Рабочая программа по биологии 5 класс

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни»(концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.

5 класс - учебник Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. (концентрический курс). М.:Дрофа,2012

70 часов

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА





Утверждено
приказом МБОУ Починковской СШ
от 28.08.2017 № 212/01-08









Рабочая программа
по биологии

основного общего образования

5 классов

2 часа в неделю





















с. Починки

Починковский муниципальный район

Нижегородская область

2016

Рабочая программа учебного предмета образовательной области «Биология» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, раздел 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189) (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 N 19993)(с изменениями от 24 ноября 2015 г. N 81);

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014г. N 08-548 «О федеральном перечне учебников»

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 );

  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897»

  6. Примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  7. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Починковской СШ, утвержденной приказом от 25.08.2016 № 196/01-08

  8. Авторской программы «Биология: программы : 5-9 классы / [Н.И. Сонин, В.Б.Захаров,]. - М.: Дрофа, 2012 г ФГОС.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни»(концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.

5 класс - учебник Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. (концентрический курс). М.:Дрофа,2012

















Планируемые результаты изучения учебного предмета обучающимися 5 класса


В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др);

  • Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

  • Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)



Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнен

  • ия проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Определять роль в природе различных групп организмов;

  • Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;

  • Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • Перечислять свойства живого организма;

  • Различать (по таблицам) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (14 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  2. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

  3. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

  4. Строение клеток кожицы чешуи лука*.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (27 ч)


Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.




Раздел 3. Среда обитания живых организмов (13 ч)


Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.


Лабораторные и практические работы:


  1. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др



Раздел 4. Человек на Земле (13 ч)


Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.


Демонстрация:

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.


Лабораторные и практические работы:


  1. Измерение своего роста и массы тела.

  2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.



Обобщение — 3ч.

Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Растительный и животный мир вашего региона.




Тематическое планирование

5 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов)


№п\п

Тема урока

Кол-во часов


Тема 1. Живой организм: строение и изучение 15часов


1.1

Что такое живой организм

1

1.2

Биология - наука о живых организмах

1

1.3

Методы изучения природы.

1

1.4

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

1.5

Увеличительные приборы. Практическая работа №1 «Устройство лупы, светового микроскопа»

1

1.6-1.7

Живые клетки.

2

1.8

Лабораторная работа №2

«Строение клеток кожицы лука»

1

1.9

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

1.10

Химический состав клетки. Органические вещества.

1

1.11

Лабораторная работа №3 «Определение состава семян пшеницы и подсолнечника»

1

1.12

Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Растворение медного купороса и мела в воде»

1

1.13

Многообразие явлений природы.

1

1.14

Великие естествоиспытатели

1

1.15

Зачет №1 «Живой организм»

1


Тема2. Многообразие живых организмов 27 часов


2.1-2.2

Как развивалась жизнь на Земле

2

2.3

Разнообразие живого

1

2.4-2.5

Царство Бактерии

2

2.6-2.7

Грибы

2

2.8-2.9

Водоросли

2

2.10-2.11

Мхи и папоротники

2

2.12

Голосеменные растения

1

2.13

Практическое значение голосеменных

1

2.14

Покрытосеменные растения

1

2.15

Практическое значение покрытосеменных.

1

2.16

Значение растений в природе и жизни человека

1

2.17

Урок-практикум. «Распознавание растений».

1

2.18

Контрольная работа по теме «Растения»

1

2.19

Простейшие .

1

2.20

Роль простейших в природе и жизни человека.

1

2.21

Беспозвоночные животные.

1

2.22

Промышленное значение беспозвоночных

1

2.23

Позвоночные животные

1

2.24

Промышленное значение позвоночных.

1

2.25

Значение животных в природе .

1

2.26

Конференция «Защита проектных работ»

1

2.27

Зачет №2 «Многообразие живых организмов»

1


Тема 3. Среда обитания живых организмов 13 часов


3.1

Среды обитания живых организмов. Наземно-воздушная среда обитания.

1

3.2

Водная среда обитания.

1

3.3

Почвенная среда обитания.

1

3.4

Практическая работа №3 «Приспособления животных к средам обитания»

1

3.5

Жизнь на разных материках. Материки Старого Света.

1

3.6

Жизнь на разных материках. Материки Нового Света.

1

3.7

Практическая работа №4 «Определение растений своей местности»

1

3.8-3.9

Природные зоны Земли

2

3.10-3.11

Жизнь в морях и океанах

2

3.12

Конференция «Защита проектных работ»

1

3.13

Зачет №3 «Среда обитания»

1


Тема 4. Человек на Земле 13 часов


4.1-4.2

Как человек появился на Земле

2

4.3-4.4

Как человек изменил Землю

2

4.5

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

1

4.6

Жизнь под угрозой.

1

4.7

Не станет ли Земля пустыней?

1

4.8

Здоровье человека и безопасность жизни. Здоровый образ жизни и вредные привычки.

1

4.9

Опасности природного происхождения.

1

4.10

Практическая работа №6 «Изучение способов оказания первой доврачебной помощи при капиллярных кровотечениях».

1

4.11

Итоговая диагностика

1

4.12

Ядовитые животные и растения нашей местности.

1

4.13

Повторение

1

Итого :

68 часов



Резерв : 2 часа















Сохранить у себя:
Рабочая программа по биологии 5 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки