Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Роговская основная общеобразовательная школа
« Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР _______Г.Г. Литовченко Директор школы _____ Р.И.Рожкова
Протокол №1 «___» ___________ 2018 г. Приказ № __ от «___»_______2018г.
«___» _______ 2018 г.
Руководитель МО _____ Миклухо Ю.А.
Рабочая программа
учебного курса «Физика»
для учащихся 8 класса
Всего часов по программе: 70 ч. Составила:
Всего часов в неделю: 2 ч. учитель физики
Учебники: А.В. Перышкин Миклухо Ю.А.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике в 8 классе составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта общего образования, приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
- «Примерной программы основного общего образования. Физика. Естествознание.» – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
-Приказа Департамента образования и науки Брянской области от 27.04.2018 № 709 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год».
- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 27.04.2018 года № 4118-04-О «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год».
- Учебного плана МБОУ Роговской ООШ на 2018-2019 учебный год (Приказ от 31.08.2018г. № 28/6 - О).
- Годового календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2018-2019 учебный год (Приказ от 31.08.2018г. № 28/5- О).
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:
А.В. Перышкин. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа», 2018 год.
Рабочая тетрадь к учебнику Физика. 8 класс. К учебнику А.В. Перышкина- М.: Дрофа, 2017;
Сборник задач по физике: 7-9 классы. К учебникам А.В. Перышкина «Физика 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцева. – 16-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2016;
Физика. 8 класс: самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Перышкина/ А.Е. Марон, Е.А. Марон.- 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018;
Физика. 8 класс: тесты к учебнику А.В. Перышкина/ Н.И. Слепнева. – 3- изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017;
Физика. Сборник вопросов и задач. 8 класс: учебное пособие/А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский.- 5-е изд., доп.-М.: Дрофа, 2018;
Физика. Дидактические материалы. 8 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е Марон, Е.А. Марон.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2018;
Физика. 8 класс. Методическое пособие/ Н.В. Филонович.- 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2018;
Физика. 8 класс: тетрадь для лабораторных работ к учебнику А.В. Перышкина/ Н.В. Филонович, А.Г. Восканян. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы. Физика дает учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире.
В 8 классе продолжается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.
Контроль осуществляется в виде: самостоятельной работы, тестов, лабораторных работ, фронтального и индивидуального опроса, взаимоконтроль и самоконтроль. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока (карточки отдельным учащимся), а также 6 контрольных работ.
Цели и задачи учебного курса «Физика»
Основные цели изучения курса физики:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Основные задачи изучения курса физики:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Цели и задачи учебного предмета «Физика»
Основные цели изучения предмета физика в 8 классе:освоение знаний о тепловых, электрических и электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Физика»
В результате изучения курса физики ученик должен:
знать о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
уметь применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формировать убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры;
развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативно уметь докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика» в 8 классе
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать:
смысл понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, теплопроводность, конвекция, излучение, электризация тел, отражение света, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, преломление света, плоское зеркало, линза.
смысл физических величин: кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах; Ома для участка цепи; Джоуля-Ленца; отражения света; преломления света.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Содержание учебного курса «Физика»
Физика и физические методы изучения природы.
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы1. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Механические явления.
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.
Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, простых механизмов.
Тепловые явления.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
Электромагнитные явления.
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Квантовые явления.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
Содержание учебного предмета «Физика» 8 класс (70 часов)
Тепловые явления (26 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальные лабораторные работы:
Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Измерение влажности воздуха.
Контрольная работа № 1 «Тепловые явления».
Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества».
Электрические и электромагнитные явления (31 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Фронтальные лабораторные работы:
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Контрольная работа № 3 «Сила тока, напряжение и сопротивление проводника».
Контрольная работа №4 «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца».
Световые явления (10ч)
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы:
Получение изображения при помощи линзы.
Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа».
Повторение - 3 ч.
Итоговое повторение курса физики за 8 класс.
Тематическое планирование по физике в 8 классе (70 часов)
№ п/п |
Раздел, тема урока
|
Количество часов |
Дата
| |||||
план
|
факт | |||||||
Тепловые явления (26 часов)
| ||||||||
1 1/1 | Инструкция № 28 по охране труда для учащихся в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. | 1 | 03.09. |
| ||||
2 | Внутренняя энергия. | 1 | 07.09. |
| ||||
3 | Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | 10.09. |
| ||||
4 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | 1 | 14.09. |
| ||||
5 | Конвекция. Излучение. | 1 | 17.09. |
| ||||
6 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | 21.09. |
| ||||
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | 24.09. |
| ||||
8 | Инструкция № 38 по охране труда при проведении лабораторной работы по теме «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». Фронтальная лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | 28.09. |
| ||||
9 | Уравнение теплового баланса. | 1 | 01.10. |
| ||||
10 | Инструкция № 42 по охране труда при проведении лабораторной работы по теме «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | 05.10. |
| ||||
11 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | 08.10. |
| ||||
12 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | 12.10. |
| ||||
13 | Контрольная работа № 1 «Тепловые явления». | 1 | 15.10. |
| ||||
14 | Анализ результатов контрольной работы. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 | 19.10. |
| ||||
15 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 1 | 22.10. |
| ||||
16 | Решение задач. | 1 | 26.10. |
| ||||
17 | Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. | 1 | 29.10. |
| ||||
18 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | 1 | 09.11. |
| ||||
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструкция № 37 по охране труда при проведении лабораторной работы по теме: «Измерение относительной влажности воздуха». Фронтальная лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха». | 1 | 12.11. |
| ||||
20 | Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества». | 1 | 16.11. |
| ||||
21 | Объяснение агрегатных состояний вещества на основании атомно-молекулярного строения. | 1 | 19.11. |
| ||||
22 | Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 | 23.11. |
| ||||
23 | Анализ результатов контрольной работы. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | 26.11. |
| ||||
24 | Принцип действия тепловой машины. Паровая турбина. | 1 | 30.11. |
| ||||
25 | КПД теплового двигателя. | 1 | 03.12. |
| ||||
26 | Решение задач по теме «Нахождение КПД теплового двигателя». | 1 | 07.12. |
| ||||
Электрические и электромагнитные явления (31 час) |
| |||||||
27 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Электроскоп. | 1 | 10.12. |
| ||||
28 | Электрическое поле. | 1 | 14.12. |
| ||||
29 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. | 1 | 17.12. |
| ||||
30 | Объяснение электрических явлений. | 1 | 21.12. |
| ||||
31 | Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | 24.12. |
| ||||
32 | Инструкция № 28 по охране труда для учащихся в кабинете физики. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 | 11.01. |
| ||||
33 | Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 | 14.01. |
| ||||
34 | Инструкция № 36 по охране труда при проведении лабораторной работы по теме: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». Фронтальная лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 | 18.01. |
| ||||
35 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 | 21.01. |
| ||||
36 | Инструкция № 34 по охране труда при проведении лабораторной работы по теме: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Фронтальная лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 | 25.01. |
| ||||
37 | Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. | 1 | 28.01. |
| ||||
38 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | 01.02. |
| ||||
39 | Решение задач по теме: «Закон Ома. Вычисление сопротивления проводника». | 1 | 04.02. |
| ||||
40 | Инструкция № 40 по охране труда при проведение лабораторной работы по теме: «Регулирование силы тока реостатом». Фронтальная лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | 08.02. |
| ||||
41 | Инструкция № 39 по охране труда при проведении лабораторной работы по теме: «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Фронтальная лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | 11.02. |
| ||||
42 | Последовательное сопротивление проводников. | 1 | 15.02. |
| ||||
43 | Параллельное соединение проводников. | 1 | 18.02. |
| ||||
44 | Обобщающий урок по теме: «Сила тока, напряжение и сопротивление проводника .» | 1 | 22.02. |
| ||||
45 | Контрольная работа № 3 по теме: «Сила тока, напряжение и сопротивление проводника». | 1 | 25.02. |
| ||||
46 | Анализ результатов контрольной работы. Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. | 1 | 01.03. |
| ||||
47 | Инструкция № 35 по охране труда при проведении лабораторной работы по теме: «Измерение работы и мощности электрического тока». Фронтальная лабораторная работа № 8 «Измерение работы и мощности электрического тока». | 1 | 04.03. |
| ||||
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 1
| 08.03. |
| ||||
49 | Конденсатор. | 1 | 11.03. |
| ||||
50 | Решение задач. | 1 | 15.03. |
| ||||
51 | Контрольная работа № 4 «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца». | 1
| 18.03. |
| ||||
52 | Анализ результатов контрольной работы. Магнитное поле тока. | 1 | 01.04. |
| ||||
53 | Электромагниты и их применение. | 1 | 05.04. |
| ||||
54 | Инструкция № 30 по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ по физике. Фронтальная лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | 08.04. |
| ||||
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | 12.04. |
| ||||
56 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 | 15.04. |
| ||||
57 | Инструкция № 29 по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике. Фронтальная лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (по модели)». | 1 | 19.04. |
| ||||
Световые явления (10 часов) |
|
| ||||||
58 | Источники света. Распространение света. | 1 | 22.04. |
| ||||
59 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | 26.04. |
| ||||
60 | Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. | 1 | 29.04. |
| ||||
61 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | 03.05. |
| ||||
62 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | 06.05. |
| ||||
63 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | 10.05. |
| ||||
64 | Инструкция № 30 по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ по физике. Фронтальная лабораторная работы № 11 «Получение изображения при помощи линзы». | 1 | 13.05. |
| ||||
65 | Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. | 1 | 17.05. |
| ||||
66 | Решение задач. | 1 | 20.05. |
| ||||
67 | Контрольная работа № 5 «Итоговая контрольная работа». | 1 | 24.05. |
| ||||
|
| |||||||
68 | Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе. | 1 | 27.05 |
| ||||
69 | Итоговый повторение курса физики 8 класса. | 1 | 31.05. |
| ||||
70 | Резерв. | 1 |
|
|
Критерии оценивания
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Цифровые Образовательные Ресурсы
№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики»
№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»
№3 Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»
№4 Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11 классы» ООО Физикон.
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.Проектор
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.