МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/К.С. Голосов/
Приказ от «_____»__________202__г. №________
Рабочаяпрограмма
курсавнеурочнойдеятельности
«Юныйхимик»
для 7-8 классов с использованием
оборудованияцентра«Точкароста»
Автор:
Гуськова Елена Юрьевна,
учитель математики
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов «Юный химик» с использованием оборудования центра «Точка роста».
Программамодифицирована,составленанаосновепрограммыЧернобельской Г.М.,Дементьева А. И. «Мир глазами химика» (Чернобельская, Г.М.,Дементьев, А.И. Мир глазамихимика.Учебноепособиекпропедевтическомукурсухимии7классаХимия, 1999)иориентировананаобучающихся7-8 классов,т.е.тоговозраста,вкотороминтерескокружающемумируособенновелик,аспециальных знанийещенехватает.
Даннаяпрограммасоставленапоучебным пособиям с подробнымиинструкциямиинеобходимымтеоретическим материалом.
При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точкароста».
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОКУ ООШ № 13 д. Мухино программа курса внеурочной
деятельности для 7-8 классов «Юный химик» с использованием оборудования центра «Точка роста» рассчитана на1годиразбитанамодули,общееколичество–34часа, 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Предметные:
сформироватьнавыкиэлементарнойисследовательскойработы;
расширитьзнанияучащихсяпохимии,экологии;
научитьприменятькоммуникативныеипрезентационныенавыки;
научитьоформлятьрезультатысвоейработы.
Метапредметные:
развитьумениепроектированиясвоейдеятельности;
продолжитьформированиенавыковсамостоятельнойработысразличнымиисточникамиинформации;
продолжитьразвиватьтворческиеспособности.Личностные:
продолжить воспитание навыков экологической культуры,ответственногоотношенияклюдямикприроде;
совершенствоватьнавыкиколлективнойработы;
способствоватьпониманиюсовременныхпроблемэкологииисознаниюихактуальности.
Личностные:
осознаватьсебяценнойчастьюбольшогоразнообразногомира(природыиобщества);
испытыватьчувствогордостизакрасотуроднойприроды,своюмалуюРодину,страну;
формулироватьсамомупростыеправилаповедениявприроде;
осознаватьсебягражданиномРоссии;
объяснять,чтосвязываеттебясисторией,культурой,судьбойтвоегонародаи
всейРоссии;
искатьсвоюпозициювмногообразииобщественныхимировоззренческихпозиций
эстетическихи культурныхпредпочтений;
уважатьиноемнение;
вырабатыватьвпротиворечивыхконфликтныхситуацияхправилаповедения.
Метапредметные:
ВобластикоммуникативныхУУД:
организовыватьвзаимодействиевгруппе(распределятьроли,договариватьсядруг
с другом и т.д.);
предвидеть(прогнозировать)последствияколлективныхрешений;
оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойречисучётомсвоихучебныхи
жизненныхречевых ситуаций, втомчислесприменениемсредств ИКТ;
при необходимостиотстаиватьсвою точкузрения,аргументируяее. Учиться
подтверждатьаргументыфактами;
слушатьдругих,пытатьсяприниматьдругуюточкузрения,бытьготовымизменить
своюточку зрения.
ВобластирегулятивныхУУД:
определятьцельучебнойдеятельностиспомощьюучителяисамостоятельно,искать
средстваеёосуществления;
учитьсяобнаруживатьиформулироватьучебнуюпроблему,выбиратьтемупроекта;
составлятьпланвыполнениязадач, решенияпроблем творческогоипоисковогохарактера,
выполненияпроекта совместносучителем;
работаяпоплану,сверятьсвоидействиясцельюи,принеобходимости,исправлять ошибки;
работая по составленному плану, использовать, наряду с основными
и дополнительные средства(справочнаялитература,сложныеприборы,средстваИКТ);
предполагать,какаяинформациянужна;
отбиратьнеобходимыесловари,энциклопедии,справочники,электронныедиски;
сопоставлятьиотбиратьинформацию,полученнуюизразличных источников(словари,
энциклопедии,справочники,электронныедиски,сеть Интернет);
выбиратьоснованиядлясравнения,классификацииобъектов;
устанавливатьаналогииипричинно-следственныесвязи;
выстраиватьлогическуюцепьрассуждений;
представлятьинформациюввидетаблиц,схем,опорногоконспекта,втомчислесприменениемсредств ИКТ;
организовыватьвзаимодействиевгруппе(распределятьроли,договариватьсядруг с
другом и т. д.);
предвидеть(прогнозировать)последствияколлективныхрешений;
оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойречисучётомсвоихучебныхи
жизненныхречевых ситуаций, втомчислесприменениемсредств ИКТ;
при необходимостиотстаиватьсвою точкузрения,аргументируяее. Учиться
подтверждатьаргументыфактами;
входепредставленияпроектаучитьсядаватьоценкуегорезультатов;
пониматьпричинысвоегонеуспехаинаходитьспособывыходаизэтойситуации.
Предметные:
предполагатькакаяинформациянужна;
отбиратьнеобходимыесловари,энциклопедии,справочники,электронныедиски;
сопоставлятьиотбиратьинформацию,полученнуюизразличны источников
(словари,энциклопедии, справочники,электронные диски,сетьИнтернет);
выбиратьоснованиядлясравнения,классификацииобъектов;
устанавливатьаналогииипричинно-следственныесвязи;
выстраиватьлогическуюцепьрассуждений;
представлять информацию ввидетаблиц,схем,опорногоконспекта,втом числе
применением средств ИКТ.
Содержание учебного курса
Модуль1.«Химия–наукаовеществахиихпревращениях»-2часа
Химияилимагия?Немногоизисториихимии.Алхимия.Химиявчера,сегодня,завтра.
Техникабезопасностивкабинетехимии.
Лабораторноеоборудование.Знакомствосраздаточнымоборудованиемдляпрактических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы.Обращениескислотами,щелочами,ядовитымивеществами.Мерыпервойпомощиприхимическихожогах иотравлениях. Выработканавыков безопаснойработы.
Демонстрация.Удивительныеопыты.
Лабораторнаяработа.Знакомствособорудованиемдляпрактических лабораторных работ.
Модуль2.«Веществавокругтебя,оглянись!»–15часов
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способыразделения смесей. Вода. Многое ли мы о ней знаем? Вода и еёсвойства. Что необычного вводе?Водапреснаяиморская. Способыочисткиводы:отставание,фильтрование,обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическоевоздействие. Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическоедействие наорганизм человека.
Мыло илимыла?Отличиехозяйственногомылаоттуалетного.Щелочнойхарактерхозяйственногомыла.
Стиральныепорошкиидругиемоющиесредства.Какиепорошкисамыеопасные.Надолиопасаться жидких моющихсредств.
Лосьоны,духи,кремыипрочаяпарфюмерия.Могутлипредставлятьопасностькосметическиепрепараты?Можнолисамомуизготовитьдухи?
Многообразиелекарственныхвеществ.Какиелекарствамыобычноможемвстретитьвсвоейдомашнейаптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной
склянке.«Зеленка»илираствор бриллиантовогозеленого.Перекись водорода и гидроперит.Свойстваперекисиводорода.
Аспиринилиацетилсалициловаякислотаиегосвойства.Опасностьприпримененииаспирина.
Крахмал,егосвойстваиприменение.Образованиекрахмалавлистьяхрастений.
Глюкоза,еесвойства иприменение.
Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительныеиживотныемасла.
Лабораторная работа1.Знакомствособорудованиемдляпрактическихилабораторных работ.
Лабораторная работа2.Свойствавеществ.Разделениесмесикрасителей.Лабораторнаяработа 3. Свойстваводы.
Практическаяработа 1. Очисткаводы.
Лабораторнаяработа4.Свойствауксуснойкислоты.Лабораторная работа 5. Свойствапитьевойсоды.
Лабораторная работа 6. Свойства чая.
Лабораторнаяработа 7. Свойствамыла.
Лабораторная работа 8. СравнениемоющихсвойствмылаСМС.
Лабораторнаяработа 9. Изготовимдухисами.
Лабораторная работа 10.Необычныесвойстватакихобычныхзеленкиийода.
Лабораторнаяработа11.Получениекислородаизперекисиводорода.
Лабораторная работа 12.Свойствааспирина.
Лабораторная работа 13.Свойствакрахмала.
Лабораторнаяработа 14.Свойстваглюкозы.
Лабораторная работа 15.Свойстварастительногоисливочногомасел.
Модуль3.«Увлекательнаяхимиядляэкспериментаторов»-10часов
Симпатическиечернила:назначение,простейшиерецепты.Составакварельныхкрасок. Правилаобращениясними. Историямыльныхпузырей.Физикамыльныхпузырей.Составшкольногомела.Индикаторы.Изменениеокраскииндикатороввразличных средах.
Лабораторнаяработа 16.«Секретныечернила».
Лабораторнаяработа 17.«Получениеакварельныхкрасок».Лабораторнаяработа18. «Мыльныеопыты».
Лабораторная работа 19.«Как выбрать школьный мел».Лабораторнаяработа20.«Изготовлениешкольных мелков».
Лабораторнаяработа21.«Определениесредыраствораспомощьюиндикаторов».
Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с
помощьюних рН раствора».
Модуль4.«Чтомыузналиохимии?»–7часов
Подготовкаизащитамини-проектов
Тематическое планирование рабочей программы внеурочной деятельности
для 7-8 классов «Юный химик»
№ раздела | Название темы (раздела) | Количество часов | ||
всего | Контр. работы | Пр., лаб. работы | ||
1 | Химия–наукаовеществахиихпревращениях | 2 | 0 | 0 |
2 | Веществавокругтебя,оглянись | 15 | 0 | 15 |
3 | Увлекательнаяхимиядляэкспериментаторов | 10 | 0 | 7 |
4 | Чтомыузналиохимии | 7 | 0 | 0 |
Итого: | 34 | 0 | 22 |
№ урока | Тема раздела, урока | Дата | |
план | факт | ||
Химия–наукаовеществахиихпревращениях (2 часа) | |||
1 | Химия—наукаовеществахипревращениях | ||
2 | Лабораторноеоборудование | ||
Веществавокругтебя,оглянись (15 часов) | |||
3 | Чистыевеществаисмеси | ||
4 | Вода | ||
5 | Очисткаводы | ||
6 | Уксуснаякислота | ||
7 | Пищеваясода | ||
8 | Чай | ||
9 | Мыло | ||
10 | СМС | ||
11 | Косметическиесредства | ||
12 | Аптечныййодизеленка | ||
13 | Перекисьводорода | ||
14 | Аспирин | ||
15 | Крахмал | ||
16 | Глюкоза | ||
17 | Жирыимасла | ||
Увлекательнаяхимиядляэкспериментаторов (10 часов) | |||
18 | Понятиеосимпатическихчернилах | ||
19 | Секретныечернила | ||
20 | Мыльныепузыри | ||
21 | Понятиеомыльныхпузырях | ||
22 | Изучениевлияниявнешнихфакторовнамыльныепузыри | ||
23 | Обычныйинеобычныйшкольныймел | ||
24 | Изготовлениешкольныхмелков | ||
25 | Понятиеобиндикаторах | ||
26 | Изготовлениерастительныхиндикаторов | ||
27 | Определениесредыраствораспомощьюиндикаторов | ||
Чтомыузналиохимии (7 часов) | |||
28 | Подготовкамини-проектов | ||
29 | Подготовкамини-проектов | ||
30 | Подготовкамини-проектов | ||
31 | Презентацияпроектов | ||
32 | Презентацияпроектов | ||
33 | Презентацияпроектов | ||
34 | Презентацияпроектов |