Рабочая программа по Алгебре и начало анализа 10 класс (учебник Колмогоров)

Рабочая программа с календарным планированием предмета

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 9 городского округа города Михайловка Волгоградской области"















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по математике

(алгебра и начала анализа)

для 10 класса


на 2017-2018 учебный год



Составитель: Ерохина Е.А.

Учитель: математики



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

математики и физики

Протокол № __от "__" ________2017 г.

Председатель МО ___________

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

________И.М. Пономарёва

"___" ____________2017 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор __________ А.В. Ткачёв

"____" ____________ 2017 г.




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  Данная рабочая программа по алгебре и началам математического анализа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Бурмистрова Т.А. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. М., «Просвещение», 2009.

  • авторской программы для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин и др.-М.: Просвещение, 2009;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • базисного учебного плана.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих компонентов: арифметика; алгебра; геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

   В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


При изучении курса математики в 10 классе на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе и его применение к решению математических и нематематических задач;

  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

  • изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;

  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;

  • знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего (полного) общего образования отводится не менее 270 часов из расчета 4 часа в неделю. (2 часа на алгебру, 2 часа на геометрию).

Предмет «Алгебра и начала анализа» преподается на базовом уровне (2 часа в неделю). Всего 68 часов.






4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И

ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Программа обеспечивает достижение следующих результа­тов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, го­товность и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, выбору дальнейшего образования на базе ориентиров­ки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и обществен­ной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учеб­но-исследовательской, творческой и других видах деятель­ности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в уст­ной и письменной речи, понимать смысл поставленной за­дачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. представление о математической науке как сфере челове­ческой деятельности, об этапах её развития, о её значимо­сти для развития цивилизации;

  6. критичность мышления, умение распознавать логически не­корректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициатива, находчивость, актив­ность при решении алгебраических задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной мате­матической деятельности;

  9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффек­тивные способы решения учебных и познавательных за­дач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить не­обходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классифика­ции на основе самостоятельного выбора оснований и кри­териев, установления родовидовых связей;

  5. умение устанавливать причинно-следственные связи; стро­ить логическое рассуждение, делать умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково­символические средства, модели и схемы для решения учеб­ных и познавательных задач;

  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаи­модействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфлик­ты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и от­стаивать своё мнение;

  8. сформированность и развитие учебной и общепользователь­ской компетентности в области использования информа­ционно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  9. первоначальные представления об идеях и о методах ма­тематики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблем­ной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жиз­ни;

  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятност­ной информации;

  12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  15. понимание сущности алгоритмических предписаний и уме­ние действовать в соответствии с предложенным алгорит­мом;

  16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алгоритмы для решения учебных математических про­блем;

  17. умение планировать и осуществлять деятельность, направ­ленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

  1. умение работать с математическим текстом (структурирова­ние, извлечение необходимой информации грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, сим­волический, графический), обосновывать суждения, прово­дить классификацию, доказывать математические утвержде­ния;

  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представ­ление о числе, владение символьным языком алгебры, зна­ние элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реаль­ном мире и о различных способах их изучения, об особен­ностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный ха­рактер;

  3. умение выполнять алгебраические преобразования рацио­нальных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  4. умение пользоваться математическими формулами и само­стоятельно составлять формулы зависимостей между вели­чинами на основе обобщения частных случаев и экспери­мента;

  5. умение решать линейные и квадратные уравнения и нера­венства, а также приводимые к ним уравнения, неравен­ства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из ма­тематики, смежных предметов, практики;

  6. овладение системой функциональных понятий, функцио­нальным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функцио­нально-графические представления для описания и анали­за математических задач и реальных зависимостей;

  7. овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахожде­ние частоты и вероятности случайных событий;

  8. умение применять изученные понятия, результаты и мето­ды при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному примене­нию известных алгоритмов






5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



1. Тригонометрические функции числового аргумента

Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Радианная мера угла. Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла. Основные тригонометрические тождества. Формулы сложения и их следствия. Формулы приведения. Формулы суммы и разности тригонометрических функций. Преобразование тригонометрических выражений.

Тригонометрические функции y=sinx, y =cosx, y=tqx, y=ctgx их свойства и графики.

2.Основные свойства функций

Функции и их графики. Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций. Возрастание и убывание функций. Экстремумы. Исследование функций. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.

3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств

Арксинус, арккосинус и арктангенс. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.

4. Производная

Приращение функции. Понятие о производной. Понятие о непрерывности и предельном переходе. Правила вычисления производных. Производная сложной функции. Производная тригонометрических функций.

5. Применение непрерывности и производной

Применение непрерывности. Касательная к графику функции. Приближенные вычисления. Производная в физике и технике.

6. Применение производной к исследованию функции

Признак возрастания (убывания) функции. Критические точки функции, максимумы и минимумы. Примеры применения производной к исследованию функции. Наибольшее и наименьшее значение функции.

7. Повторение


























6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Номер параграфа, пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

*профильный уровень


Глава 1. Тригонометрические функции


Умение, используя числовую окружность, находить все числа, которым на числовой окружности соответствуют точки, принадлежащие дугам; записать формулу бесконечного числа точек.

Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.

Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики. *Уметь выполнять преобразования графиков.



1.

Тригонометрические функции числового аргумента


15

1.

Синус, косинус, тангенс и котангенс. (повторение)

2


Радианная мера угла.

1


Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

2


Основные формулы тригонометрии

2


Преобразование тригонометрических выражений.

3


Контрольная работа №1 по теме "Тригонометрические выражения и их преобразования»

1


Обобщение, систематизация и коррекция знаний

1

2.

Тригонометрические функции и их графики

2


Контрольная работа № 2 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента»

1

2.

Основные свойства функций

7

Уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции.

Уметь строить графики изученных функций. Уметь описывать по графику и, в простейших случаях, по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения.

*Уметь решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков. Уметь использовать приобретен-ные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представле-ния их графически, интерпретации графиков.

3.

Функции и их графики.

2

4.

Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций.

1

5.

Возрастание и убывание функций. Экстремумы.

1

6.

Исследование функций.

2

7.

Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.

2


Контрольная работа № 3 по теме «Основные свойства функций»

1



3.

Решение тригонометрических уравнений и неравенств

12

Уметь решать простейшие  тригонометрические уравнения и неравенства.

* Уметь решать  тригонометрические уравнения и их системы. Овладеть некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.


8.

Арксинус, арккосинус и арктангенс.

1

9.

Решение простейших тригонометрических уравнений

4

10.

Решение простейших тригонометрических неравенств

2

11.

Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.

3


Контрольная работа № 4 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

1


Обобщение, систематизация и коррекция знаний

1

Глава 2. Производная и ее применение

Находить производные степенной функции, тригонометрических функций. Находить производные функций, пользуясь правилами дифференцирования.

* Овладеть понятием производной (возможно на наглядно-интуитивном уровне). Освоить технику дифференцирования. Уметь находить производную сложной функции.

4.

Производная

10


Приращение функции. Понятие о производной

1


Понятие о непрерывности функции и предельном переходе

1


Правила вычисления производных

2


Производная сложной функции

2


Производная тригонометрических функций

2


Контрольная работа № 5 по теме "Производная"

1


Обобщение, систематизация и коррекция знаний

1

5.

Применения непрерывности и производной

6


Понимать механический и геометрический смысл производной. Уметь выполнять приближенные вычисления. Знать о при-менениях непрерывности и производной.

* Уметь применять производную при решении практических задач.

18.

Применение непрерывности

1


19.

Уравнение касательной к графику функции

1


20.

Приближенные вычисления

1


21.

Производная в физике и технике

1



Обобщение, систематизация и коррекция знаний

1



Контрольная работа № 6 по теме «Применения непрерывности и производной»

1


6.

Применение производной к исследованию функций

9


Применять производные для исследования функций на монотонность, на экстремумы, для исследования функций и построения их графиков в несложных случаях. Применять производные для нахождения наибольших и наименьших значений функции.

* Научиться применять дифференциальное исчисление для исследования элементарных и сложных функций и построения их графиков. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.




22.

Признак возрастания (убывания) функции

1


23.

Критические точки функции, максимумы и минимумы

1


24.

Применение производной к исследованию функций

3


25.

Наибольшее и наименьшее значения функции

2



Контрольная работа № 7 по теме "Применение производной к исследованию функций"

1



Обобщение, систематизация и коррекция знаний

1


Итоговое повторение

9






Преобладающие формы организации учебной работы учащихся:


Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ:  двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»;  большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».


Компьютерное обеспечение уроков.

       В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.


Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

        Изучение многих тем в математике связано с знанием и пониманием свойств элементарных функций. Решение уравнений, неравенств, различных задач предполагает глубокое знание поведения элементарных функций. Научиться распознавать графики таких функций, суметь рассказать об их свойствах помогают компьютерные слайды .

   При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.


 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

 

Тренировочные упражнения.

Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.


 Электронные учебники.

   Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

      Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.


Формы и средства контроля:


Текущий контроль осуществляется с помощью фронтальных опросов, тестов, самостоятельных работ.

Тематический и итоговый контроль осуществляется с помощью контрольных работ.


Сохранить у себя:
Рабочая программа по Алгебре и начало анализа 10 класс (учебник Колмогоров)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки