Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Творческий калейдоскоп»
(направление художественно-эстетическое)
Срок реализации – 1 год
СОСТАВИТЕЛЬ:
Воспитатель
Николаева И.Ю.
г. Ухта 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческий калейдоскоп» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 в действующей редакции);
программы «Смотрю на мир глазами художника» автора Е.И.Коротеевой (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное о основное образование/ В.А.Горскии, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др./ под ред. В.А.Горского — 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014г.)
Программа курса «Творческий калейдоскоп» разработана с учетом интересов и потребностей участников образовательных отношений (родителей и учащихся 2б класса), выявленных на основе анкетирования (протокол родительского собрания от 20.05.2020).
Отличительной особенностью данной программы является то, что сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес.
Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий. Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся.
Цель программы:
дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности; обеспечить всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;
-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- освоение детьми основных правил изображения;
-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
-развитие стремления к общению с искусством.
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Программа кружка рассчитана на 1 год, составляет 34 часа, 1 занятие в неделю; продолжительность занятий 40 минут. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 8-9 лет.
Главные принципы реализации программы
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала, пластилина) и бумажной пластики.
Во время реализации программы предполагаются:
- экскурсии,
- игровые моменты,
- проекты,
- проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как: занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия- встреча, занятия – фантазия, занятия – драматизация, занятия - отчет;
- практические работы
Планируемые результаты
освоения курса «Творческий калейдоскоп»
Личностные УУД:
- учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Регулятивные УУД:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные УУД:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве,
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учебно-тематический план
№ П/п |
Темы | 1 год | Практ. занятия | Теоретич. занятия |
1 | Живопись | 10 | 8 | 2 |
2 | Скульптура | 6 | 1 | 5 |
3 | Аппликация | 6 | 1 | 5 |
4 | Бумажная пластика и оригами | 6 | 1 | 5 |
5 | Работа с природными материалами | 4 | 3 | 1 |
6 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 2 |
|
|
| Итого | 34 |
|
|
Содержание курса «Творческий калейдоскоп»
содержание | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Формы организации занятий |
Живопись (10 ч) Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения него ахроматической шкалой( насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Использование в работе акварели, гуаши, восковых мелков, фломастеров. | Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей. | творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как: занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия – фантазия |
Скульптура (6 ч). Практическая работа: Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание, и т.д.) со скульптурными материалами –солёным тестом и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. | Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей. | творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как – занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия |
Аппликация (6 ч). Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получение симметрических форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм. | Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов. | творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как – занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия |
Работа с природными материалами (4 ч).
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян ит.д. | Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
| творческие задания, проведение нестандартных занятий, занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия |
Бумажная пластика и оригами (6 ч). Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. | Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок. | творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как – занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия |
Организация и обсуждение выставки детских работ (2 ч). При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. |
| показ достижений обучающихся своим сверстникам на фоне выставок, создание и показ творческих работ для общешкольных мероприятий, участие в тв. конкурсах, |
Календарно – тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год
№ п\п | Темы | Кол-во часов
| Дата | |
План | Факт | |||
| Живопись | 10 |
|
|
1 | Начальные представления об основах живописи. Чем и как работают художники? Рисование на свободную тему в любимой технике. | 1 |
|
|
2 | Практическая работа. Освоение приемов получения живописного пятна при помощи пальцев. «Забавные миньоны». | 1 |
|
|
3 | Освоение техники правополушарного рисования. Пальмы. | 1 |
|
|
4 | Техника правополушарного рисования. Водопад в горах. |
|
|
|
5 | Практическая работа. Рисование ватными палочками. «Букет люпинов». | 1 |
|
|
6 | Практическая работа. «Пушистые котики» (с использованием рулонов-цилиндров). | 1 |
|
|
7 | Практическая работа. Кляксография. | 1 |
|
|
8 | Практическая работа. Рисование в технике «чудесные ладошки». | 1 |
|
|
9 | Практическая работа. Акварельная живопись по-сырому. «Полевые цветы». |
|
|
|
10 | Практическая работа. Графити. «Моя рука». | 1 |
|
|
| Скульптура. | 6 |
|
|
11 | Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. | 1 |
|
|
12 | Практическая работа. Лепка. «Весёлый ананас» | 1 |
|
|
13 | Практическая работа. «Лесные дары» (корзинка с грибами). | 1 |
|
|
14 | Практическая работа. Моя фантазия. «Пришелец из космоса». | 1 |
|
|
15 | Практическая работа. «Обитатели морских глубин». | 1 |
|
|
16 | Практическая работа. Семейное фото. «Бабушка рядышком с дедушкой». | 1 |
|
|
| Аппликация | 6 |
|
|
17 | Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. «Кораблик» | 1 |
|
|
18 | Практическая работа. Создание простых композиций. Работа с засушенными цветами, листьями, травами. | 1 |
|
|
19 | Практическая работа. «Забавные причёски». | 1 |
|
|
20 | Практическая работа. «Белые панды» из ватных дисков. | 1 |
|
|
21 | Коллективная работа «Жизнерадостное солнышко». | 1 |
|
|
22 | Аппликация из ткани «Матрёшка». | 1 |
|
|
| Бумажная пластика и оригами | 6 |
|
|
23 | Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. | 1 |
|
|
24 | Практическая работа. Оригами. «Забавные мышата». | 1 |
|
|
25 | Практическая работа. Оригами. «Кошачье семейство» | 1 |
|
|
26 | Практическая работа. Жар-птица. | 1 |
|
|
27 | Практическая работа. Изготовление ёлочных игрушек и украшений. | 1 |
|
|
28 | Изготовление объемных цветов. | 1 |
|
|
| Работа с природными материалами. | 4 |
|
|
29 | Использование природных материалов: корней, шишек, семян, камней, мха, сухих листьев в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Работа с природными материалами. Панно «Лисёнок» | 1 |
|
|
30 | Изображение уголков природы. «Подсолнух» | 1 |
|
|
31 | Панно «Колоски» из семян тыквы. | 1 |
|
|
32 | «Колючий ёжик» с использованием семян подсолнечника. | 1 |
|
|
33-34 | Выставка детских работ. Лучшие работы детей. | 2 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение работы кружка
«Творческий калейдоскоп» (интернет-ресурсы)
Планы уроков по живописи, осенние детские поделки и другие идеи для поиска.
Применение техники правополушарного рисования по материалам пройденных вебинаров. https://mankov.online/childrens_club?gcmes=7072191572&gcmlg=2894514
https://stranamasterov.ru/
https://razvivashka.online/
8