- Психологическая акция "Детство"
Цель: повышение общего позитивного тонуса, развитие взаимоподдержки и сотрудничества всех участников учебного процесса.
Задачи:
создание положительного эмоционального фона;
развитие коммуникативных умений школьников;
повышение сплоченности школьного коллектива педагогов.
Оформление школы в день акции:
Цель: психологическая разгрузка младших школьников, создание положительного эмоционального фона.
«Поле желаний». Ватман оформляется в виде луга (Мечта сбывается и не сбывается, Но все хорошее не забывается, А все хорошее – и есть мечта!) и школьники в течение учебного дня на предложенных заготовках-цветах записывают свои желания, мечты и приклеивают их на поле.
Психологический забор. Тема: «Мысли вслух».
Картинки, открытки (формата А4) – «Мысли в картинках» (тематика: детство, настроение, дружба, взаимоотношения)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Для обучающихся 1-4-х классов
1. Акция «Поделись радостью»
Цель: повышение общего позитивного тонуса, развитие взаимоподдержки. Вывешивается объявление, сообщается по радио, о том, что в течение дня в школе работает «Почта радости», любой желающий, или коллектив детей, на переменах могут отправить письма-пожелания, письма-комплименты, а также просто описать свою радость и поделиться ею с любым человеком. Дети-почтальоны доставляют эти письма адресату (почтальоны, выбираются заранее, на них будут бейджики со знаком почты). Письма оформляются в виде сложенного треугольником тетрадного листа, внутри написан текст, а снаружи указан адресат и место его расположения (адрес).
2. «Цветок настроения класса» – каждый ребенок в классе отмечает свое настроение на общем шаблоне цветка, используя основные цвета (красный, зеленый, синий, фиолетовый, желтый, серый, коричневый, черный). Интерпретация проводится по тесту Люшера (цветовой тест отношений); делается вывод о том, какое настроение преобладает у детей и учителя данного класса.
3. «Книга радости» (коллективно-творческая деятельность). Каждый класс заполняет свою страничку. Это может быть коллективное творчество, а может каждый захочет написать или нарисовать о своих радостях, успехах и достижениях. К концу дня «собирается» книга и все ее прочитывают.
Конкурс «Угадай эмоцию»
Цель: развитие эмпатии (умения распознавать эмоциональное состояние другого человека).
Задание: распознать и записать на бланке под рисунком название эмоции. 1-2 классы – получают рисунки детей с разными эмоциями; 3-4 классы – схематическое изображение лиц людей с разными эмоциями. Награждение проводится по параллелям «Самый эмоционально-восприимчивый класс».
Параллель 3-4-х классов
КТД «Следопыт»
Девиз: «Кто ищет – тот всегда найдет!».
Цель: обучение детей навыкам коллективной самоорганизации, развитие коммуникативных умений, наблюдательности и внимательности школьников; повышение сплоченности коллектива; умения организованно действовать в разных ситуациях; поднятие общего эмоционального тонуса;
Каждый класс получает «Письмо-задание» с вопросами, на которые надо ответить в течение учебного дня и как можно быстрее передать психологам.
Условия проведения: классный руководитель не помогает ученикам и не даёт детям готовые ответы на вопросы. Ответы должны быть точными, а не приблизительными. Во время уроков выполнять задание категорически запрещено – нарушители выбывают из игры.
Вопросы:
Сколько ступенек у центральной лестницы?
Сколько дверей на втором этаже?
Сколько парт в 208 кабинете?
Сколько классов в нашей школе?
Как зовут директора нашей школы?
В каком классе больше всего учеников?
Как зовут завуча нашей школы? Какие уроки она проводит?
Назовите любимый цветок учителя Венеры Леонидовны?
Как зовут библиотекаря?
Любимый цвет Веры Борисовны?
Любимое блюдо заведующей столовой Валентины Николаевны?
Любимое животное социального педагога Татьяны Николаевны?
Сколько в школе работает логопедов?
Сколько мышек живет за диваном в учительской?
Укажите номер вопроса, который оказался самым интересным.
Награждение проводится по параллелям «Самый любознательный класс».
Для педагогов
I. «Мы – это много Я» (коллективная деятельность).
Педагоги в течение дня отвечают на вопросы, которые оформлены в виде лепестков цветка в учительской.
Мое лучшее качество…
Страна, в которую я хотел(а) бы съездить ….
Хочу, чтобы в нашей школе …
Люблю проводить свободное время….
В новом году ….
Предпочитаю читать …….
Мой любимый цвет …
II. Тренинговое занятие «Все мы родом из детства!»
Проводится между сменами Продолжительность – 30-40 минут.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания, укрепление психического здоровья педагогов, сплочение педагогического коллектива.
Игра «Друг к дружке» (К.Фопель). Продолжительность 5-7 минут.
Цель: обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех педагогов друг с другом.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом: правая рука к правой руке! Спина к спине! Нос к носу!
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, следующее. Каждый раз, когда я скажу: «Друг к дружке!», вам нужно будет быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. И так «Друг к дружке!» Ухо к уху! Бедро к бедру! Пятка к пятке!».
Анализ игры:
– понравилась ли игра?
– легко ли было действовать столь быстро? Были ли сложности?
Блиц-игра (в форме презентации). Продолжительность – 10 минут.
Вопросы к игре:
1. Кем бы могли работать в наши дни:
– волк из сказки «Волк и семеро козлят» – пародист;
– Красная Шапочка – социальный работник;
– кот Матроскин (герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино») – предприниматель, животновод;
– Карлсон – герой мультфильма «Малыш и Карлсон»– детский аниматор, педагог-организатор;
– кот Леопольд – психотерапевт, психолог;
– Дуремар («Сказка о золотом ключике») – гирудотерапевт;
– Золушка – технический персонал
– Шахерезада сказка «Тысяча и одна ночь» – сказкотерапевт.
2. Подберите профессиональные или личностные качества к начальным буквам слова «УЧИТЕЛЬ».
Игровое упражнение 3. Овладение техникой интонирования и мимикой.
Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний. Продолжительность 10 минут.
Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.
Инструкция: сказать с разными интонациями в голосе слова: “Здравствуй”, “До свидания” – громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.
Задание 4: «Милые ладошки».
Цель: сплочение педагогического коллектива; создание положительного эмоционального фона. Педагогам предлагаются на выбор цветные ладошки. Каждый участник записывает сове имя и передает рядом сидящему.
Задание: «Сделайте комплемент-прилагательное хозяину ладошки». Ладошки заполняются и в итоге возвращаются к своим хозяевам. Желающие озвучивают содержание (Продолжительность – 15 минут).
5. Просмотр релакс-фильма «Интервью с Богом» – http://www.youtube.com/watch?v=rwkcjx3dS9A
(Продолжительность – 5 мин.)
6. Заключение. Рецепт счастья. Рефлексия (оформление отзывов, обмен мнениями).
Для родителей.
Задание «Почтовый ящик». Текст объявления: «Внимание! Мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня в нашей школе проводится акция «Детство»! Просим на листочках написать волнующие Вас вопросы, предложения и пожелания, касающиеся ваших детей и опустить их в почтовый ящик. Заранее благодарим за участие в акции».
Литература:
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М.Р.Битяновой. С-Пб., 2008.
Психологическая поддержка педагогов Школьный психолог, февраль 2006 № 4. О. Хухлаева. Статья: Давайте учиться не гореть.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., Академия развития, 1997.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., Генезис, 1999.