Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № … города ….. Пермского края
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _____ «___» ________ 20__г. Руководитель ШМО: ………………………………
| Согласовано Зам. директора по ВР _______________________ «__»_____________20__г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №21 ________________________ «__»_____________20__г. |
Рабочая программа кружка
«Мастерская выразительного чтения»
для 3д класса
Составитель:
Горшунова Е.А.,
учитель начальных классов,
I категории,
МАОУ СОШ №21
г. Кунгур
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Мастерская выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа третьего класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Мастерская выразительного чтения”:
художественно-эстетический принцип;
принцип интеграции;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.
Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача кружка речевого творчества. Разнообразные методы и приемы, используемые на кружке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.
Все занятия речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.
Ценностные ориентиры содержания курса «Мастерская выразительного чтения»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса « Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Место учебного курса «Мастерская выразительного чтения»
в плане внеурочной деятельности
Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Преподавание курса« Мастерская выразительного чтения» рассчитано на учащихся начальной школы. Преподавание программы курса «Мастерская выразительного чтения» проводится во второй половине дня.
Участники программы: дети 9-11 лет.
Содержание курса
Как хорошо уметь читать!
Интонация при чтении стихотворений. Чтение – лучшее умение. Читать хорошо - это трудно и легко! Чтение «про себя». Чтение – это разговор писателя с читателем. Формулирование вопросов к тексту.
Техники выразительного чтения.
Умные и верные друзья. Учусь технике выразительного чтения. Что такое пунктуация? Характер знаков препинания. О чем могут рассказать названия знаков препинания? Почему нельзя обойтись без знаков препинания? Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения! Понижение и повышение голоса в тексте. Деление текста на части. Учусь исполнять голосом знаки препинания! Интонации героев текста. Инсценирование стихотворения. Что такое импровизация. Учись определять разную интонацию. Учись выразительно читать о природе.
Школьный театр
Учись выразительно обращаться. Учись выразительно читать рассказы. Инсценирование рассказа. Инсценирование сказки. Конкурс чтецов. Слушай и рассуждай, выразительно читай!
Календарно - тематический план
«Мастерская выразительного чтения»
68 часов (2часа в неделю)
№ п/п | Наименование тем | Количество | Дата проведения | |
1 четверть (16 часов) Как хорошо уметь читать! (16 часов) | ||||
1. | Как хорошо уметь читать! | 2 |
| |
2. | Интонация при чтении стихотворений. | 3 |
| |
3 | Чтение – лучшее умение | 2 |
| |
4 | Читать хорошо - это трудно и легко! | 2 |
| |
5 | Чтение «про себя» | 2 |
| |
6. | Чтение – это разговор писателя с читателем. | 2 |
| |
7 | Формулирование вопросов к тексту. | 3 |
| |
|
2 четверть (16 часов) Техники выразительного чтения (36 часов) | |||
8 | Умные и верные друзья. | 2 |
| |
9 | Учусь технике выразительного чтения | 4 |
| |
10 | Что такое пунктуация? | 4 |
| |
11 | Характер знаков препинания. | 2 |
| |
12 | О чем могут рассказать названия знаков препинания? | 1 |
| |
13 | Почему нельзя обойтись без знаков препинания? | 1 |
| |
14 | Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения! | 2 |
| |
3 четверть (20 часов) Техники выразительного чтения (продолжение)
| ||||
15 | Понижение и повышение голоса в тексте | 2 |
| |
16 | Деление текста на части. | 2 |
| |
17 | Учусь исполнять голосом знаки препинания! | 2 |
| |
18 | Интонации героев текста. | 2 |
| |
19 | Инсценирование стихотворения
| 4 |
| |
20 | Что такое импровизация. | 2 |
| |
21 | Учись определять разную интонацию. | 3 |
| |
22 | Учись выразительно читать о природе.
| 3 |
| |
4 четверть (16 часов) Школьный театр (16 часов)
| ||||
23 | Учись выразительно обращаться | 2 |
| |
24 | Учись выразительно читать рассказы. | 2 |
| |
25 | Инсценирование рассказа. | 4 |
| |
26 | Инсценирование сказки. | 4 |
| |
27 | Конкурс чтецов | 2 |
| |
28 | Слушай и рассуждай, выразительно читай! Подведем итоги | 2 |
| |
| Всего | 68 ч |
|
Рекомендуемая литература для учителя
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Наш школьный кукольный театр.- М.,1978.
Литература для учащихся
Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Синицын В.А. « Мастерская выразительного чтения» М.; РОСТ 2011
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998