Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Волочаевка



Согласовано:

ЗДУВР:__________/Кузнецова ЕА./

Утверждаю:

Директор школы:______________/Тумаева О.В./

Приказ № 181 от 01.09.2021 г.











Рабочая программа

по физике

7-9 классы









Составитель:

Сульдина Надежда Анатольевна,

учитель физики

с. Волочаевка, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7-9 классов создана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ;

  2. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);

  6. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544;

  7. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

  8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  9. Рекомендаций Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начально общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

  12. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».

  13. Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 года № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий».

  14. Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 года № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

  15. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  16. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-методическим центром РФ 08.04.2015 г., протокол 1/15;

  17. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-методическим центром РФ 08.04.2015 г., протокол 1/15;

  18. Учебного плана МБОУ ООШ с. Волочаевка;

  19. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по физике для основной школы, 7-9 классы. Авторы:А.В.Перышкин,Н.В.Филонович,Е.М.Гутник.,Дрофа,2014.






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Школьныйкурсфизики —системообразующийдляестественнонаучныхпредметов,посколькуфизическиезаконы,лежащиевосновемироздания,являютсяосновойсодержаниякурсовхимии,биологии,географиииастрономии.Физикавооружаетшкольниковнаучнымметодомпознания,позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научногопознания, формирование основных физических понятий, приобретение уменийизмерятьфизическиевеличины,проводитьлабораторныйэкспериментпозаданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов,лабораторныеработыстановятсяболеесложными,школьникиучатсяпланироватьэкспериментсамостоятельно.

Изучениефизикив 7-9 классахнаправленонадостижениеследующихцелей:

    • повышениекачестваобразованиявсоответствиистребованиямисоциально-экономическогоиинформационногоразвитияобществаиосновныминаправлениямиразвитияобразованиянасовременномэтапе;

    • созданиекомплексаусловийдлястановленияиразвитияличностивыпускникавеѐиндивидуальности,самобытности,уникальности,неповторимостивсоответствиистребованиямироссийского общества;

    • обеспечениепланируемыхрезультатовподостижениювыпускникомцелевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,определяемых личностными, семейными, общественными, государственнымипотребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста,индивидуальнымиособенностямиего развитияисостоянияздоровья;

    • усвоениеучащимисясмыслаосновныхпонятийизаконовфизики,взаимосвязи междуними;

    • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальныхзаконахдляпостроенияпредставленияофизическойкартинемира;

    • формированиеубежденностивпознаваемостиокружающегомираидостоверностинаучных методовегоизучения;

    • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся иприобретениеопытаприменениянаучныхметодовпознания,наблюденияфизическихявлений,проведенияопытов,простыхэкспериментальныхисследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых ицифровыхизмерительныхприборов;оценкапогрешностейлюбыхизмерений;

    • систематизациязнанийомногообразииобъектовиявленийприроды,озакономерностях процессов и о законах физики для осознания возможностиразумногоиспользованиядостиженийнаукивдальнейшемразвитиицивилизации;

    • формированиеготовностисовременноговыпускникаосновнойшколыкактивнойучебнойдеятельностивинформационно-образовательнойсредеобщества,использованиюметодовпознаниявпрактическойдеятельности,к

расширениюиуглублениюфизическихзнанийивыборафизикикакпрофильногопредметадляпродолженияобразования;

    • организацияэкологическогомышленияиценностногоотношениякприроде,осознаниенеобходимостиприменениядостиженийфизикиитехнологийдлярационального природопользования;

    • пониманиефизическихосновипринциповдействия(работы)машинимеханизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленныхтехнологическихпроцессов,влиянияихнаокружающуюсреду;осознаниевозможныхпричинтехногенныхиэкологическихкатастроф;

    • формирование представлений о нерациональном использовании природныхресурсовиэнергии,загрязненииокружающейсредыкакследствиенесовершенствамашини механизмов;

    • овладениеосновамибезопасногоиспользованияестественныхиискусственныхэлектрическихимагнитныхполей,электромагнитныхизвуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений воизбежаниеихвредноговоздействиянаокружающуюсредуиорганизмчеловека;

    • развитиеуменияпланироватьвповседневнойжизнисвоидействиясприменениемполученныхзнанийзаконовмеханики,электродинамики,термодинамикиитепловыхявленийсцельюсбереженияздоровья.

Основнымиобразовательными задачамикурсаявляются:

  • организацияинтеллектуальныхитворческихсоревнований, проектнойиучебно-исследовательскойдеятельности;

  • сохранениеиукреплениефизического,психологическогоисоциальногоздоровьяобучающихся,обеспечениеихбезопасности;

  • формированиепозитивноймотивацииобучающихсякучебнойдеятельности;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форморганизацииобразовательногопроцесса,взаимодействиявсехегоучастников;

  • обеспечениеусловий,учитывающихиндивидуально-личностныеособенностиобучающихся;

  • совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основеинтеграции;

  • внедрение в учебно-воспитательныйпроцесс современныхобразовательныхтехнологий,формирующих ключевыекомпетенции;

  • развитиедифференциацииобучения;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследованияобъектови явленийприроды;

  • использованиемизмерительныхприборов,широкоприменяемыхвпрактическойжизни;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление,эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод,результатэкспериментальнойпроверки;

  • пониманиеобучающимисяотличийнаучныхданныхотнепровереннойинформации, ценности науки дляудовлетворения бытовых, производственныхикультурныхпотребностей человека.



Особенности класса: общеобразовательный.


Сроки реализации программы: 3 года


Рабочая программа составлена без изменений.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

МБОУ ООШ с. Волочаевка


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Физика» изучается с 7 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 7 по 8 класс выделяется по 2 урока, в 9 классе по 3 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 7-9 класс, рассчитана на 242 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю в 7, 8 классах и 3 часа в неделю в 9 классе, всего 35 учебных недель в 7-8 классах, 34 учебные недели в 9 классе.


































РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ

СвведениемФГОСреализуетсясменабазовойпарадигмыобразованиясо «знаниевой»на«системно-деятельностную»,т.е.акцентпереноситсясизученияосновнаукнаобеспечениеразвитияУУД(ранее«общеучебныхумений»)наматериалеосновнаук.Важнейшимкомпонентомсодержанияобразования,стоящимводномрядуссистематическимизнаниямипопредметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие занимикомпетенции).

Посколькуконцентрическийпринципобученияостаетсяактуальнымвосновной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идетнепрерывно на всемсодержательном идеятельностном материале.


7 класс

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Введение

Выпускник научится:

  • понимать физические термины: тело, вещество, материя;

  • проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;

  • понимать роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о физических явлениях;

  • различать границы применимости физических законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  •  оценивать реальность полученного значения физической величины.

Первоначальные сведения о строении вещества

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

  • понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

  • пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о строении вещества в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

Взаимодействия тел

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

  • измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);

  • понимать смысл основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

  • выполнять расчеты при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

  • находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

  • переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

  • проводить измерения с помощью динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о взаимодействии тел в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

  • измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

  • применять  на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

  • понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • выполнять расчеты для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о давлении в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о давлении;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Работа и мощность. Энергия

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

  • измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

  • владеть экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

  • понимать принцип действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, кпд, кинетической и потенциальной энергии;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о работе и мощности в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о работе и мощности; использования возобновляемых источников энергии;


8 класс

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

  • измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

  • владеть экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

  • понимать принципы действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • понимать смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

  • выполнять расчеты для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические явления

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

  • измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

  • понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

  • понимать принципы действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • выполнять расчеты для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электрических явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электромагнитные явления

  • объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Световые явления

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

  • измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

  • применять физические законы на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.


9 класс

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Законы взаимодействия и движения тел

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

  • давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

  • понимать смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

  • приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

  • измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о взаимодействии и движении тел в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования знаний о взаимодействии и движении тел; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов  и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о взаимодействии и движении тел с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Механические колебания и волны. Звук

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

  • давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических колебаниях и волнах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования знаний о механических колебаниях и волнах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов  и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о механических колебаниях и волнах с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электромагнитное поле

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

  • давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

  • применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитном поле в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитном поле;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитном поле с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Строение атома и атомного ядра

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

  • давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

  • приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

  • измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

  • применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

  • владеть экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Строение и эволюция Вселенной

Выпускник научится:

  • различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

  • объяснять суть эффекта X. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

  • различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 класс

Введение – 4 часа

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Лабораторнаяработа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»


Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов

Физика- наука о природе Строение вещества. Молекула - мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул вещества. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния

Лабораторнаяработа №2 «Определение размеров малых тел»

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


Взаимодействие тел - 23 часа

Механическое движение. Траектория движения, путь. Равномерное движение и неравномерное движение. Скорость, единицы скорости. Векторные и скалярные величины. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Средняя скорость. Определение пути, пройденного телом по ыформуле и по графику. Явление инерции. Проявление инерции в быту, и технике. Учет явления инерции при соблюдении ПДД. Масса. Единицы массы. Перевод единиц массы в СИ и в г, мг и т. д. Выяснение условий равновесия учебных весов. Плотность вещества. Единицы плотности. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Сила - векторная величина. Явление тяготения. Сила тяжести. Свободное падение тел. Сила упругости. Природа силы упругости. Закон Гука. Единицы силы. Динамометр. Измерение сил динамометром. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя.

Лабораторнаяработа №3 «Измерение массы тел на рычажных весах»

Лабораторнаяработа №4 «Измерение объема тел»

Лабораторнаяработа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторнаяработа №6 «Градуирование пружины и измерение сил»

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»

Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»


Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 час

Давление. Давление твердого тела. Формула давления. Способы изменения давления. Учет давления при соблюдении ПДД .Давление газа. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Устройство и действие шлюза. Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние его на живые организмы. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Манометры. Устройство и принцип действия. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Водный транспорт.

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работа и мощность - 13 часов

Механическая работа. Единицы работы. Мощность Единицы мощности. Энергия. Виды энергии. Превращение одного вида энергии в другой. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие на рычаге. Рычаги природе, технике и быту. «Золотое правило механики». Блоки. Центр тяжести. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД. Наклонная плоскость.

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия»


Повторение – 3 час


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Количество часов

ЛР

КР

1

Введение

4

1


2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

3

Взаимодействие тел

23

5

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

1

5

Работа и мощность

13

2

1

6

Повторение.

3




Всего:

70

11

4


8 класс

Тепловыеявления25 часов.

Тепловоеравновесие.Температура.Внутренняяэнергия.Работаитеплопередача.Видтеплопередачи.Количествотеплоты.Испарениеиконденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Законсохраненияэнергиивтепловых процессах.

Преобразованиеэнергиивтепловыхмашинах.КПДтепловоймашины.Экологическиепроблемы теплоэнергетики.

Лабораторнаяработа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»;ЛР№2«Сравнениеколичествтеплотыприсмешиванииводыразнойтемпературы»;

Лабораторнаяработа№3«Измерениеудельнойтеплоемкоститвердоготела».

Контрольная работа №1«Тепловыеявления».

Контрольная работа№2«Изменениеагрегатныхсостоянийвещества».

Электрическиеявления27часов.

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Законсохраненияэлектрическогозаряда.Электрическоеполе.

Постоянныйэлектрическийток.Силатока.Электрическоесопротивление.Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. ЗаконОма для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока.ЗаконДжоуля-Ленца.Правилабезопасностиприработесисточникамиэлектрического тока.

Лабораторнаяработа№4«Сборка электрической цепи иизмерение силы тока в ее различныхучастках»;

Лабораторнаяработа№5«Измерениенапряжениянаразличныхучасткахэлектрическойцепи»;

Лабораторнаяработа№6«Регулированиесилытокареостатом»;

Лабораторнаяработа№7«Определениесопротивленияпроводникаприпомощиамперметраивольтметра»;

Лабораторнаяработа№8«Измерениемощностииработытокавэлектрическойлампе»;

Контрольная работа№3«Электрическиеявления».

Электромагнитныеявления7часов.

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитноеполепостоянноготока.Действиемагнитногополянапроводникстоком.Электродвигательпостоянного тока.

Лабораторнаяработа№9«Сборкаэлектромагнитаииспытаниеегодействия»;

Лабораторнаяработа№10«Изучениеэлектрическогодвигателяпостоянноготока(намодели)».

Световыеявления9часов.

Светэлектромагнитнаяволна.Прямолинейноераспространениесвета.Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояниеиоптическая силалинзы.Оптическиеприборы.Дисперсиясвета.

Лабораторнаяработа№11«Получениеизображенияприпомощилинзы».

Контрольная работа№4 «Световыеявления».

Повторение2 часа.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Количество часов

ЛР

КР

1

Тепловыеявления.

25

3

2

2

Электрическиеявления.

27

5

1

3

Электромагнитныеявления.

7

2


4

Световыеявления.

9

1

1

5

Повторение.

2




Всего:

70

11

4

9 класс

Законывзаимодействияидвижения тел34часа.

Механическоедвижение.Относительноедвижение.Системаотсчета.Материальнаяточка.Траектория.Путьиперемещение.Скоростьвекторнаявеличина.Модульвектораскорости.Равномерноепрямолинейноедвижение.Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуляскоростиотвременидвижения.

Ускорениевекторнаявеличина.Равноускоренноепрямолинейноедвижение.Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейногодвиженияотвременидвижения.

Движениепоокружностиспостояннойпомодулюскоростью.Центростремительноеускорение.Ускорениесвободногопадения.

Контрольная работа №1 «Законы взаимодействия и движения тел».

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения безначальной скорости».

Лабораторнаяработа№2«Измерениеускорениясвободногопадения».


Механическиеколебания.Звук.15часов.

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона.Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирноготяготения.Силатяжести.Движениеискусственныхспутников.Расчетпервой

космическойскорости.Силаупругости.ЗаконГука.Вестела,движущегосясускорениемповертикали.Невесомостьиперезагрузки.Силатрения.

Контрольнаяработа№2«Механическиеколебанияиволны.Звук».

Лабораторнаяработа№3«Исследованиезависимостипериодаичастотысвободныхколебаний математическогомаятникаотего длины».


Электромагнитноеполе25часов.

Импульстела.Законсохраненияимпульса.Реактивноедвижение.Устройстворакеты.

ЗначениеработК.Э.Циолковскогодлякосмонавтики.Достижениявосвоениикосмическогопространства.

Контрольнаяработа№3«Электромагнитноеполе».

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Лабораторнаяработа№5«Наблюдениесплошногоилинейчатыхспектровиспускания».


Строениеатома иатомного ядра16часов.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - игамма-излучения.ОпытыРезерфорда.Ядернаямодельатома.Радиоактивныепревращенияатомныхядер.Протонно-нейтроннаямодельядра.Зарядовоемассовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядовогоимассовогочиселприядерныхреакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомныхэлектростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.Дозиметрия.

Контрольнаяработа№4«Строениеатомаиатомногоядра.Использованиеэнергииатомныхядер».

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовымфотографиям».

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиитреков».

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся ввоздухепродуктовраспадагазарадона».

Лабораторная работа№9«Изучениетрековзаряженныхчастицпоготовымфотографиям».


СтроениеиэволюцияВселенной5 часов.

Геоцентрическаяигелиоцентрическаясистемымира.Состав,строениеипроисхождениеСолнечнойсистемы.ФизическаяприроданебесныхтелСолнечнойсистемы.ПланетымалыетелаСолнечнойсистемы.Строение,излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. ГипотезаБольшого взрыва.


Итоговоеповторение7часов.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название раздела

Количество часов

ЛР

КР

1

Законывзаимодействияи движениятел.

34

2

1

2

Механическиеколебания.Звук.

15

1

1

3

Электромагнитноеполе.

25

2

1

4

Строениеатомаиатомногоядра,использование энергии атомных

ядер.


16


4


1

5

Строение и эволюция

Вселенной.

5

-

-

6

Итоговоеповторение.

7

-

-


ВСЕГО

102

9

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение – 4 часа

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

1

2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин 

1

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника 

1

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Первоначальные сведения о строении вещества - 6 ч

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

1

6

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

1

7

Движение молекул 

1

8

Взаимодействие молекул

1

9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Взаимодействие тел - 23 ч

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1

12

Скорость. Единицы скорости

1

13

Расчет пути и времени движения

1

14

Инерция

1

15

Взаимодействие тел

1

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

1

17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

18

Плотность вещества

1

19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

20

Расчет массы и объема тела по его плотности 

1

21

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

22

Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

23

Сила

1

24

Явление тяготения. Сила тяжести 

1

25

Сила упругости. Закон Гука

1

26

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1

27

Сила тяжести на других планетах

1

28

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

1

30

Сила трения. Трение покоя

1

31

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»

1

32

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил».

1

33

Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 ч

34

Давление. Единицы давления

1

35

Способы уменьшения и увеличения давления

1

36

Давление газа 

1

37

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

38

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

39

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

1

40

Сообщающиеся сосуды

1

41

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

1

43

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

44

Манометры

1

45

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

1

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

47

Закон Архимеда

1

48

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

49

Плавание тел

1

50

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

1

51

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

52

Плавание судов. Воздухоплавание

1

53

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

1

54

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Работа и мощность. Энергия - 13 ч

55

Механическая работа. Единицы работы

1

56

Мощность. Единицы мощности

1

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

1

58

Момент силы

1

59

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

60

Блоки. «Золотое правило» механики

1

61

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

1

62

Центр тяжести тела

1

63

Условия равновесия тел

1

64

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

66

Превращение одного вида механической энергии в другой

1

67

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия»

1

Повторение – 3 час

68

Обобщение материала за курс физики 7 класса


69

Обобщение материала за курс физики 7 класса


70

Обобщение материала за курс физики 7 класса

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тепловыеявления – 25 часов

1

Техникабезопасностивкабинетефизики (ТБ).Тепловоедвижение.Температура.

1

2

Внутренняяэнергия.

1

3

Способыизменениявнутреннейэнергии тела.

1

4

Теплопроводность.

1

5

Конвекция.

1

6

Излучение.

1

7

Особенности различных видовтеплопередачи.Примерытеплопередачив природеитехнике.

1

8

Количество теплоты. Единицы количестватеплоты. ЛР №1 «Исследование изменениясовременемтемпературыостывающей воды».

1

9

Удельнаятеплоемкость.

1

10

Расчетколичестватеплоты,необходимого длянагреваниятелаиливыделяемогоимприохлаждении.

1

11

ЛР№2«Сравнениеколичествтеплоты при смешивании воды разнойтемпературы».

1

12

ЛР №3 «Измерение удельной теплоемкоститвердоготела».

1

13

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

14

Законсохраненияипревращенияэнергии вмеханическихитепловыхпроцессах.

1

15

Контрольная работа №1 «Тепловые явления».

1

16

Агрегатныесостояниявещества.Плавление и отвердеваниекристаллическихтел.Графикплавленияи отвердевания.

1

17

Удельная теплота плавления. Решение задач

1

18

Испарение. Поглощение энергии при испарениижидкостиивыделениееепри конденсации пара

1

19

Кипение. Удельная теплота парообразованияиконденсации.

1

20

Решениезадач.

1

21

Влажностьвоздуха.Способыопределения влажностивоздуха.

1

22

Работа пара и газа при расширении. Двигательвнутреннегосгорания.

1

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

24

Решениезадач.Подготовкакконтрольной работе.

1

25

Контрольная работа №2 «Изменение агрегатныхсостоянийвещества».

1

Электрическиеявления – 27 часов

26

Электризациятелприсоприкосновении. Взаимодействиезаряженныхтел.Двародазарядов.

1

27

Электроскоп.Проводникиинепроводники электричества.

1

28

Электрическоеполе.

1

29

Делимость электрического заряда. Строениеатомов.

1

30

Объяснениеэлектрическихявлений.

1

31

Электрический ток. Источники электрическоготока.

1

32

Электрическаяцепьи еесоставные части.

1

33

Электрическийтоквметаллах.Действия электрическоготока.Направлениетока.

1

34

Силатока.Единицысилытока.

1

35

Амперметр.Измерениесилытока.ЛР№4 «Сборкаэлектрическойцепииизмерениесилытока вее различныхучастках».

1

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерениенапряжения.

1

37

Электрическое сопротивлениепроводников.Единицысопротивления.ЛР №5«Измерениенапряжениянаразличныхучасткахэлектрической цепи».

1

38

Зависимостьсилытокаотнапряжения. ЗаконОмадля участкацепи.

1

39

Расчет сопротивления проводников. Удельноесопротивление.

1

40

Реостаты.ЛР№6«Регулированиесилы токареостатом».

1

41

ЛР №7 «Определение сопротивления

проводникаприпомощиамперметраивольтметра».

1

42

Последовательное соединение проводников.

1

43

Параллельноесоединениепроводников.

1

44

РешениезадачназаконОмадляучасткацепи, последовательное и параллельное соединениепроводников.

1

45

Работаэлектрическоготока.

1

46

Мощностьэлектрическоготока.

1

47

ЛР№8«Измерениемощностииработы токавэлектрическойлампе».

1

48

Нагревание проводников электрическим током.ЗаконДжоуля –Ленца.

1

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательныеприборы.

1

50

Короткоезамыкание.Предохранители.

1

51

Повторение темы «Электрические явления».

1

52

Контрольнаяработа№3«Электрические явления».

1

Электромагнитныеявления – 7 часов

53

Магнитноеполе.Магнитноеполепрямого тока.Магнитныелинии.

1

54

Магнитное поле катушки с током.Электромагниты.

ЛР №9 «Сборка электромагнита ииспытаниеегодействия».

1

55

Применениеэлектромагнитов.

1

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное полеЗемли.

1

57

Действиемагнитногополянапроводникс током.Электрическийдвигатель

1

58

ЛР№10«Изучениеэлектрическогодвигателяпостоянноготока(намодели)». Повторение темы «Электромагнитныеявления».

1

59

Устройство электроизмерительных приборов.

1

Световые явления – 9 часов

60

Источникисвета.Распространениесвета.

1

61

Отражениесвета.Законыотражениясвета.

1

62

Плоскоезеркало.

1

63

Преломлениесвета.

1

64

Линзы.Оптическаясилалинзы.

1

65

Изображения,даваемыелинзой.

1

66

ЛР №11 «Получение изображения при помощилинзы».

1

67

Дисперсиясвета.

1

68

Контрольная работа №4 «Световые явления».

1

Повторение – 2 часа

69

Повторениекурсафизики8класса.

1

70

Повторениекурсафизики8класса.

1




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Законывзаимодействияидвижениятел – 34 часа

1

ТБ.Материальнаяточка.Системаотсчета.

1

2

Перемещение.

1

3

Определениекоординатыдвижущегосятела.

1

4

Перемещение при прямолинейном равномерномдвижении.

1

5

Прямолинейное равноускоренное движение.Ускорение.

1

6

Скорость прямолинейного равноускоренногодвижения.Графикскорости.

1

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренномдвижении.

1

8

Перемещениетелаприпрямолинейномравноускоренномдвижениибезначальной скорости.

1

9

Лабораторнаяработа№1«Исследованиеравноускоренногодвижениябезначальнойскорости».

1

10

Относительностьдвижения.

1

11

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение.

1

12

Инерциальныесистемыотсчета.Первыйзакон Ньютона.

1

13

ВторойзаконНьютона.

1

14

Решениезадач.

1

15

ТретийзаконНьютона

1

16

Движениесвязанныхтел.

1

17

Решениезадач.

1

18

Свободноепадениетела.

1

19

Лабораторная работа №2 «Измерениеускорениясвободногопадения».

1

20

Движениетела,брошенноговертикальновверх.Невесомость.

1

21

Решениезадач.

1

22

Законвсемирного тяготения.

1

23

Ускорение свободного падения на Земле идругихнебесныхтелах.

1

24

Решениезадач.

1

25

Прямолинейноеикриволинейноедвижение.Движение тела по окружности с постоянной помодулюскоростью.

1

26

Решениезадач.

1

27

Импульстела.Законсохраненияимпульса.

1

28

Решениезадач.

1

29

Реактивноедвижение.Ракеты.

1

30

Решениезадач.

1

31

Вывод закона сохранения механическойэнергии.

1

32

Решениезадач.

1

33

Контрольнаяработа№1потеме«Законывзаимодействияи движения тел».

1

34

Анализ контрольной работы. Работа надошибками.Решениезадач.

1

Механическиеколебанияволны.Звук. – 15 часов

35

Колебательные движения. Свободные колебания.

1

36

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

37

Лабораторная работа №3 «Исследованиезависимостипериодаичастотысвободных колебанийматематическогомаятникаотего длины».

1

38

Решениезадач.

1

39

Затухающие колебания. Вынужденныеколебания.

1

40

Резонанс.

1

41

Распространениеколебанийвсреде.Волны.

1

42

Длина волны. Скорость распространенияволны.

1

43

Источникизвука.Звуковыеколебания.

1

44

Высотаитембр звука.Громкостьзвука.

1

45

Распространениезвука.Звуковыеволны.

1

46

Отражениезвука.Звуковойрезонанс.

1

47

Решениезадач.

1

48

Контрольная работа №2 «Механическиеколебанияиволны.Звук».

1

49

Анализ контрольной работы. Работа надошибками.Решениезадач.

1

Электромагнитноеполе – 25 часов

50

Магнитноеполе.

1

51

Направлениетокаинаправлениелинийего магнитного поля.

1

52

Решениезадач.

1

53

Обнаружениемагнитногополяпоегодействиюнаэлектрическийток.Правило левойруки.

1

54

Индукциямагнитногополя.Магнитныйпоток.

1

55

Решениезадач.

1

56

Решениезадач.

1

57

Решениезадач.

1

58

Явлениеэлектромагнитнойиндукции

1

59

Лабораторнаяработа№4«Изучениеявления электромагнитнойиндукции».

1

60

Решениезадач.

1

61

Направление индукционного тока. ПравилоЛенца.

1

62

Явлениесамоиндукции.

1

63

Решениезадач.

1

64

Получение и передача переменногоэлектрического тока.Трансформатор.

1

65

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

66

Колебательный контур. Получениеэлектромагнитных колебаний.

1

67б

Принципырадиосвязиителевидения.

1

68

Электромагнитнаяприродасвета.

1

69

Преломлениесвета.Физическийсмысл показателяпреломления.Дисперсиясвета.Цветател.

1

70

Типыоптическихспектров.

1

71

Лабораторнаяработа№5«Наблюдениесплошногоилинейчатыхспектровиспускания».

1

72

Поглощение и испускание света атомами.Происхождениелинейчатых спектров.

1

73

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитноеполе».

1

74

Анализ контрольной работы. Работа надошибками.Решениезадач.

1

Строениеатома иатомного ядра - 16 часов

75

Радиоактивность.Моделиатома.

1

76

Радиоактивныепревращенияатомныхядер.

1

77

Экспериментальные методы исследованиячастиц.

1

78

Лабораторнаяработа№6«Изучениетрековзаряженныхчастицпоготовымфотографиям».

1

79

Открытиепротонаинейтрона.

1

80

Составатомногоядра.Ядерныесилы.

1

81

Энергиясвязи.Дефектмасс.

1

82

Делениеядерурана.Цепнаяреакция.

1

83

Лабораторнаяработа№7«Изучениеделенияядраатома уранапо фотографиитреков».

1

84

Ядерныйреактор.Преобразованиевнутреннейэнергииядер вэлектрическуюэнергию.

1

85

Биологическое действие радиации. Законрадиоактивного распада.

1

86

Термоядерныереакции.

1

87

Контрольная работа№4 по теме «Строениеатома и атомного ядра. Использование энергииатомныхядер».

1

88

Анализ контрольной работы. Работа надошибками.Решениезадач.

1

89

Лабораторнаяработа№8«Оценкапериодаполураспада находящихся в воздухе продуктовраспада газарадона».

1

90

Лабораторнаяработа№9«Изучениетрековзаряженныхчастицпоготовымфотографиям».

1

СтроениеиэволюцияВселенной – 5 часов

91

Состав,строениеипроисхождениеСолнечнойсистемы

1

92

БольшиепланетыСолнечнойсистемы

1

93

МалыетелаСолнечнойсистемы

1

94

Строение,излучениеиэволюцияСолнцаизвезд

1

95

СтроениеиэволюцияВселенной

1

Повторение – 7 часов

96

Давлениетвердыхтелжидкостейигазов.

1

97

Тепловыеявления.

1

98

Законывзаимодействияидвижениятел.

1

99

Механическая работа и мощность, простыемеханизмы.

1

100

Механическиеколебанияи волны.

1

101

Электрическиеявления.

1

102

Электромагнитныеявления.Световыеявления.

1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методический комплекс:

  1. Физика. 7 класс. Пёрышкин, А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин.- М.:Дрофа, 2016г.

  2. Физика8класс.А.В.Перышкин:Учеб.Дляобщеобразовательныхуч.М.:Дрофа,2010.

  3. Физика9класс.А.В.Перышкин:Учеб.Дляобщеобразовательныхуч.М.:Дрофа,2008.

  4. Авторскаяучебнаяпрограммапофизикедляосновнойшколы,7-9классыАвторы: А.В.Перышкин,Н.В. Филонович,Е.М.Гутник.,Дрофа,2012.


Дополнительные пособия для учителя:

  1. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

  2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия пофизике:7-11классы.– М.:ВАКО,2006.(Мастерскаяучителя)

  3. Внеклассная работа по физике/ авт. – сост. В.П.Синичкин,О.П.Синичкина.Саратов:Лицей,2002.

  4. МаронА.Е.Сборниккачественныхзадачпофизике:для7-9кл.общеобразоват.учреждений.-М.:Просвещение,2006.

  5. Физика.8класс.:поурочныепланыпоучебникуА.В.Пѐрышкина/авт.-сост.В.А.Шевцов.-Волгаград:Учитель,2005.

  6. Физика.9класс.:поурочныепланыпоучебникуА.В.Пѐрышкина/авт.-сост.В.А.Шевцов.-Волгаград:Учитель,2005.

  7. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Презентациипофизике ипо темам программы.

  2. DVDдиски;


Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекцияцифровых образовательных ресурсов

http://college.ru/physics/ - «Открытая Физика», учебный компьютерный курс по физике.

http://center.fio.ru/som/ - Сетевое методическое объединение учителей физики.

http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm - Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания.

http://vip.km.ru/vschool/ - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Мегаэнциклопедия.

 http://www.fizika.ru/index.htm - Сайт для учащихся и преподавателей физики.

http://archive.1september.ru/fiz/ - Учебно-методические материалы по физике для учителей.

http://www.infoline.ru/g23/5495/physics.htm - Сайт «Физика в анимациях»,  содержит анимации (видеофрагменты) по всем разделам физики.

http: http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html - «Живая Физика», обучающая программа по физике.

http://www.curator.ru/e-books/physics.html - Обзор электронных учебников и учебных пособий по физике.

http://physica-vsem.narod.ru/ - «Физика для всех»: сайт Сергея Ловягина.

http://www.catalog.alledu.ru/predmet/phisics/ - Все образование в Интернете. Учебные материалы по физике. Каталог ссылок.












Графикконтрольныхи лабораторных работпофизикев 7классеМБОУООШс. Волочаевка



п/п


урока


Тема лабораторной,

контрольнойработы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

+









2

6

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

+









3

10

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


+








4

17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»


+








5

19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»



+







6

22

Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»



+







7

28

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».




+






8

31

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»




+






9

33

Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»




+






10

48

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»






+




11

51

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»







+



12

54

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»







+



13

59

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»








+


14

64

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»








+


15

67

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия»









+




Графикконтрольныхи лабораторных работпофизикев8классеМБОУООШс. Волочаевка



п/п


урока


Тема лабораторной,

контрольнойработы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

8

ЛР №1 «Исследование изменения со

временем температуры остывающейводы».

*









2

11

ЛР№2«Сравнениеколичествтеплотыпри смешивании воды разной температуры».


*








3

12

ЛР №3 «Измерение удельной теплоемкоститвердоготела».


*








4

15

Контрольная работа №1 «Тепловые

явления».


*








5

25

Контрольная работа №2 «Изменение

агрегатныхсостоянийвещества».



*







6

35

ЛР№4«Сборкаэлектрическойцепииизмерение силы тока в ее различных

участках».




*






7

37

ЛР №5 «Измерение напряжения на

различныхучасткахэлектрическойцепи».




*






8

40

ЛР №6 «Регулирование силы тока

реостатом».





*





9

41

ЛР №7 «Определение сопротивленияпроводника при помощи амперметра и

вольтметра».





*





10

47

ЛР№8«Измерениемощностииработы

токавэлектрическойлампе».






*




11

52

Контрольнаяработа№3«Электрические

явления».







*



12

54

ЛР №9 «Сборка электромагнита и

испытаниеегодействия».







*



13

58

ЛР №10 «Изучение электрического

двигателяпостоянноготока(намодели)».







*



14

66

ЛР №11 «Получение изображения при

помощилинзы».








*


15

68

Контрольная работа №4 «Световые

явления».









*








Графикконтрольныхи лабораторных работпофизикев9 классеМБОУООШс. Волочаевка



п/п


урока


Тема лабораторной,

контрольнойработы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

9

Лабораторная работа №1 «Исследованиеравноускоренного движения без начальной скорости».

*









2

19

Лабораторнаяработа№2«Измерениеускорения свободногопадения».


*








3

33

Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействияидвижениятел».



*







4

37

Лабораторнаяработа№3«Исследованиезависимостипериодаичастотысвободныхколебанийматематическогомаятникаотего длины».



*







5

48

Контрольная работа №2 «Механические

колебанияиволны.Звук».




*






6

59

Лабораторнаяработа№4 «Изучение явления электромагнитнойиндукции».





*





7

71

Лабораторная работа №5 «Наблюдение

сплошногоилинейчатыхспектровиспускания».






*




8

73

Контрольная работа №3 по теме

«Электромагнитноеполе».






*




9

78

Лабораторнаяработа №6 «Изучение треков заряженныхчастицпоготовымфотографиям».






*




10

83

Лабораторнаяработа№7«Изучениеделения ядраатомауранапофотографии треков».







*



11

87

Контрольнаяработа №4потеме«Строениеатомаиатомногоядра.Использованиеэнергии атомныхядер».








*


12

89

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспаданаходящихсяввоздухепродуктовраспадагазарадона».








*


13

90

Лабораторнаяработа №9 «Изучение треков заряженныхчастицпоготовымфотографиям».








*















Сохранить у себя:
Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки