Развитие познавательной активности детей
в процессе формирования
элементарных математических представлений
Савицкая Влада Сергеевна, воспитатель МАДОУ №82 г. Томска
Педагоги и психологи утверждают, что дети – это пытливые исследователи окружающего мира и эта особенность заложена в них от рождения. И в этом случае развитие обучение дошкольника должно выглядеть как бесконечные вопросы ребёнка и ответы воспитателя. Однако на практике всё оказалось не так.
Проводя занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы, столкнулась с невысоким уровнем знаний: дети неплохо считали, но на вопрос «Сколько всего предметов?» затруднялись ответить. Видны были их затруднения в установлении размерных соотношений между несколькими предметами разной ширины (толщины), расположении их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины. Кроме этого, обнаружился низкий уровень знаний в определении геометрических фигур, их различии. Дети путались в названиях геометрических фигур, плохо ориентировались в пространстве, времени суток. Наблюдения за детьми выявили проблему в различении понятий: справа, слева; вправо, влево.
Поэтому целью моей работы стало – развитие познавательной активности детей в процессе формирования элементарных математических представлений на основе игровых технологий.
Для дальнейшей эффективной работы с детьми по приоритетному направлению попыталась разобраться, чем вызваны эти трудности. В результате наблюдения за поведением детей на занятиях пришла к таким выводам:
1.У детей в возрасте от 3 – 4 лет только начинают формироваться познавательные процессы;
2. У детей снижена познавательная активность;
3. Быстро пропадает интерес к занятиям, дети начинают отвлекаться, им не хватает усидчивости.
Чтобы добиться главной цели были поставлены следующие задачи:
1.Формировать элементарные математические представления (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени и т.д.).
2. Развивать познавательную активность ребёнка, его познавательные процессы.
3. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, чувство коллективизма, доброжелательности друг к другу.
Психологи А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых выделяют 3 категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу: материальная сфера (например, игрушки), семейная сфера (например, пойти с папой в цирк), учебная сфера (например, хорошо учиться в школе).
Беседуя с детьми по методике А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых «Три желания» о мотивационных предпочтениях детей, получила следующие результаты: для 75% детей наиболее значимой оказалась материальная сфера; для 10% детей – семейная; 15% - учебная сфера.
Наши результаты совпали с психолого-педагогической нормой. Для детей естественна и ведущая в младшем дошкольном возрасте игровая деятельность, а учебная на втором месте, так как они только начинают знакомятся с ней в детском саду. И поэтому, для меня решение проблемы оказалось возможным только при сочетании игровой и учебной деятельности.
Для реализации этих задач были разработаны следующие этапы работы: изучить индивидуальные особенности, возможности и уровень развития детей младшей группы; разработать картотеку игр, используемых на занятиях по формированию элементарных математических представлений для развития познавательной активности детей; создать среду, стимулирующую к активной познавательной деятельности.
На первом этапе останавливаться не буду. На втором этапе необходимо было разработать картотеку игр. За основу были взяты игры: «Игры – головоломки» З.А. Михайловой, «Развивающие игры» Л. Ф. Тихомировой, А.А. Столяра, интеллектуальные игры Б.П.Никитина, игры на ковролиновом конструкторе, соты Кайе.
Следующим важным шагом, было создание среды, стимулирующей к активной познавательной деятельности. В группе появилось ковролиновое дерево «Времена года», уголок экспериментатора «Мы - исследователи», Центр «Почемучки», «Игротека» и т.д.
Следующим шагом необходимо было апробировать созданную картотеку игр, как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Во время образовательной деятельности стараюсь разнообразить свою роль как педагога: быть активной, когда сообщают знания детям, когда отвечаю на вопросы детей, и пассивной, когда наблюдаю за деятельностью детей в процессе выполнения заданий. Не спешу при первых же затруднениях прийти им на помощь, даю подумать, самим найти решение. Не боюсь неправильных ответов детей, предлагаю помочь друг другу или стараюсь «натолкнуть» на правильное решение так, чтобы у ребенка сложилось мнение, что это его собственный ответ.
В перечисленные игры играем с детьми как во время НОД по формированию элементарных математических представлений, так и в ходе режимных моментов. Два раза в неделю, во второй половине дня, я вместе с детьми пополняю «Математическую игротеку». В неё помещаются приобретенные дидактические игры и игры, сделанные руками детей. Кроме этого, в группе организуется дежурство по игротеке, обсуждаются обязанности дежурного (он приглашает посетителей игротеки, выдает им игры, помогает разобраться с правилами). За хорошее выполнение обязанностей дежурный по игротеке получает очки, которые заносятся в «Математическую копилку».
Так же проводится индивидуальная работа с детьми, которые нуждаются в помощи. Разъясняю им способы работы, объясняю правила выполнения заданий. Использую игры, направленные на закрепление имеющихся знаний у детей.
Отмечу, что в моей группе есть очень смышленые дети, которые быстрее других усваивают знания по формированию элементарных математических представлений. С ними тоже проводится индивидуальная работа. Им предлагаю дополнительные, более усложненные задания, знакомлю их с новыми играми. Если это возможно, привлекаю этих детей к проведению игр и упражнений для более слабых товарищей, так как они умеют хорошо объяснять. Они с удовольствием помогают своим товарищам.
Работу по формированию элементарных математических представлений провожу в тесной взаимосвязи с семьями своих воспитанников.
В работе с родителями использую как традиционные формы: (родительские собрания, консультации, педагогические ширмы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглые столы, открытые фестивали, мастер -классы). Так же для родителей провожу различные открытые занятия, например, дети, показывали совместно с родителям сказку «Теремок», «12 месяцев». Родители участвуют с детьми в исследовательской деятельности, показывают опыты, объясняют, почему происходит, то или иное явление.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям не только творческие способности ребёнка, но и полученные знания.
По итогам проделанной работы по «Развитие познавательной активности детей в процессе формирования элементарных математических представлений» прослеживаются положительные результаты:
• у детей сформированы математические представления в соответствии с программными задачами;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• дети активно и с удовольствием работают на занятиях, охотно ищут пути решения поставленной проблемы;
• стали более уверенными в себе, учатся рассуждать, высказывать собственное мнение;
• у детей повысился интерес к получению новых знаний, активизировался словарный запас.