Организационная информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Русский язык | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УМС | Школа России | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Проверка парных согласных в корне слова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор урока | Джабраилова Камила Казбековна, учитель начальных классов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | ГБОУ РД «РЦО» г. каспийск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | открытие нового знания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология | проблемно-диалогическое обучение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | познакомить со способом проверки парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи | Познавательные:
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время реализации | 45 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используемые знания, умения и навыки |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые понятия и умения |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электронные ресурсы |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники информации |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организация класса. Мотивация учащихся Л:проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение 2 мин | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Елена Алексеевна. И я с удовольствием приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Умников и умниц. - Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят): - желаю (большой палец) - успеха (указательный палец) -большого (средний палец) - во всем (безымянный палец) - и везде (мизинец). - Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелегким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся ваши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь. - Перед отплытием необходимо пройти таможенный досмотр. Давайте приготовим ваши записные книжки путешественников, в которых мы будем записывать свои открытия. |
(Слайд 2).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний 1. Минутка чистописания П: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона К: высказываться о значимости изучения алфавита 2 мин | - Ой, ребята, забыла сказать, что для того, чтобы отправиться в путь нам нужно набрать сильную команду. И я слышу, что она уже готова взойти на борт нашего корабля и приступить к выполнению своих обязанностей. Давайте с ними познакомимся. Но для начала, похоже, нам нужно некоторых матросов потрудиться отыскать. - Что это за матросы такие? - Что они обозначают? - Ребята, соберите, пожалуйста, всю команду вместе. - Давайте построим нашу команду на палубе. | (Слайд 3). б - ? т - ? ш - ? з - ? г - ? ? - ф Парные согласные. Они обозначают парные по глухости-звонкости согласные звуки. б – п д – т ж – ш з – с г – к в – ф (Проверка. Слайд 3). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Формулирование цели урока Р: формирование умения определять и формулировать цель на уроке 1 мин | - Могут ли эти буквы быть опасными при письме? - Вы уже определили цель нашего путешествия? Чтоб меньше было случаев неясных | Да, потому что произношение не всегда соответствует написанию. Парные согласные. Табличка «Парные согласные» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Открытие нового знания 1.Постановка проблемы П: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки 3 мин 2.Поиск решения П: устанавливать причинно-следственные связи Р: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения. 7 мин | - Ребята, теперь мы можем спокойно отчаливать. Полный вперед! Наш парус весело качает Вода блестит на ласковой волне, Но только кок мне срочно сообщает О странностях на нашем корабле. - Кто же это на нашем корабле стал безобразничать. - Сейчас мы с вами поймаем этих шутников. Ребята, прочитайте последние слова в каждой строчке. - Может ли написание этих слов вызвать у вас затруднение? - Что мы затрудняемся определить в этих словах? - Почему? - Тогда что же нам нужно сделать с этими словами? - На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ? - Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока-путешествия? - Итак, тема урока «Проверка парных согласных». - Ребята, а какие предположения у вас возникли для того, чтобы проверить эти слова? Какие способы проверки вы можете предложить нашему уважаемому коку? - Попробуем проверить данные слова, используя предложенные вами способы проверки. - Кто же напроказничал и перепутал все буквы? - Давайте обрадуем нашего повара, чтобы он спокойно мог продолжать готовить нам обед, и вернем ему уже исправленную записку. |
д «Кок готовил обе(…), т д А тут отключили све(…). т (Слайд 4,5).
Хотел приготовить ры(…)ку, п б Но кто-то стащил обсы(…)ку!» п Парные согласные. Обед, свет, рыбка, обсыпка. Да. Написание парных согласных. Не всегда написание совпадает с произношением. Проверить. (Табличка «Проверка»). Как проверить написание парных согласных? Проверка парных согласных. Способы проверки
обед – обеды (число) рыбка – рыбочка (ласково)
Парные согласные. (Слайд 6). «Кок готовил обед А тут отключили свет Хотел приготовить рыбка Но кто-то стащил обсыпку!») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка П: различать на слух набор предложений и текст 1 мин | - В наказание за это наши матросы пока помоют палубу, а довольный кок в благодарность за помощь подарил нам баночку варенья, которой мы все вместе сейчас полакомимся. Но кушая варенье, слушайте внимательно слова и попробуйте услышать слова с парными согласными. | (Слайд 7). Физминутка «Баночка варенья» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Воспроизведение знаний
продукта. П: составлять правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи К: отвечать на вопросы полно и аргументированно, формулировать вопросы для уточнения информации, выяснения каких-либо дополнительных сведений, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам 9 мин | - Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас услышал в песенке слова с парными согласными? Давайте запишем эти слова, проверив их всеми возможными способами. - Мы подобрали проверочные слова, а теперь сделаем вывод: почему в проверочных словах у нас не возникает сомнений в написании парного согласного, почему мы четко слышим согласный звук? Что стоит после парного согласного? - Давайте посмотрим: обед – обеды. Какой звук идёт после парного согласного? - Теперь мы видим, что этот парный согласный находится в сильной позиции. - А эти слова мы проверяли. Какие парные согласные звуки мы слышим в конце или в середине слова 1 группы – звонкие или глухие? - Да, они все находятся в слабой позиции в проверяемых словах. - Так какой у нас был вопрос в начале урока? - Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова? Кто начнет? «Глухие звуки это непоседы, | Сушки, крошки, мышки, кружки. Мы…ки – мыши, (много) мышек, мышонок, мышиный, мышеловка. Кру…ки – (много) кружек, кружечка. (Вывешивается табличка «Проверочное»). Потому что после согласного идет гласная. Гласный – ы. (Подчеркиваем и т.д.) Гласный. (Вывешивается табличка «Сильная позиция»).
? +
Глухие. (Табличка «Слабая позиция»)
проверочное проверяемое обед обеды свет светить рыбку рыбочка обсыпка сыпать мышки мышонок кружки кружечка
Сильная позиция Слабая позиция Как проверить парные согласные? Формулировка правила.
(Слайд 8). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукта Индивидуальная работами с веерами П: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 3 мин | - Молодцы! Но пока мы с вами лакомились вареньем, все наши приборы вышли из строя, и мы сбились с намеченного курса. Поэтому я предлагаю проплыть мимо мыса Грамотеев и спросить дорогу у них. Тем более что местные жители узнали о том, какая команда собралась на нашем корабле. Они готовы указать нам путь в страну Умников и умниц, если мы правильно выполним их задание. Грамотеи хотят поиграть с вами в игру «Слова». Я буду называть слова, я вы их внимательно слушайте, проверяйте, пользуясь нашим правилом, и показывайте мне букву, которая на письме обозначить парный звук, веером. - Грамотеи довольны вами и в благодарность дают нам важную подсказку. «Направляясь в страну Умников и умниц, опасайтесь Бермудского треугольника, который будет находиться у вас на пути». Мы обязательно это учтем и будем осторожны. |
(Слайд 9). Сад, ёж, березка, закладка. (Для проверки спрашиваю проверочные слова, если кто-то допускает ошибку). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка (коррегирующая гимнастика для глаз) 1 мин | - Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красота нас окружает. | (Слайд 10). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Выработка умения Работа в парах П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов. Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы К: воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения; формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли 4 мин | - Экипаж, внимание! Впереди Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Здесь нам нужно показать хорошее знание способов проверки слов с парными согласными. Работать будем дружно, в парах. Вам даны карточки со словами. В каждом ряду по 3 слова. Одно слово является проверочным, а два остальных – проверяемые. Вам нужно найти проверочное слово, там, где парный согласный находится в сильной позиции, и обвести его в кружок, а в проверяемых словах вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму парный согласный. Сделать это нужно быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину. Время на выполнение этого задания – 1 минута. |
Проверка по вставленной букве. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа Р: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок. К: формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли 7 мин | Списывание текста. - Ребята, вот уже впереди виднеется страна Умников и умниц. Жители этой страны передали нам послание. (Слайд 12). - Интересно, куда приведет нас это послание. Узнать это мы сможем, если найдем и исправим ошибки. Мне кажется, что уже и здесь наши матросы успели пошалить. - Ребята, есть в этом послании слова на наше правило? - Назовите их. - Кто понял содержание записки? (Вопросы по значению слов: Так, с другом все понятно, а вот про какой лук идет речь? То есть, это не тот лук, который мы кушаем? А какое еще значение может быть у слова плот? -Спишите слова с парными согласными без ошибок. Есть ли у кого-то затруднения? Иду на помощь! - Давайте проверим. | Записку попросить прочитать вслух читающего ученика. «Дорогой друк! Иди через лук. Справа будет прут, на нём деревянный плод. Вперёт!». Да. Друг, лук, пруд, плот, вперед. (Слайд 13) (Слайд с правильным текстом). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия П: осуществлять рефлексию способов и условий действий, с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий 5 мин | - Вот мы и пришли, ребята в самый центр, я бы сказала сердце страны Умников и умниц – к Волшебной яблоне. На этой яблоне кроме обычных яблок выросли 12 необычных. Они крупнее остальных. Что вы видите на них? - Если вы смогли сегодня подружиться с парными согласными и считаете, что работали хорошо: научились проверять парные согласные, то возьмите свое яблочко и повесьте на яблоньку, как можно повыше. Если у вас возникали трудности – повесьте на нижние ветви, чтобы ваши знания еще немного созрели и укрепились, а если считаете, что пока не научились проверять парные согласные, то возьмите свои яблочки и положите их под яблоню, чтобы ваши знания напитались волшебной силой познания. -А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке. С какими открытиями вы сегодня познакомились, что нового узнали? - Кто попробует сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова? (Слайд 15). - Кто попробует назвать способы проверки парных согласных? - Я желаю вам, чтобы после нашего урока у вас осталось радостное, яблочное настроение и прочные знания. И в заключение хочу добавить следующее: мы с вами проделами такой большой и длинный путь, стремясь попасть в страну Умников и умниц, а ведь настоящие умники и умницы находились все это время рядом со мной. Это вы – мои дорогие ребята. Я благодарю вас за работу. На этом наш урок окончен. | (Слайд 14). Парные согласные.
Ответы детей.
Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.
|
Приложение
ло…ка | ло…ки | ло…очный |
сосе… | сосе…ка | сосе…и |
горо…а | горо…ской | горо… |
лоша…иный | лоша…ка | лоша…ь |
тетра…ь | тетра…очка | тетра…ка |
уда… | уда…чик | уда…ы |
рука… | рука…чик | рука…а |
гото…ить | гото… | загото…ка |
остро…а | остро… | остро…ки |
ло…кий | ло…ок | ло…кость |
зу… | зу…ки | зу…астый |
ю…ки | ю…ка | ю…очка |
шу…а | шу…ка | шу…ки |
ду…ок | ду… | ду…ки |
гри… | гри…ок | гри…ки |
6