Рабочая программа "Мой друг-компьютер"

Рабочая программа для кружка или внеурочной деятельности в начальной школе

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области.

/СП СЮТ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы/



Принята на заседании

методического совета

«____» ____________ 2019г.,

протокол № ___


«Утверждаю»

Руководитель СП СЮТ ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. К-Черкассы

__________________Кирин П.Ю.

«_____»_____________2019г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Мой друг - компьютер»


Возраст обучающихся - 9-11 лет

Срок реализации - 1 год






Разработчик: Антропова Юлия Андреевна,

педагог дополнительного образования












с. Кинель-Черкассы, 2019 год








Оглавление


Наименование разделов

1

Пояснительная записка

2

Учебно-тематический план

3

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

4

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

5

Список использованной литературы.

6

Календарно-тематический план (приложение 1)









































  1. Пояснительная записка

Введение

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Направленность программы: научно-техническая.

Новизна

Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации обучающегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности. Знания по теории информационных технологий воспитанник получает в контексте практического применения данного понятия, это дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ информатики станут необходимыми для последующего обучения. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: комплексного и деятельного

Педагогическая целесообразность

Данная программа позволяет повысить технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера;

закрепить выработанные общеучебные умения и навыки;

развить воображение, фантазию, мышление;

научить коммуникативному взаимодействию при выполнении в группе проектов (в том числе и сетевых);

ориентировать на осознанный выбор профессии в будущем.

Цель: создание благоприятных условий для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в области информатики

Задачи

  • развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике;

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов;

  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира.

Возраст детей средний школьный возраст (9 - 11 лет)

Срок реализации образовательной программы – 1 год, занятия проводятся по одному разу в неделю. Продолжительность занятий по 3 часа (всего 108 ч.). Наполняемость групп: 15-17 человек.

После освоения и программы возможен курс совершенствования, продолжительность которого не имеет ограничений.

Формы обучения очная

Формы организации деятельности Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры, проектная деятельность.

Режим занятий Вторник, четверг, пятница.

Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать:

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • назначение и основные возможности текстовых редакторов;

  • этапы оформления текстового документа;

  • виды компьютерной графики и их особенности;

  • основные понятия ИКТ;

  • правила создания и представления мультимедийной презентации;

  • принципы обработки звуковой информации.

Учащиеся должны уметь:

  • применять технологические приемы работы с графикой и текстом;

  • самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;

  • готовить презентационные доклады;

  • обрабатывать числовые данные с помощью электронных таблиц и представлять полученную информацию в графической форме;

  • создать звуковой файл, делать коллажи из различных музыкальных фрагментов

Критерии и способы определения результативности

Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, тестирования и анализа выполненных практических заданий, уровнем выполнения проектов. Ведется наблюдение за творческой деятельностью по следующим критериям:

  • коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно  обдумывать и воплощать замысел;

  • творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения.

Формы подведения итогов:  выставка работ учащихся, презентации, защита проектов, выступление



2. Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теория

практика




Модуль 1 Технологии обработки текстовой информации (18 ч.)

5

10

1

Знакомство с текстовым процессором  

3

1

2

2

Набор и редактирование текста. Форматирование текста.

3

1

2

3

Маркированные и нумерованные списки

3

1

2

4

Работа с таблицами.

3

1

2

5

Вставка объектов  в текстовый документ

3

1

2

6

Дополнительные средства подготовки документов

3

1

2

Модуль 2 Сетевые информационные технологии (12 ч.)

4

8

7

Локальные и глобальные компьютерные сети.

3

1

2

8

Сервисы сети Интернет.

3

1

2

9

Поиск информации в Интернет.

3

1

2

10

Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

3

1

2

Модуль 3 Создание мультимедийных презентаций (18 ч.)

4

11

11

Программа для создания мультимедийных презентаций.  

3

1

2

12

Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления.

3

1

2

13

Создание анимации объектов на слайдах.

3

1

2

14

Создание управляющих кнопок

3

1

2

15

Создание тематической презентации.

3

0

3

16

Печать и демонстрация мультимедийных презентаций.

3

1

2

Модуль 4 Технология  обработки графической информации (36ч.)

12

24

17

Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики.

3

1

2

18

Интерфейс программы и основы работы с GIMP. Введение в графический дизайн. Основные окна редактора GIMP

3

1

2

19

Инструмент рисования. Инструмент Штамп Лечебная кисть.

3

1

2

20

Инструменты выделения Умные ножницы, контуры, выделение произвольных областей.

3

1

2

21

Работа в технике скрапбукинг для создания страниц фотоальбома

3

1

2

22

Цветовая и тоновая коррекция фотографий

3

1

2

23

Фильтры

3

1

2

24

Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

3

1

2

25

Создание анимированных графических объектов в GIMP.

3

1

2

26

Инструменты векторного графического редактора Inkscape.

3

1

2

27

Основы работы с объектами.

3

1

2

28

Закраска рисунков

3

1

2

Модуль 5 Технологии обработки числовой информации (12 ч.)

4

8

29

Электронные таблицы

3

1

2

30

Создание динамической электронной таблицы с использованием функций.

3

1

2

31

Построение диаграмм, графиков 

3

1

2

32

Решение вычислительных  задач

3

1

2

Модуль 6 Технология обработки звуковой информации (12 ч.)

4

8

33

Технология обработки звука и видеоизображения.

3

1

2

34

Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity.

3

1

2

35

Цифровой редактор звуковых файлов – SunVox

3

1

2

36

Запись и обработка звуковой информации.

3

1

2



    1. Содержание дополнительной образовательной программы


Модуль 1 Технологии обработки текстовой информации (18 ч.)

Теория: Назначение текстового редактора. Меню. Команды. Текстовый процессор OpenOffice.org Writer. Технология ввода текста. Набор и редактирование текста. Форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Маркированные и нумерованные списки. Графика, диаграммы.

Практика: Набор и редактирование текста, форматирование текста. Работа с таблицами. Вставка объектов в текстовый документ


Модуль 2 Сетевые информационные технологии (12 ч.)

Теория: Локальные и глобальные компьютерные сети. Сервисы сети Интернет. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. HTML. Структура Web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Теги. Атрибуты тегов.

Практика: Поиск информации в Интернет.

.

Модуль 3 Создание мультимедийных презентаций (18 ч.)

Теория: Программа для создания мультимедийных презентаций. Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.

Практика: Создание анимации объектов на слайдах. Печать и демонстрация мультимедийных презентаций. Создание тематической презентации.


Модуль 4 Технология  обработки графической информации (36ч.)

Теория: Графические информационные объекты. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Векторная, растровая графика. Достоинства и недостатки. Области применения компьютерной графики. Цветовые модели. Основные форматы графических файлов. Форматы векторных изображений. Конвертирование векторного изображения в растровое. Виды компьютерной графики. Инструменты растрового графического редактора GIMP. Инструменты векторного графического редактора Inkscape.

Практика: Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP. Создание рисунка средствами векторного графического редактора Inkscape.

Создание анимированных графических объектов в GIMP.


Модуль 5 Технологии обработки числовой информации (12 ч.)

Теория: Назначение и возможности электронных таблиц и электронных калькуляторов. Структура электронных таблиц. Ввод текста, числовых значений и формул в электронных таблицах. Динамические вычисления. Стандартные функции (математические, логические, статистические). Относительная и абсолютная адресация. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Использование электронных таблиц для решения прикладных задач. Электронные таблицы

Практика:

Создание динамической электронной таблицы с использованием функций.

Построение диаграмм, графиков


Модуль 6 Технология обработки звуковой информации (12 ч.)

Теория: Технология обработки звука и видеоизображения. Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity. Запись и обработка звуковой информации.

Практика: Обработка звуковой информации

    1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы



Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Технологии обработки текстовой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Сетевые информационные технологии

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Создание мультимедийных презентаций

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Технология обработки графической информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Технологии обработки числовой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Технология обработки звуковой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

    1. Список используемой литературы

Для учителя:

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 2-4 кл. В 2 частях. М.: «Баласс»,2015 г.

  2. Информатика в играх и задачах.2- 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2016, 240с.

  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/

  4. Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу “Мир информатики”. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015, 144 с.

  5. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 20114.

  6. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2016. –№9. –С. 29- 43

  7. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.


Для ученика:

  1. Антошин М. К. "Учимся работать на компьютере", Айрис-Пресс, 2016 г.

  2. Бондаревская С.А. Компьютер и ноутбук для детей, М. : «Эксмо», 2016

  3. Дуванов А. Изучаем компьютер, М. : «Эксмо», 2014, 112 с































Приложение №1

Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения


Модуль 1 Технологии обработки текстовой информации (18 ч.)

1


Знакомство с текстовым процессором  

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

2


Набор и редактирование текста. Форматирование текста.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

3


Маркированные и нумерованные списки

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

4


Работа с таблицами.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

5


Вставка объектов  в текстовый документ

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

6


Дополнительные средства подготовки документов

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

Модуль 2 Сетевые информационные технологии (12 ч.)

7


Локальные и глобальные компьютерные сети.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

8


Сервисы сети Интернет.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

9


Поиск информации в Интернет.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

10


Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово


Модуль 3 Создание мультимедийных презентаций (18 ч.)

11


Программа для создания мультимедийных презентаций.  

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

12


Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

13


Создание анимации объектов на слайдах.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

14


Создание управляющих кнопок

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

15


Создание тематической презентации.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

16


Печать и демонстрация мультимедийных презентаций

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

Модуль 4 Технология  обработки графической информации (36ч.)

17


Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

18


Интерфейс программы и основы работы с GIMP. Введение в графический дизайн. Основные окна редактора GIMP

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

19


Инструмент рисования. Инструмент Штамп Лечебная кисть.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

20


Инструменты выделения Умные ножницы, контуры, выделение произвольных областей.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

21


Работа в технике скрапбукинг для создания страниц фотоальбома

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

22


Цветовая и тоновая коррекция фотографий

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

23


Фильтры

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

24


Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

25


Создание анимированных графических объектов в GIMP.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

26


Инструменты векторного графического редактора Inkscape.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

27


Основы работы с объектами.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

28


Закраска рисунков

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

Модуль 5 Технологии обработки числовой информации (12 ч.)

29


Электронные таблицы

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

30


Создание динамической электронной таблицы с использованием функций.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

31


Построение диаграмм, графиков 

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

32


Решение вычислительных  задач

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

Модуль 6 Технология обработки звуковой информации (12 ч.)

33


Технология обработки звука и видеоизображения.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

34


Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

35


Цифровой редактор звуковых файлов – SunVox

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово

36


Запись и обработка звуковой информации.

3

Урок-практикум

Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово


Сохранить у себя:
Рабочая программа "Мой друг-компьютер"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки