Рабочая программа по биологии 6 класс

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни»(концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.

6 класс – учебник Н.И. Сонина. Биология. Живой организм (концентрический курс). М.:Дрофа,2015 (2часа в неделю, всего 70 часов)

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА





Утверждено
приказом МБОУ Починковской СШ
от 28.08.2017 № 212/01-08









Рабочая программа
по биологии

основного общего образования

6 классов

2 часа в неделю





















с. Починки

Починковский муниципальный район

Нижегородская область

2016

Рабочая программа учебного предмета образовательной области «Биология» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, раздел 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189) (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 N 19993)(с изменениями от 24 ноября 2015 г. N 81);

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014г. N 08-548 «О федеральном перечне учебников»

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 );

  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897»

  6. Примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  7. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Починковской СШ, утвержденной приказом от 25.08.2016 № 196/01-08

  8. Авторской программы «Биология: программы : 5-9 классы / [Н.И. Сонин, В.Б.Захаров,]. - М.: Дрофа, 2012 г ФГОС.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни»(концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.

6 класс – учебник Н.И. Сонина. Биология. Живой организм (концентрический курс). М.:Дрофа,2015

















Планируемые результаты изучения учебного предмета обучающихся к окончанию 6 класса


В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.



Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)



Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая ------позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Знать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.



Содержание учебного предмета

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (30 ч)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Тема 1.2. Химический состав клеток

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

  1. Определение состава семян пшеницы.


Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).


Тема 1.4. Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы:

  1. Ткани живых организмов.


Тема 1.5. Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.


Лабораторные и практические работы:

  1. Распознавание органов растений и животных.

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (33ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация

Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.


Тема 2.2. Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.


Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».

Лабораторные работы:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.


Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.


Тема 2.5. Опорный системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация

Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные работы:

  1. Разнообразие опорных систем животных.


Тема 2.6. Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.


Тема 2.8. Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация

Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы

  1. Вегетативное размножение комнатных растений.


Тема 2.9. Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация

Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.


Тема 2.10. Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.



Раздел 3. Организм и среда (6ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.


Тема 3.2. Природные сообщества

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природное сообществе. Цепи питания.

Демонстрация

Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.






Тематическое планирование

6 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов)


№п\п

Тема урока

Кол-во часов


Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

31ч


1.1

Биология как наука. Основные свойства живых организмов.

1

1.2

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

1.3

Химический состав клетки. Органические вещества.

1

1.4

Входная тестовая диагностическая работа.

1

1.5

Строение клеток растений.

1

1.6

Строение животных и грибных клеток.

1

1.7

Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы».

1

1.8

Деление клеток

1

1.9

Зачет «Химический состав и строение клеток»

1

1.10

Ткани растений.

1

1.11

Ткани животных. Соединительная.

1

1.12

Ткани животных. Мышечная.

1

1.13

Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов»

1

1.14

Органы и системы органов. Цветковые растения. Видоизменение корней.

1

1.15

Строение корня. Дыхание, питание.

1

1.16

Побег. Стебель. Внутреннее строение.

1

1.17

Видоизменение побегов.

1

1.18

Лист. Внутреннее строение.

1

1.19

Видоизменение листьев. Практическая работа «Опыты, доказывающие функции листа»

1

1.20

Цветок. Строение

1

1.21

Соцветия.

1

1.22

Разнообразие плодов и семян

1

1.23

Лабораторная работа №3 «Изучение строение цветка и семян»

1

1.24

Распространение растений.

1

1.25

Зачет «Органы цветковых растений»

1

1.26

Органоиды простейших животных.

1

1.27

Органы высокоорганизованных животных.

1

1.28

Лабораторная работа №3 «Распознавание органов растений и животных».

1

1.29

Организм как единое целое

1

1.30

Что мы узнали о строении живых организмов

1

1.31

Зачет по теме «Строение и свойства живых организмов»

1


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов 31 ч


2.1

Особенности питания растительного организма.

1

2.2

Особенности питания одноклеточных животных.

1

2.3

Питание многоклеточных животных

1

2.4

Дыхание животных. Лабораторная работа №4 «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе»

1

2.5

Транспорт веществ в растительном организме.

Практическая работа №3.Корневое давление.

1

2.6

Транспорт веществ в организме животных.

1

2.7

Выделение продуктов распада у одноклеточных и беспозвоночных.

1

2.8

Выделение продуктов распада у позвоночных.

1

2.9

Обмен веществ и энергии.

1

2.10

Зачет «Обмен веществ и энергии»

1

2.11

Опорные системы растений.

1

2.12

Скелет – опора организма. (Беспозвоночные) Лабораторная работа №5 «Разнообразие опорных систем беспозвоночных животных»

1

2.13

Скелет – опора организма. (Позвоночные). Лабораторная работа №6. «Опорные системы позвоночных животных»

1

2.14

Особенности передвижения одноклеточных.

1

2.15

Движение простейших и беспозвоночных животных.

1

2.16

Способы передвижения позвоночных животных.

1

2.17

Лабораторная работа №7«Движение инфузории туфельки и дождевого червя».

1

2.18

Координация и регуляция. Раздражимость.

1

2.19

Строение и функции нервной системы. Рефлекс и инстинкт

1

2.20

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности.

1

2.21

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

1

2.22

Бесполое размножение растений. Лабораторная работа №8 «Вегетативное размножение растений»

1

2.23

Половое размножение растений

1

2.24

Половое размножение животных

1

2.25

Рост и развитие растений.

1

2.26

Лабораторная работа №9 Условия произрастания семян

1

2.27

Рост и развитие животных. Практическая работа №4.Прямое и непрямое развитие насекомых.

1

2.28

Рост и развитие позвоночных животных.

1

2.29

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.

1

2.30

Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем.

1

2.31

Зачет « Жизнедеятельность организмов»

1


Раздел3. Организм и среда 7ч


3.1

Среда обитания организмов. Факторы среды. Неживая природа

1

3.2

Среда обитания организмов. Факторы среды.Живая природа

1

3.3

Природные сообщества. Экосистемы.

1

3.4

Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания

1

3.5

Итоговое контрольное тестирование.

1

3.6

Практическая работа №5. Природные сообщества.

1

3.7

Повторение

1

Итого :

68 часов


Резерв 2 часа





Сохранить у себя:
Рабочая программа по биологии 6 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки