Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Волочаевка



Согласовано:

ЗДУВР:__________/Кузнецова ЕА./

Утверждаю:

Директор школы:______________/Тумаева О.В./

Приказ № 181 от 01.09.2021 г.











Рабочая программа

по физике

7-9 классы









Составитель:

Сульдина Надежда Анатольевна,

учитель физики

с. Волочаевка, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7-9 классов создана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ;

  2. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);

  6. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544;

  7. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

  8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  9. Рекомендаций Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начально общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

  12. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».

  13. Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 года № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий».

  14. Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 года № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

  15. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  16. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-методическим центром РФ 08.04.2015 г., протокол 1/15;

  17. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-методическим центром РФ 08.04.2015 г., протокол 1/15;

  18. Учебного плана МБОУ ООШ с. Волочаевка;

  19. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по физике для основной школы, 7-9 классы. Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2014.






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Изучение физики в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:

    • повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе;

    • создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества;

    • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

    • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

    • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

    • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

    • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;

    • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

    • формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к

расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;

    • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

    • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

    • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

    • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

    • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

Основными образовательными задачами курса являются:

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;

  • совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;

  • развитие дифференциации обучения;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.



Особенности класса: общеобразовательный.


Сроки реализации программы: 3 года


Рабочая программа составлена без изменений.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

МБОУ ООШ с. Волочаевка


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Физика» изучается с 7 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 7 по 8 класс выделяется по 2 урока, в 9 классе по 3 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 7-9 класс, рассчитана на 242 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю в 7, 8 классах и 3 часа в неделю в 9 классе, всего 35 учебных недель в 7-8 классах, 34 учебные недели в 9 классе.


































РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.


7 класс

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Введение

Выпускник научится:

  • понимать физические термины: тело, вещество, материя;

  • проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;

  • понимать роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о физических явлениях;

  • различать границы применимости физических законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  •  оценивать реальность полученного значения физической величины.

Первоначальные сведения о строении вещества

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

  • понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

  • пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о строении вещества в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

Взаимодействия тел

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

  • измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);

  • понимать смысл основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

  • выполнять расчеты при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

  • находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

  • переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

  • проводить измерения с помощью динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о взаимодействии тел в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

  • измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

  • применять  на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

  • понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • выполнять расчеты для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о давлении в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о давлении;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Работа и мощность. Энергия

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

  • измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

  • владеть экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

  • понимать принцип действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, кпд, кинетической и потенциальной энергии;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о работе и мощности в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о работе и мощности; использования возобновляемых источников энергии;


8 класс

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

  • измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

  • владеть экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

  • понимать принципы действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • понимать смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

  • выполнять расчеты для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические явления

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

  • измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

  • понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

  • понимать принципы действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • выполнять расчеты для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электрических явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электромагнитные явления

  • объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Световые явления

Выпускник научится:

  • объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

  • измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

  • применять физические законы на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.


9 класс

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Законы взаимодействия и движения тел

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

  • давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

  • понимать смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

  • приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

  • измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о взаимодействии и движении тел в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования знаний о взаимодействии и движении тел; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов  и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о взаимодействии и движении тел с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Механические колебания и волны. Звук

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

  • давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических колебаниях и волнах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования знаний о механических колебаниях и волнах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов  и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о механических колебаниях и волнах с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электромагнитное поле

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

  • давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

  • применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитном поле в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитном поле;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитном поле с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Строение атома и атомного ядра

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

  • давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

  • приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

  • измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

  • применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

  • владеть экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Строение и эволюция Вселенной

Выпускник научится:

  • различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

  • объяснять суть эффекта X. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

  • различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 класс

Введение – 4 часа

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»


Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов

Физика- наука о природе Строение вещества. Молекула - мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул вещества. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


Взаимодействие тел - 23 часа

Механическое движение. Траектория движения, путь. Равномерное движение и неравномерное движение. Скорость, единицы скорости. Векторные и скалярные величины. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Средняя скорость. Определение пути, пройденного телом по ыформуле и по графику. Явление инерции. Проявление инерции в быту, и технике. Учет явления инерции при соблюдении ПДД. Масса. Единицы массы. Перевод единиц массы в СИ и в г, мг и т. д. Выяснение условий равновесия учебных весов. Плотность вещества. Единицы плотности. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Сила - векторная величина. Явление тяготения. Сила тяжести. Свободное падение тел. Сила упругости. Природа силы упругости. Закон Гука. Единицы силы. Динамометр. Измерение сил динамометром. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тел на рычажных весах»

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тел»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил»

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»

Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»


Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 час

Давление. Давление твердого тела. Формула давления. Способы изменения давления. Учет давления при соблюдении ПДД .Давление газа. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Устройство и действие шлюза. Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние его на живые организмы. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Манометры. Устройство и принцип действия. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Водный транспорт.

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работа и мощность - 13 часов

Механическая работа. Единицы работы. Мощность Единицы мощности. Энергия. Виды энергии. Превращение одного вида энергии в другой. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие на рычаге. Рычаги природе, технике и быту. «Золотое правило механики». Блоки. Центр тяжести. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД. Наклонная плоскость.

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия»


Повторение – 3 час


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Количество часов

ЛР

КР

1

Введение

4

1


2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

3

Взаимодействие тел

23

5

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

1

5

Работа и мощность

13

2

1

6

Повторение.

3




Всего:

70

11

4


8 класс

Тепловые явления 25 часов.

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»; ЛР №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»;

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Контрольная работа №1 «Тепловые явления».

Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества».

Электрические явления 27 часов.

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»;

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»;

Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»;

Лабораторная работа №7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»;

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»;

Контрольная работа №3 «Электрические явления».

Электромагнитные явления 7 часов.

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»;

Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Световые явления 9 часов.

Свет электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы».

Контрольная работа №4 «Световые явления».

Повторение 2 часа.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Количество часов

ЛР

КР

1

Тепловые явления.

25

3

2

2

Электрические явления.

27

5

1

3

Электромагнитные явления.

7

2


4

Световые явления.

9

1

1

5

Повторение.

2




Всего:

70

11

4

9 класс

Законы взаимодействия и движения тел 34 часа.

Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

Контрольная работа №1 «Законы взаимодействия и движения тел».

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».


Механические колебания. Звук. 15 часов.

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение искусственных спутников. Расчет первой

космической скорости. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.

Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук».

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».


Электромагнитное поле 25 часов.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.

Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

Контрольная работа №3 «Электромагнитное поле».

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».


Строение атома и атомного ядра 16 часов.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Контрольная работа №4 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».

Лабораторная работа№9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».


Строение и эволюция Вселенной 5 часов.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Планеты малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.


Итоговое повторение 7 часов.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название раздела

Количество часов

ЛР

КР

1

Законы взаимодействия и движения тел.

34

2

1

2

Механические колебания. Звук.

15

1

1

3

Электромагнитное поле.

25

2

1

4

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных

ядер.


16


4


1

5

Строение и эволюция

Вселенной.

5

-

-

6

Итоговое повторение.

7

-

-


ВСЕГО

102

9

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение – 4 часа

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

1

2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин 

1

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника 

1

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Первоначальные сведения о строении вещества - 6 ч

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

1

6

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

1

7

Движение молекул 

1

8

Взаимодействие молекул

1

9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Взаимодействие тел - 23 ч

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1

12

Скорость. Единицы скорости

1

13

Расчет пути и времени движения

1

14

Инерция

1

15

Взаимодействие тел

1

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

1

17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

18

Плотность вещества

1

19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

20

Расчет массы и объема тела по его плотности 

1

21

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

22

Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

23

Сила

1

24

Явление тяготения. Сила тяжести 

1

25

Сила упругости. Закон Гука

1

26

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1

27

Сила тяжести на других планетах

1

28

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

1

30

Сила трения. Трение покоя

1

31

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»

1

32

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил».

1

33

Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 ч

34

Давление. Единицы давления

1

35

Способы уменьшения и увеличения давления

1

36

Давление газа 

1

37

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

38

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

39

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

1

40

Сообщающиеся сосуды

1

41

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

1

43

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

44

Манометры

1

45

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

1

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

47

Закон Архимеда

1

48

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

49

Плавание тел

1

50

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

1

51

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

52

Плавание судов. Воздухоплавание

1

53

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

1

54

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Работа и мощность. Энергия - 13 ч

55

Механическая работа. Единицы работы

1

56

Мощность. Единицы мощности

1

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

1

58

Момент силы

1

59

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

60

Блоки. «Золотое правило» механики

1

61

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

1

62

Центр тяжести тела

1

63

Условия равновесия тел

1

64

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

66

Превращение одного вида механической энергии в другой

1

67

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия»

1

Повторение – 3 час

68

Обобщение материала за курс физики 7 класса


69

Обобщение материала за курс физики 7 класса


70

Обобщение материала за курс физики 7 класса

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тепловые явления – 25 часов

1

Техника безопасности в кабинете физики (ТБ). Тепловое движение. Температура.

1

2

Внутренняя энергия.

1

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

1

4

Теплопроводность.

1

5

Конвекция.

1

6

Излучение.

1

7

Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

8

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. ЛР №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

9

Удельная теплоемкость.

1

10

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

11

ЛР №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

12

ЛР №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

13

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

14

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

15

Контрольная работа №1 «Тепловые явления».

1

16

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

1

17

Удельная теплота плавления. Решение задач

1

18

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

1

19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

20

Решение задач.

1

21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

22

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

24

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

25

Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

Электрические явления – 27 часов

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

27

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

28

Электрическое поле.

1

29

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

1

30

Объяснение электрических явлений.

1

31

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

32

Электрическая цепь и ее составные части.

1

33

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

1

34

Сила тока. Единицы силы тока.

1

35

Амперметр. Измерение силы тока. ЛР №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

37

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. ЛР №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

38

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1

39

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1

40

Реостаты. ЛР№6 «Регулирование силы тока реостатом».

1

41

ЛР №7 «Определение сопротивления

проводника при помощи амперметра и вольтметра».

1

42

Последовательное соединение проводников.

1

43

Параллельное соединение проводников.

1

44

Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

1

45

Работа электрического тока.

1

46

Мощность электрического тока.

1

47

ЛР №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

1

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

50

Короткое замыкание. Предохранители.

1

51

Повторение темы «Электрические явления».

1

52

Контрольная работа №3 «Электрические явления».

1

Электромагнитные явления – 7 часов

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

ЛР №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

55

Применение электромагнитов.

1

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

1

58

ЛР №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления».

1

59

Устройство электроизмерительных приборов.

1

Световые явления – 9 часов

60

Источники света. Распространение света.

1

61

Отражение света. Законы отражения света.

1

62

Плоское зеркало.

1

63

Преломление света.

1

64

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

65

Изображения, даваемые линзой.

1

66

ЛР №11 «Получение изображения при помощи линзы».

1

67

Дисперсия света.

1

68

Контрольная работа №4 «Световые явления».

1

Повторение – 2 часа

69

Повторение курса физики 8 класса.

1

70

Повторение курса физики 8 класса.

1




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Законы взаимодействия и движения тел – 34 часа

1

ТБ. Материальная точка. Система отсчета.

1

2

Перемещение.

1

3

Определение координаты движущегося тела.

1

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

10

Относительность движения.

1

11

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение.

1

12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

13

Второй закон Ньютона.

1

14

Решение задач.

1

15

Третий закон Ньютона

1

16

Движение связанных тел.

1

17

Решение задач.

1

18

Свободное падение тела.

1

19

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

20

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

21

Решение задач.

1

22

Закон всемирного тяготения.

1

23

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

24

Решение задач.

1

25

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

26

Решение задач.

1

27

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

28

Решение задач.

1

29

Реактивное движение. Ракеты.

1

30

Решение задач.

1

31

Вывод закона сохранения механической энергии.

1

32

Решение задач.

1

33

Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел».

1

34

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач.

1

Механические колебания волны. Звук. – 15 часов

35

Колебательные движения. Свободные колебания.

1

36

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

37

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

38

Решение задач.

1

39

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

40

Резонанс.

1

41

Распространение колебаний в среде. Волны.

1

42

Длина волны. Скорость распространения волны.

1

43

Источники звука. Звуковые колебания.

1

44

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

45

Распространение звука. Звуковые волны.

1

46

Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

47

Решение задач.

1

48

Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук».

1

49

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач.

1

Электромагнитное поле – 25 часов

50

Магнитное поле.

1

51

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

52

Решение задач.

1

53

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

54

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

55

Решение задач.

1

56

Решение задач.

1

57

Решение задач.

1

58

Явление электромагнитной индукции

1

59

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

60

Решение задач.

1

61

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

62

Явление самоиндукции.

1

63

Решение задач.

1

64

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

65

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

66

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

67б

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

68

Электромагнитная природа света.

1

69

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

1

70

Типы оптических спектров.

1

71

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

1

72

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

73

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитное поле».

1

74

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач.

1

Строение атома и атомного ядра - 16 часов

75

Радиоактивность. Модели атома.

1

76

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

77

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

78

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

79

Открытие протона и нейтрона.

1

80

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

81

Энергия связи. Дефект масс.

1

82

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

83

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1

84

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

85

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

86

Термоядерные реакции.

1

87

Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

88

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач.

1

89

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».

1

90

Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

Строение и эволюция Вселенной – 5 часов

91

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

1

92

Большие планеты Солнечной системы

1

93

Малые тела Солнечной системы

1

94

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

1

95

Строение и эволюция Вселенной

1

Повторение – 7 часов

96

Давление твердых тел жидкостей и газов.

1

97

Тепловые явления.

1

98

Законы взаимодействия и движения тел.

1

99

Механическая работа и мощность, простые механизмы.

1

100

Механические колебания и волны.

1

101

Электрические явления.

1

102

Электромагнитные явления. Световые явления.

1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методический комплекс:

  1. Физика. 7 класс. Пёрышкин, А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин.- М.: Дрофа, 2016г.

  2. Физика 8 класс. А.В. Перышкин: Учеб. Для общеобразовательных уч. М.: Дрофа, 2010.

  3. Физика 9 класс. А.В. Перышкин: Учеб. Для общеобразовательных уч. М.: Дрофа, 2008.

  4. Авторская учебная программа по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2012.


Дополнительные пособия для учителя:

  1. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

  2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006. (Мастерская учителя)

  3. Внеклассная работа по физике/ авт. – сост. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов: Лицей, 2002.

  4. Марон А. Е. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2006.

  5. Физика. 8 класс.: поурочные планы по учебнику А.В. Пѐрышкина / авт.- сост. В.А. Шевцов.- Волгаград:Учитель, 2005.

  6. Физика. 9 класс.: поурочные планы по учебнику А.В. Пѐрышкина / авт.-сост. В.А. Шевцов.- Волгаград:Учитель, 2005.

  7. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Презентации по физике и по темам программы.

  2. DVD диски;


Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://college.ru/physics/ - «Открытая Физика», учебный компьютерный курс по физике.

http://center.fio.ru/som/ - Сетевое методическое объединение учителей физики.

http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/index.htm - Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания.

http://vip.km.ru/vschool/ - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Мегаэнциклопедия.

 http://www.fizika.ru/index.htm - Сайт для учащихся и преподавателей физики.

http://archive.1september.ru/fiz/ - Учебно-методические материалы по физике для учителей.

http://www.infoline.ru/g23/5495/physics.htm - Сайт «Физика в анимациях»,  содержит анимации (видеофрагменты) по всем разделам физики.

http: http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html - «Живая Физика», обучающая программа по физике.

http://www.curator.ru/e-books/physics.html - Обзор электронных учебников и учебных пособий по физике.

http://physica-vsem.narod.ru/ - «Физика для всех»: сайт Сергея Ловягина.

http://www.catalog.alledu.ru/predmet/phisics/ - Все образование в Интернете. Учебные материалы по физике. Каталог ссылок.












График контрольных и лабораторных работ по физике в 7 классе МБОУ ООШ с. Волочаевка



п/п


урока


Тема лабораторной,

контрольной работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

+









2

6

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

+









3

10

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


+








4

17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»


+








5

19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»



+







6

22

Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»



+







7

28

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».




+






8

31

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»




+






9

33

Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»




+






10

48

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»






+




11

51

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»







+



12

54

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»







+



13

59

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»








+


14

64

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»








+


15

67

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия»









+




График контрольных и лабораторных работ по физике в 8 классе МБОУ ООШ с. Волочаевка



п/п


урока


Тема лабораторной,

контрольной работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

8

ЛР №1 «Исследование изменения со

временем температуры остывающей воды».

*









2

11

ЛР №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».


*








3

12

ЛР №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».


*








4

15

Контрольная работа №1 «Тепловые

явления».


*








5

25

Контрольная работа №2 «Изменение

агрегатных состояний вещества».



*







6

35

ЛР №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных

участках».




*






7

37

ЛР №5 «Измерение напряжения на

различных участках электрической цепи».




*






8

40

ЛР №6 «Регулирование силы тока

реостатом».





*





9

41

ЛР №7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и

вольтметра».





*





10

47

ЛР №8 «Измерение мощности и работы

тока в электрической лампе».






*




11

52

Контрольная работа №3 «Электрические

явления».







*



12

54

ЛР №9 «Сборка электромагнита и

испытание его действия».







*



13

58

ЛР №10 «Изучение электрического

двигателя постоянного тока (на модели)».







*



14

66

ЛР №11 «Получение изображения при

помощи линзы».








*


15

68

Контрольная работа №4 «Световые

явления».









*








График контрольных и лабораторных работ по физике в 9 классе МБОУ ООШ с. Волочаевка



п/п


урока


Тема лабораторной,

контрольной работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

*









2

19

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».


*








3

33

Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел».



*







4

37

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».



*







5

48

Контрольная работа №2 «Механические

колебания и волны. Звук».




*






6

59

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».





*





7

71

Лабораторная работа №5 «Наблюдение

сплошного и линейчатых спектров испускания».






*




8

73

Контрольная работа №3 по теме

«Электромагнитное поле».






*




9

78

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».






*




10

83

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».







*



11

87

Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».








*


12

89

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».








*


13

90

Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».








*















Сохранить у себя:
Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки