Рабочая программа кружка «Мастерская выразительного чтения» для 3 класса

Рабочая программа к курсу «Мастерская выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № … города ….. Пермского края



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

«___» ________ 20__г.

Руководитель ШМО:

………………………………




Согласовано

Зам. директора по ВР

_______________________

«__»_____________20__г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №21

________________________

«__»_____________20__г.

Рабочая программа кружка

«Мастерская выразительного чтения»



для 3д класса





Составитель:

Горшунова Е.А.,

учитель начальных классов,

I категории,

МАОУ СОШ №21





г. Кунгур

2018 год



Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Мастерская выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».

Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа третьего класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Мастерская выразительного чтения”:

  • художественно-эстетический принцип;

  • принцип интеграции;

  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.

Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача кружка речевого творчества. Разнообразные методы и приемы, используемые на кружке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.

Все занятия речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Ценностные ориентиры содержания курса «Мастерская выразительного чтения»

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса « Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.



Место учебного курса «Мастерская выразительного чтения»

в плане внеурочной деятельности

Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Преподавание курса« Мастерская выразительного чтения» рассчитано на учащихся начальной школы. Преподавание программы курса «Мастерская выразительного чтения» проводится во второй половине дня.

Участники программы: дети 9-11 лет.


Содержание курса

Как хорошо уметь читать!

Интонация при чтении стихотворений. Чтение – лучшее умение. Читать хорошо - это трудно и легко! Чтение «про себя». Чтение – это разговор писателя с читателем. Формулирование вопросов к тексту.


Техники выразительного чтения.

Умные и верные друзья. Учусь технике выразительного чтения. Что такое пунктуация? Характер знаков препинания. О чем могут рассказать названия знаков препинания? Почему нельзя обойтись без знаков препинания? Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения! Понижение и повышение голоса в тексте. Деление текста на части. Учусь исполнять голосом знаки препинания! Интонации героев текста. Инсценирование стихотворения. Что такое импровизация. Учись определять разную интонацию. Учись выразительно читать о природе.



Школьный театр

Учись выразительно обращаться. Учись выразительно читать рассказы. Инсценирование рассказа. Инсценирование сказки. Конкурс чтецов. Слушай и рассуждай, выразительно читай!

Календарно - тематический план

«Мастерская выразительного чтения»

68 часов (2часа в неделю)




п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения


1 четверть (16 часов)

Как хорошо уметь читать! (16 часов)

1.

Как хорошо уметь читать!

2


2.

Интонация при чтении стихотворений.

3


3

Чтение – лучшее умение

2


4

Читать хорошо - это трудно и легко!

2


5

Чтение «про себя»

2


6.

Чтение – это разговор писателя с читателем.

2


7

Формулирование вопросов к тексту.

3




2 четверть (16 часов)

Техники выразительного чтения (36 часов)

8

Умные и верные друзья.

2


9

Учусь технике выразительного чтения

4


10

Что такое пунктуация?

4


11

Характер знаков препинания.

2


12

О чем могут рассказать названия знаков препинания?

1


13

Почему нельзя обойтись без знаков препинания?

1


14

Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения!

2




3 четверть (20 часов)

Техники выразительного чтения (продолжение)

15

Понижение и повышение голоса в тексте

2


16

Деление текста на части.

2


17

Учусь исполнять голосом знаки препинания!

2


18

Интонации героев текста.

2


19

Инсценирование стихотворения


4


20

Что такое импровизация.

2


21

Учись определять разную интонацию.

3


22

Учись выразительно читать о природе.


3




4 четверть (16 часов)

Школьный театр (16 часов)


23

Учись выразительно обращаться

2


24

Учись выразительно читать рассказы.

2


25

Инсценирование рассказа.

4


26

Инсценирование сказки.

4


27

Конкурс чтецов

2


28

Слушай и рассуждай, выразительно читай!

Подведем итоги

2



Всего

68 ч




Рекомендуемая литература для учителя

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

  14. Наш школьный кукольный театр.- М.,1978.



Литература для учащихся



  1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

  2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

  3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

  4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

  5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

  6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

  7. Синицын В.А. « Мастерская выразительного чтения» М.; РОСТ 2011

  8. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

  9. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

  10. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

  11. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

  12. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

  13. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

  14. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

  15. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

  16. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998























Сохранить у себя:
Рабочая программа кружка «Мастерская выразительного чтения» для 3 класса

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки