Рабочая программа по финансовой грамотности 3-4 класс

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 3 - 4 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи:

  • Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
  • Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Джонка»




«РАССМОТРЕНО»

ШМО

протокол № ___

от «___» ______2019 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Методическим советом

Протокол _______/

«____»__________ 2019г.













«УТВЕРЖДАЮ»

директор школы

А.В Дурягина /_______/

«____»__________ 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

3-4 КЛАСС























1.Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 3 - 4 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

--- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

--- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

--- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи:

  • Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,

  • Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Описание места курса в учебном плане

Рабочая программа предназначена для 3 класса, рассчитана на 17 часов (0.5 часа в неделю, 34 учебные недели ; для 4 класса, рассчитана на 17 часов (0.5 часа в неделю, 34 учебные недели. Итого всего по курсу за 2 года обучения – 34 часа


2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных расходов;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения курса:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проведение элементарных финансовых расчетов.


2. Тематическое планирование


Тема раздела

Кол-во часов

3 класс

1

Что такое деньги, и какими они бывают

1

2

Рассмотрим деньги поближе

1

3

. Какие деньги были раньше в России

1

4

Защита от подделок

1

5

Современные деньги России и других стран

2

6

Откуда в семье деньги

3

7

На что тратятся деньги

2

8

Как умно управлять своими деньгами (1 час

1

9

Как делать сбережения

1

10

Что полезно знать о деньгах

1

4 класс

11

Как появились деньги

1

12

История монет

2

13

Бумажные деньги

2

14

Безналичные деньги

2

15

Безналичные деньги

2

16

Валюты

2

17

Откуда в семье берутся деньги

3

18

На что семьи тратят деньги

2



3. Содержание учебного предмета.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.

3 класс –16 часов.

Что такое деньги и какими они бывают (1 час).

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Рассмотрим деньги поближе (1 час).

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.

Какие деньги были раньше в России (1 час).

«Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Защита от подделок (1 час).

Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Современные деньги России и других стран (2 часа).

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Современные деньги России и других стран ((1 час).

Доллар. Евро.

Откуда в семье деньги (3 часа).

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

На что тратятся деньги (2 часа).

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Как умно управлять своими деньгами (1 час).

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Как делать сбережения (1 час).

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Что полезно знать о деньгах (1 час).

4 класс – 16 часов

Как появились деньги (1 час).

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты).купюры. номинал. Покупательная сила. Товары.Услуги.

История монет (2 часа)

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка».

Бумажные деньги (2 часа)

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Безналичные деньги (2 часа)

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюты (2 часа)

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Откуда в семье берутся деньги (3 часов)

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

На что семьи тратят деньги (2 часа)

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расхо



Список литературы


Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 3-4 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 3-4 классы общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 3-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 3-4 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

В качестве дополнительной литературы используется:

Начала экономики. Учебное пособие для внеурочной работы 3-4 классах общеобразовательных организаций./ И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Утверждено

Директор МБОУ СОШ п. Джонка

________А.В Дурягина

От __________2019г №

Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к утверждению

Протокол №______от _______2019г



















Календарно – тематическое планирование

по финансовой грамотности

3-4 класс

на 2019-2020уч.г








3 класс

Темы

Колич. часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Что такое деньги и какими они бывают

1

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

Рассмотрим деньги поближе

1

понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности; составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

Какие деньги были раньше в России

1

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Защита от подделок

1

составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка

Современные деньги России и других стран

2

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Современные деньги России и других стран

1

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

Откуда в семье деньги

3

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

На что тратятся деньги

2

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Как умно управлять своими деньгами

1

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Как делать сбережения

1

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Что полезно знать о деньгах

1

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете



























4 класс

Темы

Колич. часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Как появились деньги

1

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

История монет

2

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Бумажные деньги

2

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Безналичные деньги

2

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Валюты

2

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Откуда в семье берутся деньги

3

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

На что семьи тратят деньги

2

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Как правильно планировать семейный бюджет

2

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Что полезно знать о деньгах

2













Сохранить у себя:
Рабочая программа по финансовой грамотности 3-4 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки