![Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями обучающихся группы риска, обучающихся с повышенной мотивацией к обучению Составитель: Храмова С.А. Педагог-психолог, преподаватель Каменск-Уральский педагогический колледж](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_0.jpg)
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями обучающихся группы риска, обучающихся с повышенной мотивацией к обучению
Составитель: Храмова С.А.
Педагог-психолог, преподаватель
Каменск-Уральский педагогический колледж
![Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. В.П.Астафьев Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. А. С. Грибоедов](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_1.jpg)
Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.
В.П.Астафьев
Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. А. С. Грибоедов
![Базовые потребности](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_2.jpg)
Базовые потребности
- потребность в любви (заботе);
- -потребность в безопасности (стабильности);
- -потребность в принадлежности.
![Семьи группы риска](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_3.jpg)
Семьи группы риска
- Семьи вынужденных переселенцев.
- Семьи мигрантов.
- Семьи беженцев.
- Семьи с опекаемыми детьми.
- Неблагополучные (асоциальные) семьи.
- Семьи с повышенной мотивацией у детей.
![беженец — это лицо без гражданства, либо иностранный гражданин (подданный), который покинул свою страну по причине угрозы своей жизни по причине, не связанной конкретно с его личностью. под мигрантами понимают, иностранных граждан, которые приезжают в Россию, в виде беженцев, кто хочет получить временное убежище, ищет политического убежища, кто приехал из-за границы для работы в Россию, кто временно пребывает в России, кто хочет получить в установленном законом порядке гражданство Российской Федерации. Вынужденные переселенцы](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_4.jpg)
- беженец — это лицо без гражданства, либо иностранный гражданин (подданный), который покинул свою страну по причине угрозы своей жизни по причине, не связанной конкретно с его личностью.
- под мигрантами понимают, иностранных граждан, которые приезжают в Россию, в виде беженцев, кто хочет получить временное убежище, ищет политического убежища, кто приехал из-за границы для работы в Россию, кто временно пребывает в России, кто хочет получить в установленном законом порядке гражданство Российской Федерации.
- Вынужденные переселенцы — это граждане России, по каким либо причинам, не зависящим от них, переселившиеся из одного региона в другой.
![Мигранты и беженцы: общие проблемы языковая проблема; проблема социально-психологической адаптации к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. ______________________________________________ Важно!!! первая беседа с родителями, разделение зоны ответственности, подпись листа ознакомления с правилами, выбор учителя («стажист»), знакомство с культурой](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_5.jpg)
Мигранты и беженцы: общие проблемы
- языковая проблема;
- проблема социально-психологической адаптации к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
______________________________________________
Важно!!! первая беседа с родителями, разделение зоны ответственности, подпись листа ознакомления с правилами, выбор учителя («стажист»), знакомство с культурой
- Чем лучше владение языком, тем адаптация будет проще. В этом нужно убедить родителей.
![Нужно отказаться от практики собирать таких детей в один класс. Должно действовать правило рассредоточения таких детей по классам, а лучше по школам.. В процессе адаптации детей из семей мигрантов и беженцев потребуются усилия всего педагогического коллектива. Конечно, встает проблема узких специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_6.jpg)
- Нужно отказаться от практики собирать таких детей в один класс. Должно действовать правило рассредоточения таких детей по классам, а лучше по школам..
- В процессе адаптации детей из семей мигрантов и беженцев потребуются усилия всего педагогического коллектива. Конечно, встает проблема узких специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника.
![Психологические симптомы культурного шока: 1 . Напряжение, сопровождающее усилия, необходимые для психологической адаптации (ведет к утомляемости). 2. Чувство потери или лишения (статуса, друзей, родины, профессии, имущества, т. п.) 3. Чувство отверженности и отвержения (новая культура отвергает мигранта, а он отвергает новую культуру). 4. Сбой в ролевой структуре (ролях и ожиданиях), путаница в самоидентификации, ценностях, чувствах. 5. Чувство тревоги, основанное на различных эмоциях (удивление, отвращение, возмущение, негодование), возникающих в результате осознания культурных различий. 6. Чувство бессилия, неполноценности в результате осознания неспособности справиться с новой ситуацией.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_7.jpg)
Психологические симптомы культурного шока:
1 . Напряжение, сопровождающее усилия, необходимые для психологической адаптации (ведет к утомляемости).
2. Чувство потери или лишения (статуса, друзей, родины, профессии, имущества, т. п.)
3. Чувство отверженности и отвержения (новая культура отвергает мигранта, а он отвергает новую культуру).
4. Сбой в ролевой структуре (ролях и ожиданиях), путаница в самоидентификации, ценностях, чувствах.
5. Чувство тревоги, основанное на различных эмоциях (удивление, отвращение, возмущение, негодование), возникающих в результате осознания культурных различий.
6. Чувство бессилия, неполноценности в результате осознания неспособности справиться с новой ситуацией.
![Семьи с опекаемыми детьми Аксиомы: - Признаем необходимость индивидуального подхода. - Признаем право на объективные трудности в данной семье. - Дети в данных семьях раньше взрослеют в силу значительного социального опыта. - Ребенок, даже при внешнем благополучии, требует наблюдения (НЕ КОНТРОЛЯ!!!!!!) - Даже при внешнем благополучии семьи будет иметь место материнская депривация. - Возможны следующие позиции опекунов : «СТРАДАЛЬЦЫ», «жертвы», «герои», «нам все должны», «нас все обижают».](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_8.jpg)
Семьи с опекаемыми детьми
Аксиомы:
- Признаем необходимость индивидуального подхода.
- Признаем право на объективные трудности в данной семье.
- Дети в данных семьях раньше взрослеют в силу значительного социального опыта.
- Ребенок, даже при внешнем благополучии, требует наблюдения (НЕ КОНТРОЛЯ!!!!!!)
- Даже при внешнем благополучии семьи будет иметь место материнская депривация.
- Возможны следующие позиции опекунов : «СТРАДАЛЬЦЫ», «жертвы», «герои», «нам все должны», «нас все обижают».
![Неблагополучные (асоциальные ) семьи По статистике самая многочисленная категория, которой свойственно:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_9.jpg)
Неблагополучные (асоциальные ) семьи
По статистике самая многочисленная категория, которой свойственно:
- агрессия по отношению к обществу, ребенку,
- конфликтность,
- аморальность,
- попустительство, отказ от выполнения родительских обязанностей,
- низкая педагогическая культура,
- медицинские проблемы.
![Семьи с повышенной мотивацией у детей Таких родителей объединяет заинтересованность детьми, поглощенность их жизнью, активность в жизни класса.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_10.jpg)
Семьи с повышенной мотивацией у детей
Таких родителей объединяет заинтересованность детьми, поглощенность их жизнью, активность в жизни класса.
![это родители с социальным положением выше среднего, с высшим образованием, чаще педагогическим, они тактичны , критичны, ответственны, ориентированы на будущее, планирующие жизнь свою и ребенка, требовательны к организации образовательного процесса , к учителю, но в первую очередь к ребенку и самому себе, склонны недооценивать способности своих детей, тревожны.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_11.jpg)
это родители
с социальным положением
выше среднего,
с высшим образованием,
чаще педагогическим,
они тактичны , критичны, ответственны, ориентированы на будущее, планирующие жизнь свою и ребенка, требовательны к организации образовательного процесса , к учителю, но в первую очередь
к ребенку и самому себе,
склонны недооценивать способности
своих детей, тревожны.
![представители любого уровня образования, «упустившие свой шанс» (реабилитируются в детях), часто склонны переоценивать способности своего ребенка, могут «выпрашивать» отметки, вспыльчивы, болезненно переживают неудачи ребенка, загружают ребенка дополнительными занятиями, редко считаются с его мнением, часто посещают школу, вторгаются в образовательный процесс, открыто высказывают претензии к качеству преподавания.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_12.jpg)
представители любого
уровня образования,
«упустившие свой шанс»
(реабилитируются в детях),
часто склонны переоценивать способности своего ребенка, могут «выпрашивать» отметки, вспыльчивы, болезненно переживают неудачи ребенка, загружают ребенка дополнительными занятиями, редко считаются с его мнением, часто посещают школу, вторгаются в образовательный процесс, открыто высказывают претензии к качеству преподавания.
![Вывод на уровне администрации организация социально-психологического сопровождения (консолидация усилий); организация психолого-педагогического сопровождения (в системе!!!); обеспечение преемственности между ступенями образования ( от 1 до 9-11 кл); подводить не количественный, а качественный анализ воспитательной работы (НЕ сколько? А в какую сторону изменилось?).](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_13.jpg)
Вывод на уровне администрации
- организация социально-психологического сопровождения (консолидация усилий);
- организация психолого-педагогического сопровождения (в системе!!!);
- обеспечение преемственности между ступенями образования ( от 1 до 9-11 кл);
- подводить не количественный, а качественный анализ воспитательной работы (НЕ сколько? А в какую сторону изменилось?).
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/05/11/i_5cd6afaecf7ee/img_phpJ6Dtd3_14.jpg)