Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от30.08.2016г № 121
_____________В.Н.Мирнов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
Уровень общего образования (класс)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 8 КЛАССЕ
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю – 0,5 ч, за год 18 часов
Учитель Авдиенко ГалинаГеоргиевна
Ст. Тацинская
2015-16 уч.год
1.Планируемые результаты освоения курса.
В результате изучения предмета «Основы профессионального самоопределение» учащиеся должны знать и понимать:
сущность жизненного самоопределения;
сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности;
способы и средства анализа профессиональной деятельности;
методику выполнения профессиональных проб;
структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
пути получения профессионального образования;
возможности получения профессиональной консультации;
этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания; этапы принятия решения о профессиональном выборе;
структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
определять формулу профессии;
проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
выявлять свои профессионально важные качества;
соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
выполнять профессиональные пробы;
пользоваться профессиограммами и психограммами;
выбирать способ приобретения будущей профессии; получать профессиональную консультацию;
заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
2.Содержание курса.
Тема 1. Введение (1ч.).
Цели и задачи курса. Содержание и специфика курса по основам выбора профессий. Профильное обучение в старшей школе. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная подготовка.
Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионализму (1ч.).
Виды предприятий и форм собственности. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. Встреча с представителями центра занятости.
Упражнение «Составление резюме», ролевая игра «Интервью».
Тема 3. Правила выбора профессии (1ч.)
Принцип выбора: «хочу – могу - надо». «Хочу» - склонности, желания, интересы; «могу – человеческие возможности; «надо» - потребность рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Анкета «Я могу» и «Я хочу»
Тема 4. Отрасли общественного производства (1ч.)
Отрасли экономики. Классификация отраслей.
Тема 5. Классификация профессий (1 ч.)
Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда. .
Практическое занятие «Типы профессий»
Тема 6. Профессиограмма профессий (1 ч.)
Требования к составлению профессиограмм. Профессия, специальность, классификация.
Игра «Угадай профессию»
Тема 7. Многообразие мира профессий (1 ч.)
Изучение профессиограмм различных профессий. Определение интереса и склонностей учащихся к определенным видам профессий. Пути получения изучаемых профессий. Образовательная карта района и области. Игра «Остров», опросник Дж.Холанда «Профессиональный тип личности», тест «Карта интресов»
Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии (1 ч.)
Образ «Я» как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Практическая работа «Методика определения уровня самооценки».
Тема 9. Возможности личности в профессиональной деятельности (1 ч.)
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Самовоспитание.
Тема 10. Природные свойства нервной системы (1 ч.)
Темперамент, черты характера и особенности их проявление в учебной и профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.
Опросник Айзенка
Практическое занятие «Оценка свойств своего характера».
Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч.)
Виды памяти и их роль в различных видах проф.деятельности. Общее представление о внимании. Наблюдательность. Условия развития внимания. Мышление. Восприятие. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти. Внимания, мышления, пространственных представлений.
Тема 12. Способности, условия их проявления и развития (1ч.)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка различных видов способностей.
Тест «Определение склонностей»
Тема 13. Профессии нашего региона(1 ч.)
Компоненты мотивационной сферы – потребности, мотивы, ценностная ориентация. Интерес. Знакомство с понятиями «интересы» и «склонности». Формирование потребности адекватно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии. Сущность понятий«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.
Анкета «Мотивы выбора профессии». Игра «Пять шагов».
Тема 14. Пути получения профессии (1 ч.)
Система профессионально-технического образования. Типы учебных заведений, условия приёма и обучения. Возможности квалификационного роста.
Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения. Образовательная карта региона.
Тема 15. Моя профессиональная карьера (1 ч.)
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера. Практическая работа. Составление плана «Моя профессиональная карьера»
Практическая работа «Проведение профессиональной пробы».
Тема 16. Оценка способности школьников к выбору профессии (1 ч.)
Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.
Тема 17. Творческого проекта «Мой выбор».( 2 ч)
Требования к выполнению и оформлению проекта «Мой выбор».
3.Календарно- тематическое планирование .
№ | Наименование темы | Коли чество часов | Форма и тип урока
| Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | ||||||||||
Предметно-информационная | Деятельно-коммуникативная | Ценностно-ориентировочная | ||||||||||||||
1. | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | Урок новых знаний | 01.09 (08.09) | Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель жизни человека. Смысл жизни человека. Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.
| Знать что включает в себя основы проф.самоопределения Характеризовать основные темы курса, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать. | Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике | вооружить подростков системой понятий и представлений, необходимых для анализа своей личности;
| ||||||||
| Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
2 | Виды предприятий и форм собственности. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. Составление резюме. | 1 | Урок лекция | 15.09 (22.09) | Компоненты процесса профессиональног самоопределения. Профессиональное самоопределение и развитие. Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия.
| Знать что такое современный рынок труда Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать Знать что такое кадровое планирование
| Владеть понятиями по теме. Уметь информировать учащихся о мире профессий и запросах рынка труда
| обеспечить подростков приёмами самосовершенствования вооружить подростков системой понятий и представлений, необходимых для анализа своей личности;
|
| |||||||
| Тема 3.Правила выбора профессии. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
3. | Правила выбора профессии. | 1 | Урок семинар | 29.09 (06.10) | Значение выбора профессии; -Ситуация выбора профессии; - Правила выбора профессии Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов». | Знать какие существуют правила выбора профессии Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике | обеспечить подростков приёмами самосовершенствования |
| |||||||
| Тема 4. Отрасли общественного производства. | 1 |
|
|
|
|
| |||||||||
4. | Отрасли экономики. Классификация отраслей. | 1 | Урок открытия новых знаний | 13.10 (20.10) | Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда. Основные характеристики профессии.
| Знать основные отрасли экономики Характеризовать каждую отрасль, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике | обеспечить подростков приёмами самосовершенствования |
| |||||||
| Тема 5. Классификация профессий. | 1 |
|
|
|
|
| |||||||||
5 .
| Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда.
| 1
| Урок практикум | 27.10 (10.11) | Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. | Знать классификацию профессий Характеризовать цели, средства, условия труда, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике
| вооружить подростков системой понятий и представлений, необходимых для анализа своей личности |
| |||||||
|
Тема 6. Профессиограмма профессий. |
1 |
|
|
|
|
| |||||||||
6 | Понятие о профессиограмме. Профессиограммы наиболее распространённых профессий. Игра «Угадай профессию»
| 1 | Беседа | 17.11 (24.11) | Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры. | Знать что такое профессиограмма Характеризовать основные требования к профессиограмме, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике | обеспечить подростков приёмами самосовершенствования |
| |||||||
| Тема 7. Многообразие мира профессий. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
7 | Общее знакомство с миром профессий. Тест «Профессиональный тип личности» |
| Урок рефлексии | 01.12 (08.12) | Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. | Знать что такое анализ профессий Характеризовать основные пункты, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Уметь применять информацию на практике Владеть понятиями по теме. Уметь применять информацию на практике | обеспечить подростков приёмами самосовершенствования |
| |||||||
8. | Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии | 1
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Образ «Я» как система представлений о себе. Пр.работа «Методика определения уровня самооценки». | 1 | Урок практикум | 15.12 (22.12) | Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. | Характеризовать основные требования к себе, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать
|
Уметь применять информацию на практике | Учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности |
| |||||||
| Тема 9. Возможности личности к профессиональной деятельности. | 1 |
|
|
|
|
| |||||||||
9. | Понятие профпригодности. Профессионально важные качества | 1 | Беседа | 12.01 (19.01) | Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
| Знать что такое понятие профпригодности Характеризовать основные требования к профессионалу, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Уметь выделять профессионально важные качества | способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки |
| |||||||
| Тема 10. Природные свойства нервной системы. | 1 |
|
|
|
|
| |||||||||
10. | Темперамент. Тест Айзенка. Что такое характер. Пр.р-та «Оценка свойств своего характера». | 1
| Урок практикум
| 26.01 (02.02) | Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека. | Знать что такое темперамент,характер. Характеризовать основные его проявления, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать
| Уметь характеризовать виды темперамента Уметь характеризовать и оценивать свойства своего характера | способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности |
| |||||||
| Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
11. | Память и внимание. Наблюдательность. Особенности мышления. |
| Комбинированный | 09.02 (16.02) | Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. | Знать что такое память и внимание, наблюдательность и мышление Характеризовать основные их качества, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Уметь характеризовать и оценивать их признаки | способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки |
| |||||||
| Тема 12. Способности, условия их проявления и развития. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
12.
| Понятие о задатках и способностях личности. Тест «Определение склонностей». |
1 | Комбинированный | 02.03 (09.03) | Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Практическая работа «Определение склонностей». | Знать что такое задатки и способности личности Характеризовать основные их качества, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Уметь характеризовать и оценивать их признаки | анализировать сильные и слабые стороны своей личности |
| |||||||
| Тема 13. Профессии нашего региона. Мотивационная сфера. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
13. | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Анкета «Мотивы выбора профессии»
|
1 | Урок лекция | 16.03 (23.03) | Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. | Знать что такое мотивы, ценностные ориентации Характеризовать их проявления, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать
| Уметь выделять мотивы и ценностные ориентации у себя Уметь характеризовать и оценивать их признаки | анализировать сильные и слабые стороны своей личности анализировать сильные и слабые стороны своей личности |
| |||||||
| Тема 14. Пути получения профессии. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
14. | Система профессионального образования в России Онлайн - экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения | 1
| Урок- экскурсия | 06.04 (13.04) | Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.
| Знать ступени проф.образования в России Характеризовать основные их характеристики, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Уметь выделять профессионально важные качества для проф.образования Уметь применять информацию на практике | способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки |
| |||||||
| Тема 15. Моя профессиональная карьера. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
15. | Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера. Составление плана «Моя профессиональная карьера»
| 1
| Урок практикум | 20.04 | Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды профессиональной консультации. Формы
| Знать что такое проф.деятельность и карьера Характеризовать основные к ним требования, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Уметь строить карьеру , реализовать жизненные планы, Уметь применять информацию на практике | анализировать сильные и слабые стороны своей личности |
| |||||||
| Тема 16. Оценка способности школьников к выбору профессии. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
16. | Я и мой выбор
| 1 | Урок семинар | 04.05 (11.05) | Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Брянской области. | Знать что такое проф.деятельность и карьера Характеризовать основные к ним требования, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать | Уметь применять информацию на практике | анализировать сильные и слабые стороны своей личности анализировать сильные и слабые стороны своей личности |
| |||||||
17.
| Тема 17. Творческого проекта «Мой выбор».
| 2 | Урок проектной деятельности | 18.05 (25.05)
| . Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Оценивание защиты, подведение итогов. Практическая работа. Представление и защита проектов
| Знать что включает в себя основы проф.самоопределения Характеризовать основные темы курса, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать. | Уметь применять информацию на практике | анализировать сильные и слабые стороны своей личности анализировать сильные и слабые стороны своей личности |
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
технологии и искусства МБОУ ТСОШ№3 от 26.08.2016года №1 от 29.08.2016 года №1 ____ _А.Б.Бондаренко Зам директора по УВР
_______НЮ.Сизова
14