порты и Северный морской путь. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации

Комбинированный


§40

Обзор

50

13.03


Природно-хозяйственные отличия российских морей

Природно-хозяйственные различия морей.




Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа.

На контурной карте условными знаками отмечать моря: внутренние и окраинные, самое большое (Берингово) и самое маленькое (Азовское) по площади, самое солёное (Берингово) и самое пресное (Балтийское), самое глубокое (Берингово) и самое мелкое (Азовское), самое холодное (Лаптевых) и самое тёплое (Чёрное), самое сложное с точки зрения ледовой обстановки (Восточно-Сибирское). На основе сообщений учащихся определять географию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карту. Формулировать выводы об экологических проблемах российских морей.

Составлять характеристику одного из морей России по типовому плану на основе анализа карт атласа, материалов учебника.

Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации

Комбинированный


§41

Обзор

51

18.03


Особо охраняемые природные территории России

Понятие «особо охраняемые природные территории», виды ООПТ. Объекты Всемирного природного наследия на территории России

Уметь определять по картам: крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия. Приводить примеры экологических проблем и природоохранных мероприятий, природных и антропогенных комплексов, в том числе на примере региона проживания.


Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России

Комбинированный

Тестирование

(20 мин)


§42

Обзор


тест

52

20.03


Повторение и обобщение раздела

«Природные различия на территории России»



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу.

Выполнять тестовые задания

Систематизация и обобщение знаний

Проверочная работа стр221

Пров работа стр 221

53

03.04

Население России (10 ч)

Численность и воспроизводство населения России.

Пр.р№10 Определение по картам и статическим материалам крупных народов и особенностей их размещения. (20 мин)



Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Понятие «естественное движение населения». Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменение.

Знать основные показатели, характеризующие население России и его место в мире: общую численность населения, естественный прирост. Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественный прирост населения», «воспроизводство населения». Определять и сравнивать по статистическим данным и картам территории (субъекты РФ, регион своего проживания) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения.



Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника.

Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.



Комбинорованный

Пр. р. №10 Определение по картам и статическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно- территориальным делением РФ.

(20 мин)

Обзор §43

54

08.04



Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.



Знать основные показатели, характеризующие население России и его место в мире: общую численность населения, естественный прирост, соотношение мужчин и женщин, среднюю

Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа материалов учебника.

Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания.

Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа.



Комбинированный





§44

Обзор

55













56





10.04













15.04



Этнический и языковой состав населения России











Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий



Народы России. Основные языковые семьи и группы, их размещение.









Культурноисторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география.





















Знать на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России.

современный религиозный состав населения России и главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карты атласа.

межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации.

Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по следующему плану:

1. Крупнейшие народы РФ.

2. Численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении РФ.

3. Особенности размещения (в какой части страны, соответствие политико-административным и национально-территориальным единицам РФ).

Обсуждать этнические депортации народов в СССР.

Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации

Комбинированный













Комбинированный







§45

Обзор











§46

Обзор





57

17.04



Особенности урбанизации в России. Городское население

Особенности урбанизации в России. Понятие «агломерация». Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах.

Уровень урбанизации; плотность и особенности расселения населения; уровень безработицы; формирование и эффективное функционирование человеческого капитала. Объяснять закономерности в размещении населения России.

Оценивать человеческий капитал России.

Читать, анализировать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм (половозрастная пирамида и др.).

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных территорий, составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за процессами, характеризующими особенности населения своего региона проживания



Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки.

Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Обсуждать функции городов, опираясь на иллюстративные материалы учебника. Приводить примеры городов с разными функциями.

Обсуждать понятие «урбанизация», выявлять его существенные признаки.

Определять темпы урбанизации в разные исторические периоды и современный уровень урбанизации в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника и статистических данных.

Определять города-миллионники России и крупнейшие городские агломерации.

Обозначать на контурной карте города-миллионники РФ.

анализа карт атласа.



Комбинированный



§47

Обзор



58

22.04



Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.



Знать и объяснять существенные признаки понятий: «город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический (миграционный) прирост населения», «плотность населения», «расселение населения», «трудовые ресурсы», «экономически активное население».




Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки.

Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника.

Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений.

Определять субъекты РФ с более высокой долей сельских поселений на основе содержания карт атласа и таблиц учебника. Выявлять причины подобного расселения населения.

Комбинированный



§48

Обзор

59

24.04



Миграции населения в России

Пр. р. 11.Определение по статическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства. (15 мин)





Понятие «миграция». Причины, типы и направления миграций населения на территории России.



Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных территорий, составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за процессами, характеризующими особенности населения своего региона проживания


Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки.

Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять основные направления внутренних миграционных потоков

выявлять регионы России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сообщений/презентаций школьников.

Комбинированный

Пр. р.№11 .Определение по статическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

(15 мин)



§49

Обзор

60

29.04



Размещение населения России

Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий и современных миграций на географические особенности современного размещения населения.

Основная полоса расселения, зона Севера.




Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки.

Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плотности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника.

Обсуждать факторы, влияющие на размещение населения (природные, исторические, социально-экономические),





§50

Обзор

61

06.05



Занятость населения. Человеческий капитал.

Понятия «экономически активное население» и «трудовые ресурсы». Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения. Показатели, характеризующие качество населения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала


Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки.

Обсуждать проблемы занятости населения, старения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника.

Выявлять долю безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника.

Определять тенденции изменения доли занятых в сфере современного хозяйства по статистическим материалам учебника.

Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника.


Комбинированный



§51

Обзор

62

08.05



Повторение и обобщение раздела

«Население России


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу.

Выполнять тестовые задания

Систематизация и обобщение знаний

Проверочная работа стр271

Пров раб

63

13.05

Природный фактор в развитии Росси(7ч)



Влияние природы на развитие общества

Влияние природной среды на

развитие общества на разных исторических этапах. Понятие «природные условия». Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека.

Виды адаптации человека к окружающей среде.

Приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий и стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; изменения характера воздействия природы на человеческое общество на разных исторических этапах.

Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника.

Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания.

Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов на разных этапах развития общества.



Комбинорованный



§52

Обзор

64

15.05



Природные ресурсы

Понятие «природные ресурсы».

Виды природных ресурсов. Принципы рационального использования природных ресурсов.


Знать и объяснять существенные признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Знать: основные показатели, характеризующие природно - ресурсный потенциал России и его место в мире: показатели запасов и добычи основных видов природных ресурсов; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически эффективной территории и государственной территории.

Выявлять существенные признаки понятия

«природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации.

Обсуждать значение природных ресурсов для человека.

Выявлять различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника.

Обсуждать и сравнивать пути и способы охраны и рационального использования различных групп ресурсов (исчерпаемые возобновимые, исчерпаемые невозобновимые, неисчерпаемые).

Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов по плану:

1. Значение для человека.

2. Составные части.

3. Особенности распространения по территории России.

4. Пути и способы рационального использования

Комбинированный



§53

Обзор

65

15.05



Природно-ресурсный потенциал России

Обеспеченность России природными ресурсами. Хозяйственная оценка природно- ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно - ресурсного потенциала России


Оценивать природно - ресурсный потенциал России. Читать, анализировать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными видами природных ресурсов.

Выявлять главные особенности природных ресурсов России, соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, состав природных ресурсов на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника.

Определять долю минерально-сырьевых ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам и добыче важнейших минеральных ресурсов на основе иллюстративных и статистических материалов учебника.

Определять место России в мире по обеспеченности другими природными ресурсами (земельными, агроклиматическими, биологическими, водными, рекреационными и эстетическими) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Комбинорованный



§54

Обзор

66

20.05



Повторение и обобщение раздела

«Природный фактор в развитии России



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; для оценки их последствий


Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов.

Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

Систематизация и обобщение знаний

Проверочная работа стр297



Пров раб

67

22.05



Итоговая контрольная работа по курсу

«География России»

(1ч)



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни





Проверка ЗУН



68

27.05



Административно-территориальное деление, экономико-географическое положение Ростовской области.

Государственное устройство и территориальное деление РФ

Оценивать ЭГП, ПГП Ростовской области. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для оценки ЭГП.

Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального деления Ростовской области. Составлять по политико-административной карте характеристику родного края по плану

Комбинированный



ЭП

69

27.05



Достопримечательности Ростовской области.

Понятие «достопримечательность», виды культурных объектов. Интересные и исторические места на территории Ростовской области

Уметь определять по картам: достопримечательности своей области, в т.ч. крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники.

Определять особенности и виды особо охраняемых культурных объектов на территории области на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Приводить примеры разных видов достопримечательностей Ростовской области.

Обозначать на контурной карте старейшие и интересные памятники природного и культурного на территории Ростовскойобласти.

Комбинированный





70

29.05



Обобщающее повторение по всему курсу «География России. Природа. Население» за 8 класс.













 

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Протокол заседания

ШМО учителей методического совета

Общественных дисциплин МБОУ ТСОШ №3

от 27.08.2018 года №1 от 30.08.2018 года №1

______________ Зам. директора по УВР

Васильева Т.А.

________Н.Ю.Сизова




















82


Сохранить у себя:
Рабочая программа по географии 8 класс.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки