Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей с. Месягутово муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор МБОУ
Протокол № 1 _________________ лицея с. Месягутово: от « » августа 2017 г. Н.Ю. Насибуллина _________________
Руководитель ШМО: 29.08.2017г. А.Л.Неустроев ________________ приказ № 171 -а
Н.Г.Шакирова от 31.08.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Типологический анализ текста»
для 11а класса
на 2017-2018 учебный год
Составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1897
- примерной программы среднего общего образования по русскому языку. // Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М., Дрофа, 2008
- программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 10-11 классы (автор программы С. И. Львова). – М., Дрофа, 2011.
- программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 10-11 классы (авторы Г. К. Лидман-Орлова, Т. М. Пахнова, Ю. С. Пичугов). – М., Дрофа, 2011.
Рабочую программу составила:
Леонтьева Е.Г, учитель русского языка и литературы высшей категории
Месягутово – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Типологический анализ текста» для 11 а класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея с. Месягутово составлена на основе
- федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1897
- примерной программы среднего общего образования по русскому языку. // Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М., Дрофа, 2008
- программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 10-11 классы (автор программы С. И. Львова). – М., Дрофа, 2011
- программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 10-11 классы (авторы Г. К. Лидман - Орлова, Т. М. Пахнова, Ю. С. Пичугов). – М., Дрофа, 2011.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Описание места элективного курса в учебном плане
Учебный план МБОУ лицея с. Месягутово отводит на изучение элективного курса в 11 а классе 34 часа.
Сроки реализации программы – 2017 - 2018 учебный год.
Специфика элективного курса
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Цели и задачи обучения
Цель данного курса:
помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и экзаменационному сочинениям;
подготовить учащихся к выпускному экзамену.
Основными задачами курса являются:
изучение элективного курса в соответствии с познавательными и учебными потребностями детей;
обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;
развитие продуктивного мышления через анализ художественных произведений, творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;
развитие способности к самостоятельной деятельности;
привитие стремления к приобретению знаний.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
11 КЛАССА
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
11 КЛАСС (34 ЧАСА)
Раздел 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов) Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте. Выделение микротем в тексте. Лексические средства организации текста. Морфологические средства организации текста. Синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Раздел 2. Лингвистический анализ текста (9часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы. Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.
Раздел 3. Анализ текста. (5 часов)
Содержание исходного текста. Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. Рецензия. Эссе.
Раздел 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (11 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. Заключительная часть сочинения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
11 класс
№ | Содержание | Кол-во часов | Кол-во прове-рочных работ |
1 | Стилистический и типологический анализ текста | 9 | 1 |
2 | Лингвистический анализ текста | 9 | 1 |
3 | Анализ текста. | 5 | 1 |
4 | Композиция и языковое оформление сочинения | 11 | 1 |
| Итого: | 34 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 11 а КЛАССА
на 2017-2018 учебный год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. |
| Раздел 1. Стилистический и типологический анализ текста | 9 |
|
|
1 | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 |
|
|
2 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | 1 |
|
|
3 | Выделение микротем в тексте. | 1 |
|
|
4 | Лексические средства организации текста. | 1 |
|
|
5 | Морфологические средства организации текста. | 1 |
|
|
6 | Синтаксические средства организации текста. | 1 |
|
|
7 | Стили речи. | 1 |
|
|
8 | Типы речи. | 1 |
|
|
9 | Контрольная работа №1 (промежуточная). | 1 |
|
|
| Раздел 2. Лингвистический анализ текста | 9 |
|
|
10 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | 1 |
|
|
11 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. | 1 |
|
|
12 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | 1 |
|
|
13 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | 1 |
|
|
14 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | 1 |
|
|
15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | 1 |
|
|
16 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | 1 |
|
|
17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | 1 |
|
|
18 | Промежуточная контрольная работа № 2 | 1 |
|
|
| Раздел 3. Анализ текста. | 5 |
|
|
19 | Содержание исходного текста. | 1 |
|
|
20 | Тексты функционального стиля. | 1 |
|
|
| Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей |
|
|
|
21 | Рецензия. | 1 |
|
|
22 | Эссе. | 1 |
|
|
23 | Промежуточная контрольная работа №3 | 1 |
|
|
| Раздел 4. Композиция и языковое оформление сочинения. | 11 |
|
|
24 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | 1 |
|
|
25 | Авторская позиция. | 1 |
|
|
26 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | 1 |
|
|
27 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | 1 |
|
|
28 | Заключительная часть сочинения. | 1 |
|
|
29 | Тренировочные сочинения. | 1 |
|
|
30 | Тренировочные сочинения. | 1 |
|
|
31 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
32 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
33 | Работа над ошибками | 1 |
|
|
34 | Итоговый урок | 1 |
|
|
| Итого | 34ч |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 1995.
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995.
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2008.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965.
Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973.
Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004.
Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.
Торкунова Т.В. Как писать сочинение. – М.: Рольф, 1999.
Сайт Инессы Перовой
Сайт Захарьиной Е.А.
Сайт «Грамота»// http://www.gramota.ru/
Сайт «Культура письменной речи»// http://www.gramma.ru/
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
www.fipi.ru – «Федеральный институт педагогических измерений»
http://slovari.yandex.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://feb-web.ru/