Путешествие по стране Лексикографии (урок-практикум со словарями в 5-7 классах)

Путешествие по стране Лексикографии

(урок-практикум со словарями в 5-7 классах)

Содержимое разработки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «ТЕМИРАУЛЬСКАЯ СОШ»










Урок подготовила

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Темираульская СОШ»

Сайпуллаева З.А.

дАТА ПРОВЕДЕНИЯ:



Путешествие по стране Лексикографии

(урок-практикум со словарями в 5-7 классах)


Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: словари разного типа, компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиями и встроенными электронными словарями, бланк-отчёт для записи материала. Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей)1 позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя: Наше практическое занятие посвящено самым мудрым книгам на земле - словарям (слайд 1).

Добрыми нашими помощниками на уроке будут компьютер и электронные словарики. Для записи самой важной информации и основных понятий на ваших столах лежат бланки-отчёты, которые мы заполним в ходе урока.

Итак, приготовьтесь перенестись в страну новых знаний. Путеводной звездой нашей станут слова известного французского писателя XIX века Анатоля Франса: «Словарь - это книга книг. Это Вселенная в алфавитном порядке». Запомните это высказывание. Оно поможет нам в путешествии. Отправляемся в путь.

(нажмите на кнопку «Пуск» в нижнем углу экрана; переход на слайд 2)


  1. Теоретическая часть.

Слово учителя: Мудрецы Древнего Востока писали: «Нет ничего труднее, чем создание словаря». Так ли это? Давайте проверим. Наше путешествие будет увлекательным. Нас ждут остановки на трёх станциях.

Первая остановка - «Как всё начиналось» (перейдите по гиперссылке на следующую страницу; слайд 3).

Роль глоссариев была велика. Но удобно ли было пользоваться этими словарями в повседневной жизни?

Ответ: Нет, так как пометы привязаны к тексту, к ним обращались только при чтении. (вернитесь на главную страницу, наведя курсор на кнопку в углу; слайд 5; сделайте записи под пунктом 2а)

Слово учителя: Второй тип древних словарей популярен и сейчас.

Кто из вас пользовался словарём-разговорником?

Какую информацию содержит этот словарь?

Ответ: В разговорнике по темам расположены наиболее частотные слова и фразы на иностранном языке, необходимые путешественнику.

Слово учителя: Кто придумал словари-разговорники?

Ответ: Путешественники и торговцы.

Слово учителя: Назовите достоинства словарей-разговорников и несовершенства.

Ответ: Словарь может помочь человеку, плохо знающему иностранный язык, наладить бытовое общение в чужой языковой среде (+). Слова располагаются по темам, ориентироваться в разговорнике сложно (-).

(сделайте записи под пунктом 2б)

Слово учителя: Как видите, с проблемой быстрого поиска информации в словаре люди столкнулись давно. Проблема была решена в эпоху Средневековья. В XV веке слова начинают записывать в алфавитном порядке в отдельные книги. Так рождается новый тип словаря – азбуковник (сделайте записи под пунктом 2в).


  1. Практическая часть (перейдите щелчком мыши на следующий слайд; слайд 7).

Слово учителя: Азбучный принцип расположения материала в словаре вот уже много веков является основным. Умение быстро ориентироваться в словаре - залог успеха. Именно поэтому выполним следующее задание.

Упражнение 1: расположите слова в алфавитном порядке, указывая на последовательность щелчком мыши. Обратите внимание на правильное произношение слов.

Щавéль, жалюзú, тýфля, свёкла, квартáл, столя́р, трубопровóд.


Слово учителя: Вернёмся к карте нашего путешествия (перейдите щелчком мыши на следующий слайд; слайд 8). Вторая станция называется «Жемчужина русской лексикографии». Как вы думаете, о каком словаре пойдёт речь? (перейдите щелчком мыши по гиперссылке на слайд 9)

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Каждый из вас, конечно же, хоть раз держал в руках этот удивительный словарь. У многих он есть дома. Но не все, думаю, знают удивительную историю этого словаря.


Слово учителя: А ещё В.И. Даль в своем словаре показал, какие могут быть созданы словари. Рассмотрим одну из статей словаря (перейдите на слайд 10 щелчком мыши):


РАНО нар. заране, загодя, с запасом времени; противоп. поздно|| преждевременно, не к поре, некстати и не у места.

Рано сделав, хоть поздно, да отдохнешь; поздно сделаешь, отдыху не найдёшь. Рано гопать: скажешь гоп, как перескочишь.

РАНОВАТО, РАНЕНЬКО.

РАНОК, РАНЬЁ, рязанск.; РАНЬ, РАНИНА, пск. – утро, раннее утро.


Слово учителя: Какую информацию о слове даёт словарь В.И. Даля?

Ответ: Словарная статья включает грамматические характеристики, синонимы, антонимы, лексическое значение, однокоренные производные слова, диалектизмы, иллюстративным материалом являются пословицы и поговорки, т.е. фразеологизмы в широком смысле.



Слово учителя: Такой принцип расположения материала, когда о слове даётся исчерпывающая информация, называется гнездовым. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля учёные называют универсальным (заполните пункт 4 в бланке).

Обладает словарь и другим ценным качеством. В.И. Даль записывал все слова, которые его удивили. Именно поэтому некоторые необычные слова, редкие, слова, вышедшие из употребления, можно найти только в «Толковом словаре живого великорусского языка» (перейдите на слайд 11). Познакомимся с такими словами.

Упражнение 2: соотнесите вышедшие из употребления слова, записанные В.И. Далем, с их значением.

Избаклушиться

Чинить, приноровлять, делать своими руками

Корепать

Взбудоражить, напугать

Лагодить

Портить, коверкать

Набарабошить

Привыкнуть к безделью

Передоволить

Причесать

Прикосматить

Сделать ч.-л. в очень большом количестве


(Перейдите на слайд 12 по кнопке в углу страницы)

Слово учителя: Мы вернулись к карте нашего путешествия. Станция «Мои друзья и помощники». Впереди разговор о современных словарях (перейдите на слайд 13).

В течение XX века учёные только в России разработали более 3000 тысяч словарей. Условно их можно объединить в группы: 2

    • Толковые словари;

    • Словари новых слов (неологизмов, иностранных слов, детской речи);

    • Словари устаревших слов;

    • Этимологические и диалектные словари;

    • Словари синонимов, антонимов, омонимов;

    • Фразеологические словари;

    • Ономастиконы (топонимические; антропонимические - словари русских имён и фами-лий);

Слово учителя: Проверим, насколько хорошо вы знакомы со словарями3

(перейдите на слайд 14).

Упражнение 3: угадайте, словарные статьи каких словарей приведены ниже.


1) Слайд 15. Делать что-либо шиворот-навыворот.

1. Наизнанку. 2. В обратном порядке, наоборот.

«Шиворот» произошло от «шивоворот», т.е. «пришитый ворот» - воротник. На Руси по распоряжению Ивана Грозного попавших в опалу бояр сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде. Большой воротник при этом привлекал особое внимание зевак. В наши дни мы употребляем устойчивое сочетание для определения оплошности, которая не может быть не замечена (фразеологический словарь).

2) Слайд 16. Тщательный. Произошло от древнерусск. тъщаниѥ - «старание, забота, стремление, усердие».

Счастье. Общеславянск. Восходит к древнеинд. *su «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел». Имеет родственные слова во многих славянских языках, например: древнечешск. ščěstie (этимологический словарь).


3) Слайд 17.

И (36366)

Надо (1462)

Очень (1415)

Сейчас (1210)

Хорошо (832)

Потом (763)

Быстро (477)

Плохо (212)

Медленно (187)

(частотный словарь).4

Слово учителя: Подведём итоги (слайд 18). Каково значение словарей? (сделайте записи на бланке)

  1. Расширяют кругозор.

  2. Сохраняют словарное богатство языка и позволяют передавать его из поколения в поколение.

  3. Помогают избежать ошибок.


Наш урок открыли слова Анатоля Франса «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Дома я предлагаю вам самостоятельно отправиться в путешествие по Вселенной лексикографии. Помогут в этом словари, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. Их вы найдёте в школьной библиотеке. Материалы этих мудрых книг помогут вам составить свои небольшие словники по одной из тем (перейдите на слайд 19).

Домашнее задание: составить тематический словник (10-12 слов) по азбучному принципу в форме книжечки (с титульным листом)

а) «Мои любимые кулинарные блюда» с этимологической характеристикой;

б) «Словарик иностранных слов Интернет-пользователя» с объяснением значений слов.



Упражнение 1: расположите слова в алфавитном порядке, указывая на последовательность щелчком мыши5.

Чересчур, чрезвычайно, нечаянно, чуть-чуть, четырежды, вчетвером.




1 При отсутствии в школе ТСО задания могут быть распечатаны на карточках.

2 Рассказ о современных словарях необходимо сопроводить показом наиболее авторитетных словарей каждой группы.

3 В сильном классе учащимся может быть предложено дополнительное задание соотнести имена лексикографов и названия словарей (см. пункт 6 на бланке-отчёте).


4 Для его создания использовались возможности ЭВМ. Компьютер подсчитал, какое количество раз на 1000000 словоупотреблений встречается в текстах разных стилей какое-либо слово. Данные этого словаря полезны при создании новых словарей. Материал словаря может быть привлечен в школьной исследовательской деятельности, так как позволяет проводить лингвистические эксперименты. Например, хорошо (832) – плохо (212); сейчас (1210) – потом (763); быстро (477) – медленно (187). О каких особенностях русского национального характера свидетельствуют данные словаря?

5 Материал упражнения подобран таким образом, чтобы обратить внимание учащихся на те слова, которые вызывают трудности при написании.

5


Сохранить у себя:
Путешествие по стране Лексикографии (урок-практикум со словарями в 5-7 классах)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки