Рабочая программа курса внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Творческий калейдоскоп"

Данная программа даёт возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, обеспечить эстетическое развитие школьников, привитие художественного вкуса.

Содержимое разработки

















Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Творческий калейдоскоп»

(направление художественно-эстетическое)


Срок реализации – 1 год


СОСТАВИТЕЛЬ:

Воспитатель

Николаева И.Ю.

















г. Ухта 2020 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческий калейдоскоп» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 в действующей редакции);

  • программы «Смотрю на мир глазами художника» автора Е.И.Коротеевой (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное о основное образование/ В.А.Горскии, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др./ под ред. В.А.Горского — 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014г.)

Программа курса «Творческий калейдоскоп» разработана с учетом интересов и потребностей участников образовательных отношений (родителей и учащихся 2б класса), выявленных на основе анкетирования (протокол родительского собрания от 20.05.2020).


Отличительной особенностью данной программы является то, что сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес.

Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий. Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся.

Цель программы:

дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искус­ства и творческой деятельности; обеспечить всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.


  • Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством.

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства


Сроки реализации программы


Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Программа кружка рассчитана на 1 год, составляет 34 часа, 1 занятие в неделю; продолжительность занятий 40 минут. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 8-9 лет.


Главные принципы реализации программы


Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала, пластилина) и бумажной пластики.

Во время реализации программы предполагаются:

- экскурсии,

- игровые моменты,

- проекты,

- проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как: занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия- встреча, занятия – фантазия, занятия – драматизация, занятия - отчет;

- практические работы


Планируемые результаты

освоения курса «Творческий калейдоскоп»


Личностные УУД:

- учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.


Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.


Регулятивные УУД:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.


Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.


Познавательные УУД:

- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве,

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.


Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.


Коммуникативные УУД:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;


Предметные результаты

-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.


Учебно-тематический план


П/п


Темы

1 год

Практ. занятия

Теоретич. занятия

1

Живопись

10

8

2

2

Скульптура

6

1

5

3

Аппликация

6

1

5

4

Бумажная пластика и оригами

6

1

5

5

Работа с природными материалами

4

3

1

6

Организация и обсуждение выставки детских работ

2




Итого

34



Содержание курса «Творческий калейдоскоп»

содержание

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации занятий

Живопись (10 ч)

Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения него ахроматической шкалой( насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Использование в работе акварели, гуаши, восковых мелков, фломастеров.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как:

занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия – фантазия

Скульптура (6 ч). Практическая работа: Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание, и т.д.) со скульптурными материалами –солёным тестом и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как –

занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия

Аппликация (6 ч). Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получение симметрических форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как –

занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия

Работа с природными материалами (4 ч).


Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян ит.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).


творческие задания, проведение нестандартных занятий,

занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия

Бумажная пластика и оригами (6 ч). Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

творческие задания, проведение нестандартных занятий, объединенных общим сюжетом, таких, как –

занятия – путешествия, занятия – сказка, занятия – сюрприз, занятия - турнир, занятия – фантазия

Организация и обсуждение выставки детских работ (2 ч).

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.


показ достижений обучающихся своим сверстникам на фоне выставок, создание и показ творческих работ для общешкольных мероприятий, участие в тв. конкурсах,















Календарно – тематическое планирование

на 2020-2021 учебный год



п\п

Темы

Кол-во часов


Дата

План

Факт


Живопись

10



1

Начальные представления об основах живописи.

Чем и как работают художники? Рисование на свободную тему в любимой технике.

1



2

Практическая работа. Освоение приемов получения живописного пятна при помощи пальцев. «Забавные миньоны».

1



3

Освоение техники правополушарного рисования. Пальмы.

1



4

Техника правополушарного рисования. Водопад в горах.




5

Практическая работа. Рисование ватными палочками. «Букет люпинов».

1



6

Практическая работа. «Пушистые котики» (с использованием рулонов-цилиндров).

1



7

Практическая работа. Кляксография.

1



8

Практическая работа. Рисование в технике «чудесные ладошки».

1



9

Практическая работа. Акварельная живопись по-сырому. «Полевые цветы».




10

Практическая работа. Графити. «Моя рука».

1




Скульптура.

6



11

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

1



12

Практическая работа. Лепка. «Весёлый ананас»

1



13

Практическая работа. «Лесные дары» (корзинка с грибами).

1



14

Практическая работа. Моя фантазия. «Пришелец из космоса».

1



15

Практическая работа. «Обитатели морских глубин».

1



16

Практическая работа. Семейное фото. «Бабушка рядышком с дедушкой».

1




Аппликация

6



17

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. «Кораблик»

1



18

Практическая работа. Создание простых композиций. Работа с засушенными цветами, листьями, травами.

1



19

Практическая работа. «Забавные причёски».

1



20

Практическая работа. «Белые панды» из ватных дисков.

1



21

Коллективная работа «Жизнерадостное солнышко».

1



22

Аппликация из ткани «Матрёшка».

1




Бумажная пластика и оригами

6



23

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

1



24

Практическая работа. Оригами. «Забавные мышата».

1



25

Практическая работа. Оригами. «Кошачье семейство»

1



26

Практическая работа. Жар-птица.

1



27

Практическая работа. Изготовление ёлочных игрушек и украшений.

1



28

Изготовление объемных цветов.

1




Работа с природными материалами.

4



29

Использование природных материалов: корней, шишек, семян, камней, мха, сухих листьев в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Работа с природными материалами. Панно «Лисёнок»

1



30

Изображение уголков природы. «Подсолнух»

1



31

Панно «Колоски» из семян тыквы.

1



32

«Колючий ёжик» с использованием семян подсолнечника.

1



33-34

Выставка детских работ. Лучшие работы детей.

2









Учебно-методическое обеспечение работы кружка

«Творческий калейдоскоп» (интернет-ресурсы)


Планы уроков по живописи, осенние детские поделки и другие идеи для поиска.

  • Применение техники правополушарного рисования по материалам пройденных вебинаров. https://mankov.online/childrens_club?gcmes=7072191572&gcmlg=2894514

  • https://stranamasterov.ru/

  • https://razvivashka.online/










8


Сохранить у себя:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Творческий калейдоскоп"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки