«Путешествие по русским народным сказкам». Интегрированный урок математики и внеклассного чтения. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. 1 класс

«Путешествие по русским народным сказкам»

Интегрированный урок математики и внеклассного чтения

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

(урок – обобщение в 1 классе)

Предметные УУД:

  • закреплять знания нумерации от 1 до 10;

  • совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;

  • отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;

  • формировать навыки составления и решения простых задач;

  • закреплять умения сравнивать числа и математические выражения.

Коммуникативные УУД

  • Прививать слушать и понимать других.

  • Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Отрабатывать умение согласованно работать в группах и в коллективе.

Познавательные УУД

  • Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Регулятивные УУД

  • Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Совершенствоватьумение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя

Личностные УУД

  • Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.

  • Формироватьчувство сострадания и сопереживания.

  • Формироватьинтерес к устному народному творчеству.

  • Развивать общее представление о моральных нормах поведения.

Содержимое разработки

«Путешествие по русским народным сказкам»

Интегрированный урок математики и внеклассного чтения

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

(урок – обобщение в 1 классе)


Предметные УУД:

  • закреплять знания нумерации от 1 до 10;

  • совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;

  • отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;

  • формировать навыки составления и решения простых задач;

  • закреплять умения сравнивать числа и математические выражения.


Коммуникативные УУД

  • Прививать слушать и понимать других.

  • Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Отрабатывать умение согласованно работать в группах и в коллективе.


Познавательные УУД

  • Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.


Регулятивные УУД

  • Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Совершенствоватьумение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя


Личностные УУД

  • Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.

  • Формироватьчувство сострадания и сопереживания.

  • Формироватьинтерес к устному народному творчеству.

  • Развивать общее представление о моральных нормах поведения.



Оборудование:мультимедийное оборудование, презентация, колобки грустный и весёлый, раздаточный материал для детей, сказки - раскраски.








Ход урока:

I. Объявление темы урока.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.


- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернёмся к ним лицом и поздороваемся.


II. Психологический настрой.

-Сели на свои места.

- Обратите внимание, что у вас на партах лежат светофорчики, которые показывают ваше настроение: зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены, красный - вас что-то беспокоит. А теперь выберете светофорчик и покажите своё настроение.


– потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.

III. Вступительное слово учителя Слайд 1. (титульный)

- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока, тема которого «Путешествие по русским народным сказкам».

-Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

-И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

-А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

-Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.


Слайд 2. Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.

- Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Какие правила мы должны соблюдать во время нашего путешествия? (Ответ детей: помогать и выручать друг друга)

Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!





Слайд 3.

Сказки мы любим за то,

Что в них побеждает добро,

Что звери лесные, болотные

Оказываются очень добрые,

Что лягушка царевною станет,

Лиса заюшку хоть и обманет,

Петушок всем на помощь придет.

Сивка – Бурка Ванюшку спасет.

Слайд 4.

Только вдруг приключилась беда,

Всё перепутала Баба – Яга.

В сказки зло напустила она

И сказала: «Так будет всегда».

Только мы сможем сказкам помочь,

Разогнать колдовство её прочь.

IV. Определение темы урока, постановка целей урока

Бросаем волшебный клубочек…. Слайд 5

Волшебный клубочек катится между деревьев и зовёт нас в сказку. Побежали за ним.

Неожиданно на пути ему встречается……..

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это? Колобок!
Слайд 6.

– Ребята, я как-то перечитала эту сказку и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.

– Что обычно побеждает в сказках? ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»? ( Зло.)
– Как вы думаете, почему? (ответы детей)
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей. Поможем ему?
Слайд 7. Колобок записал числа, но некоторые из них пропустил. Помогите ему выполнить задание.

- Назови пропущенные числа:

-Что перед вами? (Ответы детей: числовой ряд от 1 до 10).

- Что с числами можем делать? (Ответы детей: складывать, вычитать в пределах 10, сравнивать).

- Это новая тема или урок закрепления? (Ответы детей: урок закрепления)

- Итак, задачи, которые мы ставим перед собой: закрепить сложение и вычитание в пределах 10.


V. Работа по теме урока.

  1. Устная работа.


- Наш клубочек покатился дальше. Вперёд за волшебным клубочком… Слайд 8.



- Молодцы, ребята.

- Посмотрите, наш клубочек куда-то укатился… Слайд 9. Ой, на дорожке кто – то появился?

Положите перед собой карточку под № 1. Давайте соединим цифры по порядку и узнаем (дети соединяют цифры).

-А теперь проверим, правильно вы соединили точки или нет.

- Используя светофор, покажите ваш ответ. Молодцы.

- Кто же это у нас получился?

- А из какой он сказки? (Ответы детей: «Лиса и петух») Слайд №10

- Молодцы. А сейчас давайте отдохнём.


Физкультминутка 1.


-Потихонечку сели и продолжаем наш урок.

- Петушок предлагает нам выполнить задание. Внимание на слайд.

Слайд 11.



Перед вами числовой ряд. Выполните задания:

  • Найдите самое маленькое число? (1)

  • Найдите самое большое однозначное число (9)

  • Найдите соседей числа 5 (4,6)

  • Найдите число, которое при счете идет за числом 2. (3)

  • Найдите число, которое при счете идет перед числом 8. (7)


Слайд 12.

Вы на доску скорей посмотрите!

Что же это за сказка, скажите? («Волк и семеро козлят».)

Чтобы волка обхитрить,

Задачи нужно вам решить.


Игра «Веселые задачи»

  1. Вышла козочка гулять,

С козлятами поиграть.

Пять бежали впереди,

Два остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех козлят? ( 7)


  1. Коза на грядке

Капусту собирала.

Шесть сорвала,

Пока в дом донесла,

Одна упала.

Коза капусту сосчитать не может,

Кто из вас, ребята, поможет? ( 5)


  1. Четыре козлёнка шли из школы,
    И вдруг на них напали пчёлы.
    Два козлика спаслись едва,
    А сколько не успело? …(2)


  1. Чтоб вернуть козлят в дома,

Нужно знать состав числа.


Игра «Заселяем домики» Слайд 13.


Вы отлично отвечали

И козлятам помогали.

Вас они благодарят,

Расслабляться не велят.


А сейчас мы перенесёмся в следующую сказку…

Наловил дед рыбы полный воз. Едет и видит: лисичка лежит на дороге, свернулась калачиком. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит как мёртвая.

  • Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.

Взял дед лису, положил на воз, а сам пошёл вперёд.

  • Вы узнали сказку? Слайд 14. (Ответы детей: «Лиса и волк»)

Лиса потихоньку всю рыбу с воза скинула, сама слезла, сидит, считает. Поможем ей?

  • Отсчитайте от 4 до 10, от 9 до 3.

  • Число 5. Назовите предыдущее число. На сколько предыдущее число меньше следующего?

  • Число 6. Назовите последующее число. На сколько следующее число больше предыдущего?

  • Увеличьте 8 на 2.

  • Уменьшите 6 на 3.

  • Молодцы, помогли лисичке.

А дед едет домой и мечтает: «Как приеду, обрадую старуху».

Приехал дед домой, ни рыбы, ни лисы. Расстроился. Опять о рыбалке мечтает, даже во сне видит...

Сеть тяну, рыбу ловлю

Попало немало: 2 окунька, 3 карася,

1 ершок – полный горшок….

Уху сварю, старуху угощу.

Сколько рыб я сварю?

(Ответы детей: шесть)

-Каким по счёту оказался ёрш? (шестым)



  1. Работа в парах.

Решил дед со старухой в домино вместе сыграть. И мы с ними вместе тоже сыграем в домино. Работаем в парах. Возьмите карточку под № 2.

Слайд 15.

  • Найдите закономерность и вставьте пропущенные цифры.

- Помните правила работы в парах.


-А теперь проверяем.

( Вызываю 1 пару: один называет ответ, другой объясняет по какому признаку они вставили числа).

-Поднимите зелёный светофор, у кого ответы совпадают. Молодцы.


Нас ждет другая сказка впереди,

Но чтобы справиться с заданьем,

Отдохнуть мы все должны.


Физкультминутка № 2.


По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдем.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься


VII. Продолжение работы по теме.


  1. Решение выражений.


Ответьте мне, ребята, сами:

Что за сказка перед вами?




Машенька в лес за грибами пошла,

От подружек отстала, заблудилась она.

Михайло Потапыч бедняжку нашел,

Пожалел, приютил, пустил ее в дом.

Маша печку топила, пекла пироги,

Но очень скучала от дома вдали.

По дедушке-бабушке тосковала,

Сбежать от медведя втайне мечтала.

Слайд 16. («Маша и медведь»)



Вы, ребята, помогите,

Тропку Маше укажите,

И примеры все решите.

(примеры с окошками)

Слайд 17. Маша придумала испытание. Кто вперед дойдет до финиша – Маша или медведь. 1 ряд будет за Машу, 2 ряд – за медведя. Надо быстро решить примеры – вставляя в окошки нужное число. Кто первый выполнит задание? Помните правила работы в группе. Итак, на старт, внимание, марш.

Слайд 18. А теперь давайте проверим – правильно ли вы решили примеры. И кто победил?

Вы, ребята, молодцы,

Машу к дому привели.



  1. Самостоятельная работа на листочках.


Но помощи ждет еще сказка одна,

В которой всем навредила Баба Яга.

Что это за сказка?

Слайд 19. («Гуси-лебеди»)

- Гуси-гуси?!

- Га-га-га!

- А летите вы куда?

Вы Иванушку украли,

Злой Бабе Яге отдали?

Чтоб Аленушке помочь

Братца милого найти,

Вам в листочках ваших нужно

Все в порядок привести.



-Положите перед собой карточки с заданием № 3

Слайд 20.

-Вставьте в окошки знаки «больше», «меньше» или «равно».


8 … 5 6 + 2… 6 9 + 1… 9

6 … 9 8 – 1… 8 9 – 1… 9


Слайд 21.

Давайте проверим, используя светофорчики, правильно ли вы выполнили задание.


Вы отлично посчитали,

Аленушке помогали:

Гусей-лебедей прогнали долой.

Аленушку с братцем вернули домой.



  1. Итог урока.


И вот наш волшебный клубочек привел нас обратно в класс, и это значит, что наше сказочное путешествие закончилось.

- Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть?

- Ребята, каким сказочным героям мы сегодня помогли? Слайд 22.

- Что вам понравилось во время путешествия? Что запомнилось больше всего? Чем вы остались довольны?

  1. Рефлексия

- А теперь оцените свою работу во время путешествия. Ребята, посмотрите, вот Колобки. Один грустный, а другой веселый. Слайд № 23

-Если вы хорошо работали на уроке, нарисуйте радостного Колобка, а если не очень – грустного.

Мне тоже очень приятно было общаться с вами. Я также хочу показать вам радостного колобка.

Слайд № 24

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Сказочные герои остались вами довольны.


За отличную работу

Сказки всех благодарят

И в подарок все ребятам

Раскраски подарить велят.



Урок окончен.



9

Сохранить у себя:
«Путешествие по русским народным сказкам». Интегрированный урок математики и внеклассного чтения. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. 1 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки