Мастер-класс
Открытый урок по русскому языку в 10 «а» классе по теме: «Р/р. Подготовка к написанию сочинения по картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»
Цели урока: определение признаков типа речи, формирование умений и навыков грамотного орфографического письма, навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач, знакомство с творчеством Леонардо да Винчи, умение использовать навыки и умения написания сочинения по картине, художественные средства в сочинении, работать со словом, развитие навыков самостоятельной работы, речи обучающихся, воспитание любви к русскому языку, сознательной дисциплины, нравственных качеств у обучающихся.
Задачи урока: повторить навыки написания сочинения-описания, проверить знания и умения обучающихся, объяснить лексическое значение слов, применять алгоритм написания сочинения по плану, сформировать навыки грамотного орфографического письма, формировать структурированное восприятие и содержание картины, развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, устную и письменную речь обучающихся, совершенствовать орфографические умения и навыки обучающихся, расширить кругозор и лексический запас обучающихся, активизировать познавательную деятельность обучающихся; воспитывать интерес к русскому языку, искусству, показать важность таких жизненных понятий как красота.
Тип урока: Р/р. Мастерская творческого письма.
Методы: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.
Использован УМК:
Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, Москва «Русское слово», 2020.
Ход урока
I этап. Организационный момент. (1-2 минуты)
Цель – активизация учащихся, включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (Слайд №1)
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро нашим гостям!
Доброе утро моим всем друзьям!
II этап. Постановка учебной задачи. Целеполагание. (4-5 мин)
Цель – выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение темы и цели урока.
Учитель. А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.
Начать сегодняшний урок мне хочется с притчи, которая называется «Притча о художнике».
Приём «Облако Мыслей»
О чём вы подумали, услышав название притчи? Запишите и прочитайте.
Слушая притчу, выделите ключевые слова-понятия с последующим комментарием.
(Художник, дар, видеть, запечатлевать, прекрасное, красоту, удивляло, превращал, в совершенную картину, великим Мастером, прикасался взглядом души, изображал прекрасный миг, полотна, происходило чудо, портрет, глаза, рисовал, тонкость, грация, овал лица, ожили, облик, зеркало красоту души, душа — подобна красоте зари, озари) (Слайд № 2)
Чтение притчи. Приложение 1. (Слайд №3)
Итак, как связана эта притча с темой сегодняшнего урока?
На урок я пригласила очень интересного человека. Хотите знать, кто он? Знакомьтесь! Леонардо да Винчи. Давайте его поприветствуем. Ученики приветствуют Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи. Здравствуйте! См. Приложение 2. (Слайд №4)
Учитель. Но Леонардо да Винчи пришел к нам не с пустыми руками…
Леонардо да Винчи. Да, я принес вам репродукции картин, многие из которых находятся в холле вашей школы.
По одной из них вы напишите сочинение.
Учитель. - Спасибо! Присаживайтесь.
- С чем будем работать на уроке? (С портретом). (Слайд № 5 портреты)
- Если перед нами ПОРТРЕТ, то наша задача урока какова? (написать сочинение-описание по картине).
- Попробуйте самостоятельно сформулировать цели сегодняшнего урока (ученики формулируют цели урока). ( Совершенствовать умения и навыки создавать на основе репродукции собственное сочинение, развивать навыки описания картины).
- Значит, тема нашего урока: Р/р. «Подготовка к написанию сочинения по картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».
Записать тему урока. (Слайд № 6)
III этап. Актуализация знаний. Вызов.
Цель – повторение и закрепление изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации.
(Создание проблемной ситуации).
Леонардо да Винчи. Я приглашаю вас в Мастерскую творческого письма, где вы попробуете свое мастерство пера. (Слайд № 7)
Ребята, а что нужно, чтобы написать сочинение? (Вдохновение, слово, внезапные мысли, Муза, озарение…). Пусть это все пребудет с нами сегодня на уроке! Готовы?
IV этап. Обобщение и систематизация знаний.
Цель – подготовка к обобщению и систематизации знаний написания сочинения по картине, решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Проблемная ситуация. Индивидуальная работа.
Учитель. Ни одна картина Леонардо да Винчи не оставляет равнодушным зрителя. Не исключением является и «Дама с горностаем».
У художника свой взгляд на жизнь, на людей. Своя манера писать.
V этап. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель - выявление умений и знаний в новой ситуации.
Работа с картиной. (Слайд № 8)
1.Учитель. Перед вами «Дама с горностаем». Распределим роли и определим задачи для каждой группы. В каждой группе свои задачи. (Задачи распределены и напечатаны на отдельных листочках для каждой группы). Приложение 3.
Работа в группах: (Слайд № 9)
1 группа: «Экскурсоводы» (История создания картины «Дама с горностаем»).
2 группа: «Искусствоведы» (Портрет и его виды). Приложение 4. (Слайды
№№ 10-11)
3 группа: «Языковеды» (Исследуют языковые художественные средства, раскрывающие тему и идею картины). Приложение 5.
4 группа: «Ораторы» (Составить синквейн к слову «портрет»). Приложение 6.
2. Беседа по картине "Дама с горностаем» по уточнению и конкретизации первичных знаний.
- Наша с вами задача – описать картину.
Задание. Продолжите предложения
Описание – это …тип речи.
Цель описания - ….увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.
Композиция описания:
1.Общее представление о предмете.
2.Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка, вывод, заключение (Слайд № 12)
-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине?
- Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.
- На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?
- Опишите её. Как она сидит, как одета?
-Что в наряде девушки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице? О руках?
- Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о горностае?
- Каковы ваши впечатления?
Сбор и систематизации материала по картине.
Герои полотна. 1вариант
Девушка
Волосы | зачёсаны, для сохранения гладкости причёски надет прозрачный чепец, совершенно невидимый. |
Голова | голова женщины повернута в левую сторону, как будто ее кто-то окрикнул, опоясана тонкой фероньеркой, очень модной в то время |
Шея | длинные черные бусы, овивают тонкую, и в тоже время красивую шею, ниспадая на плечи дамы, из украшений оставил лишь нитку черного жемчуга |
Лицо | оно нежное и в то же время мудрое, стыдливое, простое и сложное, таинственное и привлекательное. |
Глаза | спокойные, кажутся живыми, безмятежно смотрят вдаль |
Словарная работа.
Фероньерка – обруч или цепочка с жемчужиной или драгоценным камешком-подвеской, спускающимся на середину лба. В начале XIX века этот женский аксессуар стал настолько модным, что сделался первой необходимостью.
Герои полотна. 2 вариант
Девушка
Взгляд | грустный, проникновенный, доверчивый … |
Нос | прямой, вздернутый, с горбинкой … |
Губы | пухлые, тонкие, бледные … |
Улыбка | загадочная, таинственная |
Руки | красивые руки обнимают горностая |
Осанка | гордая, величавая, стройная, полна достоинства |
Одежда | в платье, сшитом по моде того времени, из мягких тканей сдержанных оттенков: доминируют приглушённые синий и красный, лиф и сложные рукава имеют тёмно-коричневую отделку. Неглубокий квадратный вырез платья скромно открывает грудь и двойную нитку чёрных бус на длинной стройной шее. |
Герои полотна. 3 вариант
Горностай
Цвет | Белый, пушистый |
Положение | Девушка прижимает к себе пушистого зверька, держа его на своей левой руке и нежно касаясь его пальцами правой руки |
Символ | Чистоты и непорочности, девственности и власти |
Общее впечатление | Заполняется самостоятельно |
VI этап. Контроль усвоения.
Цель - контрольная проверка умений и знаний.
Устное описание картины.
VII этап. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель - осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Результат работы 4 группа: «Ораторы». Синквейн к слову «портрет». (Слайд № 13)
(Слайд № 14) - Какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными и почему? Какое задание было трудным?
«Считай несчастным тот день, или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»,- писал Я.А. Коменский
(Слайд № 15) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение-описание по картине «Дама с горностаем».