Рабочая программа элективного курса по математике 8-9 классов

Рабочая программа элективного курса по математике для 8-9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике.

Курс ориентирован на учебники для учащихся 8, 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.

Данный курс систематизирует содержание учебных предметов Алгебра и Геометрия и служит подготовительной базой для учащихся 8 и 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Характерной особенностью данного элективного учебного предмета является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам.

Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.

Содержимое разработки

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса по математике для 8-9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике.

Курс ориентирован на учебники для учащихся 8, 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.


Общая характеристика учебного курса

Данный курс систематизирует содержание учебных предметов Алгебра и Геометрия и служит подготовительной базой для учащихся 8 и 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации. 

Характерной особенностью данного элективного учебного предмета является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам.

Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.


Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.


Дополнительно в рабочей программе обозначаются следующие цели:  формирование у всех учащихся базовой  математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования.

Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:

  • систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ;

  • формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям;

  • совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков;

  • проводить систематическую коррекционную  работу   с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала;

  • рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии.

На занятиях по математике учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным  алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в  различных жизненных ситуациях.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

Изучение курса по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соот­ветствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познава­тельной деятельности;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  5. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  7. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  8. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

  9. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  1. осознание значения математики в повседневной жизни человека;

  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  5. систематические знания о функциях и их свойствах;

  6. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:

  • выполнять вычисления с действительными числами;

  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;

  • проводить практические расчёты: вычисления с процентами;

  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • исследовать функции и строить их графики;

  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);

  • решать геометрические задачи.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения курса формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения курса школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.


Планируемые результаты обучения

Числа и вычисления. Алгебраические выражения

Учащийся научится:

  • выполнять тождественные преобразование выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

Учащийся получит возможность:

  • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов.

Уравнения и неравенства

Учащийся научится:

  • решать основные виды рациональных уравнений и неравенств, системы двух уравнений с двумя переменными;

  • применять графические представления для исследования уравнений и неравенств, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Учащийся получит возможность:

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений и неравенств и их систем;

  • применять графические представления для исследования уравнений и неравенств и их систем, содержащих буквенные коэффициенты.

Функции. Координаты на прямой и плоскости

Учащийся научится:

  • строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков.

Учащийся получит возможность:

  • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач.

Геометрия

Учащийся научится:

  • решать задачи, связанные с нахождением геометрических величин.

Учащийся получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисление.

Теория вероятностей

Учащийся научится:

  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность:

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Числовые последовательности

Учащийся научится:

  • применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями.

Учащийся получит возможность:

  • понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Поканаевская СШ» отводит на изучение элективного курса в 8 и 9 классах по 0,5 часа в неделю, итого по 17 часов в год, согласно 34 рабочих недель. Данная программа предназначена для общеобразовательного класса. Срок реализации программы – два учебных года.


Формы организации учебного процесса

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные.

Формы контроля и оценки

  • тематический (учебно-тренировочный тест ОГЭ);

  • итоговый (учебно-тренировочный тест ОГЭ).

Содержание программы

8 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Числа и вычисления

5

3

Алгебраические выражения

4

4

Координаты на прямой и плоскости

2

5

Геометрия

4

6

Обобщение

1


ИТОГО

17

9 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Уравнения и неравенства 

6

3

Функции

2

4

Геометрия

3

5

Теория вероятностей

2

6

Числовые последовательности

2

7

Обобщение

1


ИТОГО

17


Учебно-методическое и

материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Учебно-методический комплект

  1. Алгебра : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018.

  2. Алгебра : 7 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, Е.  М. Рабинович, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018

  3. Алгебра : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018.

  4. Алгебра : 8 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, Е.  М. Рабинович, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2015.

  5. Алгебра : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2019.

  6. Алгебра : 9 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, Е.  М. Рабинович, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018.

  7. Геометрия : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2018

  8. Геометрия : 7 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, Е.  М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2017

  9. Геометрия : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2018

  10. Геометрия : 8 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, Е.  М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2017 .

  11. Геометрия : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2019.

  12. Геометрия : 9 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.  Г. Мерзляк, В.  Б. Полонский, Е.  М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2018.

Печатные пособия

  1. Таблицы по математике;

  2. Портреты выдающихся деятелей в области математики.

Информационные средства

  1. Материалы, размещенные на сайтах: http://www.mathgia.ru, www.fipi.ru; www.ege.edu.ru; www.alleхlarin.ru; http://sdamgia.ru/

Технические средства

  1. Компьютер;

  2. Мультимедиапроектор;

  3. Экран (на штативе или навесной);

  4. Интерактивная доска.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Доска магнитная с координатной сеткой;

  2. Наборы «Части целого на круге», «Простые дроби»;

  3. Наборы геометрических тел;

  4. Комплект чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.



Календарно-тематическое планирование к рабочей программе. 8 класс


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата

план

факт

Введение (1 час)

1

Введение. Постигаем тайны ОГЭ

Знакомство с целями, задачами, содержанием курса, со спецификацией ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией.



Числа и вычисления (5 часов)

2

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Признаки делимости, деление с остатком

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



3

Дроби. Основное свойство дроби, действия с дробями

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



4

Рациональные числа. Законы арифметических действий. Степень с целым показателем

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



5

Действительные числа. Квадратный корень

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



6

Зависимость между величинами, преобразования. Формулы

Осуществлять практические расчёты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами.



Алгебраические выражения (4 часа)

7

Многочлены. Преобразования, три способа разложения на множители

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



8

Многочлены. Степень и корень многочлена с одной переменной.

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



9

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



10

Алгебраическая дробь. Тождественные преобразования выражений

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



Координаты на прямой и плоскости (2 часа)

11

Координатная прямая, плоскость.

Изображение точек

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.


12

Декартовы координаты на плоскости

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.



Геометрия (4 часа)

13

Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин. Начальные понятия геометрии

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



14

Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Формулы площадей

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



15

Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Формулы площадей

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



16

Окружность и круг. Признаки и свойства

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



Обобщение (1 час)

17

Итоговый урок. Решение учебно-тренировочного теста

Применение полученных знаний .




Календарно-тематическое планирование к рабочей программе. 9 класс


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата

план

факт

Введение (1 час)

1

Введение. Постигаем тайны ОГЭ

Знакомство с целями, задачами, содержанием курса, со спецификацией ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией.



Уравнения и неравенства (6 часов)

2

Линейные и квадратные уравнения.

Способы решения

Уметь решать уравнения, выполнять преобразования алгебраических выражений.



3

Дробно-рациональные уравнения. Методы введения новой переменной, разложения на множителиразований выражений

Уметь решать уравнения, выполнять преобразования алгебраических выражений.



4

Системы уравнений. Способы решения

Уметь решать уравнения и их системы, выполнять преобразования алгебраических выражений.



5

Неравенства. Способы решения

Уметь решать неравенства , выполнять преобразования алгебраических выражений.



6

Системы неравенств. Способы решения

Уметь решать неравенства и их системы, выполнять преобразования алгебраических выражений.



7

Текстовые задачи. Решение задач с помощью уравнений и арифметическим способом

Уметь решать уравнения, выполнять преобразования алгебраических выражений, исследовать простейшие математические модели.



Функции (2 часа)

8

Числовые функции. Элементарные функции, их свойства и графики

Уметь стро­ить и чи­тать графики функций.



9

Построение графиков сложных функций

Уметь стро­ить и чи­тать графики функций, выполнять преобразования алгебраических выражений, исследовать простейшие математические модели.



Геометрия (3 часа)

10

Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Формулы площадей

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



11

Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Формулы площадей

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



12

Окружность и круг. Признаки и свойства

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



Теория вероятностей (2 часа)

13

Теория вероятностей и комбинаторика

Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов, сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики



14

Решение задач по теории вероятности

Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов, сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики



Числовые последовательности (2 часа)

15

Арифметическая прогрессия. Формулы

Осуществлять практические расчёты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами



16

Геометрическая прогрессия. Формулы

Осуществлять практические расчёты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами



Обобщение (1 час)

17

Итоговый урок. Решение учебно-тренировочного теста

Применение полученных знаний





12


Сохранить у себя:
Рабочая программа элективного курса по математике 8-9 классов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки