Рабочая программа курса по выбору «Информатика. Подготовка к ЕГЭ»

Цель курса: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • изучение структуры и содержания контроль­ных измерительных материалов по информатике и ИКТ 2015г.;
  • ознакомление учащихся с изменениями в структуре КИМов ЕГЭ по информатике 2015г.
  • повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
  • формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
  • отработка навыка решения заданий части 2 ЕГЭ.

Содержимое разработки

Рабочая программа курса по выбору

«Информатика. Подготовка к ЕГЭ»

10класс

  1. Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Информатика. Подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 10 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением. Данный элективный курс направлен на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением. Курс полностью предметно-ориентирован на область информатики и ИК

Цель курса: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • изучение структуры и содержания контроль­ных измерительных материалов по информатике и ИКТ 2015г.;

  • ознакомление учащихся с изменениями в структуре КИМов ЕГЭ по информатике 2015г.

  • повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;

  • формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.

  • отработка навыка решения заданий части 2 ЕГЭ;


  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ. Обучение сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде, а так же учебного пособия «Готовимся к ЕГЭ по информатике» автора Н.Н. Самылкиной в бумажном или электроном виде. Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Информация и её кодирование", "Алгоритмизация и программирование", "Основы логики", "Моделирование и компьютерный эксперимент", "Основные устройства информационных и коммуникационных технологий", "Программные средства информационных и коммуникационных технологий", "Технология обработки графической и звуковой информации", "Технология обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных", "Телекоммуникационные технологии". Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Продолжительность занятия 1 часа. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системах онлайн-тестирования. В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет (части А и В) через системы онлайн-тестирования.



  1. Описание места учебного предмета «Информатика и ИКТ»

В учебном плане школы на изучение элективного курса по информатике в 11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.


  1. Содержание курса

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатик 2015г.» и их отличие от КИМ 2014г.

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.

ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.

Раздел 2 «Тематические блоки»

2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.

2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

2.3. Тематический блок «Основы логики»

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (ин­версия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.

2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

Основные понятия классифика­ции программного обеспечения, свойств и функциональных воз­можностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.

2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»

Повторение прин­ципов векторной и растровой графики, в том числе способов ком­пьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «простран­ственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графи­ческий примитив», «пиксель».

2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»

Основные правила адреса­ции ячеек в электронной таблице. Понятие абсо­лютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.

2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»

Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз дан­ных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.

2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

2.10. Тематический блок «Технологии программирования»

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).

Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

3.1. Единый государственный экзамен по информатике.

Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.



  1. Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Часов

Раздел 1.«Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»


1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Основные отличия ЕГЭ 2015 года по информатике.

1

Раздел 2.«Тематические блоки»


2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»

1

2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

3

2.3. Тематический блок «Основы логики»

2

2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»

1

2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

1

2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»

1

2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»

1

2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»

1

2.9. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

1

2.10. Тематический блок «Технологии программирования»

3

Раздел 3.«Тренинг по вариантам».


3.1. Единый государственный экзамен по информатике.

2

ВСЕГО:

18







































  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

  1. «Готовимся к ЕГЭ по информатике»: учебное пособие / Н.Н. Самылкина. – 3-е издание - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  2.  «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  3. «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  4. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  5. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  6. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»/Методическое пособие для учителей /Н. Д. Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г;

  7. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2015- 2016 гг.).

  8. «ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые задания.»: раздаточный материал/ П.Я. Якушкин –Экзамен, Москва, 2007 – 2010 гг.

 

Перечень Internet-ресурсов

  1. Сайт Министерства образования РФ  http://www.ed.gov.ru

  2. Сайт информационной поддержки по ЕГЭ http://www.ege.ru/.

  3. Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ http://www.fipi.ru

  4. Сайт РЦОКОиИТ http://ege.spb.ru/

  5. Образовательный портал http://www.ege.edu.ru

  6. Интернет-олимпиада по информатике СПбГУИТМО http://olymp.ifmo.ru

  7. Свободный форум экспертов на сайте www.ege.spbinform.ru


Материально-техническое обеспечение (оборудование)

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

  2. Наушники (рабочее место ученика)

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

  4. Колонки (рабочее место учителя)

  5. Микрофон (рабочее место учителя)

  6. Интерактивный комплекс

  7. Лазерный принтер черно-белый

  8. Лазерный принтер цветной

  9. Сканер

  10. Web-камера

  11. Модем Локальная вычислительная сеть

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы)

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы)

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы)

  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы)

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы)

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы)

  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы)

  9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  10. Программа-архиватор WinRar

  11. Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

  12. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access

  13. Система программирования TurboPascal


  1. Планируемые результаты обучения


В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • цели проведения ЕГЭ;

  • особенности проведения ЕГЭ по информатике;

  • структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике;

  • основные изменения в структуре ЕГЭ по информатике 2015г.

  • единицы измерения информации;

  • принципы кодирования;

  • системы счисления;

  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основные элементы программирования;

  • основные элементы математической логики;

  • архитектура компьютера;

  • программное обеспечение;

  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

уметь:

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике;

  • подсчитывать информационный объём сообщения;

  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

  • строить и преобразовывать логические выражения;

  • строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

  • использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;

  • уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:

  • суммирование массива;

  • проверка упорядоченности массива;

  • слияние двух упорядоченных массивов;

  • сортировка (например, вставками);

  • поиск заданной подстроки (скажем, "abc") в последовательности символов;

  • поиск корня делением пополам;

  • поиск наименьшего делителя целого числа;

  • разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);

  • умножение двух многочленов;

  • знать базовые механизмы обращения с внешним    миром в данной операционной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях;

  • нарисовать на экране график синуса;

  • нарисовать на экране окружность;

  • подсчитать число символов и строк в файле;

  • подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);

  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.


  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Тип занятия,

формы контроля



Раздел 1. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике


1

Комплект КИМов по информатике (кодифи-катор, спецификация экзаменационной рабо-ты, демонстрационная версия экзаменацион-ной работы, экзаменационная работа с инст-рукцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом). Бланки ЕГЭ

1

Лекция. Практическое занятие «Анализ содержания КИМов»

Беседа



Раздел 2. Тематические блоки

2

Разбор заданий по теме «Кодирование и декодирование информации». Тестирования и последующим обсуждением результатов.

1

Лекция.

Тестирование

Трениро-вочный тест

3

Разбор заданий по теме «Выполнение и анализ простых алгоритмов».

1


Лекция.


4

Разбор заданий по теме «Выполнение и анализ простых алгоритмов». Тестирования и последующим обсуждением результатов

1

Тестирование

Трениро-вочный тест

5

Разбор заданий по теме «Обработка массива». Тестирования и последующим обсуждением результатов

1

Лекция. Тестирование


Трениро-вочный тест

6

Разбор заданий по теме «Основные понятия математической логики. Построение и анализ таблиц истинности логических выражений». Тестирования и последующим обсуждением результатов.

1

Лекция.

Тестирование

Трениро-вочный тест

7

Разбор заданий по теме «Преобразование логических выражений». Тестирования и последующим обсуждением результатов.

1



8

Разбор заданий по теме «Использование информационных моделей (таблицы, диаграммы, графики)». Тестирования и последующим обсуждением результатов.

1

Лекция. Тестирование


Трениро-вочный тест

9

Разбор заданий по теме «Файловая система». Тестирования и последующим обсуждением результатов.

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест

10

Разбор заданий по теме «Кодирование изображений и звука». Тестирования и последующим обсуждением результатов.

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест

11

Разбор заданий по теме «Кодирование чисел. Системы счисления. Электронные таблицы». Тестирования и последующим обсуждением результатов.

.

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест

12

Разбор заданий по теме «Поиск и сортировка информации в базах данных». Тестирования и последующим обсуждением результатов

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест

13

Разбор заданий по теме «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала. Компьютерные сети. Адресация в Интернете». Тестирования и последующим обсуждением результатов

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест

14

Разбор заданий по теме «Рекурсивные алгоритмы». Тестирования и последующим обсуждением результатов

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест

15

Разбор заданий по теме «Исправление ошибок в простой программе с условными операторами». Тестирования и последующим обсуждением результатов

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест

16

Разбор заданий по теме «Дерево игры. Поиск выигрышной стратегии».

1

Лекция. Тестирование

Трениро-вочный тест


Раздел 3. Тренинг по вариантам

17

Пробный ЕГЭ (Попытка 1). Компьютерное on-line тестирование и последующим обсуждением результатов.

1

Тестирование

Тестирова-ние

18

Пробный ЕГЭ (Попытка 2). Компьютерное on-line тестирование и последующим обсуждением результатов.

Поведение на экзамене. Как бороться со стрессом.

1

Тестирование

Тестирова-ние



Всего

18




12


Сохранить у себя:
Рабочая программа курса по выбору «Информатика. Подготовка к ЕГЭ»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки