Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями обучающихся группы риска, обучающихся с повышенной мотивацией к обучению
Составитель: Храмова С.А.
Педагог-психолог, преподаватель
Каменск-Уральский педагогический колледж
Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.
В.П.Астафьев
Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. А. С. Грибоедов
Базовые потребности
- потребность в любви (заботе);
- -потребность в безопасности (стабильности);
- -потребность в принадлежности.
Семьи группы риска
- Семьи вынужденных переселенцев.
- Семьи мигрантов.
- Семьи беженцев.
- Семьи с опекаемыми детьми.
- Неблагополучные (асоциальные) семьи.
- Семьи с повышенной мотивацией у детей.
- беженец — это лицо без гражданства, либо иностранный гражданин (подданный), который покинул свою страну по причине угрозы своей жизни по причине, не связанной конкретно с его личностью.
- под мигрантами понимают, иностранных граждан, которые приезжают в Россию, в виде беженцев, кто хочет получить временное убежище, ищет политического убежища, кто приехал из-за границы для работы в Россию, кто временно пребывает в России, кто хочет получить в установленном законом порядке гражданство Российской Федерации.
- Вынужденные переселенцы — это граждане России, по каким либо причинам, не зависящим от них, переселившиеся из одного региона в другой.
Мигранты и беженцы: общие проблемы
- языковая проблема;
- проблема социально-психологической адаптации к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
______________________________________________
Важно!!! первая беседа с родителями, разделение зоны ответственности, подпись листа ознакомления с правилами, выбор учителя («стажист»), знакомство с культурой
- Чем лучше владение языком, тем адаптация будет проще. В этом нужно убедить родителей.
- Нужно отказаться от практики собирать таких детей в один класс. Должно действовать правило рассредоточения таких детей по классам, а лучше по школам..
- В процессе адаптации детей из семей мигрантов и беженцев потребуются усилия всего педагогического коллектива. Конечно, встает проблема узких специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника.
Психологические симптомы культурного шока:
1 . Напряжение, сопровождающее усилия, необходимые для психологической адаптации (ведет к утомляемости).
2. Чувство потери или лишения (статуса, друзей, родины, профессии, имущества, т. п.)
3. Чувство отверженности и отвержения (новая культура отвергает мигранта, а он отвергает новую культуру).
4. Сбой в ролевой структуре (ролях и ожиданиях), путаница в самоидентификации, ценностях, чувствах.
5. Чувство тревоги, основанное на различных эмоциях (удивление, отвращение, возмущение, негодование), возникающих в результате осознания культурных различий.
6. Чувство бессилия, неполноценности в результате осознания неспособности справиться с новой ситуацией.
Семьи с опекаемыми детьми
Аксиомы:
- Признаем необходимость индивидуального подхода.
- Признаем право на объективные трудности в данной семье.
- Дети в данных семьях раньше взрослеют в силу значительного социального опыта.
- Ребенок, даже при внешнем благополучии, требует наблюдения (НЕ КОНТРОЛЯ!!!!!!)
- Даже при внешнем благополучии семьи будет иметь место материнская депривация.
- Возможны следующие позиции опекунов : «СТРАДАЛЬЦЫ», «жертвы», «герои», «нам все должны», «нас все обижают».
Неблагополучные (асоциальные ) семьи
По статистике самая многочисленная категория, которой свойственно:
- агрессия по отношению к обществу, ребенку,
- конфликтность,
- аморальность,
- попустительство, отказ от выполнения родительских обязанностей,
- низкая педагогическая культура,
- медицинские проблемы.
Семьи с повышенной мотивацией у детей
Таких родителей объединяет заинтересованность детьми, поглощенность их жизнью, активность в жизни класса.
это родители
с социальным положением
выше среднего,
с высшим образованием,
чаще педагогическим,
они тактичны , критичны, ответственны, ориентированы на будущее, планирующие жизнь свою и ребенка, требовательны к организации образовательного процесса , к учителю, но в первую очередь
к ребенку и самому себе,
склонны недооценивать способности
своих детей, тревожны.
представители любого
уровня образования,
«упустившие свой шанс»
(реабилитируются в детях),
часто склонны переоценивать способности своего ребенка, могут «выпрашивать» отметки, вспыльчивы, болезненно переживают неудачи ребенка, загружают ребенка дополнительными занятиями, редко считаются с его мнением, часто посещают школу, вторгаются в образовательный процесс, открыто высказывают претензии к качеству преподавания.
Вывод на уровне администрации
- организация социально-психологического сопровождения (консолидация усилий);
- организация психолого-педагогического сопровождения (в системе!!!);
- обеспечение преемственности между ступенями образования ( от 1 до 9-11 кл);
- подводить не количественный, а качественный анализ воспитательной работы (НЕ сколько? А в какую сторону изменилось?).