Рабочая программа Основы проф самоопределения

Программа профильного курса Основы профсамоопределения поможет составить план по теме Выбор профессии

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3


«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ №3

Приказ от30.08.2016г № 121

_____________В.Н.Мирнов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Уровень общего образования (класс)


ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 8 КЛАССЕ

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов в неделю – 0,5 ч, за год 18 часов


Учитель Авдиенко ГалинаГеоргиевна


Ст. Тацинская


2015-16 уч.год







1.Планируемые результаты освоения курса.

В результате изучения предмета «Основы профессионального самоопределение» учащиеся должны знать и понимать:

    • сущность жизненного самоопределения;

    • сущность и структуру процесса профессионального са­моопределения;

    • правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

    • многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

    • состояние рынка труда и его требования к современно­му профессионалу;

    • профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности;

    • способы и средства анализа профессиональной деятель­ности;

    • методику выполнения профессиональных проб;

    • структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    • пути получения профессионального образования;

    • возможности получения профессиональной консультации;

    • этапы, способы и средства профессионального самораз­вития и самовоспитания; этапы принятия решения о профессиональном выборе;

структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональ­ных учебных заведениях и рынке труда;

  • определять формулу профессии;

  • проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализиро­вать требования профессий к человеку;

  • выявлять свои профессионально важные качества;

  • соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

  • выполнять профессиональные пробы;

  • пользоваться профессиограммами и психограммами;

  • выбирать способ приобретения будущей профессии; получать профессиональную консультацию;

  • заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

  • выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

  • убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном са­моопределении;

  • профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

  • профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

  • профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.



2.Содержание курса.

Тема 1. Введение (1ч.).

Цели и задачи курса. Содержание и специфика курса по основам выбора профессий. Профильное обучение в старшей школе. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная подготовка.

Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионализму (1ч.).

Виды предприятий и форм собственности. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. Встреча с представителями центра занятости.

Упражнение «Составление резюме», ролевая игра «Интервью».

Тема 3. Правила выбора профессии (1ч.)

Принцип выбора: «хочу – могу - надо». «Хочу» - склонности, желания, интересы; «могу – человеческие возможности; «надо» - потребность рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Анкета «Я могу» и «Я хочу»

Тема 4. Отрасли общественного производства (1ч.)

Отрасли экономики. Классификация отраслей.

Тема 5. Классификация профессий (1 ч.)

Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда. .

Практическое занятие «Типы профессий»

Тема 6. Профессиограмма профессий (1 ч.)

Требования к составлению профессиограмм. Профессия, специальность, классификация.

Игра «Угадай профессию»

Тема 7. Многообразие мира профессий (1 ч.)

Изучение профессиограмм различных профессий. Определение интереса и склонностей учащихся к определенным видам профессий. Пути получения изучаемых профессий. Образовательная карта района и области. Игра «Остров», опросник Дж.Холанда «Профессиональный тип личности», тест «Карта интресов»

Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии (1 ч.)

Образ «Я» как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Практическая работа «Методика определения уровня самооценки».

Тема 9. Возможности личности в профессиональной деятельности (1 ч.)

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Самовоспитание.

Тема 10. Природные свойства нервной системы (1 ч.)

Темперамент, черты характера и особенности их проявление в учебной и профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.

Опросник Айзенка

Практическое занятие «Оценка свойств своего характера».

Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч.)

Виды памяти и их роль в различных видах проф.деятельности. Общее представление о внимании. Наблюдательность. Условия развития внимания. Мышление. Восприятие. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти. Внимания, мышления, пространственных представлений.

Тема 12. Способности, условия их проявления и развития (1ч.)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка различных видов способностей.

Тест «Определение склонностей»

Тема 13. Профессии нашего региона(1 ч.)

Компоненты мотивационной сферы – потребности, мотивы, ценностная ориентация. Интерес. Знакомство с понятиями «интересы» и «склонности». Формирование потребности адекватно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии. Сущность понятий«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Анкета «Мотивы выбора профессии». Игра «Пять шагов».

Тема 14. Пути получения профессии (1 ч.)

Система профессионально-технического образования. Типы учебных заведений, условия приёма и обучения. Возможности квалификационного роста.

Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения. Образовательная карта региона.

Тема 15. Моя профессиональная карьера (1 ч.)

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера. Практическая работа. Составление плана «Моя профессиональная карьера»

Практическая работа «Проведение профессиональной пробы».

Тема 16. Оценка способности школьников к выбору профессии (1 ч.)

Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.

Тема 17. Творческого проекта «Мой выбор».( 2 ч)

Требования к выполнению и оформлению проекта «Мой выбор».




3.Календарно- тематическое планирование .

Наименование темы

Коли чество часов

Форма и тип урока



Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Предметно-информационная

Деятельно-коммуникативная

Ценностно-ориентировочная

1.

Введение. Цели и задачи курса.

1

Урок новых знаний

01.09

(08.09)

Сущность жизненного самоопределения.

Смысл и цель жизни человека.

Смысл жизни человека.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.


Знать что включает в себя основы проф.самоопределения

Характеризовать основные темы курса, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать.

Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике

вооружить подростков системой понятий и представлений,  необходимых для анализа своей личности;



Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1






2

Виды предприятий и форм собственности.

Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. Составление резюме.

1

Урок лекция

15.09

(22.09)

Компоненты процесса профессиональног самоопределения.

Профессиональное самоопределение и развитие.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия.


Знать что такое современный рынок труда

Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Знать что такое кадровое планирование


Владеть понятиями по теме. Уметь информировать учащихся о мире профессий и запросах рынка труда


обеспечить подростков приёмами самосовершенствования

вооружить подростков системой понятий и представлений,  необходимых для анализа своей личности;




Тема 3.Правила выбора профессии.

1







3.

Правила выбора профессии.

1

Урок семинар

29.09

(06.10)


Значение выбора профессии;

-Ситуация выбора профессии;

- Правила выбора профессии

Практическая работа.

Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

Знать какие существуют правила выбора профессии

Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования



Тема 4. Отрасли общественного производства.

1






4.

Отрасли экономики. Классификация отраслей.

1

Урок открытия новых знаний

13.10

(20.10)


Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда. Основные характеристики профессии.


Знать основные отрасли экономики

Характеризовать каждую отрасль, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования



Тема 5. Классификация профессий.

1






5 .


Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда.


1



Урок практикум

27.10

(10.11)


Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Знать классификацию профессий

Характеризовать цели, средства, условия труда, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике


вооружить подростков системой понятий и представлений,  необходимых для анализа своей личности




Тема 6. Профессиограмма профессий.


1







6

Понятие о профессиограмме. Профессиограммы наиболее распространённых профессий.

Игра «Угадай профессию»


1

Беседа

17.11

(24.11)


Профессии социальной сферы.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Знать что такое профессиограмма

Характеризовать основные требования к профессиограмме, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования



Тема 7. Многообразие мира профессий.

1








7

Общее знакомство с миром профессий.

Тест «Профессиональный тип личности»


Урок рефлексии

01.12

(08.12)


Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.

Знать что такое анализ профессий

Характеризовать основные пункты, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь применять информацию на практике

Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике

обеспечить подростков приёмами самосовершенствования


8.

Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии

1












Образ «Я» как система представлений о себе.

Пр.работа «Методика определения уровня самооценки».

1

Урок практикум

15.12

(22.12)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии.

Характеризовать основные требования к себе, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать



Уметь применять информацию на практике

Учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности

учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности



Тема 9. Возможности личности к профессиональной деятельности.

1









9.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества

1

Беседа

12.01

(19.01)


Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.


Знать что такое понятие профпригодности

Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь выделять профессионально важные качества

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки



Тема 10. Природные свойства нервной системы.

1






10.

Темперамент. Тест Айзенка.

Что такое характер. Пр.р-та «Оценка свойств своего характера».

1


Урок практикум


26.01

(02.02)

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Знать что такое темперамент,характер.

Характеризовать основные его проявления, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать виды темперамента

Уметь характеризовать и оценивать свойства своего характера

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки

учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности



Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

1








11.

Память и внимание. Наблюдательность. Особенности мышления.


Комбинированный

09.02

(16.02)

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств.

Знать что такое память и внимание, наблюдательность и мышление

Характеризовать основные их качества, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать и оценивать их признаки

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки



Тема 12. Способности, условия их проявления и развития.

1








12.


Понятие о задатках и способностях личности.

Тест «Определение склонностей».


1


Комбинированный

02.03

(09.03)


Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Практическая работа «Определение склонностей».

Знать что такое задатки и способности личности

Характеризовать основные их качества, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь характеризовать и оценивать их признаки

анализировать сильные и слабые стороны своей личности



Тема 13. Профессии нашего региона. Мотивационная сфера.

1








13.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Анкета «Мотивы выбора профессии»



1


Урок лекция

16.03

(23.03)

Профессии социальной сферы.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства.

Знать что такое мотивы, ценностные ориентации

Характеризовать их проявления, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать


Уметь выделять мотивы и ценностные ориентации у себя

Уметь характеризовать и оценивать их признаки

анализировать сильные и слабые стороны своей личности

анализировать сильные и слабые стороны своей личности



Тема 14. Пути получения профессии.

1








14.

Система профессионального образования в России

Онлайн - экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения

1



Урок- экскурсия

06.04

(13.04)

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.


Знать ступени проф.образования в России

Характеризовать основные их характеристики, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь выделять профессионально важные качества для проф.образования

Уметь применять информацию на практике

способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки



Тема 15. Моя профессиональная карьера.

1







15.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера.

Составление плана «Моя профессиональная карьера»


1



Урок практикум

20.04
(27.04)

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды профессиональной консультации. Формы



Знать что такое проф.деятельность и карьера

Характеризовать основные к ним требования, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь строить карьеру , реализовать жизненные планы,

Уметь применять информацию на практике

анализировать сильные и слабые стороны своей личности



Тема 16. Оценка способности школьников к выбору профессии.

1








16.

Я и мой выбор



1

Урок семинар

04.05

(11.05)


Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров.

Брянской области.

Знать что такое проф.деятельность и карьера

Характеризовать основные к ним требования, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать

Уметь применять информацию на практике

анализировать сильные и слабые стороны своей личности

анализировать сильные и слабые стороны своей личности


17.





Тема 17. Творческого проекта «Мой выбор».


2

Урок проектной деятельности

18.05

(25.05)






. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Оценивание защиты, подведение итогов.

Практическая работа. Представление и защита проектов




Знать что включает в себя основы проф.самоопределения

Характеризовать основные темы курса, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать.

Уметь применять информацию на практике

анализировать сильные и слабые стороны своей личности

анализировать сильные и слабые стороны своей личности



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Протокол заседания

ШМО учителей методического совета

технологии и искусства МБОУ ТСОШ№3 от 26.08.2016года №1 от 29.08.2016 года №1 ____ _А.Б.Бондаренко Зам директора по УВР

_______НЮ.Сизова








14



Сохранить у себя:
Рабочая программа Основы проф самоопределения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки