Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» | |||
| | ||
Рабочая программа метапредметного краткосрочного курса «Работа с текстом: оценка информации» | |||
Направление: общеинтеллектуальное Класс 7 Срок реализации программы: 16 часов | | ||
| |
Составитель: Иванова Лариса Павловна учитель русского языка и литературы 1 категория |
Лысьва, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество является информационным, и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Не исключением является и школа, где ученики сталкиваются с информацией каждый день. Но необходимо отметить тот факт, что уровень читательской компетентности современного школьника оставляет желать лучшего. А, как известно, чтение является не только одним из важнейших условий работы с информацией, но и ключевой профессиональной компетенцией.
Поэтому формирование смыслового чтения у учащихся - одна из важных задач, стоящая во ФГОС второго поколения, наряду с личностным развитием, а также развитием предметных компетенций.
Таким образом, программа курса «Работа с текстом: оценка информации» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс адресован учащимся 7 классов, рассчитан на 16 часов и является частью основной образовательной программы по подготовке учащихся к метапредметной олимпиаде.
В качестве обучающих и измерительных материалов будут использованы задания, разработанные ФГБ ОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (под ред. В.Р. Имакаева), Центром развития образования Пермского края (под ред. О.С. Таизовой), педагогами МБОУ «СОШ №7», собственные методические разработки.
Цель курса: формирование способности оценивать и интерпретировать информацию, полученную из разного рода текстов.
Задачи:
1) развивать умения работать с разными видами текстов;
2) формировать умения выделять в текстах факты, высказывать обобщающие суждения на основании выделенных фактов.
3) развивать умения обнаруживать недостоверность получаемой информации, выявлять противоречивые суждения;
4) формировать умения создавать оценочные суждения и тексты - интерпретации о прочитанном тексте.
5) предоставить возможность ученику овладеть основами оценки результатов смыслового чтения.
Основные методы и формы реализации программы: беседа, ролевые игры, конкурсы, практикумы, тренинг, наблюдение, исследование, мониторинг.
Программа построена с учетом следующих принципов воспитания и социализации обучающихся:
Принцип ориентации на идеал.Принцип индивидуального подхода.
Принцип сознательности и активности.
Также программа опирается на общедидактические принципы: доступности, дифференцированного подхода, последовательности.
Структура курса
В соответствии с обозначенными выше целями и задачами содержание курса представлено следующими разделами:
Название раздела | Общее количество часов |
1. Мониторинг. Умеем ли мы читать? | 1 |
2. Главное и неглавное в тексте. | 2 |
3. Погружение в текст. | 3 |
4. Диалог с текстом. | 2 |
5. Учимся читать между строк. | 2 |
6. «Верю» - «не верю». | 2 |
7. Оценка информации. | 2 |
8. Итоговое занятие. | 2 |
Всего часов | 16 |
Планируемые результаты учащихся:
Научатся осознанно читать тексты; использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов;
Овладеют умениями откликаться на содержание текста, оценивать утверждения, находить доводы в тексте в защиту своей точки зрения;
Получат возможность использовать базовые умения и навыки смыслового чтения; обогатить, углубить знания на основе работы с информацией разных текстов.
Календарно-тематическое планирование
программы «Работа с текстом: оценка информации»
№ п/п | Тема | Кол. часов | Дата | Виды деятельности |
1 | Умеем ли мы читать? | 1 | | Мониторинг качества чтения, анкетирование. Групповая работа – выявление качеств, необходимых для чтения. Индивидуальная работа – выявление и оценка собственного уровня чтения (по анкетам). |
2 | Главное и неглавное в тексте. | 1 | | Практикум - поисковое чтение разных видов текста. |
3 | Факты и суждения. | 1 |
| Индивидуальная работа – выделение в тексте фактов, контекстов и суждений. |
4 | Погружение в текст. | 1 | | Практическая деятельность учащихся: работа в группах – поиск информации. |
5 | Идея текста. | 1 | | Беседа. Практическая деятельность учащихся: составление граф-схем по тексту, эссе, отражающее идею текста. работа в группах - оценка эссе в соответствии с критериями. |
6 | Интерпретация текста. | 1 | | Практическая деятельность учащихся: исследование текста: выявление достоверной информации, подбор собственных аргументов к представленным фактам. |
7-8 | Диалог с текстом. | 2 | | Практическая деятельность учащихся: разминка в парах: сочиняем истории по вопросам; задаём вопросы к текстам, интеллектуальная игра «Почемучки». |
9-10 | Учимся читать между строк. | 1 | | Обучающий тренинг: анализ текста и выявление скрытой информации; командная игра «Моментальное фото»; работа в группах - оценка результатов игры в соответствии с критериями. |
11-12 | «Верю» - «не верю». | 2 | | Практическая деятельность учащихся: дискуссия на тему «Верю» - «не верю», Индивидуальная работа - письменное объяснение выбранной позиции по отношению к информации в тексте, работа в группах - оценка корректно сформулированного обоснования. |
13-14 | Оценка информации. | 2 | | Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с вопросами, письменное обоснование выбранной позиции оценки представленной информации; работа в парах - устная оценка письменных ответов по критериям. |
15-16 | Итоговое мероприятие. Чему я научился? | 2 | | Практическая деятельность учащихся: создание памятки «Внимательному читателю»; письменное выполнение заданий метапредметной олимпиады, оценка работ в соответствии с критериями. |
Критерий оценивания метапредметного умения
№ п/п | Критерии | Показатели | Баллы |
1. | Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение с опорой на текст | 3 |
Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение без опоры на текст | 2 1 | ||
Высказал свое отношение отдельными словами, на уровне нравится – не нравится | |||
Не высказал никаких оценочных суждений | 0 |
Информационно-методическое обеспечение
Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М. Просвещение 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - Просвещение 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М. Баласс 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
7