Проверочная работы по разделу "Эволюция живой природы" (часть 2 ЕГЭ)

В материале представлены различные вопросы из раздела "Эволюция живой природы", которые могут быть представлены в КИМах ЕГЭ во второй части. В публикации задания проранжированы по темам и имеются ответы к вопросам. Материал бует подезен и для подготовки к ЕШЭ по соответствующему разделу, и на уроках биологии в 11 классе при изучении темы "Эволюция живой природы"

Содержимое разработки


вопрос

ответ


ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ И ИХ РЕЗУЛЬТАТ

1

Назовите ос­нов­ные положения тео­рии Жана Ба­ти­ста Ламарка и объясните, в чем за­клю­ча­ет­ся прогрессивность этой теории.


1) Движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.

2) Заслугой Ж. Б. Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их приспособленности.

3) Уче­ние легло в ос­но­ву пер­вой есте­ствен­ной клас­си­фи­ка­ции, ос­но­ван­ной на прин­ци­пах род­ства ор­га­низ­мов.

2

Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

1) Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной.

2) В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору.

3) Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.

3

Какова роль есте­ствен­но­го от­бо­ра в при­ро­де и эво­лю­ции ор­га­ни­че­ско­го мира?


1) есте­ствен­ный отбор пре­пят­ству­ет уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти ор­га­низ­мов в гео­мет­ри­че­ской прогрессии;

2) есте­ствен­ный отбор имеет на­прав­лен­ное действие;

3) есте­ствен­ный отбор со­хра­ня­ет наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ных к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды особей

4

Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.


1. Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях внешней среды. Происходит постепенное смещение признаков в определенном направлении. Например, потемнение крыльев березовой пяденицы при потемнении стволов деревьев, произошедшее из-за развития промышленности.

 2. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды. Увеличивает количество особей со средним значением признака, краевые отклонения от нормы убирает.

 3. Разрывающий или дизруптивный отбор. Действует в меняющихся условиях среды. Способствует размножению особей обоих крайних форм. До сенокоса преобладают одуванчики с высоким цветоносом, а после сенокоса — формы с низким цветоносом.

5

Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора не приводит к полному фенотипическому единообразию в популяции?

1) Полное фенотипическое однообразие возможно при полной генетической идентичности особей популяции и идентичности условий среды, что практически невозможно даже в искусственных условиях.

2) Не всякий фенотипический признак строго определяется генотипом.

Поскольку развитие особей может протекать в несколько различных условиях, они могут получать ненаследуемые различия, вызванные внешней средой. Иными словами существует широкая фенотипическая ненаследуемая изменчивость, на которую отбор в прямую действовать не может.

3) Кроме того, в популяции, особенно достаточно большой, время от времени возникают новые мутации, проявление которых мы можем наблюдать до того, как стабилизирующий отбор успеет изъять их из популяции.

или,

Действию стабилизирующего отбора противодействуют комбинативная изменчивость вследствие независимого расхождения хромосом в митозе, рекомбинации, случайной встреча гамет; мутационной изменчивости; цитоплазматической изменчивости.

6

Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гео­гра­фи­че­ский спо­соб видообразования? Ука­жи­те не менее трёх элементов.


1) Воз­ни­ка­ет изоляция. Гео­гра­фи­че­ское видообразование может осу­ществ­лять­ся двумя ос­нов­ны­ми путями: путем миграции; путем фраг­мен­та­ции ареала ма­те­рин­ско­го вида (из-за воз­ник­но­ве­ния внешних усло­вий — об­ра­зо­ва­ние горных массивов, пустынь, схода лед­ни­ка с гор).

2) Затем воз­ни­ка­ет репродуктивная изо­ля­ция — ста­но­вит­ся невозможным обмен генами.

Особи в об­ра­зо­вав­ших­ся новых усло­ви­ях начинают при­об­ре­тать новые признаки.

3) В ре­зуль­та­те естественного от­бо­ра новые, по­лез­ные для вы­жи­ва­ния признаки пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в поколение, особи раз­ных ареалов ста­но­вят­ся все более различны.

7

Опишите механизм экологического видообразования в природе.

1) популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего неразделённого ареала;

2) особи с полезными для жизни мутациями в определённых экологических нишах сохраняются естественным отбором и распространяются в популяции;

3) постепенно изменяется генофонд популяции, особи разных популяций перестают скрещиваться между собой, возникает репродуктивная изоляция, что приводит к формированию нового вида.

8

По­че­му боль­шин­ство ор­га­низ­мов в ходе эво­лю­ции пе­ре­шли к по­ло­во­му раз­мно­же­нию?


1) По­ло­вое раз­мно­же­ние уве­ли­чи­ва­ет раз­но­об­ра­зие потом­ства,

2) это уско­ря­ет есте­ствен­ный отбор,

3) есте­ствен­ный отбор — глав­ная на­прав­ля­ю­щая сила эво­лю­ции.


9

Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

1) Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными.

2) Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам.

3) Это появление движущей формы естественного отбора.

10

В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы;

2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской;

3) изменение окраски в популяциях бабочек – появление движущей формы естественного отбора.

11

Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

1) В популяции насекомых–вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам.

2) Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается.

3) Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.

12

Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

1) Тип окраски — покровительственная — слияние с фоном морского дна;

2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи.

3) Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

13

Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?.

1) появление у особей разнообразных наследственных изменений;

2) сохранение естественным отбором особей с формой тела, напоминающей лист;

3) размножение и распространение особей с подобной формой тела, так как хищные животные не отличают бабочек от листьев.

14

На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются тёмные и светлые полосы. Назовите тип её защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.


1) Тип её защитной окраски — расчленяющая покровительственная окраска.

2) Значение — легче спрятаться от хищников, в саваннах незначительная растительность, тень и солнце дают блики светлых и темных тонов, что делает зебр менее заметными на таком фоне.

3) Относительность — когда засуха меньше листвы на фоне саванны ярко окрашенные зебры хорошо заметны и более уязвимы.

Дополнительно.

Такая окраска прячет от хищника реальные контуры животного (непонятно, где кончается одна зебра и начинается другая),полоски не дают хищнику точно определить направление движения и скорость зебры.

15

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.


Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось.

Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой. Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось.

Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.

16

Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.


1) Тип окраски – покровительственная, мимикрия.

Нижняя сторона крыльев этой бабочки имеют покровительственную окраску. Но если к бабочке приблизится какая-нибудь птица, то, почувствовав опасность, павлиний глаз раскрывает крылья, и птица, увидев вдруг появившиеся «глаза», в недоумении останавливается.

2) Значение окраски: Подражают глазам более крупного животного (хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза другого, более крупного хищника).

3) Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, молодые животные могут принять за вкусное лакомство и съесть, хищник может не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки, возможно случайное уничтожение.

17

Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер

1. тип приспособления — маскировка (подражание неподвижным телам природы);

2. гусеница замирает на ветке и становится незаметной для насекомоядных птиц;

3. приспособление становится бесполезным при движении гусеницы или при изменении фона окружающей среды (ее могут найти по запаху)

18

Муха-осо­вид­ка сход­на по окрас­ке и форме тела с осой. На­зо­ви­те тип ее за­щит­но­го при­спо­соб­ле­ния, объ­яс­ни­те его зна­че­ние и от­но­си­тель­ный ха­рак­тер при­спо­соб­ле­ния.

1) Тип при­спо­соб­ле­ния, когда не­за­щи­щен­ный ор­га­низм при­об­ре­та­ет при­зна­ки за­щи­щен­но­го ор­га­низ­ма на­зы­ва­ет­ся ми­мик­рия.

2) Сход­ство с осой пре­ду­пре­жда­ет воз­мож­но­го хищ­ни­ка об опас­но­сти быть ужа­лен­ным.

3) Но эта за­щи­та не дает пол­ной га­ран­тии вы­жи­ва­ния, так как мо­ло­дые птицы, у ко­то­рых не вы­ра­бо­тал­ся ре­флекс на осу, могут ее съесть.




МАКРОЭВОЛЮЦИЯ


1

Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?

1) Большая численность способствует расширению ареала,

2) увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания,

3) увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.

2

В на­сто­я­щее время из­вест­но около 20 под­ви­дов зайца-русака, ко­то­рые встре­ча­ют­ся на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы и Азии. При­ве­ди­те не менее четырёх до­ка­за­тельств био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са вида зайца-русака.

Признаки био­ло­ги­че­ско­го прогресса:

— уве­ли­че­ние количества особей;

— пре­об­ла­да­ние рождаемости над смертностью;

—расширение аре­а­ла — под­твер­жда­ет­ся словами «встречаются на тер­ри­то­рии Европы и Азии»;

—увеличение ко­ли­че­ства подчиненных си­сте­ма­ти­че­ских единиц — под­твер­жда­ет­ся словами «В на­сто­я­щее время из­вест­но около 20 под­ви­дов зайца-ру­са­ка»;

— заяц-русак хо­ро­шо приспособлен к среде обитания.

3

Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств


Признаками биологического прогресса являются увеличение численности вида, расширение ареала, видообразование.

1) Хорошо приспособившись к конкретным условиям среды (идиоадаптация), вид увеличит свою численность. Упростив свою организацию (дегенерация) вид сможет потратить сэкономленные ресурсы на дополнительную защиту или размножение, тем самым также увеличив свою численность.

2) Увеличив свою численность, вид сможет шире распространиться, т.е. расширить свой ареал.

3) Расширив свой ареал, вид будет попадать в новые экологические ниши, в которых будут образовываться новые виды.

4

Приведите три примера дегенерации животных или растений, и докажите, что дегенерация не всегда приводит к биологическому регрессу.


Общая дегенерация – представляет собой эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. Дегенерация часто связана с переходом к пещерному, к сидячему или паразитическому образу жизни.

1) Дегенерация органов зрения у кротов не мешает их жизни под землёй, и их численность возрастает.

2) Ленточные черви утратили пищеварительную систему, но прекрасно паразитируют в других организмах.

3) Повилика характеризуется снижением активности аппарата фотосинтеза, редукцией листьев до чешуй, преобразованием корней в присоски — паразитирует на высших растениях и является злостным сорняком.

5

Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение

1) костистые рыбы характеризуются большим видовым разнообразием и высокой численностью;

2) они имеют большой ареал (Мировой океан и водоёмы Земного шара);

3) они имеют многочисленные приспособления к разнообразным условиям водной среды (окраска, форма тела, строение плавников и т. д.).

6

Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?

1) Обедняется экологическое разнообразие среды в связи с сокращением ареала.

2) Возникает нежелательное близкородственное скрещивание.

3) Усиливается конкуренция с другими видами и внутри вида.


7

В ряду от­де­лов выс­ших рас­те­ний в ходе эво­лю­ции всё боль­ше уве­ли­чи­ва­лась не­за­ви­си­мость от воды. Перечислите, какие аро­мор­фо­зы поз­во­ля­ли сни­жать за­ви­си­мость от воды при пе­ре­хо­де к каж­до­му сле­ду­ю­ще­му отделу. Пе­ре­чис­ли­те не менее четырёх ароморфозов.


1) Пер­вые на­зем­ные рас­те­ния – мо­хо­об­раз­ные – на­ча­ли фор­ми­ро­ва­ние спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ор­га­нов для фо­то­син­те­за (листья) и размножения, у них по­яви­лись ис­тин­ные ткани, од­на­ко они ещё силь­но за­ви­се­ли от воды.

2) У Па­по­рот­ни­ко­об­раз­ных по­яви­лись корни и про­во­дя­щая система, что поз­во­ли­ло за­хва­тить более сухие об­ла­сти по срав­не­нию с мохообразными.

3) У Го­ло­се­мен­ных впер­вые в ходе эво­лю­ции по­яви­лись се­ме­на и до­став­ка спер­ми­ев к яй­це­клет­ке с по­мо­щью пыльцы, пе­ре­но­си­мой по воздуху.

4) По­кры­то­се­мен­ные ещё боль­ше уве­ли­чи­ли свою не­за­ви­си­мость от воды, по­сколь­ку у них за­ро­дыш раз­ви­ва­ет­ся внут­ри за­вя­зи пе­сти­ка и, таким образом, защищён от вы­сы­ха­ния и повреждения, в от­ли­чие от за­ро­ды­ша голосеменных.

8

Ка­ко­во зна­че­ние в эво­лю­ции га­ла­па­гос­ских вьюр­ков по­яв­ле­ния клю­вов раз­ной формы?


1) Дало воз­мож­ность ис­поль­зо­вать в пищу раз­ные корма,

2) это спо­соб­ство­ва­ло ослаб­ле­нию кон­ку­рен­ции.

3) В ре­зуль­та­те ди­вер­ген­ции при­зна­ков и изо­ля­ции по­пу­ля­ций про­изо­шло об­ра­зо­ва­ние новых видов.

9

В чем за­клю­ча­ет­ся кон­вер­гент­ное сход­ство кро­ко­ди­ла, ля­гуш­ки и бе­ге­мо­та?

1) Эти жи­вот­ные имеют сход­ную среду оби­та­ния, к ко­то­рой воз­ник­ли оди­на­ко­вые при­спо­соб­ле­ния.

2) Сход­ное рас­по­ло­же­ние глаз и нозд­рей на го­ло­ве (на воз­вы­шен­но­сти), ко­то­рое яв­ля­ет­ся при­спо­соб­ле­ни­ем к луч­ше­му об­зо­ру и ды­ха­нию.

3) Об­те­ка­е­мая форма тела.

10

Ка­ко­вы ос­нов­ные этапы эво­лю­ции хор­до­вых, обес­пе­чив­шие их рас­цвет и жизнь на суше? Ука­жи­те не менее четырёх эта­пов.



1) об­ра­зо­ва­ние ро­го­вых по­кро­вов, пе­рьев и шер­сти;

2) воз­ник­но­ве­ние яче­и­стых лёгких и двух кру­гов кро­во­об­ра­ще­ния с пол­ным раз­де­ле­ни­ем крови на ве­ноз­ную и ар­те­ри­аль­ную;

3) раз­мно­же­ние на суше;

4) об­ра­зо­ва­ние ры­чаж­ных ко­неч­но­стей;

5) фор­ми­ро­ва­ние слож­ной нерв­ной си­сте­мы.

11

Класс Мле­ко­пи­та­ю­щие — про­цве­та­ю­щая груп­па по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Объ­яс­ни­те, какие аро­мор­фо­зы поз­во­ли­ли им до­стичь био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. Ука­жи­те не менее четырёх при­зна­ков.

1) четырёхка­мер­ное серд­це и пол­ное раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­ной и ве­ноз­ной крови;

2) на­ли­чие во­ло­ся­но­го по­кро­ва;

3) вы­со­кая и по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра тела, ме­ха­низ­мы тер­мо­ре­гу­ля­ции;

4) жи­во­рож­де­ние и вы­карм­ли­ва­ние потом­ства мо­ло­ком;

5) вы­со­кий уро­вень ор­га­ни­за­ции цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы, слож­ные формы по­ве­де­ния (раз­ви­тая кора го­лов­но­го мозга)

12

Какие из­ме­не­ния про­изо­шли в раз­мно­же­нии цвет­ко­вых рас­те­ний, по срав­не­нию с па­по­рот­ни­ко­об­раз­ны­ми, в про­цес­се эво­лю­ции?

1) У по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний по­явил­ся цве­ток — спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный орган, при­спо­соб­лен­ный к по­ло­во­му раз­мно­же­нию.

2) Двой­ное опло­до­тво­ре­ние, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го об­ра­зу­ет­ся семя.

3) Се­ме­на на­хо­дят­ся в пло­дах, ко­то­рые имеют раз­ные при­спо­соб­ле­ния к раз­мно­же­нию.

13

Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менн четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните

1. семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечивало их выживание;

2. семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;

3. независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);

4. семя — многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора — одна клетка

14

Какие па­ле­он­то­ло­ги­че­ские на­ход­ки слу­жат до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции?


1) Ис­ко­па­е­мые остат­ки и от­пе­чат­ки древ­них ор­га­низ­мов,

2) пе­ре­ход­ные формы (на­при­мер, ар­хео­пте­рик­са),

3) фи­ло­ге­не­ти­че­ские ряды (на­при­мер, ло­ша­ди).

15

Объ­яс­ни­те, какие из­ме­не­ния пре­тер­пел ске­лет со­вре­мен­ной ло­ша­ди при пе­ре­хо­де её пред­ков к жизни на от­кры­тых про­стран­ствах.


Ана­лиз фи­ло­ге­не­ти­че­ско­го ряда ло­ша­ди по­ка­зы­ва­ет:

1) уве­ли­че­ние раз­ме­ров тела, удли­не­ние ко­неч­но­стей

2) от­сут­ствие клю­чи­цы в связи с бегом

3) ре­дук­ция паль­цев, сред­ний палец удли­ня­ет­ся, утол­ща­ет­ся и по­кры­ва­ет­ся ко­пы­том

16

Приведите при­ме­ры эм­брио­ло­ги­че­ских до­ка­за­тельств эво­лю­ции хор­до­вых жи­вот­ных и объ­яс­ни­те зна­че­ние этих доказательств

1) у всех эм­бри­о­нов хор­до­вых жи­вот­ных есть за­чат­ки жа­бер­ных дуг и хво­сто­вой отдел позвоночника;

2) также у них есть двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кровообращения;

3) все клас­сы хор­до­вых про­хо­дят ста­дии зиготы, бластулы, гаструлы

17

В ре­зуль­та­те вул­ка­ни­че­ской де­я­тель­но­сти в оке­а­не об­ра­зо­вал­ся ост­ров. Опи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность фор­ми­ро­ва­ния эко­си­сте­мы на не­дав­но об­ра­зо­вав­шем­ся участ­ке суши. Ука­жи­те не менее трех эле­мен­тов от­ве­та.

1) пер­вы­ми по­се­ля­ют­ся мик­ро­ор­га­низ­мы и ли­шай­ни­ки, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют об­ра­зо­ва­ние почвы;

2) на почве по­се­ля­ют­ся рас­те­ния, споры или се­ме­на ко­то­рых за­но­сят­ся вет­ром или водой;

3) по мере раз­ви­тия рас­ти­тель­но­сти в эко­си­сте­ме по­яв­ля­ют­ся жи­вот­ные, в первую оче­редь чле­ни­сто­но­гие и птицы.




1

Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

2

Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

3

В на­сто­я­щее время из­вест­но около 20 под­ви­дов зайца-русака, ко­то­рые встре­ча­ют­ся на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы и Азии. При­ве­ди­те не менее четырёх до­ка­за­тельств био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са вида зайца-русака.

4

Приведите при­ме­ры эм­брио­ло­ги­че­ских до­ка­за­тельств эво­лю­ции хор­до­вых жи­вот­ных и объ­яс­ни­те зна­че­ние этих доказательств



1

Какова роль есте­ствен­но­го от­бо­ра в при­ро­де и эво­лю­ции ор­га­ни­че­ско­го мира?

2

На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются тёмные и светлые полосы. Назовите тип её защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.

3

Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств

4

Объ­яс­ни­те, какие из­ме­не­ния пре­тер­пел ске­лет со­вре­мен­ной ло­ша­ди при пе­ре­хо­де её пред­ков к жизни на от­кры­тых про­стран­ствах.



1

Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гео­гра­фи­че­ский спо­соб видообразования? Ука­жи­те не менее трёх элементов.

2

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

3

Приведите три примера дегенерации животных или растений, и докажите, что дегенерация не всегда приводит к биологическому регрессу.

4

В ряду от­де­лов выс­ших рас­те­ний в ходе эво­лю­ции всё боль­ше уве­ли­чи­ва­лась не­за­ви­си­мость от воды. Перечислите, какие аро­мор­фо­зы поз­во­ля­ли сни­жать за­ви­си­мость от воды при пе­ре­хо­де к каж­до­му сле­ду­ю­ще­му отделу. Пе­ре­чис­ли­те не менее трёх ароморфозов.



1

Опишите механизм экологического видообразования в природе.

2

Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.

3

Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?

4

Какие па­ле­он­то­ло­ги­че­ские на­ход­ки слу­жат до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции?



1

Назовите ос­нов­ные положения тео­рии Жана Ба­ти­ста Ламарка и объясните, в чем за­клю­ча­ет­ся прогрессивность этой теории.

2

Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер

3

Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?

4

Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее трех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните



1

Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.

2

Муха-осо­вид­ка сход­на по окрас­ке и форме тела с осой. На­зо­ви­те тип ее за­щит­но­го при­спо­соб­ле­ния, объ­яс­ни­те его зна­че­ние и от­но­си­тель­ный ха­рак­тер при­спо­соб­ле­ния.

3

Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение

4

Какие из­ме­не­ния про­изо­шли в раз­мно­же­нии цвет­ко­вых рас­те­ний, по срав­не­нию с па­по­рот­ни­ко­об­раз­ны­ми, в про­цес­се эво­лю­ции?



Сохранить у себя:
Проверочная работы по разделу "Эволюция живой природы" (часть 2 ЕГЭ)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки