"Прощание с азбукой"

В ходе данного мероприятия идёт подведение итогов проделанной работы на уроках обучения грамоте, проверяются умения правильно читать, участвовать в диалоге; формируются и совершенствуются виды речевой деятельности школьника; идёт развитие личности ребенка, способной к творческой деятельности, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению навыками чтения и письма; а также воспитание познавательного интереса к чтению, стремления использовать знания в повседневной жизни, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к учению.

Содержимое разработки


Кировское областное государственное общеобразовательное

бюджетное учреждение «Средняя школа с. Ныр Тужинского района»








Разработала и провела

учитель начальных классов

Кульпина Ирина Михайловна



Тема: Праздник «Прощание с азбукой».

Цели:

  • подведение итогов проделанной работы на уроках обучения грамоте, овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге;

  • формирование и совершенствование видов речевой деятельности школьника;

  • развитие личности ребенка, способной к творческой деятельности, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению навыками чтения и письма;

  • воспитание познавательного интереса к чтению, стремления использовать знания в повседневной жизни, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к учению.


Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у учащихся знание алфавита (последовательность букв, их правильные названия); усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий;

  • расширить общий кругозор учащихся, поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку и чтению.


Развивающие:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности, для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы, создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

  • содействовать развитию эстетического вкуса, воспитанию культуры общения, речи, воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции;

  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе, развитию умения отстаивать свою точку зрения.


Виды деятельности учащихся: познавательная, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, коллективная творческая деятельность, игровая, проблемно-поисковая, творческая (художественная).


Обучение УУД:

  • умение выступать перед другими;

  • умение обобщать, анализировать, конкретизировать и доказывать;

  • участвовать в коллективной деятельности, продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

  • проявлять творческую инициативу.

Конспект

Слайд № 1.

Учитель: Дорогие ребята! Мы сегодня собрались на урок, который посвящён прощанию с нашей первой учебной книгой азбукой. Благодаря этой умной, интересной книге наши первоклассники научились читать. Я вас поздравляю с этой первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию и трудолюбию. Страницы азбуки учили вас быть добрыми, дружными, щедрыми и культурными. И за то время, которое вы, ребята, проучились в школе, вы узнали много нового и интересного.

- Да ребята, вот мы и преодолели самую первую, самую трудную и самую важную ступеньку. Но мы не можем начать наш праздник без главной героини, которой так благодарны! Кто это? Давайте прочитаем на доске текст и узнаем, о ком идёт речь. (Дети хором читают текст на доске).

Слайд № 2.

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас читать.

Вначале он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы!

Мы доброе слово хотим ей сказать

Сегодня должны торопиться!

Учитель: Вы можете сказать, кто это? (это азбука)

Слайд № 3.

Учитель: Ждёт с волнением всегда

И девчонок и мальчишек

Книга скромная одна

Среди ярких толстых книжек.

Эта книга всем нужна –

Учит грамоте она.

Учитель: Конечно же, это тоже наша азбука! А сейчас ребята мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране Азбуки. Покажем нашим родителям чему мы с вами научились. И первая наша остановка – большая и прекрасная станция «Алфавитово».

Слайд № 4.

Учитель: Как вы думаете, кто живёт на этой станции? (Буквы).

Правильно. Здесь живут все буквы родного языка. Каждая в своём домике. А сколько всего букв в нашем алфавите, кто знает? (33 буквы).

Учитель: Да, много букв мы изучили!

Буквы встали строго в ряд,

Будто на линейке.

Каждый знает своё место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри.

Ну а вы теперь сумеете

Повторить все тридцать три? (дети повторяют алфавит)

Учитель: Молодцы, ребята! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно! Переносимся на следующую станцию – это город Букваринск. Здесь вам предстоит отгадать загадки о буквах и дать им характеристику.

Слайд № 5-6.

  • Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

  • С этой буквой на носу филин прячется в лесу (Ф)

  • На эту букву посмотри, она совсем как цифра три (З)

  • Эта буква на последнем месте алфавита (Я)

  • В этой букве нет угла, до того она кругла/2р – укатиться бы могла (О)

  • На хоккее, на футболе буква эта ворота в поле (П)

  • Она – начало алфавита, тем она и знаменита (А)

  • И подобно кочерге горбит спину буква (Г)

Дети отгадывают загадки и характеризуют каждую букву. Например: буква Ж – согласная, бывает печатная и письменная, большая и маленькая, звонкая, всегда твёрдая.

Слайд № 7.

Учитель: Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо. А сейчас посмотрите на доску, давайте прочитаем предложение, которое здесь написано: Азбука - к мудрости ступенька.

Ребята, нам нужно не просто прочитать это предложение, а ещё объяснить, как вы его понимаете. Кто может сказать? (Дети объясняют)

Слайд № 8.

Учитель: А сейчас давайте немного поиграем.

Игра называется «Ремонт слов».

Мы обычные слова, всех нас знает каждый,

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всего одну, только не в начале.

Но сегодня…ну и ну! Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след! Где набрались прыти?

Где поставить букву А, ну-ка подскажите?

Б..Р..Б..Н С..Т..К..Н Н..Г..Р..Д..

М..Р..К.. С..Р..Ф..Н К..Р..Н..Д..Ш

Учитель: А сейчас ещё задание: у вас на партах лежат книги, давайте покажем нашим родителям как вы научились читать. (дети читают отрывки из книг).

Слайд № 9.

Учитель: А сейчас нас встречает станция «Шифровальная». Как вы думаете, кто здесь живёт? (Люди, которые любят загадывать, шифровать). Здесь живут шифровки – секретные записи. Нам надо их расшифровать. Для этого поставьте буквы в указанном порядке.

А

О

И

Ы

Р

С

Т

Н

1

2

3

4

5

6

7

8

35364 (ИРИСЫ)

16754 (АСТРЫ)

62681 (СОСНА)

Учитель: Что можете сказать об этих словах? (Слова обозначают предмет, неодушевлённый, отвечают на вопрос «что?», сосна и астра – это одна группа, в них два слога, а слово «ирисы» лишнее – в нём три слога).

Что объединяет эти слова? (Это растения).

Слайд № 10.

Учитель: Ребята, а вы любите секреты? Сейчас я предлагаю вам посекретничать. Расколдуйте слово, прочитав его верно.

Сапохар (Сахар) Балиранки (Баранки)

Васуренье (Варенье) Оребрихи (Орехи)

Пераченье (Печенье) Пинорожки (Пирожки)

Учитель: Что общего в этих словах? (Связаны с едой, отвечают на вопрос «что?», имеют по три слога, а слово «сахар» лишнее – два слога).

Слайд № 11.

Учитель: А сейчас давайте немного отдохнём. Под песню М. Пляцковского «Дружба крепкая» дети выполняют движения.

(Физкультминутка)

Учитель: А сейчас проведём конкурс на лучшего знатока сказок. За время изучения азбуки мы ведь знакомились со многими сказками. Да и в библиотеку наши ребята ходили часто. Я думаю, они справятся с заданием.

Слайд № 12.

  • Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. Он под деревом сидит добрый доктор…Айболит

  • С букварём шагает в школу деревянный мальчуган, попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовётся эта книжка? Как зовётся сам мальчишка? Буратино

  • Появилась девочка в чашечке цветка, и была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка, кто она была? Дюймовочка

  • Многим даже неизвестный, стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком. Очень просто и недлинно он зовётся …Чиполлино

  • Для него прогулка – праздник и на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник медвежонок…Винни-пух

  • Бабушка внученьку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё, а ну подскажите, как звали её? К.Шапочка

  • Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше…Карлсон

А сейчас ещё задание – досказать имя героя литературного произведения. Я начну, а вы договаривайте.

Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин) Крокодил (Гена)

Дед (Мороз, Мазай) Винни - (Пух)

Баба (Яга) Красная (Шапочка)

Почтальон (Печкин) Кощей (Бессмертный)

Доктор (Айболит) Муха (Цокотуха)

Курочка (Ряба)

Учитель: Молодцы, ребята! Недаром говорят: кто много читает – тот много знает – гласит народная мудрость. И теперь вы сами сможете прочитать книги о своих любимых героях. Ребята, сказочные герои приготовили для вас игру, они хотят, чтобы вы немного поиграли.

Игра называется «Буква заблудилась».

Я буду читать стихотворения, а вы, если я прочту не правильно, будете меня исправлять. Начинаем:

  • Закричал охотник: - Ой!

Д (З) вери гонятся за мной.

  • На виду у детворы

Крыс (ш) у красят маляры.

  • Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно в (г) рачей.

  • Миша дров не напилил,

Печку к (щ) епками топил.

  • Синеет море перед нами.

Летают м (ч) айки над волнами.

  • Посмотрите-ка, ребятки,

Р (М) аки выросли на грядке.

  • Старый дедушка Пахом

На коз (н) е скакал верхом.

  • Жучка буд (л) ку не доела,

Неохота, надоело!

  • Ехал дядя без ж (б) илета

Заплатил он штраф за это.

  • На поляне весной

Вырос з (д) уб молодой.

  • Куклу, выронив из рук Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный л (ж) ук с длинными усами.

  • На пожелтевшую траву

Бросает лев (с) свою листву.

Учитель: Видите, сколько было сделано ошибок, и все ошибки мы с вами исправили. Молодцы! Ребята, как правило, в дороге бывают и потери. Если что теряем, обращаемся в бюро находок.

Слайд № 13.

Станция «Бюро находок».

Вам необходимо найти конец к пословице.



К ак аукнется, Тому не пропасть


Н аписано пером, Светит, да не греет


Кто грамоте горазд, Так и откликнется


Зимнее солнце, что мачеха: Не вырубить и топором


Учитель: Молодцы! Пословицы знаете. А вот сейчас

станция «Волшебная», где говорят только волшебные слова. И сейчас ребята вам покажут, как они знают волшебные слова.

Слайд № 14.

Задание: Из набора букв нужно собрать слова:

САПИСОБ (СПАСИБО)

ПЖОЙАЛСТУА (ПОЖАЛУЙСТА)

ЙВСВРУАДТЗЕТ (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Учитель: Ребята давайте прочитаем полученные слова. (Дети читают).

Как называются такие слова? (Вежливые).

А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять?

Давайте вас ещё проверим. Я буду читать, а вы добавлять волшебные слова.

  • Растает ледяная глыба от слова тёплого …спасибо

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…добрый день

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …спасибо

  • Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече,…здравствуйте

  • Когда нас бранят за шалости, мы говорим,…простите, извините, пожалуйста

  • И во Франции и в Дании на прощанье говорят…до свидания

  • Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём: Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс, но давно уже от Насти он не слышал слово…здравствуйте

  • Встретил Витю он соседа, встреча грустная была. На него он как торпеда, налетел из-за угла. Но представьте, зря от Вити ждал он слово…извините

  • Дед про внучку говорил: «Экая досада! Я портфель ей подарил. Вижу, очень рада. Но нельзя ж молчать как рыба, Ну, сказала бы …спасибо».

Слайд № 15.

Учитель: А сейчас ещё одна станция. Она называется «Составь слова».

Вам ребята, нужно очень хорошо подумать и из слова, данного на доске, а это слово – КОСМОНАВТ составить как можно больше маленьких слов. Ребята составляют слова, и они появляются на доске. Слова могут быть такими: сон, нос, ком, коса, нота, мак, мост, оса, сок, тон, носок.

Учитель: Ребята, давайте немного отдохнём. Я предлагаю вами поиграть. Игра называется «Это я».

Я буду вам задавать вопросы, а вы, дружно хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!», но если не согласны, говорите: «Это не я!»

  • Кто из вас сюда принёс песни, шутки, смех до слёз?

  • Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

  • Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

  • Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

  • Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

  • Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

  • Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

  • Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

  • Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?

  • Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?

  • Кто стихи и песни знает, кто в концертах выступает?

Слайд № 16.

Учитель: Молодцы, ребята! Вот мы с вами и добрались до последней станции. Это станция «Загадкино». На уроках чтения мы читали стихи, загадки, маленькие рассказы. Очень любят ребята отгадывать загадки. Давайте им загадаем школьные загадки.

  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает! (книга)

  • То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать, что такое я? (тетрадь)

  • Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь: солнце, море, горы, пляж, что же это? (карандаш).

  • Чёрные, кривые, от рождения немые, встанут в ряд – сейчас заговорят! (буквы)

  • Я с собой её ношу, очень много ей пишу. Замечательная штучка самопишущая (ручка)

  • Новый дом несу в руке, двери дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель).

  • В этой маленькой коробке ты найдёшь карандаши, ручки, перья, ластик, кнопки, что угодно для души (пенал)

  • Я люблю прямоту, а сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю (линейка)

Учитель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Ребята, сегодня вы прощаетесь со своей первой школьной книгой, которая научила вас читать. Вы многому научились, это вы сегодня на уроке ещё раз доказали. Ведь как здорово уметь читать! Правда?

(Дети хором читают стихотворение «Как хорошо уметь читать!»

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!

Учитель: В том, что азбуку прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Вы прочтёте любые книжки!

Учитель: Ах, забыла я, друзья,

Что представить вам должна,

Кто на смену к вам придёт,

Дальше вас учить начнёт.

(Учитель показывает учебник «Литературное чтение).

Учитель: Сегодня вы получите вторую книгу по чтению, из которой вы узнаете много интересного, и которая поможет вам познакомиться с писателями и поэтами. Эта книга называется «Литературное чтение». Давайте её поприветствуем. Вы же научились читать. Давайте прочитаем хором слова-приветствия.

Слайд № 17.

Учитель: Дорогие, ребята! Ещё раз поздравляю вас с окончанием изучения азбуки и желаю прочитать самостоятельно много красивых, добрых стихотворений и сказок, рассказов. Пусть школьная азбука станет для вас сияющим маяком знаний, к которому вы будете без устали шагать всю свою жизнь! И на прощание я хочу вам вручить ваши новые книги. Берегите их также как азбуку, не обижайте! (Учитель вручает школьникам книгу «Литературное чтение»).

На этом наш урок-путешествия по станциям подошёл к концу. Большое спасибо всем, кто нашёл время прийти сегодня сюда и разделить нашу радость.

Слайд № 18.


Литература

1.Мастер-класс учителя начальной школы. Методическое пособие, серия «Уроки мастерства». М.: «Планета», 2011

2. Сценарии школьных праздников. Методическое пособие, библиотека учителя начальной школы. Н. Б. Троицкая Г. А. Королёва. М.: Дрофа 2003

3. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя. Сценарии школьных праздников, библиотека «Первого сентября». М.: «Первое сентября» 2001

4. Классные дела в начальной школе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. М., 2004.

5. Мищенкова Л. Калейдоскоп творческих дел в начальной школе. Ярославль, 2005.



Список использованных источников


  1. http://gigabaza.ru/doc/138471.html

  2. http://agentstvo-prazdnik.com/holidays/55/67/182/2883.html

  3. http://detskie-scenarii.ru/news/scenarij_proshhanie_s_azbukoj_1_klass/2014-07-23-281

  4. htt://www.uroki.net



Сохранить у себя:
"Прощание с азбукой"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки