МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ «ТЕМИРАУЛЬСКАЯ СОШ»
Урок подготовила
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Темираульская СОШ»
Сайпуллаева З.А.
дАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
Путешествие по стране Лексикографии
(урок-практикум со словарями в 5-7 классах)
Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: словари разного типа, компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиями и встроенными электронными словарями, бланк-отчёт для записи материала. Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей)1 позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя: Наше практическое занятие посвящено самым мудрым книгам на земле - словарям (слайд 1).
Добрыми нашими помощниками на уроке будут компьютер и электронные словарики. Для записи самой важной информации и основных понятий на ваших столах лежат бланки-отчёты, которые мы заполним в ходе урока.
Итак, приготовьтесь перенестись в страну новых знаний. Путеводной звездой нашей станут слова известного французского писателя XIX века Анатоля Франса: «Словарь - это книга книг. Это Вселенная в алфавитном порядке». Запомните это высказывание. Оно поможет нам в путешествии. Отправляемся в путь.
(нажмите на кнопку «Пуск» в нижнем углу экрана; переход на слайд 2)
Теоретическая часть.
Слово учителя: Мудрецы Древнего Востока писали: «Нет ничего труднее, чем создание словаря». Так ли это? Давайте проверим. Наше путешествие будет увлекательным. Нас ждут остановки на трёх станциях.
Первая остановка - «Как всё начиналось» (перейдите по гиперссылке на следующую страницу; слайд 3).
Роль глоссариев была велика. Но удобно ли было пользоваться этими словарями в повседневной жизни?
Ответ: Нет, так как пометы привязаны к тексту, к ним обращались только при чтении. (вернитесь на главную страницу, наведя курсор на кнопку в углу; слайд 5; сделайте записи под пунктом 2а)
Слово учителя: Второй тип древних словарей популярен и сейчас.
Кто из вас пользовался словарём-разговорником?
Какую информацию содержит этот словарь?
Ответ: В разговорнике по темам расположены наиболее частотные слова и фразы на иностранном языке, необходимые путешественнику.
Слово учителя: Кто придумал словари-разговорники?
Ответ: Путешественники и торговцы.
Слово учителя: Назовите достоинства словарей-разговорников и несовершенства.
Ответ: Словарь может помочь человеку, плохо знающему иностранный язык, наладить бытовое общение в чужой языковой среде (+). Слова располагаются по темам, ориентироваться в разговорнике сложно (-).
(сделайте записи под пунктом 2б)
Слово учителя: Как видите, с проблемой быстрого поиска информации в словаре люди столкнулись давно. Проблема была решена в эпоху Средневековья. В XV веке слова начинают записывать в алфавитном порядке в отдельные книги. Так рождается новый тип словаря – азбуковник (сделайте записи под пунктом 2в).
Практическая часть (перейдите щелчком мыши на следующий слайд; слайд 7).
Слово учителя: Азбучный принцип расположения материала в словаре вот уже много веков является основным. Умение быстро ориентироваться в словаре - залог успеха. Именно поэтому выполним следующее задание.
Упражнение 1: расположите слова в алфавитном порядке, указывая на последовательность щелчком мыши. Обратите внимание на правильное произношение слов.
Щавéль, жалюзú, тýфля, свёкла, квартáл, столя́р, трубопровóд.
Слово учителя: Вернёмся к карте нашего путешествия (перейдите щелчком мыши на следующий слайд; слайд 8). Вторая станция называется «Жемчужина русской лексикографии». Как вы думаете, о каком словаре пойдёт речь? (перейдите щелчком мыши по гиперссылке на слайд 9)
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Каждый из вас, конечно же, хоть раз держал в руках этот удивительный словарь. У многих он есть дома. Но не все, думаю, знают удивительную историю этого словаря.
Слово учителя: А ещё В.И. Даль в своем словаре показал, какие могут быть созданы словари. Рассмотрим одну из статей словаря (перейдите на слайд 10 щелчком мыши):
РАНО – нар. заране, загодя, с запасом времени; противоп. поздно|| преждевременно, не к поре, некстати и не у места.
Рано сделав, хоть поздно, да отдохнешь; поздно сделаешь, отдыху не найдёшь. Рано гопать: скажешь гоп, как перескочишь.
РАНОВАТО, РАНЕНЬКО.
РАНОК, РАНЬЁ, рязанск.; РАНЬ, РАНИНА, пск. – утро, раннее утро.
Слово учителя: Какую информацию о слове даёт словарь В.И. Даля?
Ответ: Словарная статья включает грамматические характеристики, синонимы, антонимы, лексическое значение, однокоренные производные слова, диалектизмы, иллюстративным материалом являются пословицы и поговорки, т.е. фразеологизмы в широком смысле.
Слово учителя: Такой принцип расположения материала, когда о слове даётся исчерпывающая информация, называется гнездовым. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля учёные называют универсальным (заполните пункт 4 в бланке).
Обладает словарь и другим ценным качеством. В.И. Даль записывал все слова, которые его удивили. Именно поэтому некоторые необычные слова, редкие, слова, вышедшие из употребления, можно найти только в «Толковом словаре живого великорусского языка» (перейдите на слайд 11). Познакомимся с такими словами.
Упражнение 2: соотнесите вышедшие из употребления слова, записанные В.И. Далем, с их значением.
Избаклушиться | Чинить, приноровлять, делать своими руками |
Корепать | Взбудоражить, напугать |
Лагодить | Портить, коверкать |
Набарабошить | Привыкнуть к безделью |
Передоволить | Причесать |
Прикосматить | Сделать ч.-л. в очень большом количестве |
(Перейдите на слайд 12 по кнопке в углу страницы)
Слово учителя: Мы вернулись к карте нашего путешествия. Станция «Мои друзья и помощники». Впереди разговор о современных словарях (перейдите на слайд 13).
В течение XX века учёные только в России разработали более 3000 тысяч словарей. Условно их можно объединить в группы: 2
Толковые словари;
Словари новых слов (неологизмов, иностранных слов, детской речи);
Словари устаревших слов;
Этимологические и диалектные словари;
Словари синонимов, антонимов, омонимов;
Фразеологические словари;
Ономастиконы (топонимические; антропонимические - словари русских имён и фами-лий);
Слово учителя: Проверим, насколько хорошо вы знакомы со словарями3
(перейдите на слайд 14).
Упражнение 3: угадайте, словарные статьи каких словарей приведены ниже.
1) Слайд 15. Делать что-либо шиворот-навыворот.
1. Наизнанку. 2. В обратном порядке, наоборот.
«Шиворот» произошло от «шивоворот», т.е. «пришитый ворот» - воротник. На Руси по распоряжению Ивана Грозного попавших в опалу бояр сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде. Большой воротник при этом привлекал особое внимание зевак. В наши дни мы употребляем устойчивое сочетание для определения оплошности, которая не может быть не замечена (фразеологический словарь).
2) Слайд 16. Тщательный. Произошло от древнерусск. тъщаниѥ - «старание, забота, стремление, усердие».
Счастье. Общеславянск. Восходит к древнеинд. *su «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел». Имеет родственные слова во многих славянских языках, например: древнечешск. ščěstie (этимологический словарь).
3) Слайд 17.
И (36366)
Надо (1462)
Очень (1415)
Сейчас (1210)
Хорошо (832)
Потом (763)
Быстро (477)
Плохо (212)
Медленно (187)
(частотный словарь).4
Слово учителя: Подведём итоги (слайд 18). Каково значение словарей? (сделайте записи на бланке)
Расширяют кругозор.
Сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение.
Помогают избежать ошибок.
Наш урок открыли слова Анатоля Франса «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Дома я предлагаю вам самостоятельно отправиться в путешествие по Вселенной лексикографии. Помогут в этом словари, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. Их вы найдёте в школьной библиотеке. Материалы этих мудрых книг помогут вам составить свои небольшие словники по одной из тем (перейдите на слайд 19).
Домашнее задание: составить тематический словник (10-12 слов) по азбучному принципу в форме книжечки (с титульным листом)
а) «Мои любимые кулинарные блюда» с этимологической характеристикой;
б) «Словарик иностранных слов Интернет-пользователя» с объяснением значений слов.
Упражнение 1: расположите слова в алфавитном порядке, указывая на последовательность щелчком мыши5.
Чересчур, чрезвычайно, нечаянно, чуть-чуть, четырежды, вчетвером.
1 При отсутствии в школе ТСО задания могут быть распечатаны на карточках.
2 Рассказ о современных словарях необходимо сопроводить показом наиболее авторитетных словарей каждой группы.
3 В сильном классе учащимся может быть предложено дополнительное задание соотнести имена лексикографов и названия словарей (см. пункт 6 на бланке-отчёте).
4 Для его создания использовались возможности ЭВМ. Компьютер подсчитал, какое количество раз на 1000000 словоупотреблений встречается в текстах разных стилей какое-либо слово. Данные этого словаря полезны при создании новых словарей. Материал словаря может быть привлечен в школьной исследовательской деятельности, так как позволяет проводить лингвистические эксперименты. Например, хорошо (832) – плохо (212); сейчас (1210) – потом (763); быстро (477) – медленно (187). О каких особенностях русского национального характера свидетельствуют данные словаря?
5 Материал упражнения подобран таким образом, чтобы обратить внимание учащихся на те слова, которые вызывают трудности при написании.
5