Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике для 8-9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике.
Курс ориентирован на учебники для учащихся 8, 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс систематизирует содержание учебных предметов Алгебра и Геометрия и служит подготовительной базой для учащихся 8 и 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Характерной особенностью данного элективного учебного предмета является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам.
Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Дополнительно в рабочей программе обозначаются следующие цели: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ;
формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям;
совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков;
проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала;
рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии.
На занятиях по математике учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Изучение курса по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
проводить практические расчёты: вычисления с процентами;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать геометрические задачи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения курса формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения курса школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Планируемые результаты обучения
Числа и вычисления. Алгебраические выражения
Учащийся научится:
выполнять тождественные преобразование выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
Учащийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов.
Уравнения и неравенства
Учащийся научится:
решать основные виды рациональных уравнений и неравенств, системы двух уравнений с двумя переменными;
применять графические представления для исследования уравнений и неравенств, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и неравенств и их систем;
применять графические представления для исследования уравнений и неравенств и их систем, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции. Координаты на прямой и плоскости
Учащийся научится:
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков.
Учащийся получит возможность:
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач.
Геометрия
Учащийся научится:
решать задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
Учащийся получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисление.
Теория вероятностей
Учащийся научится:
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Числовые последовательности
Учащийся научится:
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями.
Учащийся получит возможность:
понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Поканаевская СШ» отводит на изучение элективного курса в 8 и 9 классах по 0,5 часа в неделю, итого по 17 часов в год, согласно 34 рабочих недель. Данная программа предназначена для общеобразовательного класса. Срок реализации программы – два учебных года.
Формы организации учебного процесса
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные.
Формы контроля и оценки
тематический (учебно-тренировочный тест ОГЭ);
итоговый (учебно-тренировочный тест ОГЭ).
Содержание программы
8 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Числа и вычисления | 5 |
3 | Алгебраические выражения | 4 |
4 | Координаты на прямой и плоскости | 2 |
5 | Геометрия | 4 |
6 | Обобщение | 1 |
| ИТОГО | 17 |
9 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Уравнения и неравенства | 6 |
3 | Функции | 2 |
4 | Геометрия | 3 |
5 | Теория вероятностей | 2 |
6 | Числовые последовательности | 2 |
7 | Обобщение | 1 |
| ИТОГО | 17 |
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Учебно-методический комплект
Алгебра : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Алгебра : 7 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018
Алгебра : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Алгебра : 8 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2015.
Алгебра : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2019.
Алгебра : 9 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Геометрия : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2018
Геометрия : 7 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2017
Геометрия : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2018
Геометрия : 8 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2017 .
Геометрия : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2019.
Геометрия : 9 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф. 2018.
Печатные пособия
Таблицы по математике;
Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
Материалы, размещенные на сайтах: http://www.mathgia.ru, www.fipi.ru; www.ege.edu.ru; www.alleхlarin.ru; http://sdamgia.ru/
Технические средства
Компьютер;
Мультимедиапроектор;
Экран (на штативе или навесной);
Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска магнитная с координатной сеткой;
Наборы «Части целого на круге», «Простые дроби»;
Наборы геометрических тел;
Комплект чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе. 8 класс
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Дата | |
план | факт | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | Введение. Постигаем тайны ОГЭ | Знакомство с целями, задачами, содержанием курса, со спецификацией ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией. |
|
|
Числа и вычисления (5 часов) | ||||
2 | Натуральные числа. Десятичная система счисления. Признаки делимости, деление с остатком | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
3 | Дроби. Основное свойство дроби, действия с дробями | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
4 | Рациональные числа. Законы арифметических действий. Степень с целым показателем | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
5 | Действительные числа. Квадратный корень | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
6 | Зависимость между величинами, преобразования. Формулы | Осуществлять практические расчёты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами. |
|
|
Алгебраические выражения (4 часа) | ||||
7 | Многочлены. Преобразования, три способа разложения на множители | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
8 | Многочлены. Степень и корень многочлена с одной переменной. | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
9 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
10 | Алгебраическая дробь. Тождественные преобразования выражений | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
Координаты на прямой и плоскости (2 часа) | ||||
11 | Координатная прямая, плоскость. Изображение точек | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
12 | Декартовы координаты на плоскости | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. |
|
|
Геометрия (4 часа) | ||||
13 | Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин. Начальные понятия геометрии | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. |
|
|
14 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Формулы площадей | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. |
|
|
15 | Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Формулы площадей | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. |
|
|
16 | Окружность и круг. Признаки и свойства | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. |
|
|
Обобщение (1 час) | ||||
17 | Итоговый урок. Решение учебно-тренировочного теста | Применение полученных знаний . |
|
|
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе. 9 класс
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Дата | |
план | факт | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | Введение. Постигаем тайны ОГЭ | Знакомство с целями, задачами, содержанием курса, со спецификацией ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией. |
|
|
Уравнения и неравенства (6 часов) | ||||
2 | Линейные и квадратные уравнения. Способы решения | Уметь решать уравнения, выполнять преобразования алгебраических выражений. |
|
|
3 | Дробно-рациональные уравнения. Методы введения новой переменной, разложения на множителиразований выражений | Уметь решать уравнения, выполнять преобразования алгебраических выражений. |
|
|
4 | Системы уравнений. Способы решения | Уметь решать уравнения и их системы, выполнять преобразования алгебраических выражений. |
|
|
5 | Неравенства. Способы решения | Уметь решать неравенства , выполнять преобразования алгебраических выражений. |
|
|
6 | Системы неравенств. Способы решения | Уметь решать неравенства и их системы, выполнять преобразования алгебраических выражений. |
|
|
7 | Текстовые задачи. Решение задач с помощью уравнений и арифметическим способом | Уметь решать уравнения, выполнять преобразования алгебраических выражений, исследовать простейшие математические модели.
|
|
|
Функции (2 часа) | ||||
8 | Числовые функции. Элементарные функции, их свойства и графики | Уметь строить и читать графики функций. |
|
|
9 | Построение графиков сложных функций | Уметь строить и читать графики функций, выполнять преобразования алгебраических выражений, исследовать простейшие математические модели. |
|
|
Геометрия (3 часа) | ||||
10 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Формулы площадей | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. |
|
|
11 | Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Формулы площадей | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. |
|
|
12 | Окружность и круг. Признаки и свойства | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. |
|
|
Теория вероятностей (2 часа) | ||||
13 | Теория вероятностей и комбинаторика | Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов, сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики |
|
|
14 | Решение задач по теории вероятности | Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов, сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики |
|
|
Числовые последовательности (2 часа) | ||||
15 | Арифметическая прогрессия. Формулы | Осуществлять практические расчёты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами |
|
|
16 | Геометрическая прогрессия. Формулы | Осуществлять практические расчёты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами |
|
|
Обобщение (1 час) | ||||
17 | Итоговый урок. Решение учебно-тренировочного теста | Применение полученных знаний |
|
|
12