МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/К.С. Голосов/
Приказ от «_____»__________202__г. №________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный химик»
для 7-8 классов с использованием
оборудования центра «Точка роста»
Автор:
Гуськова Елена Юрьевна,
учитель математики
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов «Юный химик» с использованием оборудования центра «Точка роста».
Программа модифицирована, составлена на основе программы Чернобельской Г.М., Дементьева А. И. «Мир глазами химика» (Чернобельская, Г.М.,Дементьев, А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса Химия, 1999) и ориентирована на обучающихся 7-8 классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом.
При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОКУ ООШ № 13 д. Мухино программа курса внеурочной
деятельности для 7-8 классов «Юный химик» с использованием оборудования центра «Точка роста» рассчитана на 1 год и разбита на модули, общее количество – 34часа, 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Предметные:
сформировать навыки элементарной исследовательской работы;
расширить знания учащихся по химии, экологии;
научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
научить оформлять результаты своей работы.
Метапредметные:
развить умение проектирования своей деятельности;
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
продолжить развивать творческие способности. Личностные:
продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
совершенствовать навыки коллективной работы;
способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.
Личностные:
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
формулировать самому простые правила поведения в природе;
осознавать себя гражданином России;
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и
всей России;
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций
эстетических и культурных предпочтений;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные:
В области коммуникативных УУД:
организовывать взаимодействие в группе(распределять роли, договариваться друг
с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
В области регулятивных УУД:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера,
выполнения проекта совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, и справлять ошибки;
работая по составленному плану, использовать, наряду с основными
и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
предвидеть (прогнозировать)последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Предметные:
предполагать какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различны источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе
применением средств ИКТ.
Содержание учебного курса
Модуль 1. «Химия–наука о веществах и их превращениях» - 2часа
Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Техника безопасности в кабинете химии.
Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.
Демонстрация. Удивительные опыты.
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических лабораторных работ.
Модуль 2. «Вещества вокруг тебя, оглянись!» – 15часов
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Вода. Многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическое воздействие. Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи?
Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной
склянке. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений.
Глюкоза, ее свойства и применение.
Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла.
Лабораторная работа 1.Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
Лабораторная работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей. Лабораторная работа 3. Свойства воды.
Практическая работа 1. Очистка воды.
Лабораторная работа 4.Свойства уксусной кислоты. Лабораторная работа 5. Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 6. Свойства чая.
Лабораторная работа 7. Свойства мыла.
Лабораторная работа 8. Сравнение моющих свойств мыла СМС.
Лабораторная работа 9. Изготовим духи сами.
Лабораторная работа 10. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода.
Лабораторная работа 11. Получение кислорода из перекиси водорода.
Лабораторная работа 12. Свойства аспирина.
Лабораторная работа 13.Свойствакрахмала.
Лабораторная работа 14.Свойства глюкозы.
Лабораторная работа 15.Свойства растительного и сливочного масел.
Модуль 3.«Увлекательная химия для экспериментаторов» -10 часов
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Состав школьного мела. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторная работа 16.«Секретные чернила».
Лабораторная работа 17.«Получение акварельных красок». Лабораторная работа18. «Мыльные опыты».
Лабораторная работа 19.«Как выбрать школьный мел». Лабораторная работа 20.«Изготовление школьных мелков».
Лабораторная работа 21.«Определение среды раствора с помощью индикаторов».
Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с
помощью них рН раствора».
Модуль 4. «Что мы узнали о химии?» – 7часов
Подготовка и защита мини-проектов
Тематическое планирование рабочей программы внеурочной деятельности
для 7-8 классов «Юный химик»
№ раздела | Название темы (раздела) | Количество часов | ||
всего | Контр. работы | Пр., лаб. работы | ||
1 | Химия–наука о веществах и их превращениях | 2 | 0 | 0 |
2 | Вещества вокруг тебя, оглянись | 15 | 0 | 15 |
3 | Увлекательная химия для экспериментаторов | 10 | 0 | 7 |
4 | Что мы узнали о химии | 7 | 0 | 0 |
Итого: | 34 | 0 | 22 |
№ урока | Тема раздела, урока | Дата | |
план | факт | ||
Химия–наука о веществах и их превращениях (2 часа) | |||
1 | Химия — наука о веществах и превращениях |
|
|
2 | Лабораторное оборудование |
|
|
Вещества вокруг тебя, оглянись (15 часов) | |||
3 | Чистые вещества и смеси |
|
|
4 | Вода |
|
|
5 | Очистка воды |
|
|
6 | Уксусная кислота |
|
|
7 | Пищевая сода |
|
|
8 | Чай |
|
|
9 | Мыло |
|
|
10 | СМС |
|
|
11 | Косметические средства |
|
|
12 | Аптечный йод и зеленка |
|
|
13 | Перекись водорода |
|
|
14 | Аспирин |
|
|
15 | Крахмал |
|
|
16 | Глюкоза |
|
|
17 | Жиры и масла |
|
|
Увлекательная химия для экспериментаторов (10 часов) | |||
18 | Понятие о симпатических чернилах |
|
|
19 | Секретные чернила |
|
|
20 | Мыльные пузыри |
|
|
21 | Понятие о мыльных пузырях |
|
|
22 | Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри |
|
|
23 | Обычный и необычный школьный мел |
|
|
24 | Изготовление школьных мелков |
|
|
25 | Понятие об индикаторах |
|
|
26 | Изготовление растительных индикаторов |
|
|
27 | Определение среды раствора с помощью индикаторов |
|
|
Что мы узнали о химии (7 часов) | |||
28 | Подготовка мини-проектов |
|
|
29 | Подготовка мини-проектов |
|
|
30 | Подготовка мини-проектов |
|
|
31 | Презентация проектов |
|
|
32 | Презентация проектов |
|
|
33 | Презентация проектов |
|
|
34 | Презентация проектов |
|
|