Проверочная работа по анатомии и физиологии человека (в рамках подготовки к ЕГЭ по биологии)

Проверочная работы составлена на основе кодификатора к ЕГЭ о биологии (раздел "Организм человека и его здоровье"). Работа состит из двух частей (1 часть - это задания на множественный выбор, установление соответствия и последовательности процессов; 2 часть - вопросы и задания с развернутым ответом либо на пом=иск невверных утверждений). В рботе представлены задания на проверку знаний по всем системам органов человека. К работе имеются ответы.

Содержимое разработки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие ВИД ТКАНИ 1) эпи­те­ли­аль­ная 2) со­еди­ни­тель­ная

ОСО­БЕН­НОСТЬ : A) клет­ки плот­но при­ле­га­ют друг к другу

Б) клет­ки могут быть плос­ки­ми, ку­би­че­ски­ми, ци­лин­дри­че­ски­ми

B) ткань бы­ва­ет рес­нит­ча­той, же­ле­зи­стой, орого­ве­ва­ю­щей

Г) ткань имеет ме­зо­дер­маль­ное про­ис­хож­де­ние

Д) ткань бы­ва­ет жид­кой и твёрдой

Е) меж­кле­точ­ное ве­ще­ство хо­ро­шо раз­ви­то

 

2. Выбрать три ответа. Кровь, как разновидность соединительной ткани,

1) регулирует содержание углеводов в организме

2) имеет жидкое межклеточное вещество

3) развивается из мезодермы

4) выполняет секреторную функцию

5) состоит из неприлегающих друг к другу клеток

6) имеет упругое, эластичное межклеточное вещество


3. Установите соответствие между  характеристикой клеток крови человека и их видом. ВИД КЛЕТОК 1) эритроциты 2) лейкоциты 3)тромбоциты ХАРАКТЕРИСТИКА

А) переносят кислород Б) содержат гемоглобин

В) участвуют в фагоцитозе Г) участвуют в свёртывании крови

Д) имеют амёбовидную форму


4. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом.

1) естественный 2) искусственный

СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ

А) передается по наследству, врожденный

Б) возникает под действием вакцины

В) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки

Г) формируется после перенесенного заболевания

5. Установите последовательность движения артериальной крови у человека, начиная с момента её насыщения кислородом в капиллярах малого круга.

1) капилляры малого круга 2) левое предсердие

3) левый желудочек 4) вены малого круга 5) артерии большого круга


6. Установите соответствие между признаком кровеносных сосудов человека и их видом: 1) артерии 2) вены

ПРИЗНАК

А) имеют тонкие и эластичные стенки, слаборазвитый мышечный слой

Б) имеют полулунные клапаны на всём протяжении

В) имеют самый быстрый кровоток

Г) отходят от желудочков сердца

Д) несут кровь к сердцу


7. Выбрать три ответа. Из левого желудочка сердца человека вытекает кровь

1) по направлению к лёгким 2) по направлению к клеткам тела

3) артериальная 4) венозная 5) по артериям 6) по венам

8. Установите последовательность расположения органов дыхания, по которым воздух поступает при вдохе.

А) носоглотка Б) трахея В) альвеолы лёгкого

Г) носовая полость Д) гортань Е) бронхи

9. Установите соответствие между особенностью строения органов дыхательной системы человека и функцией, которую они выполняют.

ФУНКЦИЯ 1) проведение воздуха 2) защита 3) газообмен

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А) капилляры и альвеолы лёгких Б) хрящевые полукольца трахеи

В) хрящевой надгортанник в гортани Г) железистые клетки носовой полости

Д) хрящевые кольца бронхов Е) ресничный эпителий носовой полости

10. Выберите три утверждения. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций под­же­лу­доч­ной же­ле­зы?

1) от­но­сит­ся к же­ле­зам внут­рен­ней сек­ре­ции

2) сек­ре­ти­ру­ет гор­мо­ны и пи­ще­ва­ри­тель­ный сок

3) фер­мен­ты же­ле­зы рас­щеп­ля­ют белки в тон­кой кишке

4) участ­ву­ет в эмуль­ги­ро­ва­нии жиров

5) гор­мо­ны же­ле­зы ре­гу­ли­ру­ют уг­ле­вод­ный обмен

6) вы­пол­ня­ет ба­рьер­ную функ­цию

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие

ОТДЕЛ ЖКТ: 1) же­лу­док 2) тон­кая кишка 3) тол­стая кишка

ПРО­ЦЕСС: А) вса­сы­ва­ние воды Б) эмуль­ги­ро­ва­ние жиров

В) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот Г) на­ча­ло рас­щеп­ле­ния бел­ков

Д) об­ра­бот­ка пи­ще­во­го комка пеп­си­ном Е) сбра­жи­ва­ние клет­чат­ки

12. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие

ФУНК­ЦИЯ

 

ОРГАН

А) обез­вре­жи­ва­ние ве­ществ, со­дер­жа­щих­ся в крови

Б) вы­де­ле­ние фер­мен­тов, рас­щеп­ля­ю­щих белки, жиры и уг­ле­во­ды

В) вы­ра­бот­ка гор­мо­на, ре­гу­ли­ру­ю­ще­го со­дер­жа­ние са­ха­ра в крови

Г) об­ра­зо­ва­ние ве­ществ, эмуль­ги­ру­ю­щих жиры

Д) фор­ми­ро­ва­ние пи­ще­во­го комка

 

1) пе­чень

2) под­же­лу­доч­ная ж

3) слюн­ная же­ле­за


13. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи.

1) ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды

2) на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков

3) на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла

4) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь

5) рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между зна­че­ни­ем ви­та­ми­на для ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка и видом ви­та­ми­на. 1) А 2) D 3) С

ЗНА­ЧЕ­НИЕ A) по­вы­ша­ет за­щит­ные свой­ства ор­га­низ­ма

Б) вхо­дит в со­став зри­тель­но­го пиг­мен­та

B) пре­пят­ству­ет воз­ник­но­ве­нию ра­хи­та

Г) пре­пят­ству­ет кро­во­то­чи­во­сти дёсен

Д) улуч­ша­ет зре­ние в су­мер­ках

Е) участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии кост­ной ткани

 


15. Выбрать три ответа. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­тер­но для ске­ле­та че­ло­ве­ка?

1) свод­ча­тая стопа 2) пря­мой по­зво­ноч­ник без из­ги­бов

3) по­зво­ноч­ник с S-об­раз­ным из­ги­бом

4) ши­ро­кий ча­ше­вид­ный пояс ниж­них ко­неч­но­стей

5) сжа­тая с боков груд­ная клет­ка 6) мас­сив­ные че­лю­сти


16. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие

ТИП СО­ЕДИ­НЕ­НИЯ 1) не­по­движ­ное 2) по­лу­по­движ­ное 3) по­движ­ное

МЕСТО СО­ЕДИ­НЕ­НИЯ КО­СТЕЙ

 


А) крест­цо­вые по­звон­ки Б) плечо и пред­пле­чье

В) груд­ные по­звон­ки Г) кости моз­го­вой части че­ре­па

Д) го­лень и стопа Е) коп­чик

 


17. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке кости верх­ней ко­неч­но­сти, на­чи­ная от пле­че­во­го пояса. 

1) кости пясти 2) пле­че­вая кость 3) фа­лан­ги паль­цев

4) лу­че­вая кость 5) кости за­пя­стья


18. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность об­ра­зо­ва­ния и вы­ве­де­ния мочи в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка

А) филь­тра­ция крови в клу­боч­ках по­чеч­ных кап­сул

Б) по­ступ­ле­ние мочи в по­чеч­ную ло­хан­ку

В) об­ра­зо­ва­ние мочи, со­дер­жа­щей глю­ко­зу, ами­но­кис­ло­ты, ви­та­ми­ны

Г) по­ступ­ле­ние мочи в из­ви­тые ка­наль­цы и об­рат­ное вса­сы­ва­ние глю­ко­зы, ами­но­кис­лот, ви­та­ми­нов

Д) по­ступ­ле­ние мочи в мо­че­точ­ни­ки

Е) по­ступ­ле­ние мочи в мо­че­вой пу­зырь


19. Выбрать три ответа. Де­я­тель­ность каких ор­га­нов ре­гу­ли­ру­ет ве­ге­та­тив­ная нерв­ная си­сте­ма?

1) мышц верх­них и ниж­них ко­неч­но­стей, 2) серд­ца и кро­ве­нос­ных со­су­дов,

3) ор­га­нов пи­ще­ва­ре­ния, 4) ми­ми­че­ских мышц,

5) почек и мо­че­во­го пу­зы­ря, 6) диа­фраг­мы и межрёбер­ных мышц.


20. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­ей от­де­ла нерв­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка и от­де­лом, вы­пол­ня­ю­щим дан­ную функ­цию. 1) про­дол­го­ва­тый мозг

2) кора го­лов­но­го мозга

ФУНК­ЦИИ ОТ­ДЕ­ЛА НЕРВ­НОЙ СИ­СТЕ­МЫ

 

А) ре­гу­ли­ру­ет де­я­тель­ность сер­деч­но-со­су­ди­стой си­сте­мы

Б) от­ве­ча­ет за вы­ра­бот­ку услов­ных ре­флек­сов

В) со­дер­жит ды­ха­тель­ный центр

Г) ана­ли­зи­ру­ет зри­тель­ные и слу­хо­вые раз­дра­же­ния

Д) за­пус­ка­ет ре­ак­цию кашля и чи­ха­ния

Е) кон­тро­ли­ру­ет тон­кие дви­же­ния паль­цев

 


21. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке эле­мен­ты ре­флек­тор­ной дуги ко­лен­но­го ре­флек­са че­ло­ве­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) дви­га­тель­ный ней­рон 2) чув­стви­тель­ный ней­рон 3) спин­ной мозг

4) ре­цеп­то­ры су­хо­жи­лия 5) четырёхгла­вая мышца бедра


22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­де­ла­ми ана­ли­за­то­ра и их струк­ту­ра­ми.

ОТ­ДЕ­ЛЫ АНА­ЛИ­ЗА­ТО­РА

 

СТРУК­ТУ­РЫ АНА­ЛИ­ЗА­ТО­РА

1) про­вод­ни­ко­вый,

2) пе­ри­фе­ри­че­ский,

3) цен­траль­ный.

 

А) зри­тель­ная зона коры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга,

Б) фо­то­ре­цеп­то­ры,

В) обо­ня­тель­ный нерв,

Г) слу­хо­вая зона коры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга,

Д) ли­це­вой нерв,

Е) обо­ня­тель­ные ре­цеп­то­ры.


23. Уста­но­ви­те, в какой по­сле­до­ва­тель­но­сти зву­ко­вые ко­ле­ба­ния пе­ре­да­ют­ся ре­цеп­то­рам ор­га­на слуха.

1) на­руж­ное ухо, 2) пе­ре­пон­ка оваль­но­го окна,

3) слу­хо­вые ко­сточ­ки, 4) ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка,

5) жид­кость в улит­ке, 6) ре­цеп­то­ры ор­га­на слуха.


24. Выбрать три ответа. Ука­жи­те от­де­лы зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра

1) хру­ста­лик 2) стек­ло­вид­ное тело 3) па­лоч­ки и кол­боч­ки

4) зри­тель­ный нерв 5) ро­го­ви­ца 6) зри­тель­ная зона коры мозга


25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между гор­мо­на­ми и же­ле­за­ми, ко­то­рые сек­ре­ти­ру­ют эти гор­мо­ны. ЖЕ­ЛЕ­ЗЫ: 1) под­же­лу­доч­ная 2) ги­по­физ 3) над­по­чеч­ни­ки

ГОР­МО­НЫ: А) со­ма­то­тро­пин Б) ад­ре­на­лин В) те­сто­сте­рон

Г) ин­су­лин Д) но­рад­ре­на­лин Е) глю­ка­гон


26. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие

ЖЕ­ЛЕ­ЗА

 

ТИП ЖЕЛЁЗ

A) под­же­лу­доч­ная Б) щи­то­вид­ная

B) слёзная Г) саль­ная

Д) по­ло­вая Е) над­по­чеч­ник

 

1) внут­рен­ней сек­ре­ции

2) сме­шан­ной сек­ре­ции

3) внеш­ней сек­ре­ции


 



Часть 2

  1. В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?


  1. Какие три структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.


  1. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении? Укажите не менее 3-х функций.


  1. Опишите путь, который пройдет лекарственный аппарат, введенный в вену руки, если он должен воздействовать на головной мозг


  1. Поджелудочная железа – одна из самых больших в организме. Где она располагается? К какому виду желез она относится? Какие функции выполняет?


  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.



  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.



  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Надпочечники являются парными железами. 2. Надпочечники состоят из мозгового и коркового вещества. 3. Адреналин и тироксин являются гормонами надпочечников. 4. При повышении содержания адреналина в крови увеличивается просвет кровеносных сосудов кожи. 5. Тироксин уменьшает содержание сахара в крови. 6. При повышенном содержании адреналина в крови увеличивается частота сердечных сокращений



  1. По рисунку определите, под

какими номерами (и как они называются)

указаны органы слухового анализатора,

которые содержат рецепторы?

Связывают ухо с носоглоткой?

Являются самыми маленькими

косточками в организме человека?






  1. По каким сосудам и какая кровь поступает

в камеры сердца, обозначенные на рисунке

цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения

связана каждая из этих структур сердца?













  1. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.





ОТВЕТЫ!!!!!! На контрольную работу по АНАТОМИИ и ФИЗИОЛОГИИ человека


Часть 1.

1

111222

9

312212

18

АВГБДЕ

2

235

10

235

19

235

3

11232

11

322113

20

121212

4

1221

12

12213

21

42315

5

14235

13

32541

22

321312

6

12112

14

312312

23

143256

7

235

15

134

24

346

8

ГАДБЕВ

16

132132

25

232131



17

24513

26

213321


Часть 2

1

Нервная регуляция – работа вегетативной нервной системы (симпатический (ускорение) и парасимпатический (снижение) отделы)

Гуморальная – работа гормонов надпочечников (адреналин – ускоряет, норадреналин – замедляет работу ССС)

2

1.рецепторы кожи (холодовые)

2.кровеносные сосуды (расширение которых согревает кожу)

3. жировая клетчатка


3

  1. Слюна смачивает пищу для улучшения ее прохождения по пищеводу

  2. Слюна начинает расщеплять углеводы

  3. Выделение слюны начинает провоцировать начало выделения желудочного сока

4

Вена БКК – правое предсердие – левое предсердие – легочная артерия – капилляры легких – легочная вена – левое предсердие – левый желудочек – аорта – артерия БКК – головной мозг

5

  1. Поджелудочная находится под желудком, протоки в двенадцатиперстную тонкую кишку

  2. Относится к железам смешанной секреции

  3. Гормоны регулируют углеводный обмен, поджелудочный сок выделяет фермент трипсин, расщепляющий углеводы, белки


6

2 – серое вещество состоит из тел нейронов

4 – в коре располагается центральный отдел анализатора

5 – слуховая зона находится в височной доле


7

1 – мочевыделительная не имеет надпочечников

3 – в почки не поступает лимфа

4 – фильтрация крови происходит в нефронах (клубочках)


8

3 – тироксин – не гормон надпочечников (а в щитовидой железе)

4 – просвет сосудов ссужается

5 – инсулин уменьшает содержание сахара в крови


9

Рецепторы – 6 (улитка)

Ухо с носоглоткой – 3 (слуховая труба (евстахиева труба)

Слуховые косточки – 4 (молоточек), 5 (наковальня)


10

3 – правое предсердие, венозная кровь поступает через полые вены БКК

5 – левое предсердие, артериальная кровь поступает через легочные вены МКК.


11

1 – серое вещество спинного мозга, состоит из тел нейронов, рефлекторная функция.

2 – белое вещество спинного мозга, состоит из отростков нейронов, проводниковая функция.


Сохранить у себя:
Проверочная работа по анатомии и физиологии человека (в рамках подготовки к ЕГЭ по биологии)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки