Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями обучающихся группы риска, обучающихся с повышенной мотивацией к обучению

В презентации через анализ базовых потребностей детей раскрыты основные проблемы, с которыми сталкивается учитель при работе с семьями группы риска. Для организации взаимодействия предствлены рекомендации. Рассмотрена характристика семьи с повышенной мотивацией у детей. Сделаны выводы на уровне учителя и руководства школы.

Содержимое разработки

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями обучающихся группы риска, обучающихся с повышенной мотивацией к обучению Составитель: Храмова С.А. Педагог-психолог, преподаватель Каменск-Уральский педагогический колледж

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями обучающихся группы риска, обучающихся с повышенной мотивацией к обучению

Составитель: Храмова С.А.

Педагог-психолог, преподаватель

Каменск-Уральский педагогический колледж

Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.  В.П.Астафьев  Не надобно другого образца,  Когда в глазах пример отца.  А. С. Грибоедов

Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. 

В.П.Астафьев

Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. А. С. Грибоедов

Базовые потребности

Базовые потребности

  • потребность в любви (заботе);
  • -потребность в безопасности (стабильности);
  • -потребность в принадлежности.
Семьи группы риска

Семьи группы риска

  • Семьи вынужденных переселенцев.
  • Семьи мигрантов.
  • Семьи беженцев.
  • Семьи с опекаемыми детьми.
  • Неблагополучные (асоциальные) семьи.
  • Семьи с повышенной мотивацией у детей.
беженец — это лицо без гражданства, либо иностранный гражданин (подданный), который покинул свою страну по причине угрозы своей жизни по причине, не связанной конкретно с его личностью.  под мигрантами понимают, иностранных граждан, которые приезжают в Россию, в виде беженцев, кто хочет получить временное убежище, ищет политического убежища, кто приехал из-за границы для работы в Россию, кто временно пребывает в России, кто хочет получить в установленном законом порядке гражданство Российской Федерации.    Вынужденные переселенцы
  • беженец — это лицо без гражданства, либо иностранный гражданин (подданный), который покинул свою страну по причине угрозы своей жизни по причине, не связанной конкретно с его личностью.
  • под мигрантами понимают, иностранных граждан, которые приезжают в Россию, в виде беженцев, кто хочет получить временное убежище, ищет политического убежища, кто приехал из-за границы для работы в Россию, кто временно пребывает в России, кто хочет получить в установленном законом порядке гражданство Российской Федерации.  
  • Вынужденные переселенцы — это граждане России, по каким либо причинам, не зависящим от них, переселившиеся из одного региона в другой.
Мигранты и беженцы: общие проблемы языковая проблема;   проблема социально-психологической адаптации к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. ______________________________________________ Важно!!! первая беседа с родителями, разделение зоны ответственности, подпись листа ознакомления с правилами, выбор учителя («стажист»), знакомство с культурой

Мигранты и беженцы: общие проблемы

  • языковая проблема;
  •   проблема социально-психологической адаптации к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

______________________________________________

Важно!!! первая беседа с родителями, разделение зоны ответственности, подпись листа ознакомления с правилами, выбор учителя («стажист»), знакомство с культурой

  • Чем лучше владение языком, тем адаптация будет проще. В этом нужно убедить родителей.
Нужно отказаться от практики собирать таких детей в один класс. Должно действовать правило рассредоточения таких детей по классам, а лучше по школам.. В процессе адаптации детей из семей мигрантов и беженцев потребуются усилия всего педагогического коллектива. Конечно, встает проблема узких специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника.
  • Нужно отказаться от практики собирать таких детей в один класс. Должно действовать правило рассредоточения таких детей по классам, а лучше по школам..
  • В процессе адаптации детей из семей мигрантов и беженцев потребуются усилия всего педагогического коллектива. Конечно, встает проблема узких специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника.
Психологические симптомы культурного шока: 1 . Напряжение, сопровождающее усилия, необходимые для психологической адаптации (ведет к утомляемости). 2. Чувство потери или лишения (статуса, друзей, родины, профессии, имущества, т. п.) 3. Чувство отверженности и отвержения (новая культура отвергает мигранта, а он отвергает новую культуру). 4. Сбой в ролевой структуре (ролях и ожиданиях), путаница в самоидентификации, ценностях, чувствах. 5. Чувство тревоги, основанное на различных эмоциях (удивление, отвращение, возмущение, негодование), возникающих в результате осознания культурных различий. 6. Чувство бессилия, неполноценности в результате осознания неспособности справиться с новой ситуацией.

Психологические симптомы культурного шока:

1 . Напряжение, сопровождающее усилия, необходимые для психологической адаптации (ведет к утомляемости).

2. Чувство потери или лишения (статуса, друзей, родины, профессии, имущества, т. п.)

3. Чувство отверженности и отвержения (новая культура отвергает мигранта, а он отвергает новую культуру).

4. Сбой в ролевой структуре (ролях и ожиданиях), путаница в самоидентификации, ценностях, чувствах.

5. Чувство тревоги, основанное на различных эмоциях (удивление, отвращение, возмущение, негодование), возникающих в результате осознания культурных различий.

6. Чувство бессилия, неполноценности в результате осознания неспособности справиться с новой ситуацией.

Семьи с опекаемыми детьми Аксиомы: - Признаем необходимость индивидуального подхода. - Признаем право на объективные трудности в данной семье. - Дети в данных семьях раньше взрослеют в силу значительного социального опыта. - Ребенок, даже при внешнем благополучии, требует наблюдения (НЕ КОНТРОЛЯ!!!!!!) - Даже при внешнем благополучии семьи будет иметь место материнская депривация. - Возможны следующие позиции опекунов : «СТРАДАЛЬЦЫ», «жертвы», «герои», «нам все должны», «нас все обижают».

Семьи с опекаемыми детьми

Аксиомы:

- Признаем необходимость индивидуального подхода.

- Признаем право на объективные трудности в данной семье.

- Дети в данных семьях раньше взрослеют в силу значительного социального опыта.

- Ребенок, даже при внешнем благополучии, требует наблюдения (НЕ КОНТРОЛЯ!!!!!!)

- Даже при внешнем благополучии семьи будет иметь место материнская депривация.

- Возможны следующие позиции опекунов : «СТРАДАЛЬЦЫ», «жертвы», «герои», «нам все должны», «нас все обижают».

Неблагополучные (асоциальные ) семьи По статистике самая многочисленная категория, которой свойственно:

Неблагополучные (асоциальные ) семьи

По статистике самая многочисленная категория, которой свойственно:

  • агрессия по отношению к обществу, ребенку,
  • конфликтность,
  • аморальность,
  • попустительство, отказ от выполнения родительских обязанностей,
  • низкая педагогическая культура,
  • медицинские проблемы.
Семьи с повышенной мотивацией у детей Таких родителей объединяет заинтересованность детьми, поглощенность их жизнью, активность в жизни класса.

Семьи с повышенной мотивацией у детей

Таких родителей объединяет заинтересованность детьми, поглощенность их жизнью, активность в жизни класса.

это родители с социальным положением выше среднего,  с высшим образованием,  чаще педагогическим, они тактичны , критичны, ответственны, ориентированы на будущее, планирующие жизнь свою и ребенка, требовательны к организации образовательного процесса , к учителю, но в первую очередь  к ребенку и самому себе, склонны недооценивать способности  своих детей, тревожны.

это родители

с социальным положением

выше среднего,

с высшим образованием,

чаще педагогическим,

они тактичны , критичны, ответственны, ориентированы на будущее, планирующие жизнь свою и ребенка, требовательны к организации образовательного процесса , к учителю, но в первую очередь

к ребенку и самому себе,

склонны недооценивать способности

своих детей, тревожны.

представители любого уровня образования, «упустившие свой шанс» (реабилитируются в детях), часто склонны переоценивать способности своего ребенка, могут «выпрашивать» отметки, вспыльчивы, болезненно переживают неудачи ребенка, загружают ребенка дополнительными занятиями, редко считаются с его мнением, часто посещают школу, вторгаются в образовательный процесс, открыто высказывают претензии к качеству преподавания.

представители любого

уровня образования,

«упустившие свой шанс»

(реабилитируются в детях),

часто склонны переоценивать способности своего ребенка, могут «выпрашивать» отметки, вспыльчивы, болезненно переживают неудачи ребенка, загружают ребенка дополнительными занятиями, редко считаются с его мнением, часто посещают школу, вторгаются в образовательный процесс, открыто высказывают претензии к качеству преподавания.

Вывод на уровне администрации  организация социально-психологического сопровождения (консолидация усилий);  организация психолого-педагогического сопровождения (в системе!!!);  обеспечение преемственности между ступенями образования ( от 1 до 9-11 кл);  подводить не количественный, а качественный анализ воспитательной работы (НЕ сколько? А в какую сторону изменилось?).

Вывод на уровне администрации

  • организация социально-психологического сопровождения (консолидация усилий);
  • организация психолого-педагогического сопровождения (в системе!!!);
  • обеспечение преемственности между ступенями образования ( от 1 до 9-11 кл);
  • подводить не количественный, а качественный анализ воспитательной работы (НЕ сколько? А в какую сторону изменилось?).

Сохранить у себя:
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями обучающихся группы риска, обучающихся с повышенной мотивацией к обучению

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки