Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области.
/СП СЮТ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы/
Принята на заседании методического совета «____» ____________ 2019г., протокол № ___
| «Утверждаю» Руководитель СП СЮТ ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. К-Черкассы __________________Кирин П.Ю. «_____»_____________2019г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мой друг - компьютер»
Возраст обучающихся - 9-11 лет
Срок реализации - 1 год
Разработчик: Антропова Юлия Андреевна,
педагог дополнительного образования
с. Кинель-Черкассы, 2019 год
Оглавление
№ | Наименование разделов |
1 | Пояснительная записка |
2 | Учебно-тематический план |
3 | Содержание дополнительной общеобразовательной программы |
4 | Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы |
5 | Список использованной литературы. |
6 | Календарно-тематический план (приложение 1) |
Пояснительная записка
Введение
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Направленность программы: научно-техническая.
Новизна
Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации обучающегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности. Знания по теории информационных технологий воспитанник получает в контексте практического применения данного понятия, это дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ информатики станут необходимыми для последующего обучения. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: комплексного и деятельного
Педагогическая целесообразность
Данная программа позволяет повысить технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера;
закрепить выработанные общеучебные умения и навыки;
развить воображение, фантазию, мышление;
научить коммуникативному взаимодействию при выполнении в группе проектов (в том числе и сетевых);
ориентировать на осознанный выбор профессии в будущем.
Цель: создание благоприятных условий для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в области информатики
Задачи
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике;
применение формальной логики при решении задач – построение выводов;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира.
Возраст детей средний школьный возраст (9 - 11 лет)
Срок реализации образовательной программы – 1 год, занятия проводятся по одному разу в неделю. Продолжительность занятий по 3 часа (всего 108 ч.). Наполняемость групп: 15-17 человек.
После освоения и программы возможен курс совершенствования, продолжительность которого не имеет ограничений.
Формы обучения очная
Формы организации деятельности Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры, проектная деятельность.
Режим занятий Вторник, четверг, пятница.
Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать:
правила работы с компьютером и технику безопасности;
назначение и основные возможности текстовых редакторов;
этапы оформления текстового документа;
виды компьютерной графики и их особенности;
основные понятия ИКТ;
правила создания и представления мультимедийной презентации;
принципы обработки звуковой информации.
Учащиеся должны уметь:
применять технологические приемы работы с графикой и текстом;
самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;
готовить презентационные доклады;
обрабатывать числовые данные с помощью электронных таблиц и представлять полученную информацию в графической форме;
создать звуковой файл, делать коллажи из различных музыкальных фрагментов
Критерии и способы определения результативности
Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, тестирования и анализа выполненных практических заданий, уровнем выполнения проектов. Ведется наблюдение за творческой деятельностью по следующим критериям:
коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно обдумывать и воплощать замысел;
творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения.
Формы подведения итогов: выставка работ учащихся, презентации, защита проектов, выступление
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | В том числе | ||||
теория | практика | ||||||
|
|
| |||||
Модуль 1 Технологии обработки текстовой информации (18 ч.) | 5 | 10 | |||||
1 | Знакомство с текстовым процессором | 3 | 1 | 2 | |||
2 | Набор и редактирование текста. Форматирование текста. | 3 | 1 | 2 | |||
3 | Маркированные и нумерованные списки | 3 | 1 | 2 | |||
4 | Работа с таблицами. | 3 | 1 | 2 | |||
5 | Вставка объектов в текстовый документ | 3 | 1 | 2 | |||
6 | Дополнительные средства подготовки документов | 3 | 1 | 2 | |||
Модуль 2 Сетевые информационные технологии (12 ч.) | 4 | 8 | |||||
7 | Локальные и глобальные компьютерные сети. | 3 | 1 | 2 | |||
8 | Сервисы сети Интернет. | 3 | 1 | 2 | |||
9 | Поиск информации в Интернет. | 3 | 1 | 2 | |||
10 | Инструменты создания информационных объектов для Интернета. | 3 | 1 | 2 | |||
Модуль 3 Создание мультимедийных презентаций (18 ч.) | 4 | 11 | |||||
11 | Программа для создания мультимедийных презентаций. | 3 | 1 | 2 | |||
12 | Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления. | 3 | 1 | 2 | |||
13 | Создание анимации объектов на слайдах. | 3 | 1 | 2 | |||
14 | Создание управляющих кнопок | 3 | 1 | 2 | |||
15 | Создание тематической презентации. | 3 | 0 | 3 | |||
16 | Печать и демонстрация мультимедийных презентаций. | 3 | 1 | 2 | |||
Модуль 4 Технология обработки графической информации (36ч.) | 12 | 24 | |||||
17 | Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики. | 3 | 1 | 2 | |||
18 | Интерфейс программы и основы работы с GIMP. Введение в графический дизайн. Основные окна редактора GIMP | 3 | 1 | 2 | |||
19 | Инструмент рисования. Инструмент Штамп Лечебная кисть. | 3 | 1 | 2 | |||
20 | Инструменты выделения Умные ножницы, контуры, выделение произвольных областей. | 3 | 1 | 2 | |||
21 | Работа в технике скрапбукинг для создания страниц фотоальбома | 3 | 1 | 2 | |||
22 | Цветовая и тоновая коррекция фотографий | 3 | 1 | 2 | |||
23 | Фильтры | 3 | 1 | 2 | |||
24 | Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP. | 3 | 1 | 2 | |||
25 | Создание анимированных графических объектов в GIMP. | 3 | 1 | 2 | |||
26 | Инструменты векторного графического редактора Inkscape. | 3 | 1 | 2 | |||
27 | Основы работы с объектами. | 3 | 1 | 2 | |||
28 | Закраска рисунков | 3 | 1 | 2 | |||
Модуль 5 Технологии обработки числовой информации (12 ч.) | 4 | 8 | |||||
29 | Электронные таблицы | 3 | 1 | 2 | |||
30 | Создание динамической электронной таблицы с использованием функций. | 3 | 1 | 2 | |||
31 | Построение диаграмм, графиков | 3 | 1 | 2 | |||
32 | Решение вычислительных задач | 3 | 1 | 2 | |||
Модуль 6 Технология обработки звуковой информации (12 ч.) | 4 | 8 | |||||
33 | Технология обработки звука и видеоизображения. | 3 | 1 | 2 | |||
34 | Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity. | 3 | 1 | 2 | |||
35 | Цифровой редактор звуковых файлов – SunVox | 3 | 1 | 2 | |||
36 | Запись и обработка звуковой информации. | 3 | 1 | 2 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Модуль 1 Технологии обработки текстовой информации (18 ч.)
Теория: Назначение текстового редактора. Меню. Команды. Текстовый процессор OpenOffice.org Writer. Технология ввода текста. Набор и редактирование текста. Форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Маркированные и нумерованные списки. Графика, диаграммы.
Практика: Набор и редактирование текста, форматирование текста. Работа с таблицами. Вставка объектов в текстовый документ
Модуль 2 Сетевые информационные технологии (12 ч.)
Теория: Локальные и глобальные компьютерные сети. Сервисы сети Интернет. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. HTML. Структура Web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Теги. Атрибуты тегов.
Практика: Поиск информации в Интернет.
.
Модуль 3 Создание мультимедийных презентаций (18 ч.)
Теория: Программа для создания мультимедийных презентаций. Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.
Практика: Создание анимации объектов на слайдах. Печать и демонстрация мультимедийных презентаций. Создание тематической презентации.
Модуль 4 Технология обработки графической информации (36ч.)
Теория: Графические информационные объекты. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Векторная, растровая графика. Достоинства и недостатки. Области применения компьютерной графики. Цветовые модели. Основные форматы графических файлов. Форматы векторных изображений. Конвертирование векторного изображения в растровое. Виды компьютерной графики. Инструменты растрового графического редактора GIMP. Инструменты векторного графического редактора Inkscape.
Практика: Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP. Создание рисунка средствами векторного графического редактора Inkscape.
Создание анимированных графических объектов в GIMP.
Модуль 5 Технологии обработки числовой информации (12 ч.)
Теория: Назначение и возможности электронных таблиц и электронных калькуляторов. Структура электронных таблиц. Ввод текста, числовых значений и формул в электронных таблицах. Динамические вычисления. Стандартные функции (математические, логические, статистические). Относительная и абсолютная адресация. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Использование электронных таблиц для решения прикладных задач. Электронные таблицы
Практика:
Создание динамической электронной таблицы с использованием функций.
Построение диаграмм, графиков
Модуль 6 Технология обработки звуковой информации (12 ч.)
Теория: Технология обработки звука и видеоизображения. Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity. Запись и обработка звуковой информации.
Практика: Обработка звуковой информации
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Разделы программы | Формы занятий по каждому разделу | Приемы, методы организации учебного процесса | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов по каждому разделу |
Технологии обработки текстовой информации | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа. | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы. | Компьютер, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Сетевые информационные технологии | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа. | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы. | Компьютер, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Создание мультимедийных презентаций | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа. | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы. | Компьютер, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Технология обработки графической информации | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа. | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы. | Компьютер, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Технологии обработки числовой информации | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа. | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы. | Компьютер, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Технология обработки звуковой информации | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа. | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы. | Компьютер, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Список используемой литературы
Для учителя:
А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 2-4 кл. В 2 частях. М.: «Баласс»,2015 г.
Информатика в играх и задачах.2- 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2016, 240с.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу “Мир информатики”. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015, 144 с.
Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 20114.
Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2016. –№9. –С. 29- 43
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
Для ученика:
Антошин М. К. "Учимся работать на компьютере", Айрис-Пресс, 2016 г.
Бондаревская С.А. Компьютер и ноутбук для детей, М. : «Эксмо», 2016
Дуванов А. Изучаем компьютер, М. : «Эксмо», 2014, 112 с
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения |
Модуль 1 Технологии обработки текстовой информации (18 ч.) | |||||
1 |
| Знакомство с текстовым процессором | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
2 |
| Набор и редактирование текста. Форматирование текста. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
3 |
| Маркированные и нумерованные списки | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
4 |
| Работа с таблицами. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
5 |
| Вставка объектов в текстовый документ | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
6 |
| Дополнительные средства подготовки документов | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
Модуль 2 Сетевые информационные технологии (12 ч.) | |||||
7 |
| Локальные и глобальные компьютерные сети. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
8 |
| Сервисы сети Интернет. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
9 |
| Поиск информации в Интернет. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
10 |
| Инструменты создания информационных объектов для Интернета. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
Модуль 3 Создание мультимедийных презентаций (18 ч.) | |||||
11 |
| Программа для создания мультимедийных презентаций. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
12 |
| Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
13 |
| Создание анимации объектов на слайдах. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
14 |
| Создание управляющих кнопок | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
15 |
| Создание тематической презентации. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
16 |
| Печать и демонстрация мультимедийных презентаций | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
Модуль 4 Технология обработки графической информации (36ч.) | |||||
17 |
| Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
18 |
| Интерфейс программы и основы работы с GIMP. Введение в графический дизайн. Основные окна редактора GIMP | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
19 |
| Инструмент рисования. Инструмент Штамп Лечебная кисть. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
20 |
| Инструменты выделения Умные ножницы, контуры, выделение произвольных областей. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
21 |
| Работа в технике скрапбукинг для создания страниц фотоальбома | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
22 |
| Цветовая и тоновая коррекция фотографий | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
23 |
| Фильтры | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
24 |
| Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
25 |
| Создание анимированных графических объектов в GIMP. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
26 |
| Инструменты векторного графического редактора Inkscape. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
27 |
| Основы работы с объектами. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
28 |
| Закраска рисунков | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
Модуль 5 Технологии обработки числовой информации (12 ч.) | |||||
29 |
| Электронные таблицы | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
30 |
| Создание динамической электронной таблицы с использованием функций. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
31 |
| Построение диаграмм, графиков | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
32 |
| Решение вычислительных задач | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
Модуль 6 Технология обработки звуковой информации (12 ч.) | |||||
33 |
| Технология обработки звука и видеоизображения. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
34 |
| Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
35 |
| Цифровой редактор звуковых файлов – SunVox | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |
36 |
| Запись и обработка звуковой информации. | 3 | Урок-практикум | Кабинет №1 ГБОУ ООШ с. Муханово |