«Путешествие по русским народным сказкам»
Интегрированный урок математики и внеклассного чтения
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
(урок – обобщение в 1 классе)
Предметные УУД:
закреплять знания нумерации от 1 до 10;
совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;
отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;
формировать навыки составления и решения простых задач;
закреплять умения сравнивать числа и математические выражения.
Коммуникативные УУД
Прививать слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Отрабатывать умение согласованно работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД
Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Регулятивные УУД
Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Совершенствоватьумение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя
Личностные УУД
Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.
Формироватьчувство сострадания и сопереживания.
Формироватьинтерес к устному народному творчеству.
Развивать общее представление о моральных нормах поведения.
Оборудование:мультимедийное оборудование, презентация, колобки грустный и весёлый, раздаточный материал для детей, сказки - раскраски.
Ход урока:
I. Объявление темы урока.
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернёмся к ним лицом и поздороваемся.
II. Психологический настрой.
-Сели на свои места.
- Обратите внимание, что у вас на партах лежат светофорчики, которые показывают ваше настроение: зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены, красный - вас что-то беспокоит. А теперь выберете светофорчик и покажите своё настроение.
– потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.
III. Вступительное слово учителя Слайд 1. (титульный)
- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока, тема которого «Путешествие по русским народным сказкам».
-Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
-И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
-А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
-Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
Слайд 2. Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
- Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Какие правила мы должны соблюдать во время нашего путешествия? (Ответ детей: помогать и выручать друг друга)
Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
Слайд 3.
Сказки мы любим за то,
Что в них побеждает добро,
Что звери лесные, болотные
Оказываются очень добрые,
Что лягушка царевною станет,
Лиса заюшку хоть и обманет,
Петушок всем на помощь придет.
Сивка – Бурка Ванюшку спасет.
Слайд 4.
Только вдруг приключилась беда,
Всё перепутала Баба – Яга.
В сказки зло напустила она
И сказала: «Так будет всегда».
Только мы сможем сказкам помочь,
Разогнать колдовство её прочь.
IV. Определение темы урока, постановка целей урока
Бросаем волшебный клубочек…. Слайд 5
Волшебный клубочек катится между деревьев и зовёт нас в сказку. Побежали за ним.
Неожиданно на пути ему встречается……..
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это? Колобок! Слайд 6.
– Ребята, я как-то перечитала эту сказку и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.
– Что обычно побеждает в сказках? ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»? ( Зло.)
– Как вы думаете, почему? (ответы детей)
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей. Поможем ему?
Слайд 7. Колобок записал числа, но некоторые из них пропустил. Помогите ему выполнить задание.
- Назови пропущенные числа:
-Что перед вами? (Ответы детей: числовой ряд от 1 до 10).
- Что с числами можем делать? (Ответы детей: складывать, вычитать в пределах 10, сравнивать).
- Это новая тема или урок закрепления? (Ответы детей: урок закрепления)
- Итак, задачи, которые мы ставим перед собой: закрепить сложение и вычитание в пределах 10.
V. Работа по теме урока.
Устная работа.
- Наш клубочек покатился дальше. Вперёд за волшебным клубочком… Слайд 8.
- Молодцы, ребята.
- Посмотрите, наш клубочек куда-то укатился… Слайд 9. Ой, на дорожке кто – то появился?
Положите перед собой карточку под № 1. Давайте соединим цифры по порядку и узнаем (дети соединяют цифры).
-А теперь проверим, правильно вы соединили точки или нет.
- Используя светофор, покажите ваш ответ. Молодцы.
- Кто же это у нас получился?
- А из какой он сказки? (Ответы детей: «Лиса и петух») Слайд №10
- Молодцы. А сейчас давайте отдохнём.
Физкультминутка 1.
-Потихонечку сели и продолжаем наш урок.
- Петушок предлагает нам выполнить задание. Внимание на слайд.
Слайд 11.
Перед вами числовой ряд. Выполните задания:
Найдите самое маленькое число? (1)
Найдите самое большое однозначное число (9)
Найдите соседей числа 5 (4,6)
Найдите число, которое при счете идет за числом 2. (3)
Найдите число, которое при счете идет перед числом 8. (7)
Слайд 12.
Вы на доску скорей посмотрите!
Что же это за сказка, скажите? («Волк и семеро козлят».)
Чтобы волка обхитрить,
Задачи нужно вам решить.
Игра «Веселые задачи»
Вышла козочка гулять,
С козлятами поиграть.
Пять бежали впереди,
Два остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех козлят? ( 7)
Коза на грядке
Капусту собирала.
Шесть сорвала,
Пока в дом донесла,
Одна упала.
Коза капусту сосчитать не может,
Кто из вас, ребята, поможет? ( 5)
Четыре козлёнка шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
Два козлика спаслись едва,
А сколько не успело? …(2)
Чтоб вернуть козлят в дома,
Нужно знать состав числа.
Игра «Заселяем домики» Слайд 13.
Вы отлично отвечали
И козлятам помогали.
Вас они благодарят,
Расслабляться не велят.
А сейчас мы перенесёмся в следующую сказку…
Наловил дед рыбы полный воз. Едет и видит: лисичка лежит на дороге, свернулась калачиком. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит как мёртвая.
Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису, положил на воз, а сам пошёл вперёд.
Вы узнали сказку? Слайд 14. (Ответы детей: «Лиса и волк»)
Лиса потихоньку всю рыбу с воза скинула, сама слезла, сидит, считает. Поможем ей?
Отсчитайте от 4 до 10, от 9 до 3.
Число 5. Назовите предыдущее число. На сколько предыдущее число меньше следующего?
Число 6. Назовите последующее число. На сколько следующее число больше предыдущего?
Увеличьте 8 на 2.
Уменьшите 6 на 3.
Молодцы, помогли лисичке.
А дед едет домой и мечтает: «Как приеду, обрадую старуху».
Приехал дед домой, ни рыбы, ни лисы. Расстроился. Опять о рыбалке мечтает, даже во сне видит...
Сеть тяну, рыбу ловлю
Попало немало: 2 окунька, 3 карася,
1 ершок – полный горшок….
Уху сварю, старуху угощу.
Сколько рыб я сварю?
(Ответы детей: шесть)
-Каким по счёту оказался ёрш? (шестым)
Работа в парах.
Решил дед со старухой в домино вместе сыграть. И мы с ними вместе тоже сыграем в домино. Работаем в парах. Возьмите карточку под № 2.
Слайд 15.
Найдите закономерность и вставьте пропущенные цифры.
- Помните правила работы в парах.
-А теперь проверяем.
( Вызываю 1 пару: один называет ответ, другой объясняет по какому признаку они вставили числа).
-Поднимите зелёный светофор, у кого ответы совпадают. Молодцы.
Нас ждет другая сказка впереди,
Но чтобы справиться с заданьем,
Отдохнуть мы все должны.
Физкультминутка № 2.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдем.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься
VII. Продолжение работы по теме.
Решение выражений.
Ответьте мне, ребята, сами:
Что за сказка перед вами?
Машенька в лес за грибами пошла,
От подружек отстала, заблудилась она.
Михайло Потапыч бедняжку нашел,
Пожалел, приютил, пустил ее в дом.
Маша печку топила, пекла пироги,
Но очень скучала от дома вдали.
По дедушке-бабушке тосковала,
Сбежать от медведя втайне мечтала.
Слайд 16. («Маша и медведь»)
Вы, ребята, помогите,
Тропку Маше укажите,
И примеры все решите.
(примеры с окошками)
Слайд 17. Маша придумала испытание. Кто вперед дойдет до финиша – Маша или медведь. 1 ряд будет за Машу, 2 ряд – за медведя. Надо быстро решить примеры – вставляя в окошки нужное число. Кто первый выполнит задание? Помните правила работы в группе. Итак, на старт, внимание, марш.
Слайд 18. А теперь давайте проверим – правильно ли вы решили примеры. И кто победил?
Вы, ребята, молодцы,
Машу к дому привели.
Самостоятельная работа на листочках.
Но помощи ждет еще сказка одна,
В которой всем навредила Баба Яга.
Что это за сказка?
Слайд 19. («Гуси-лебеди»)
- Гуси-гуси?!
- Га-га-га!
- А летите вы куда?
Вы Иванушку украли,
Злой Бабе Яге отдали?
Чтоб Аленушке помочь
Братца милого найти,
Вам в листочках ваших нужно
Все в порядок привести.
-Положите перед собой карточки с заданием № 3
Слайд 20.
-Вставьте в окошки знаки «больше», «меньше» или «равно».
8 … 5 6 + 2… 6 9 + 1… 9
6 … 9 8 – 1… 8 9 – 1… 9
Слайд 21.
Давайте проверим, используя светофорчики, правильно ли вы выполнили задание.
Вы отлично посчитали,
Аленушке помогали:
Гусей-лебедей прогнали долой.
Аленушку с братцем вернули домой.
Итог урока.
И вот наш волшебный клубочек привел нас обратно в класс, и это значит, что наше сказочное путешествие закончилось.
- Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть?
- Ребята, каким сказочным героям мы сегодня помогли? Слайд 22.
- Что вам понравилось во время путешествия? Что запомнилось больше всего? Чем вы остались довольны?
Рефлексия
- А теперь оцените свою работу во время путешествия. Ребята, посмотрите, вот Колобки. Один грустный, а другой веселый. Слайд № 23
-Если вы хорошо работали на уроке, нарисуйте радостного Колобка, а если не очень – грустного.
Мне тоже очень приятно было общаться с вами. Я также хочу показать вам радостного колобка.
Слайд № 24
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Сказочные герои остались вами довольны.
За отличную работу
Сказки всех благодарят
И в подарок все ребятам
Раскраски подарить велят.
Урок окончен.
9