МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Утверждено
приказом МБОУ Починковской СШ
от 28.08.2017 № 212/01-08
Рабочая программа
по биологии
основного общего образования
5 классов
2 часа в неделю
с. Починки
Починковский муниципальный район
Нижегородская область
2016
Рабочая программа учебного предмета образовательной области «Биология» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, раздел 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189) (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 N 19993)(с изменениями от 24 ноября 2015 г. N 81);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014г. N 08-548 «О федеральном перечне учебников»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 );
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897»
Примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Починковской СШ, утвержденной приказом от 25.08.2016 № 196/01-08
Авторской программы «Биология: программы : 5-9 классы / [Н.И. Сонин, В.Б.Захаров,]. - М.: Дрофа, 2012 г ФГОС.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни»(концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.
5 класс - учебник Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. (концентрический курс). М.:Дрофа,2012
Планируемые результаты изучения учебного предмета обучающимися 5 класса
В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др);
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнен
ия проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Определять роль в природе различных групп организмов;
Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
Перечислять свойства живого организма;
Различать (по таблицам) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (14 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (27 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (13 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др
Раздел 4. Человек на Земле (13 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация:
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Обобщение — 3ч.
Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Растительный и животный мир вашего региона.
Тематическое планирование
5 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№п\п | Тема урока | Кол-во часов |
| Тема 1. Живой организм: строение и изучение 15часов |
|
1.1 | Что такое живой организм | 1 |
1.2 | Биология - наука о живых организмах | 1 |
1.3 | Методы изучения природы. | 1 |
1.4 | Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 |
1.5 | Увеличительные приборы. Практическая работа №1 «Устройство лупы, светового микроскопа» | 1 |
1.6-1.7 | Живые клетки. | 2 |
1.8 | Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы лука» | 1 |
1.9 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 |
1.10 | Химический состав клетки. Органические вещества. | 1 |
1.11 | Лабораторная работа №3 «Определение состава семян пшеницы и подсолнечника» | 1 |
1.12 | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Растворение медного купороса и мела в воде» | 1 |
1.13 | Многообразие явлений природы. | 1 |
1.14 | Великие естествоиспытатели | 1 |
1.15 | Зачет №1 «Живой организм» | 1 |
| Тема2. Многообразие живых организмов 27 часов |
|
2.1-2.2 | Как развивалась жизнь на Земле | 2 |
2.3 | Разнообразие живого | 1 |
2.4-2.5 | Царство Бактерии | 2 |
2.6-2.7 | Грибы | 2 |
2.8-2.9 | Водоросли | 2 |
2.10-2.11 | Мхи и папоротники | 2 |
2.12 | Голосеменные растения | 1 |
2.13 | Практическое значение голосеменных | 1 |
2.14 | Покрытосеменные растения | 1 |
2.15 | Практическое значение покрытосеменных. | 1 |
2.16 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 |
2.17 | Урок-практикум. «Распознавание растений». | 1 |
2.18 | Контрольная работа по теме «Растения» | 1 |
2.19 | Простейшие . | 1 |
2.20 | Роль простейших в природе и жизни человека. | 1 |
2.21 | Беспозвоночные животные. | 1 |
2.22 | Промышленное значение беспозвоночных | 1 |
2.23 | Позвоночные животные | 1 |
2.24 | Промышленное значение позвоночных. | 1 |
2.25 | Значение животных в природе . | 1 |
2.26 | Конференция «Защита проектных работ» | 1 |
2.27 | Зачет №2 «Многообразие живых организмов» | 1 |
| Тема 3. Среда обитания живых организмов 13 часов |
|
3.1 | Среды обитания живых организмов. Наземно-воздушная среда обитания. | 1 |
3.2 | Водная среда обитания. | 1 |
3.3 | Почвенная среда обитания. | 1 |
3.4 | Практическая работа №3 «Приспособления животных к средам обитания» | 1 |
3.5 | Жизнь на разных материках. Материки Старого Света. | 1 |
3.6 | Жизнь на разных материках. Материки Нового Света. | 1 |
3.7 | Практическая работа №4 «Определение растений своей местности» | 1 |
3.8-3.9 | Природные зоны Земли | 2 |
3.10-3.11 | Жизнь в морях и океанах | 2 |
3.12 | Конференция «Защита проектных работ» | 1 |
3.13 | Зачет №3 «Среда обитания» | 1 |
| Тема 4. Человек на Земле 13 часов |
|
4.1-4.2 | Как человек появился на Земле | 2 |
4.3-4.4 | Как человек изменил Землю | 2 |
4.5 | Три «подарка» человека самому себе и своей планете. | 1 |
4.6 | Жизнь под угрозой. | 1 |
4.7 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 |
4.8 | Здоровье человека и безопасность жизни. Здоровый образ жизни и вредные привычки. | 1 |
4.9 | Опасности природного происхождения. | 1 |
4.10 | Практическая работа №6 «Изучение способов оказания первой доврачебной помощи при капиллярных кровотечениях». | 1 |
4.11 | Итоговая диагностика | 1 |
4.12 | Ядовитые животные и растения нашей местности. | 1 |
4.13 | Повторение | 1 |
Итого : | 68 часов |
|
Резерв : 2 часа