РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биологии» для обучающихся 11-12 класса
МКВ(С)ОУ «ВС(О)Ш-№7
ЭМР Саратовской области (базовый уровень )
на 2021 -2022 учебный год
Рассмотрено на педагогическом совете
№1 31.08.2021г.
Доценко Александр Иванович учитель биологии 1 категории
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 10,11 классов к учебнику под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2014, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 час (1 час в неделю), в 11 классе – 35 час (1 час в неделю).
Базовый курс предполагает
Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
Цели и задачи
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:
Биология как наука;
Методы научного познания;
Клетка;
Организм;
Вид;
Экосистемы.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.
Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.
В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений построены с учетом материалов предлагаемых при контрольном тестировании.
На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:
стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
организация индивидуального обучения школьников;
наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 10-11 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10-11 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная);сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание курса (70 час 10-11 класс)
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (1 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (15 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ОРГАНИЗМ (25 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
ВИД (20 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
ЭКОСИСТЕМЫ (10 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Общедидактические
Оценка«5» ставится в случае:
1Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов ипримеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3.Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, приустных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«4» ставится в случае:
1.Знания всего изученного программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«3» ставится в случае:
1.Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2.Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах навидоизменённые вопросы.
3.Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«2» ставится в случае:
1.Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2.Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах настандартные вопросы.
3.Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«1» ставится в случае:
1.Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка"5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка"4" ставится, если ученик:
1Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки инедочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи;использовать при ответе научные термины.
3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка"3" ставится, если ученик:
1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточнуютсформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка"2" ставится, если ученик:
1.Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка«1» ставится в случае:
1.Нет ответа.
Примечание.При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка«5» ставится, если ученик:
1.Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка«4» ставится, если ученик:
1.Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка«3» ставится, если ученик:
1.Правильно выполняет не менее половины работы.
2.Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3.Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«2» ставится, если ученик:
1Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«1» ставится в случае:
1.Нет ответа
Примечание.— учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка«5» ставится, если:
1.Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2.Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3.Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка«4» ставится, если ученик:
1.Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2.При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делаетнеполные выводы при обобщении.
Оценка«3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2.Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3.Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4.Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка"2" ставится, если ученик:
1.Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка«1» ставится в случае:
1.Нет ответа.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
-незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
-неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
-неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
-неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
-неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
-нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
-неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой1 — 3 из этих признаков второстепенными;
-ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
-ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
-ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной литературой;
-неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.Недочётам и являются:
-нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий; арифметические ошибки в вычислениях;
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
-орфографические и пунктационные ошибки.
Лабораторные работы-3
контрольные работы(тесты)-5
Поурочно-тематическое планирование 10 класс
1 час в неделю 35 часов в год
№ урока
|
ПЛАН
|
Ф А
10а |
К Т
10б | Тема урока
|
| |||
|
|
| Введение (1ч) |
| ||||
1 | 1н 01-04 |
|
| Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства живого). |
| |||
|
|
|
| УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (14 ч) |
| |||
2 | 2н 7-11 |
|
| Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. |
| |||
3 | 3н 14-18 |
|
| Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. |
| |||
4 | 4н 21-25 |
|
| Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции. Лаб.раб.№ 1 «Каталитическая активность ферментов» |
| |||
5 | 5н 28-2.10 |
|
| Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК АТФ и другие органические вещества в клетке. |
| |||
6 | 6н 5-9 |
|
| Клеточная теория. Плазматическая мембрана.Лаб.раб. №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука». | | |||
7 | 7н 12-16 |
|
| Цитоплазма. Органоиды клетки. | ||||
8 | 8н 19-23 |
|
| Прокариоты и эукариоты. Особенности строения прокариотической клетки.Неклеточные формы жизни – вирусы. Вирус СПИДа.Лаб.раб № 3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток». | ||||
9 |
9н 26-30 |
|
| ТЕСТ № 1 по теме «Введение. Химический состав и структура клетки» | ||||
10 | 10 н 9-13.11 |
|
| Метаболизм. | | |||
11 |
|
|
| Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. | | |||
12 | 11н 16-20.11 |
|
| Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена. | | |||
13 | 12н.23-27 |
|
| Генетическая информация. Репликация. Транскрипция. Генетический код. | | |||
14 | 13н.30-4.12 |
|
| Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции | | |||
15 | 14н.7-11 |
|
| Генная и клеточная инженерияТЕСТ № 2 «Метаболизм в клетке» | ||||
| 15н.14-18 |
|
| РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ч) |
| |||
16 | 16н.21-25 |
|
| Деление клетки. Митоз. Амитоз.Бесполое и половое размножение. | ||||
17 | 17н.28-30.12 |
|
| Мейоз. | | |||
18 | 17н.11.01-15 |
|
| Образование половых клеток - гаметогенез. Оплодотворение. | | |||
19 | 18н.18-22.01 |
|
| Зародышевое и послезародышевое развитие организма.Организм как единое целое. | ||||
20 |
|
|
| ТЕСТ № 3 «Размножение организмов. Онтогенез» | ||||
|
|
|
| ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ (9 ч) |
| |||
21 | 19н.25-29.01 |
|
| Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. | | |||
22 | 20н.1-5 02 |
|
| Цитологические основы моногибридного скрещивания. Второй закон Менделя. | | |||
23 | 21н.8-12 |
|
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | | |||
24 | 22н.22-26 |
|
| Сцепленное наследование генов. | | |||
25 | 23н.29-4.03 |
|
| Генетика пола. | | |||
26 | 24н.7-11 |
|
| Взаимодействие генов. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | | |||
27 | 25н.14-18 |
|
| Виды изменчивости. Модификационная и наследственная изменчивость. | | |||
28 | 26н.21-25 |
|
| Генетика человека. Методы изучения, лечение, профилактика. | | |||
29 | 27н.4.04-8 |
|
| ТЕСТ № 4 по теме «Основы генетики». | ||||
| 28н.11-15 |
|
| ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ (3 ч) |
| |||
30 | 29н.18-22. 04 |
|
| Селекция как наука и как практическая деятельность человека. Одомашнивание как начальный этап селекции.Методы современной селекции. | ||||
31 | 30н.25-29.04 |
|
| Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез | ||||
32 | 31н.3-6.05 |
|
| Успехи селекции
| ||||
33 | 32н.10-13 |
|
| ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 5 за курс 10-го класса | ||||
34 | 33н.16-20 |
|
| Обобщающий урок | | |||
35 | 34н.23-27.05 |
|
| Итоговый урок |
Учебно-методический комплект
Учебник: Д. К. Беляев Т.М.Дымшиц и др. « Биология 10,11 кл.» «Просвещение» , М.2018г.
.Программа общеобразовательных учреждений авторы Г.М.Дымшиц,О.В.Саблина 10-11классы «М.Просвещение»2018г.
Дополнительная литература: Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2010 г. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2010г.
Лабораторные работы-3
контрольные работы(тестирование)-5
Поурочно-тематическое планирование 11 класс 1 час в неделю 35 ч в год.
№ урока | план | Ф А
| К Т
| Тема урока
|
|
|
| 11а | 11б |
|
|
|
|
|
| 1.ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (10 ч) |
|
1 | 1н 1-4.09 |
|
| Понятие «эволюция». Ж. Б. Ламарк. К. Линней |
|
2 | 2н 7-11 |
|
| Возникновение и развитие теории Ч.Дарвина.
|
|
3 | 3н 14-18 |
|
| Доказательства эволюции. |
|
4 | 4н 21-25 |
|
| Вид и его критерии. Попул. единица эволюции. Лаб.раб.№1. «Изучение морфологического критерия вида». |
|
5 | 5н 28-2.10 |
|
| Роль изменчивости в эволюционном процессе. |
|
6 | 6н 5-9 |
|
| Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. |
|
7 | 7н 12-16 |
|
| Дрейф генов и изоляция – факторы эволюционного процесса.
|
|
8 | 8н 19-23 |
|
| Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Лаб.раб.№2. «Приспособленность организмов к среде обитания». |
|
9 |
9н 26-30 |
|
| Видообразование – как результат микроэволюции.
|
|
10 | 10 н 9-13.11 |
|
| Основные направления макроэволюции. Лаб.раб.№3. «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)». |
|
|
|
|
| 2.Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч) |
|
11 | 11н 16-20 |
|
| Развитие представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении жизни. |
|
12 | 12н.23-27 |
|
| Развитие жизни в архее и протерозое.
|
|
13 | 13н.30-4.12 |
|
| Развитие жизни в палеозое.
|
|
14 | 14н.7-11 |
|
| Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру. |
|
15 | 15н.14-18 |
|
| Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов. |
|
|
|
|
| Происхождение и развитие человека (4 ч)
|
|
16 | 16н.21-25 |
|
| Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных. |
|
17 | 16н.28-30 12 |
|
| Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза. Первые люди.
|
|
18 | 17н.11-15 |
|
| Первые современные люди. Современный этап эволюции человека. |
|
19 | 18н.18-22 |
|
| Факторы эволюции человека |
|
20 | 19н.25-29.01 |
|
| ТЕСТ № 1 «Эволюция органического мира» |
|
|
|
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (10 ч) |
|
21 | 20н.1-5.02 |
|
| Предмет экологии. Экологические факторы среды . |
|
22 | 21н.8-12 |
|
| Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. |
|
23 | 22н.15-19 |
|
| Свойства экосистем .Смена экосистем . |
|
24 | 23н.22-26.02 |
|
| Агроценозы. |
|
25 | 24н.29-4.03 |
|
| Применение экологических знаний в практической деятельности человека |
|
26 | 25н.7-11.03 |
|
| Основы учения о биосфере. |
|
27 | 26н.14-18 |
|
| Биогеохимич. круговорот веществ в биосфере. |
|
28 | 27н.21-25 |
|
| Глобальные проблемы в биосфере |
|
29 | 28н.4-8.04 |
|
| Возможные пути решения проблем в биосфере |
|
30 | 29н.11-15 |
|
| ТЕСТ № 2 «Экологические системы» |
|
31 | 30н.18-22 |
|
|
Общество и окружающая среда |
|
32 | 31н.25-29 |
|
| Подготовка к итоговому тестированию |
|
33 | 32н.3-6.05 |
|
| ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 3 по курсу общей биологии |
|
34 | 33н.11-14 |
|
| Анализ итоговой контрольной работы |
|
35 | 34н.16-20 |
|
| Итоговый урок |
|
Учебно-методический комплект
Учебник: Д. К. Беляев Т.М.Дымшиц и др. « Биология 10,11 кл.» «Просвещение» , М.2018г.
.Программа общеобразовательных учреждений авторы Г.М.Дымшиц,О.В.Саблина 10-11классы «М.Просвещение»2018г.
Дополнительная литература: Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2010 г. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2010г.
1