Принята решением педагогического совета 30августа 202- года
| «Утверждаю» Директор школы ____________ . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
8 класс
В состав УМК входят:
Алгебра : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский,
М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф.2018
. Алгебра : 8 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф.2017
Алгебра : 8 класс : методическое пособие / Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. —
М. : Вен-тана-Граф.2018
Составила: учитель математики
первой квалификационной категории
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе нормативно – правовых и распорядительных документов:
1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями)
2. Санитарно - эпидемилогических правил СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)
4. ООП ООО протокол педсовета№-------., приказ №-------.
5. Рабочая программа по математике для 5-9 классов к учебникам А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Алгебра 8 класс»
Место курса математики в учебном плане.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 8классе основной школы отводит 3 учебных часа в неделю в течение всего года обучения, всего 105 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержание курса алгебры.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты :
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представления о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающие умения:
• выполнять вычисления с действительными числами;
• решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
• решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
• использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих моделей;
• проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближенных вычислений;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять операции над множествами;
• исследовать функции и строить их графики;
• читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
• решать простейшие комбинаторные задачи.
Планируемые результаты обучения алгебре в 7-9 классах
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественные преобразования», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
выполнить многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий выбор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научится:
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модельдля описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
Овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
Применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
3 ) Неравенства
Выпускник научится:
Понимать терминологию и символику, связанную с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
Решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
Применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность:
Овладеть различными приёмами доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
Применять графические представления для исследования неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
4) Числовые множества
Выпускник научится:
Понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
Использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Выпускник получит возможность:
Развивать представление о множествах;
Развивать представление о числе и числовых системах от натуральных чисел до действительных; о роли вычислений в практике;
Развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел(периодические и непериодические дроби)
5 ) Функции
Выпускник научится:
Понимать и использовать функциональные понятия. язык (термины, символические обозначения);
Строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
Понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения)
Применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
Проводить исследования, связанные с изучением свойств функции, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с выколотыми точками и т.п. );
Использовать функциональные представления и свойства функции решения математических задач из различных разделов курса;
Решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
Понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.
6 ) Элементы прикладной математики
Выпускник научится:
Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
Использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
Находить относительную частоту и вероятность случайного события;
Решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
Понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
Понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
Приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
Приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов; научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание учебного предмета.
Алгебра 8 класс.
3 часа в неделю, всего 105 часов
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Повторение курса математики 7 класса. | 4 |
| Входная контрольная работа №1. | 1 |
Глава 1.Рациональные выражения. | 41 | |
| Рациональные дроби. | 1 |
| Основное свойство рациональной дроби. | 3 |
| Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 |
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. | 6 |
| Контрольная работа № 2 «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей ». | 1 |
| Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 4 |
| Тождественные преобразования рациональных выражений | 4 |
| Контрольная работа №3 «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений.» | 1 |
| Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | 3 |
| Степень с цельным отрицательным показателем | 4 |
| Свойства степени с цельным показателем | 4 |
| Функция у=k/x и её график | 4 |
| Повторение и систематизация учебного материла | 2 |
| Контрольная работа №4 «Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция у=k/x и её график | 1 |
| Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа | 26 |
| Функция у=х^2 и её график | 3 |
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 4 |
| Множество и его элементы | 2 |
| Подмножество. Операции над множествами | 2 |
| Числовые множества | 2 |
| Свойства арифметического квадратного корня | 3 |
| Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни | 5 |
| Функция у= и её график | 3 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №5 « Квадратные корни» | 1 |
| Глава 3. Квадратные уравнения | 24 |
| Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 3 |
| Формула корней квадратного уравнения | 4 |
| Теорема Виета | 3 |
| Контрольная работа №6 «Квадратные уравнения. Теорема Виета» | 1 |
| Квадратный трёхчлен | 3 |
| Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 4 |
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 4 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №7 «Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Решение задач с помощью рациональных уравнений» | 1 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 9 |
| Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 8 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов |
Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
| .Повторение "Целые выражения" | 1 |
|
|
| Повторение "Степень с натуральным показателем" | 1 |
|
|
| Повторение "Формулы сокращённого умножения" | 1 |
|
|
| Повторение. Системы уравнений с двумя переменными | 1 |
|
|
| Входная контрольная работа. (№1) | 1 |
|
|
| Рациональные дроби. | 1 |
|
|
| Основное свойство рациональной дроби | 1 |
|
|
| Основное свойство рациональной дроби | 1 |
|
|
| Основное свойство рациональной дроби | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 |
|
|
| Контрольная работа № 2. «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей» | 1 |
|
|
| Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 1 |
|
|
| Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 1 |
|
|
| Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 1 |
|
|
| Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 1 |
|
|
| Тождественные преобразования рациональных выражений | 1 |
|
|
| Тождественные преобразования рациональных выражений | 1 |
|
|
| Тождественные преобразования рациональных выражений | 1 |
|
|
| Контрольная работа №3 "Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений" | 1 |
|
|
| Тождественные преобразования рациональных выражений. Анализ контрольной работы. |
|
|
|
| Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | 1 |
|
|
| Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | 1 |
|
|
| Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. | 1 |
|
|
| Степень с целым отрицательным показателем. |
|
|
|
| Степень с целым отрицательным показателем. |
|
|
|
| Степень с целым отрицательным показателем. |
|
|
|
| Степень с целым отрицательным показателем. |
|
|
|
| Свойства степени с целым показателем. |
|
|
|
| Свойства степени с целым показателем. |
|
|
|
| Свойства степени с целым показателем. |
|
|
|
| Свойства степени с целым показателем. |
|
|
|
| Функция вида у=k/x и её график |
|
|
|
| Функция вида у=k/x и её график |
|
|
|
| Функция вида у=k/x и её график |
|
|
|
| Функция вида у=k/x и её график |
|
|
|
| Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
|
| Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
|
| Контрольная работа№4"Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция у=k/x и её график" |
|
|
|
| Функция у=x^2 и её график |
|
|
|
| Функция у=x^2 и её график |
|
|
|
| Функция у=x^2 и её график |
|
|
|
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Множество и его элементы. |
|
|
|
| Множество и его элементы. |
|
|
|
| Подмножество. Операции над множествами. |
|
|
|
| Подмножество. Операции над множествами. |
|
|
|
| Числовые множества. |
|
|
|
| Числовые множества. |
|
|
|
| Свойства арифметического квадратного корня. |
|
|
|
| Свойства арифметического квадратного корня. |
|
|
|
| Свойства арифметического квадратного корня. |
|
|
|
| Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметический квадратный корень. |
|
|
|
| Функция у= и её график |
|
|
|
| Функция у= и её график |
|
|
|
| Функция у= и её график |
|
|
|
| Повторение и систематизация учебного материала. |
|
|
|
| Контрольная работа № 5 «Квадратные корни» |
|
|
|
| Квадратные уравнения. |
|
|
|
| Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. |
|
|
|
| Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. |
|
|
|
| Формула корней квадратного уравнения. |
|
|
|
| Формула корней квадратного уравнения. |
|
|
|
| Формула корней квадратного уравнения. |
|
|
|
| Формула корней квадратного уравнения. |
|
|
|
| Теорема Виета. |
|
|
|
| Теорема Виета. |
|
|
|
| Теорема Виета. |
|
|
|
| Контрольная работа №6 « Квадратные уравнения. Теорема Виета.» |
|
|
|
| Квадратный трёхчлен. |
|
|
|
| Квадратный трёхчлен. |
|
|
|
| Квадратный трёхчлен. |
|
|
|
| Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. |
|
|
|
| Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. |
|
|
|
| Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. |
|
|
|
| Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. |
|
|
|
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
|
|
|
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
|
|
|
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
|
|
|
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
|
|
|
| Повторение и систематизация учебного материала. |
|
|
|
| Контрольная работа №7 « Квадратный трёхчлен . Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Решение задач с помощью рациональных уравнений». |
|
|
|
| Повторение. Рациональные дроби. |
|
|
|
| Повторение. Рациональные дроби. |
|
|
|
| Повторение. Степень с целым отрицательным показателем. |
|
|
|
| Повторение. Квадратные корни. |
|
|
|
| Повторение. Квадратные корни. |
|
|
|
| Повторение. Квадратные уравнения. |
|
|
|
| Повторение. Квадратные уравнения. |
|
|
|
| Итоговая контрольная работа №9 |
|
|
|
| Анализ контрольной работы. Подведение итогов. |
|
|
|
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.