Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 29.08.2019г № 95
_____________В.Н.Мирнов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОГРАФИЯ
Уровень общего образования10 (класс)
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 10 КЛАССЕ
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю – 1ч, за год 34 часов
Учитель Авдиенко Г.Г.
Программа составлена на основе примерной программы по географии среднего (полного) общего образования, авторской программы курса География. Экономическая и социальная география мира: 10 – 11 классы: базовый и углубленный уровни общеобразовательных учреждений О.А.Бахчиева ; под ред. В.П.Дронова– М.: Вентана – Граф, 2012,
Ст. Тацинская
2019-20 уч.год
1.Планируемые результаты освоения предмета.
Знать/понимать:
основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговы й оборот;
традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;
особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
основные направления внешних и внутренних миграций;
проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.
2. Содержание учебного предмета.
Введение (1ч)
Положение географии в системе наук. Статистический метод. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации. Геоинформационные системы.
Политическое устройство мира (5ч)
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
Природа и человек в современном мире (7ч)
Географическая среда и человек. Мировые ресурсы Земли и природопользование. География минеральных природных ресурсов. Земельные и лесные ресурсы. Мировые водные ресурсы. География неисчерпаемых природных ресурсов. Экологические проблемы мира.
Численность населения мира и демографическая политика (6ч)
Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
Научно-техническая революция, мировое хозяйство. (3 ч)
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Научно- техническая революция и её роль в становлении мирового хозяйства. Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства
Мировое хозяйство и география основных отраслей (13ч)
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
География мировых валютно-финансовых отношений
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практическая работа: «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Планируемые результаты (УУД)
| Виды, формы контроля | Дата | |||||
По плану | По факту | ||||||||||||
| Часть 1.ВВЕДЕНИЕ.ОБЩИЙ ОБЗОР МИРА |
|
| ||||||||||
1. | Введение. Экономическая и социальная география в системе географических наук.
| 1 | лекция | Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии. Развитие экономической географии | Знать: традиционные и новые методы географических исследований. Уметь: выделять причины, которые способствовали выделению экономической географии в самостоятельную науку.
|
| Фронтальная беседа
| 02.09 |
| ||||
| ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА 5 ч. |
|
|
|
| ||||||||
2 | Страны на политической карте мира. Входная К.Р. (20 МИН)
| 1 | Комбинированный | Количество, типология стран | Знать:основные географические понятия и термины Уметь:называть и показывать на карте разные типы стран
| РАЗДЕЛ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА Предметные - знать политическую карту мира, географию мировых природных ресурсов, национальный, религиозный состав населения мира, особенности мировых процессов миграции, Уметь анализировать особенности географии отраслевых и межотраслевых комплексов мира, современные тенденции в их территориальном размещении. Метапредметные - Самоконтроль, самооценка. Действия по решению учебно-практических задач. Умение строить речевое высказывание в устной форме на тему экономической географии Мира; слушать и вступать в диалог по самым разным темам экономической географии Мира и его отдельных экономико -географических регионов, экономически развитых и ключевых развивающихся стран . Личностные - Ориентация обучающихся на понимание причин успеха в учебной деятельности по предмету «Экономическая и социальная география Мира». Проявление ценностного отношения к полученным знаниям и способам их получения
| Фронтальная беседа Работа с картами | 09.09 |
| ||||
3 | Экономическое развитие стран мира Пр.р.№ 1 «Государственный строй и административно-территориальное устройство» (20мин).
| 1 | Урок практикум | Развитые, развивающиеся, новые индустриальные, страны с переходной экономикой | Знать:основные географические понятия и термины Уметь:называть и показывать на карте разные типы стран
| Пр.р.№ 1 Государственный строй и административно-территориальное устройство | 16.09 |
| |||||
4 | Входная контрольная работа (20 минут). Влияние международных отношений на политическую карту Государственный строй стран.
| 1 | семинар | Влияние международных отношений на политическую карту Республики и монархии | Знать:основные географические понятия и термины Уметь: называть этапы влияния на политическую карту | Работа с картами | 23.09 |
| |||||
5 | Политическая карта мира как историческая категория. П.р.№ 2. «Нанесение на карту монархий и республик» (20минут) | 1 | Урок практикум | Изменения на политической карте от Древнего мира до начала 20 в. Формирование политической карты мира в 20 в. | Знать:основные географические понятия и термины Уметь:называть и показывать на карте разные типы стран
| Пр.р.№ 2. «Нанесение на карту монархий и республик» | 30.09 |
| |||||
6 | Урок обобщения «Политическое устройство мира» | 1 |
|
|
| 07.10 |
| ||||||
Природа и человек в современном мире(7ч)
| | ||||||||||||
7 | Географическая среда и человек | 1 | Комбинированный. | . Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства. | Знать: изменение роли отдельных видов ресурсов на протяжении истории развития человечества. «Экологическая ёмкость» территорий Уметь: показывать на карте районы с экстремальными природными условиями. | Предметные - знать наиболее значимые глобальные экономико - географические и социальные проблемы. Уметь анализировать особенности географической картины глобальных экономических и социальных проблем и пути решения этих проблем. Метапредметные - Самоконтроль, самооценка.. Умение строить речевое высказывание в устной форме на тему географии глобальных социально -экономических проблем. Личностные - Проявление ценностного отношения к полученным знаниям и способам их получения
| Фронтальный опрос | 14.10 |
| ||||
8 | Мировые ресурсы Земли и природопользование. | 1 | Комбинированный: урок-диалог. | Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран.
| Знать понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Мировые ресурсы Земли. Уметь: ориентироваться и использовать карты мировых природных ресурсов | Беседа. | 21.10 |
| |||||
9 10 | География минеральных природных ресурсов. Пр.р №3 Обуч. Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых (15 мин)
Земельные и лесные ресурсы. Пр раб№4 Обуч.Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов .(15мин) | 1 1 | Урок практикум Урок практикум | Обеспеченность минеральным сырьём различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель Лесные ресурсы. | Знать. мировые ресурсы минерального сырья Земли. Уметь: ориентироваться и использовать карты мировых природных ресурсов Знать. географию лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, её масштабы и последствия.
Уметь: ориентироваться и использовать карты мировых природных ресурсов | Пр.р №3Обуч. Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых и районов их наиболее выгодного территориального сочетания | 11.11 |
| |||||
Пр раб№4 Обуч. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями и лесными ресурсами. | 18.11 |
| |||||||||||
11 | Мировые водные ресурсы. Пр раб№ 5 Обуч. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами.(15 мин) | 1 | Урок практикум | Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Проблемы их использования.
| Знать: биологические, минеральные, энергетические ресурсы Уметь: ориентироваться и использовать карты и статистические данные
| Пр раб№ 5 Обуч. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами. | 25.11 |
| |||||
12 | География неисчерпаемых природных ресурсов. | 1 | Проектная деятельность. | Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира
| Знать: климатические ресурсы и рекреационные ресурсы Уметь: определять по агроклиматическим картам регионы мира с наиболее благоприятными условиями для активной сельхоз деятельности. | Защита проектов. | 02.12 |
| |||||
13 | Экологические проблемы мира. Тест: «Мировые ресурсы Земли и природопользование» 20 мин. | 1 | Урок обобщения | Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира.. | Знать: объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем | Тест ( 20 мин) | 09.12 |
| |||||
Численность населения мира и демографическая политика 6 ч. |
|
| |||||||||||
14 |
Численность населения. Пр.р.№ 6 «Страны с самой большой численностью населения (10 минут) | 1 | Комбинированный. | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения | Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь:оценивать и объяснять демографическую ситуацию | Предметные - знать :национальный и языковой состав населения регионов мира. Уметь анализировать особенности географии отраслевых и межотраслевых комплексов, Метапредметные - Самоконтроль, самооценка. Действия по решению учебно -практических задач. Умение строить речевое высказывание в устной форме на тему экономической социальной географии Мира; слушать и вступать в диалог по самым разным темам экономической и социальной географии Мира и его отдельных регионов . Личностные - Ориентация обучающихся на понимание причин успеха в учебной деятельности по предмету «Экономическая и социальная география Мира». Проявление ценностного отношения к полученным знаниям и способам их получения | Пр раб№ 6 Страны с самой большой численностью населения (10 минут) | 16.12 |
| ||||
15 | Состав населения мира. Пр.р.№ 7 Обуч. «Характеристика половозростного состава населения ). (15минут) | 1 | Комбинированный. | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения, половой, возрастной, национальный состав
| Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять, половой, возрастной, национальный состав | Пр.р.№ 7 Обуч. «Характеристик половозростного состава населения из стран мира и описание демографических процессов ( по выбору). (15 минут) | 23.12 |
| |||||
16 | Расовый и этнический состав населения | 1 | Урок новых знаний | Этнический (национальный) состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы. Равноценность национальных культур.
| Знать : историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира. Уметь: Составление таблицы «Основные языковые группы». | Фронтальный опрос | 13.01 |
| |||||
17 | Религии мира и религиозный состав населения. | 1 | Семинар | Основные географические понятия и термины; их этногеографическую и религиозную специфику | Знать :историю и географию религий мира Уметь:оценивать и объяснять религилзный состав | ЭП | 13.01 |
| |||||
18 | Размещение и расселение население мира. Проблемы населения современного мира | 1 | Урок новых знаний | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения
| Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем Дискуссия по материалам урока, письменные выводы | 20.01 |
| |||||
19 | Контрольная работа по теме: «Населения мира и демографическая политика» 1ч. | 1 | Контрольно-обобщающий | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения, урбанизация, крупнейшие города мира
| Знать : численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию, урбанизацию, показывать крупнейшие города на карте | 27.01 |
| ||||||
Научно-техническая революция мировое хозяйство. 3 ч. |
|
|
| ||||||||||
20 | Мировое хозяйство и основные этапы его развития. | 1 | Урок новых знаний | Международное разделение труда, отрасли международной специализации | Знать основные определения Уметь :наносить на карту страны ,участвующие в МГРТ |
| составление характеристик, работа с картами, составление картосхем
| 03.02
|
| ||||
21 | Научно- техническая революция и её роль в становлении мирового хозяйства. | 1 | семинар | Характерные черты и составные части НТР | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства |
| составление характеристик, работа с картами, составление картосхем | 03.02
|
| ||||
22 | Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства. Пр.р.№ 8 Обуч. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями. (10минут) | 1 | Урок практикум | Старые и новые факторы размещения | Знать :влияние факторов на размещение хозяйства Уметь :объяснять влияние факторов на размещение хозяйства |
| Пр.р.№ 8 Обуч. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями. (10минут) | 10.02 |
| ||||
География основных отраслей мирового хозяйства. 13 ч |
|
| |||||||||||
23 | Топливно-энергетический комплекс | 1 | Лекция | География топливной промышленности | Знать :влияние факторов на размещение хозяйства Уметь :объяснять влияние факторов на размещение хозяйства |
| работа с картами | 17.02 |
| ||||
24 | Топливная промышленность Пр.р.№ 9 Обуч. «Страны –лидеры топливной промышленности» (10минут) | 1 | практикум | Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран | Предметные - знать географическое положение, природные ресурсы,. Уметь анализировать особенности географии отраслевых и межотраслевых комплексов, принципы экономико - географического районирования территории, и экономическую географию крупных и экономически наиболее значимых стран мира. Метапредметные - Самоконтроль, самооценка. Действия по решению учебно -практических задач. Умение строить речевое высказывание в устной форме на тему экономической социальной географии Мира; слушать и вступать в диалог по самым разным темам экономической и социальной географии Мира и его отдельных регионов . Личностные - Ориентация обучающихся на понимание причин успеха в учебной деятельности по предмету «Экономическая и социальная география Мира». Проявление ценностного отношения к полученным знаниям и способам их получения | Пр.р.№ 9 Обуч. «Страны –лидеры топливной промышленности» (10минут) | 24.02 | 02.03 | ||||
25 | Мировая металлургия. География черной металлургии | 1 | Комбинированный | География черной металлургии Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | работа с картами | 09.03 | 16.03 | |||||
26 | География цветной металлургии Пр.р.№10 «Страны –лидеры металлургии ( 15 мин) | 1 | Практикум | География цветной металлургии | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства |
Пр.р.№10 «Страны –лидеры металлургии (15 мин) | 06.04 |
| |||||
27 | Машиностроение мира. | 1 | Семинар | Машиностроение мира. География основных отраслей, регионов различной специализации. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов. | Знать: основные промышленные центры. Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | Реферат | 13.04 |
| |||||
28 | Мировая химическая промышленность. | 1 | Урок новых знаний | География химической промышленности | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | работа с картами | 20.04 |
| |||||
29 | Производство строительных материалов и лесная промышленность. | 1 | Урок новых знаний | География лесной промышленности.
| Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | работа с картами | 27.04 |
| |||||
30 | Легкая промышленность и пищевая промышленность | 1 | Комбинорован -ный | География легкой промышленности. | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем | 27.04 |
| |||||
31
| Сельское хозяйство. Растительность мира. Животноводство мира. | 1 | практикум | География сельского хозяйства. География рыболовства | Знать: размещение основных отраслей мирового хозяйства Уметь: составлять комплексную географическую характеристику отражающую закономерности территориальных взаимодействий | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем | 04.05 |
| |||||
32 | География транспорта Всемирные экономические отношения Мировая торговля и сфера услуг.
| 1 | Семинар | География транспорта Международное разделение труда, отрасли международной специализации | Знать: размещение основных отраслей мирового хозяйства Уметь: составлять комплексную географическую характеристику отражающую закономерности территориальных взаимодействий | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем | 11.05 |
| |||||
33
| Контрольная работа за курс Экономическая и социальная география. 1ч. | 1 | Урок проверки знаний |
|
|
| Контрольная работа | 18.05 |
| ||||
34 | Международная специализация и интеграция стран и регионов мира | 1 | Урок обобщения и повторения материала | Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия.
| Знать: размещение основных отраслей мирового хозяйства Уметь: устанавливать взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями. Определять международные специализации крупнейших стран и регионов мира |
| составление характеристик, работа с картами, составление картосхем | 25.05 |
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
Общественных дисциплин МБОУ ТСОШ №3
от 28.08.2019 года №1 от 29.08.2019 года №1
______________ Зам. директора по УВР
Васильева Т.А.
________Н.Ю.Сизова
19