| вопрос | ответ |
| ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ И ИХ РЕЗУЛЬТАТ | |
1 | Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории.
| 1) Движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков. 2) Заслугой Ж. Б. Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их приспособленности. 3) Учение легло в основу первой естественной классификации, основанной на принципах родства организмов. |
2 | Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов? | 1) Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. 2) В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. 3) Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде. |
3 | Какова роль естественного отбора в природе и эволюции органического мира?
| 1) естественный отбор препятствует увеличению численности организмов в геометрической прогрессии; 2) естественный отбор имеет направленное действие; 3) естественный отбор сохраняет наиболее приспособленных к условиям окружающей среды особей |
4 | Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.
| 1. Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях внешней среды. Происходит постепенное смещение признаков в определенном направлении. Например, потемнение крыльев березовой пяденицы при потемнении стволов деревьев, произошедшее из-за развития промышленности. 2. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды. Увеличивает количество особей со средним значением признака, краевые отклонения от нормы убирает. 3. Разрывающий или дизруптивный отбор. Действует в меняющихся условиях среды. Способствует размножению особей обоих крайних форм. До сенокоса преобладают одуванчики с высоким цветоносом, а после сенокоса — формы с низким цветоносом. |
5 | Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора не приводит к полному фенотипическому единообразию в популяции? | 1) Полное фенотипическое однообразие возможно при полной генетической идентичности особей популяции и идентичности условий среды, что практически невозможно даже в искусственных условиях. 2) Не всякий фенотипический признак строго определяется генотипом. Поскольку развитие особей может протекать в несколько различных условиях, они могут получать ненаследуемые различия, вызванные внешней средой. Иными словами существует широкая фенотипическая ненаследуемая изменчивость, на которую отбор в прямую действовать не может. 3) Кроме того, в популяции, особенно достаточно большой, время от времени возникают новые мутации, проявление которых мы можем наблюдать до того, как стабилизирующий отбор успеет изъять их из популяции. или, Действию стабилизирующего отбора противодействуют комбинативная изменчивость вследствие независимого расхождения хромосом в митозе, рекомбинации, случайной встреча гамет; мутационной изменчивости; цитоплазматической изменчивости. |
6 | Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.
| 1) Возникает изоляция. Географическое видообразование может осуществляться двумя основными путями: путем миграции; путем фрагментации ареала материнского вида (из-за возникновения внешних условий — образование горных массивов, пустынь, схода ледника с гор). 2) Затем возникает репродуктивная изоляция — становится невозможным обмен генами. Особи в образовавшихся новых условиях начинают приобретать новые признаки. 3) В результате естественного отбора новые, полезные для выживания признаки передаются из поколения в поколение, особи разных ареалов становятся все более различны. |
7 | Опишите механизм экологического видообразования в природе. | 1) популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего неразделённого ареала; 2) особи с полезными для жизни мутациями в определённых экологических нишах сохраняются естественным отбором и распространяются в популяции; 3) постепенно изменяется генофонд популяции, особи разных популяций перестают скрещиваться между собой, возникает репродуктивная изоляция, что приводит к формированию нового вида. |
8 | Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?
| 1) Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, 2) это ускоряет естественный отбор, 3) естественный отбор — главная направляющая сила эволюции.
|
9 | Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора. | 1) Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. 2) Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. 3) Это появление движущей формы естественного отбора. |
10 | В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора. | 1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы; 2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской; 3) изменение окраски в популяциях бабочек – появление движущей формы естественного отбора. |
11 | Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам? | 1) В популяции насекомых–вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. 2) Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. 3) Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей. |
12 | Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна. | 1) Тип окраски — покровительственная — слияние с фоном морского дна; 2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. 3) Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов. |
13 | Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?. | 1) появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2) сохранение естественным отбором особей с формой тела, напоминающей лист; 3) размножение и распространение особей с подобной формой тела, так как хищные животные не отличают бабочек от листьев. |
14 | На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются тёмные и светлые полосы. Назовите тип её защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.
| 1) Тип её защитной окраски — расчленяющая покровительственная окраска. 2) Значение — легче спрятаться от хищников, в саваннах незначительная растительность, тень и солнце дают блики светлых и темных тонов, что делает зебр менее заметными на таком фоне. 3) Относительность — когда засуха меньше листвы на фоне саванны ярко окрашенные зебры хорошо заметны и более уязвимы. Дополнительно. Такая окраска прячет от хищника реальные контуры животного (непонятно, где кончается одна зебра и начинается другая),полоски не дают хищнику точно определить направление движения и скорость зебры. |
15 | Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.
| Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось. Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой. Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось. Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска. |
16 | Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.
| 1) Тип окраски – покровительственная, мимикрия. Нижняя сторона крыльев этой бабочки имеют покровительственную окраску. Но если к бабочке приблизится какая-нибудь птица, то, почувствовав опасность, павлиний глаз раскрывает крылья, и птица, увидев вдруг появившиеся «глаза», в недоумении останавливается. 2) Значение окраски: Подражают глазам более крупного животного (хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза другого, более крупного хищника). 3) Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, молодые животные могут принять за вкусное лакомство и съесть, хищник может не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки, возможно случайное уничтожение. |
17 | Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер | 1. тип приспособления — маскировка (подражание неподвижным телам природы); 2. гусеница замирает на ветке и становится незаметной для насекомоядных птиц; 3. приспособление становится бесполезным при движении гусеницы или при изменении фона окружающей среды (ее могут найти по запаху) |
18 | Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления. | 1) Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. 2) Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. 3) Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.
|
|
МАКРОЭВОЛЮЦИЯ |
|
1 | Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса? | 1) Большая численность способствует расширению ареала, 2) увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания, 3) увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида. |
2 | В настоящее время известно около 20 подвидов зайца-русака, которые встречаются на территории Европы и Азии. Приведите не менее четырёх доказательств биологического прогресса вида зайца-русака.
| Признаки биологического прогресса: — увеличение количества особей; — преобладание рождаемости над смертностью; —расширение ареала — подтверждается словами «встречаются на территории Европы и Азии»; —увеличение количества подчиненных систематических единиц — подтверждается словами «В настоящее время известно около 20 подвидов зайца-русака»; — заяц-русак хорошо приспособлен к среде обитания. |
3 | Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств
| Признаками биологического прогресса являются увеличение численности вида, расширение ареала, видообразование. 1) Хорошо приспособившись к конкретным условиям среды (идиоадаптация), вид увеличит свою численность. Упростив свою организацию (дегенерация) вид сможет потратить сэкономленные ресурсы на дополнительную защиту или размножение, тем самым также увеличив свою численность. 2) Увеличив свою численность, вид сможет шире распространиться, т.е. расширить свой ареал. 3) Расширив свой ареал, вид будет попадать в новые экологические ниши, в которых будут образовываться новые виды. |
4 | Приведите три примера дегенерации животных или растений, и докажите, что дегенерация не всегда приводит к биологическому регрессу.
| Общая дегенерация – представляет собой эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. Дегенерация часто связана с переходом к пещерному, к сидячему или паразитическому образу жизни. 1) Дегенерация органов зрения у кротов не мешает их жизни под землёй, и их численность возрастает. 2) Ленточные черви утратили пищеварительную систему, но прекрасно паразитируют в других организмах. 3) Повилика характеризуется снижением активности аппарата фотосинтеза, редукцией листьев до чешуй, преобразованием корней в присоски — паразитирует на высших растениях и является злостным сорняком. |
5 | Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение | 1) костистые рыбы характеризуются большим видовым разнообразием и высокой численностью; 2) они имеют большой ареал (Мировой океан и водоёмы Земного шара); 3) они имеют многочисленные приспособления к разнообразным условиям водной среды (окраска, форма тела, строение плавников и т. д.). |
6 | Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу? | 1) Обедняется экологическое разнообразие среды в связи с сокращением ареала. 2) Возникает нежелательное близкородственное скрещивание. 3) Усиливается конкуренция с другими видами и внутри вида.
|
7 | В ряду отделов высших растений в ходе эволюции всё больше увеличивалась независимость от воды. Перечислите, какие ароморфозы позволяли снижать зависимость от воды при переходе к каждому следующему отделу. Перечислите не менее четырёх ароморфозов.
| 1) Первые наземные растения – мохообразные – начали формирование специализированных органов для фотосинтеза (листья) и размножения, у них появились истинные ткани, однако они ещё сильно зависели от воды. 2) У Папоротникообразных появились корни и проводящая система, что позволило захватить более сухие области по сравнению с мохообразными. 3) У Голосеменных впервые в ходе эволюции появились семена и доставка спермиев к яйцеклетке с помощью пыльцы, переносимой по воздуху. 4) Покрытосеменные ещё больше увеличили свою независимость от воды, поскольку у них зародыш развивается внутри завязи пестика и, таким образом, защищён от высыхания и повреждения, в отличие от зародыша голосеменных. |
8 | Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?
| 1) Дало возможность использовать в пищу разные корма, 2) это способствовало ослаблению конкуренции. 3) В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов. |
9 | В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота? | 1) Эти животные имеют сходную среду обитания, к которой возникли одинаковые приспособления. 2) Сходное расположение глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое является приспособлением к лучшему обзору и дыханию. 3) Обтекаемая форма тела. |
10 | Каковы основные этапы эволюции хордовых, обеспечившие их расцвет и жизнь на суше? Укажите не менее четырёх этапов.
| 1) образование роговых покровов, перьев и шерсти; 2) возникновение ячеистых лёгких и двух кругов кровообращения с полным разделением крови на венозную и артериальную; 3) размножение на суше; 4) образование рычажных конечностей; 5) формирование сложной нервной системы. |
11 | Класс Млекопитающие — процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырёх признаков. | 1) четырёхкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови; 2) наличие волосяного покрова; 3) высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции; 4) живорождение и выкармливание потомства молоком; 5) высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения (развитая кора головного мозга) |
12 | Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции? | 1) У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению. 2) Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя. 3) Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению. |
13 | Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менн четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните | 1. семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечивало их выживание; 2. семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов; 3. независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового); 4. семя — многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора — одна клетка |
14 | Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?
| 1) Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, 2) переходные формы (например, археоптерикса), 3) филогенетические ряды (например, лошади). |
15 | Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.
| Анализ филогенетического ряда лошади показывает: 1) увеличение размеров тела, удлинение конечностей 2) отсутствие ключицы в связи с бегом 3) редукция пальцев, средний палец удлиняется, утолщается и покрывается копытом |
16 | Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств | 1) у всех эмбрионов хордовых животных есть зачатки жаберных дуг и хвостовой отдел позвоночника; 2) также у них есть двухкамерное сердце и один круг кровообращения; 3) все классы хордовых проходят стадии зиготы, бластулы, гаструлы |
17 | В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов ответа. | 1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.
|
1 | Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов? |
2 | Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна. |
3 | В настоящее время известно около 20 подвидов зайца-русака, которые встречаются на территории Европы и Азии. Приведите не менее четырёх доказательств биологического прогресса вида зайца-русака. |
4 | Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств |
|
|
1 | Какова роль естественного отбора в природе и эволюции органического мира? |
2 | На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются тёмные и светлые полосы. Назовите тип её защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности. |
3 | Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств |
4 | Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах. |
|
|
1 | Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов. |
2 | Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого. |
3 | Приведите три примера дегенерации животных или растений, и докажите, что дегенерация не всегда приводит к биологическому регрессу. |
4 | В ряду отделов высших растений в ходе эволюции всё больше увеличивалась независимость от воды. Перечислите, какие ароморфозы позволяли снижать зависимость от воды при переходе к каждому следующему отделу. Перечислите не менее трёх ароморфозов. |
|
|
1 | Опишите механизм экологического видообразования в природе. |
2 | Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности. |
3 | Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу? |
4 | Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции? |
|
|
1 | Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории. |
2 | Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер |
3 | Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса? |
4 | Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее трех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните |
|
|
1 | Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями. |
2 | Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления. |
3 | Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение |
4 | Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции? |