Р/р. Подготовка к написанию сочинения по картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»

Урок развития речи. Подготовка к обобщению и систематизации знаний написания сочинения по картине, решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения

Содержимое разработки




Мастер-класс

Открытый урок по русскому языку в 10 «а» классе по теме: «Р/р. Подготовка к написанию сочинения по картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»


Цели урока: определение признаков типа речи, формирование умений и навыков грамотного орфографического письма, навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач, знакомство с творчеством Леонардо да Винчи, умение использовать навыки и умения написания сочинения по картине, художественные средства в сочинении, работать со словом, развитие навыков самостоятельной работы, речи обучающихся, воспитание любви к русскому языку, сознательной дисциплины, нравственных качеств у обучающихся.


Задачи урока: повторить навыки написания сочинения-описания, проверить знания и умения обучающихся, объяснить лексическое значение слов, применять алгоритм написания сочинения по плану, сформировать навыки грамотного орфографического письма, формировать структурированное восприятие и содержание картины, развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, устную и письменную речь обучающихся, совершенствовать орфографические умения и навыки обучающихся, расширить кругозор и лексический запас обучающихся, активизировать познавательную деятельность обучающихся; воспитывать интерес к русскому языку, искусству, показать важность таких жизненных понятий как красота.


Тип урока: Р/р. Мастерская творческого письма.

Методы: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

Использован УМК:

  1. Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, Москва «Русское слово», 2020.


Ход урока

I этап. Организационный момент. (1-2 минуты)

Цель – активизация учащихся, включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (Слайд №1)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро нашим гостям!

Доброе утро моим всем друзьям!

II этап. Постановка учебной задачи. Целеполагание. (4-5 мин)

Цель – выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение темы и цели урока.

Учитель. А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.

Начать сегодняшний урок мне хочется с притчи, которая называется «Притча о художнике».

Приём «Облако Мыслей»

  1. О чём вы подумали, услышав название притчи? Запишите и прочитайте.

  2. Слушая притчу, выделите ключевые слова-понятия с последующим комментарием.

 (Художник, дар, видеть, запечатлевать, прекрасное, красоту, удивляло, превращал, в совершенную картину, великим Мастером, прикасался взглядом души, изображал прекрасный миг, полотна, происходило чудо, портрет,  глаза, рисовал, тонкость, грация, овал лица, ожили, облик, зеркало красоту души, душа — подобна красоте зари, озари) (Слайд № 2)

Чтение притчи. Приложение 1. (Слайд №3)

Итак, как связана эта притча с темой сегодняшнего урока?

На урок я пригласила очень интересного человека. Хотите знать, кто он? Знакомьтесь! Леонардо да Винчи. Давайте его поприветствуем. Ученики приветствуют Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. Здравствуйте! См. Приложение 2. (Слайд №4)

Учитель. Но Леонардо да Винчи пришел к нам не с пустыми руками…

Леонардо да Винчи. Да, я принес вам репродукции картин, многие из которых находятся в холле вашей школы.

По одной из них вы напишите сочинение.

Учитель. - Спасибо! Присаживайтесь.

- С чем будем работать на уроке? (С портретом). (Слайд № 5 портреты)

- Если перед нами ПОРТРЕТ, то наша задача урока какова? (написать сочинение-описание по картине).

- Попробуйте самостоятельно сформулировать цели сегодняшнего урока (ученики формулируют цели урока). ( Совершенствовать умения и навыки создавать на основе репродукции собственное сочинение, развивать навыки описания картины).

- Значит, тема нашего урока: Р/р. «Подготовка к написанию сочинения по картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

Записать тему урока. (Слайд № 6)

III этап. Актуализация знаний. Вызов.

Цель – повторение и закрепление изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации.

(Создание проблемной ситуации).

Леонардо да Винчи. Я приглашаю вас в Мастерскую творческого письма, где вы попробуете свое мастерство пера. (Слайд № 7)

Ребята, а что нужно, чтобы написать сочинение? (Вдохновение, слово, внезапные мысли, Муза, озарение…). Пусть это все пребудет с нами сегодня на уроке! Готовы?

IV этап. Обобщение и систематизация знаний.

Цель – подготовка к обобщению и систематизации знаний написания сочинения по картине, решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Проблемная ситуация. Индивидуальная работа.

Учитель. Ни одна картина Леонардо да Винчи не оставляет равнодушным зрителя. Не исключением является и «Дама с горностаем».
У художника свой взгляд на жизнь, на людей. Своя манера писать.

V этап. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель - выявление умений и знаний в новой ситуации.

Работа с картиной. (Слайд № 8)

1.Учитель. Перед вами «Дама с горностаем». Распределим роли и определим задачи для каждой группы. В каждой группе свои задачи. (Задачи распределены и напечатаны на отдельных листочках для каждой группы). Приложение 3.

Работа в группах: (Слайд № 9)

1 группа: «Экскурсоводы» (История создания картины «Дама с горностаем»).

2 группа: «Искусствоведы» (Портрет и его виды). Приложение 4. (Слайды

№№ 10-11)

3 группа: «Языковеды» (Исследуют языковые художественные средства, раскрывающие тему и идею картины). Приложение 5.

4 группа: «Ораторы» (Составить синквейн к слову «портрет»). Приложение 6.

2. Беседа по картине "Дама с горностаем» по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Наша с вами задача – описать картину.

Задание. Продолжите предложения

Описание – это …тип речи.

Цель описания - ….увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Композиция описания:

1.Общее представление о предмете.

2.Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение (Слайд № 12)


-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине?

- Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

- На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

- Опишите её. Как она сидит, как одета?

-Что в наряде девушки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице? О руках?

- Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о горностае?

- Каковы ваши впечатления?


  1. Сбор и систематизации материала по картине.

Герои полотна. 1вариант

Девушка

Волосы

зачёсаны, для сохранения гладкости причёски надет прозрачный чепец, совершенно невидимый.

Голова

голова женщины повернута в левую сторону, как будто ее кто-то окрикнул, опоясана тонкой фероньеркой, очень модной в то время

Шея

длинные черные бусы, овивают тонкую, и в тоже время красивую шею, ниспадая на плечи дамы, из украшений оставил лишь нитку черного жемчуга

Лицо

оно нежное и в то же время мудрое, стыдливое, простое и сложное, таинственное и привлекательное.

Глаза

спокойные, кажутся живыми, безмятежно смотрят вдаль



Словарная работа.

Фероньерка – обруч или цепочка с жемчужиной или драгоценным камешком-подвеской, спускающимся на середину лба. В начале XIX века этот женский аксессуар стал настолько модным, что сделался первой необходимостью.


Герои полотна. 2 вариант

Девушка

Взгляд

грустный, проникновенный, доверчивый …

Нос

прямой, вздернутый, с горбинкой …

Губы

пухлые, тонкие, бледные …

Улыбка

загадочная, таинственная

Руки

красивые руки обнимают горностая

Осанка

гордая, величавая, стройная, полна достоинства

Одежда

в платье, сшитом по моде того времени, из мягких тканей сдержанных оттенков: доминируют приглушённые синий и красный, лиф и сложные рукава имеют тёмно-коричневую отделку. Неглубокий квадратный вырез платья скромно открывает грудь и двойную нитку чёрных бус на длинной стройной шее.



Герои полотна. 3 вариант

Горностай


Цвет

Белый, пушистый

Положение

Девушка прижимает к себе пушистого зверька, держа его на своей левой руке и нежно касаясь его пальцами правой руки

Символ

Чистоты и непорочности, девственности и власти

Общее впечатление

Заполняется самостоятельно


VI этап. Контроль усвоения.

Цель - контрольная проверка умений и знаний.

Устное описание картины.

VII этап. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель - осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Результат работы 4 группа: «Ораторы». Синквейн к слову «портрет». (Слайд № 13)

(Слайд № 14) - Какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными и почему? Какое задание было трудным?

«Считай несчастным тот день, или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»,- писал Я.А. Коменский


(Слайд № 15) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение-описание по картине «Дама с горностаем».





















Сохранить у себя:
Р/р. Подготовка к написанию сочинения по картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки