Рабочая программа метапредметного краткосрочного курса «Работа с текстом: оценка информации»

Курс адресован учащимся 7 классов, рассчитан на 16 часов и является частью основной образовательной программы по подготовке учащихся к метапредметной олимпиаде.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»










Рабочая программа

метапредметного краткосрочного курса

«Работа с текстом: оценка информации»









Направление: общеинтеллектуальное

Класс 7

Срок реализации программы: 16 часов





















Составитель:

Иванова Лариса Павловна

учитель русского языка и литературы 1 категория




Лысьва, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современное общество является информационным, и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Не исключением является и школа, где ученики сталкиваются с информацией каждый день. Но необходимо отметить тот факт, что уровень читательской компетентности современного школьника оставляет желать лучшего. А, как известно, чтение является не только одним из важнейших условий работы с информацией, но и ключевой профессиональной компетенцией.

Поэтому формирование смыслового чтения у учащихся - одна из важных задач, стоящая во ФГОС второго поколения, наряду с личностным развитием, а также развитием предметных компетенций.

Таким образом, программа курса «Работа с текстом: оценка информации» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс адресован учащимся 7 классов, рассчитан на 16 часов и является частью основной образовательной программы по подготовке учащихся к метапредметной олимпиаде.

В качестве обучающих и измерительных материалов будут использованы задания, разработанные ФГБ ОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (под ред. В.Р. Имакаева), Центром развития образования Пермского края (под ред. О.С. Таизовой), педагогами МБОУ «СОШ №7», собственные методические разработки.


Цель курса: формирование способности оценивать и интерпретировать информацию, полученную из разного рода текстов.


Задачи:

1) развивать умения работать с разными видами текстов;

2) формировать умения выделять в текстах факты, высказывать обобщающие суждения на основании выделенных фактов.

3) развивать умения обнаруживать недостоверность получаемой информации, выявлять противоречивые суждения;

4) формировать умения создавать оценочные суждения и тексты - интерпретации о прочитанном тексте.

5) предоставить возможность ученику овладеть основами оценки результатов смыслового чтения.


Основные методы и формы реализации программы: беседа, ролевые игры, конкурсы, практикумы, тренинг, наблюдение, исследование, мониторинг.

Программа построена с учетом следующих принципов воспитания и социализации обучающихся:

Принцип ориентации на идеал.

Принцип индивидуального подхода.

Принцип сознательности и активности.

Также программа опирается на общедидактические принципы: доступности, дифференцированного подхода, последовательности.


Структура курса


В соответствии с обозначенными выше целями и задачами содержание курса представлено следующими разделами:


Название раздела

Общее количество часов

1. Мониторинг. Умеем ли мы читать?

1

2. Главное и неглавное в тексте.

2

3. Погружение в текст.

3

4. Диалог с текстом.

2

5. Учимся читать между строк.

2

6. «Верю» - «не верю».

2

7. Оценка информации.

2

8. Итоговое занятие.

2

Всего часов

16


Планируемые результаты учащихся:


  1. Научатся осознанно читать тексты; использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов;

  2. Овладеют умениями откликаться на содержание текста, оценивать утверждения, находить доводы в тексте в защиту своей точки зрения;

  3. Получат возможность использовать базовые умения и навыки смыслового чтения; обогатить, углубить знания на основе работы с информацией разных текстов.


Календарно-тематическое планирование

программы «Работа с текстом: оценка информации»

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Дата

Виды деятельности

1

Умеем ли мы читать?

1


Мониторинг качества чтения, анкетирование.

Групповая работа – выявление качеств, необходимых для чтения.

Индивидуальная работа – выявление и оценка собственного уровня чтения (по анкетам).

2

Главное и неглавное в тексте.

1


Практикум -

поисковое чтение разных видов текста.

3

Факты и суждения.

1


Индивидуальная работа – выделение в тексте фактов, контекстов и суждений.

4

Погружение в текст.

1


Практическая деятельность учащихся:

работа в группах – поиск информации.

5

Идея текста.

1


Беседа. Практическая деятельность учащихся: составление граф-схем по тексту, эссе, отражающее идею текста.

работа в группах - оценка эссе в соответствии с критериями.

6

Интерпретация текста.

1


Практическая деятельность учащихся:

исследование текста: выявление достоверной информации, подбор собственных аргументов к представленным фактам.

7-8

Диалог с текстом.

2


Практическая деятельность учащихся:

разминка в парах: сочиняем истории по вопросам; задаём вопросы к текстам, интеллектуальная игра «Почемучки».

9-10

Учимся читать между строк.

1


Обучающий тренинг:

анализ текста и выявление скрытой информации; командная игра «Моментальное фото»; работа в группах - оценка результатов игры в соответствии с критериями.

11-12

«Верю» - «не верю».

2


Практическая деятельность учащихся:

дискуссия на тему «Верю» - «не верю», Индивидуальная работа - письменное объяснение выбранной позиции по отношению к информации в тексте,

работа в группах - оценка корректно сформулированного обоснования.

13-14

Оценка информации.

2


Практическая деятельность учащихся:

индивидуальная работа с вопросами, письменное обоснование выбранной позиции оценки представленной информации;

работа в парах - устная оценка письменных ответов по критериям.

15-16

Итоговое мероприятие. Чему я научился?

2


Практическая деятельность учащихся:

создание памятки «Внимательному читателю»; письменное выполнение заданий метапредметной олимпиады, оценка работ в соответствии с критериями.


Критерий оценивания метапредметного умения

№ п/п

Критерии

Показатели

Баллы

1.

Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение с опорой на текст

3

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение без опоры на текст

2



1

Высказал свое отношение отдельными словами, на уровне нравится – не нравится

Не высказал никаких оценочных суждений

0


Информационно-методическое обеспечение


  1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М. Просвещение 2011.

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - Просвещение 2011.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М. Баласс 2011.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.


7


Сохранить у себя:
Рабочая программа метапредметного краткосрочного курса «Работа с текстом: оценка информации»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки