Тема урока: Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
Класс: 8
Цель: создать условия для знакомства с птицами, которые обитают вблизи жилья человека.
Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся птицами, которые обитают вблизи жилья человека.
с их образом жизни, питанием, поведением;
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать связную устную речи через полные ответы на вопросы;
корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы;
корригировать и развивать зрительные восприятия, пространственное воображение на основе работы с интерактивным упражнением;
развивать зрительное восприятия на основе просмотра учебного фильма;
развивать слуховое восприятие на основе прослушивания вопросов;
Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: интерактивный комплекс Smart, интерактивное задание, учебный фильм, учебники, рабочие тетради, палки для физминутки, перфокарты, сигнальная карточка для установления обратной связи, оценочный лист обучающихся.
1.Организация начала урока.
- Приветствую вас, ребята, на очередном уроке биологии. Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради ручка, карандаши, клей). Кто готов- сигнализируйте карточками.
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы продолжили знакомство с птицами. Теперь мы знаем какие птицы живут в лесу, а какие являются обитателями пресных водоёмов. Предлагаю вам проверить свои знания, выполнив интерактивное задание на нашей доске.
Фронтальный опрос: Игра «Да Нет» (работа с сигнальными карточками). Ели нет, то дать верное высказывание.
- Сова хищная птица.
- Орлы живут в лесах.
- Цапля на всю зиму остаётся у нас зимовать.
- Утки свои гнёзда устраивают недалеко от воды в зарослях растений.
- У дятла три пальца расположены вперёд, а один назад.
- Синицы и дятлы на зиму улетают в тёплые края.
Индивидуальная работа: 2 ученика получают перфокарты (Приложение1).
3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.
-Продолжим знакомиться с удивительным миров птиц. Посмотрите на слайд, прочитать тему. Как вы понимаете название темы? (слайд 1)
4. Изучение нового материала.
Загадка (слайд 2.)
Молодцы, угадали, что это воробей! Послушаем его голос (слайд 3).
- Воробей-наиболее распространённая птица, которую можно увидеть вблизи жилья человека. Длина тела до 16 см, масса 23—35 г. Общая окраска оперения— сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. (слайд 4)
-Рассмотрите самку и самца. В чём отличия? (слайд 5)
-Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса.
- Во второй половине марта птицы разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд, откладывание яиц происходит в апреле. (слайд 6) Какие птенцы у воробья? (слайд 7).
Словарная работа со словом «желторотик». (слайды 8,9)
Физминутка (динамическая пауза). Упражнения с гимнастическими палками. (Приложение 2)
Учитель показывает правильное выполнение (может показать подготовленный ученик).
-Отдохнули и продолжаем узнавать о птицах, которых можно увидеть вблизи жилья человека.
Загадка. (слайд 10).
-Молодцы, это голубь.
-Легко голуби адаптировались к жизни возле человеческого жилья, поскольку каменные постройки напоминают природные места обитания, а пищевые отходы служат надёжной кормовой базой в любое время года (слайд 11).
- Несмотря на то, что гнездятся эти птицы рядом с людьми, обнаружить это гнездо бывает часто нелегко. Само гнездо достаточно примитивное и представляет собой небольшую кучу из тонких веточек и травинок с небольшим углублением. (слайд12).
-Какие же птенцы у голубей? Гнездовые или выводковые? (слайд 13).
- Взаимоотношение человека и голубя имеет очень древнюю историю — многие учёные предполагают, что он является первой птицей, приручённой человеком. Так появилась голубиная почта (слайд 14).
Словарная работа со словами «голубятня», «голубятник» (слайд 15, 16).
-Посмотрим на этих красивых птиц. Просмотр фрагмента фильма.
-Кто узнал фильм? Как он называется? Главный герой фильма голубятник, человек, который любит и разводит голубей.
6. Первичная проверка усвоения знаний.
-К какой группе мы отнесли птиц воробья и голубя? Почему? Каких ещё птиц можно встретить возле жилья человека? Улетают ли эти птицы осенью в тёплые края?
7. Закрепление знаний.
-Найти ответы в учебнике. С.117-118.
1. Что используют воробьи для постройки гнезда?
2. Сколько раз за лето выводят птенцов воробьи?
3. Чем вскармливают своих птенцов голуби?
8.Упражнение «Художник». (слайд 17)
Один ученик может работать с интерактивной доской, остальные раскрашивают цветными карандашами. (Приложение 3)
9. Подведение итогов.
-Потрудились мы на славу! Сегодня продолжили знакомство с птицами? Что узнали о новой группе птиц? Что бы вам хотелось ещё узнать? На следующем уроке мы продолжим знакомиться с новыми птицами. Каждый из вас старался. Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей и на основе записей в оценочном листе обучающихся.
10. Домашнее задание.
С.117-118, рисунки, рассказ про кукушку с124-126
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упражнений с палками для формирования правильной осанки.
I. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1—2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 3—4 — И. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе, руки не сгибать, ноги с места не сдвигать.
II. И. п.— стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 — поворот туловища влево (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, пятки от пола не отрывать, ноги с места не сдвигать.
III. И. п.— о. е., палка вертикально впереди на полу, хват за верхний край прямыми руками (рис. 4). 1 —присесть (выдох); 2 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Приседать на носках, колени врозь, туловище держать вертикально, руки не сгибать.
IV. И. п.— о. е., палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — отводя палку немного вперед и сгибая ногу, переступить через палку; 3—4 — переступить в обратном направлении. То же другой ногой. Повторить 4—5 раз поочередно каждой ногой. Переступая через палку, вперед не наклоняться и выше поднимать колено. Дыхание произвольное, без задержки.
V. И. п.— о. е., палка внизу, хват ниже плеч. 1 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 2 — сгибая руки, палку назад на лопатки (выдох); 3 — руки вверх (вдох); 4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Отводя палку назад, стараться свести лопатки, прогнуться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.