«Проявление нарушений поведения подростков с лёгкой умственной отсталостью»

Статья о причинах отклоняющегося поведения подростков с лёгкой умственной отсталостью и способах его преодоления

Содержимое разработки

Краевое государственное казенное образовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа - интернат № 14» г.Амурска Хабаровского края









Статья



«Проявление нарушений поведения подростков

с лёгкой умственной отсталостью»







Подготовила

Учитель биологии

Зверкова Евгения Геннадьевна












2021г.

Своеобразие дефекта при умственной отсталости определяет специфику личности и поведения учащихся. Причиной возникновения и развития конфликта, по мнению некоторых авторов К.С. Лебединской, М.М. Райской, Г.В. Грибановой именно собственно интеллектуальная недостаточность является причиной отклоняющегося поведения. В своей работе они указывают на нарушение своевременного формирования адекватной системы ценностей и внутреннего контроля у умственно отсталых детей как на причину «расстроенного» поведения.

Л.В. Шипова также считает, что в генезе нарушений поведения у умственно отсталых детей, безусловно, играет роль интеллектуальное недоразвитие. Биологические факторы нарушений поведения включают органическое поражение центральной нервной системы; общие признаки психического недоразвития, присущие любой форме интеллектуальной неполноценности; особенности высшей нервной деятельности при психическом недоразвитии и т. д.

По мнению М.С. Певзнер происхождение отклонений в поведении у разных детей с умственной отсталостью различно. При одной из форм олигофрении нарушения поведения определяются недоразвитием познавательной деятельности, при ней изменения поведения возникают только в той ситуации, которая олигофрену непонятна полностью. При другой форме олигофрении нарушения поведения тесно связаны с имеющимся грубым недоразвитием всей личности. Автор так же полагает, что у умственно отсталых детей из-за замедленного развития психики при формировании поведения усиливается роль влечений.

Несмотря на ряд особенностей, личность умственно-отсталого ребёнка развивается по тем же общим закономерностям, что и личность нормально развивающегося ребёнка. Структура любой личности включает в себя мотивы, интересы, эмоции, волевые качества, потребности, самооценку и т.д. Однако развитие личности умственно-отсталого ребёнка отличается качественным своеобразием. Рассмотрим эти особенности, подробно описанные Т.Г. Никуленко.

В первую очередь, особенности касаются мотивационно - потребностной сферы. Потребности у умственно-отсталых детей бедны и слабо регулируются сознанием из-за недоразвития интеллекта. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными.

Во-вторых, слабость регулирующей функции мышления, характерная для умственно отсталых детей, приводит к недоразвитию саморегуляции поведения. Самооценка этих детей часто неадекватна и носит либо завышенный, либо заниженный характер. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей проявляются и в том, что они мало инициативны, не в состоянии управлять волевыми действиями, не могут подчинить своё поведение определённой задаче, спланировать свои действия, не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности, у них отсутствует самостоятельность и целеустремлённость. Ввиду своего слабоволия, умственно отсталые дети легко внушаемы, они легко отвлекаются от выполнения заданий. Но вместе с тем эти дети могут проявлять неслыханное упрямство, что является результатом незрелости личностной сферы умственно отсталых детей. Большое значение в формировании типа отклоняющегося поведения, особенно у легко умственно отсталых, отводится социальной среде, внушению, угрозам, имитации поступков окружающих лиц, особенностям социальной адаптации умственно отсталого ребёнка.

В-третьих, незрелость личности умственно отсталого ребёнка проявляется также и в развитии эмоциональной сферы. У детей повышенная возбудимость, раздражительность, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того, у них часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике эмоции и чувства. У одних детей преобладает процесс возбуждения и тогда они очень легко, поверхностно реагируют на тяжёлые жизненные ситуации. Для этих детей характерны резкие перемены в настроении. У других детей преобладает процесс торможения и тогда они склонны к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу.

В – четвёртых, по мнению Т.Г. Никуленко, у умственно отсталых детей отмечается задержка, неустойчивость и слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений. Большинство детей - олигофренов долго не вступают между собой в выраженные контакты. В классах характерно наличие большого количества микрогрупп. Изолированных учащихся в классе среди умственно отсталых в 2-3 раза больше, чем среди нормально развивающихся. Это явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего дети аффективные, вспыльчивые, обидчивые, неуравновешенные. Лидерами же класса являются в основном дети общительные, с хорошим характером и успехами в учёбе.

В исследованиях многих специалистов говорится о том, что у детей с лёгкой умственной отсталостью снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные индивидуальные формы проявления. У одних детей максимальное внимание и высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, и снижаются по мере продолжения работы. У других – наибольшее сосредоточение внимания наступает намного позже, так как им необходим как бы период «врабатывания»; у третьей группы учащихся наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Особенностью внимания является также повышенная отвлекаемость и неустойчивая концентрация на объекте, поэтому наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.

Г.Г. Запрягаев, Г.К. Поппе, А.А. Реан и др. отмечают, что для умственно отсталых школьников наиболее характерны такие нарушения поведения, как агрессивность, побеги из дома, школы, нарушение школьной дисциплины и поведения в общественных местах, отказ от учебы, воровство, злоупотребление алкоголем, наркомания, сексуальные нарушения, суицидальное поведение.

Отдельной статьёй отклоняющегося поведения умственно отсталых школьников считается агрессия или агрессивное поведение.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать поведение другого человека как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

А.А. Реан называет следующие формы агрессивных реакций:

- физическая агрессия (использование физической силы против другого лица);

- косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.);

- вербальная агрессия (крик, визг, ссора, угрозы, проклятия, ругань);

- негативизм (оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства).

Г.К. Поппе отмечает, что агрессия у умственно отсталых детей увеличивается с возрастом, причем у девочек – с 35% до 56%, а у мальчиков с 40% до 65%. Автор расценивает агрессию как подражание взрослым в конфликтной ситуации или как защитную реакцию на трудности. У олигофренов агрессия часто носит характер чрезмерной жестокости, причём без достаточного понимания последствий для здоровья пострадавшего. Часто после конфликта с родителями или сверстниками умственно отсталые дети бьют себя по голове, царапают, наносят порезы или рвут волосы.

Как пишет Г.Г. Запрягаев, возникновение агрессии в поведении умственно отсталых детей обусловливают такие факторы: неблагополучная обстановка в семьях умственно отсталых детей, некомпетентность родителей в вопросах воспитания, недостатки воспитания, демонстрация агрессивного поведения в семье. Основные формы неправильного воспитания в семье выделил Г.Г. Запрягаев: безнадзорность (35%), гиперопека (28%), аморальное поведение опекунов и лиц, с которыми постоянно общается ребенок (31%).

Нарушения в поведении умственно-отсталых школьников ещё более осложняются в подростковом возрасте.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах коррекционной школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14-15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Подростковый возраст у умственно отсталых школьников в плане эмоциональных расстройств и возникновения нарушений поведения признается педагогами наиболее уязвимым. Нарушения поведения в подростковом возрасте связаны с неадекватными формами перехода от детства к взрослости. Среди основных форм нарушений поведения у умственно отсталых подростков Г. Аунапуу выделяет недисциплинированность на уроках (91,8%), драки (84,3%), хищение (57%), хулиганство (31,7%), жестокие поступки по отношению к животным (12,9%) и маленьким детям (5,7%).

У учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью, как отмечает Г.Г. Запрягаев, наблюдаются отклонения в поведении, которые выражаются в конфликтности, повышенной агрессивности, драчливости, и уклонения от учебы (бродяжничество, сексуальная расторможенность и т.д.). Автор выделяет две группы умственно отсталых учащихся с отклонениями в поведении, у которых присутствуют расстройства, искажающие систему взглядов, потребностей, интересов, ориентаций, и закрепленные неблагоприятными условиями жизни. Первая группа это педагогически запущенные учащиеся, нарушающие дисциплину из-за недостаточного внимания педагогов и родителей, без признаков нравственной деформации в сознании и поведении. Во вторую группу вошли социально запущенные дети, у которых отклонения в поведении обусловлены негативным воздействием семейно-бытовой среды, контактов с неформальными группами антиобщественной ориентации и т.д.

По мнению О.А. Бажуковой, к особенностям поведения трудных подростков, страдающих олигофренией, относятся наличие дисфорий, повышенная подражательность, внушаемость в отношении асоциальных форм поведения. Для них также характерны аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, высокий уровень тревожности, страх контактов, резкая низкая самооценка. Автор отмечает, что такие школьники ранимы, стремятся к уединению, гипертрофированно переживают неудачи, связанные со стремлением занять определённую позицию в коллективе. Большинство из них неуважительно относятся к коллективу класса, стремятся избегать контактов с одноклассниками, неприязненно относятся к педагогам, предпочитают общение с лицами, склонными к совершению противоправных действий у детей с неблагоприятными семейно-бытовыми условиями.

В.В. Ковалев, А.Е. Личко и К. Лоренц называют такие нарушения поведения умственно отсталых подростков, как побеги из дома, и школы, отказ от учебы, пренебрежение школьной дисциплиной и правилами поведения в общественных местах, воровство, злоупотребление алкоголем, наркомания, суицидное поведение, сексуальные отклонения.

И.Г. Малкина-Пых указывает на то, что нередко ученики коррекционных школ совершают преступные действия, в том числе и групповые.

З.Ф. Абушева, изучая умственно-отсталых подростков с нарушениями поведения, выяснила, что у 23 % из них отмечается повышенная аффективная возбудимость, для 15 % характерна психическая неустойчивость, 16,2 % учащихся характеризуются частыми уходами и бродяжничеством, 2,5 % имеют агрессивно-садистические проявления, с гипердинамическими нарушениями наблюдаются - 21,3%; а патологическими измененными влечениями отличаются 21,3% школьников.

О.Е. Фрейеров пишет о 4-х типах нарушений формирования личности умственно отсталых подростков, проявляющихся в отклонениях в поведении: возбудимые, истерические, неустойчивые, астенические (тормозимые). Возбудимые умственно отсталые подростки характеризуются состояниями аффективного возбуждения, злобной негативной установкой в отношении окружающих, конфликтностью, жестокостью. Истерический характер у умственно отсталых подростков проявляется пониженным фоном настроения, отрицательной установкой в отношении окружающих, истерическими разрядами (криком, воем, нанесением себе повреждений), агрессией, хвастовством, клоунадой, эгоцентризмом. Неустойчивый характер умственно отсталых индивидов характеризуется быстрой сменой желаний, , неусидчивостью, неспособностью к даже малейшему волевому усилию, с постоянным стремлением к новым впечатлениям, бродяжничеством и тунеядством. Астеническим психопатическим характерам у умственно отсталых подростков свойственны робость, страх, невротические жалобы, элементарные фобии, чувства обиды на окружающих людей, комплекс неполноценности, неуверенность и мнительность.

Особый интерес представляет исследование поведения умственно отсталых подростков Д.И. Бойкова. Автором выявлен высокий уровень направленности агрессии, особенно по отношению к сверстникам; крайне низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций. Причём, сравнительный анализ поведения детей, воспитывающихся в разных социальных условиях, показывает, что дети из интерната оказываются более успешными в решении конфликтов, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье.

По мнению Л. М. Зюбина появлению нарушений поведения умственно отсталых подростков способствует наличие трех интеллектуальных факторов: недостаточное умственное развитие в целом, что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий; недостаточная самостоятельность мышления и вследствие этого значительная внушаемость конформность; низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей.

Л.М. Шипицина считает, что генезис проявлений нарушений поведения у подростков с умственной отсталостью имеет свои особенности. Они определяются внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относится семья, школа, отношения со сверстниками и другие. Внутренние факторы – это недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты, обусловленные характером поражения коры головного мозга.

По мнению В.Н. Синёва, особенности поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью обусловливаются и адекватностью отношений к ним окружающих, в частности педагогов. Автор отмечает, что оценка окружающих играет важную роль в формировании самооценки учащихся вспомогательной школы. С возрастом подростки все больше ориентируются на самооценку, при этом внешняя оценка особо значима для школьников с интеллектуальной недостаточностью: они дольше ориентируются на неё, у них позднее, чем у нормально развивающихся школьников формируется собственное мнение. Часто возникающие конфликтные ситуации у подростков с интеллектуальной недостаточностью связаны с внутренней борьбой между уже сложившейся у подростка самооценкой и отрицательной оценкой из внешней среды.

Н.В. Тарасенко и А.И. Капустина считают, что большинство умственно отсталых подростков затрудняются раскрыть содержание нравственных понятий, уровень их нравственных представлений, ценностная ориентация школьников, даже к старшим классам, изменяется незначительно, поэтому значение моральных норм далеко не всегда используется в процессе оценивания поведения людей, что часто приводит к конфликтному взаимодействию. Кроме того, авторы отмечают, что умственно отсталый подросток не всегда правильно занимает позицию при оценке положительных и отрицательных личностных качеств окружающих людей из-за недостаточного жизненного опыта, менее гармоничного, чем у нормально развивающегося школьника.

К таким же выводам пришёл Н.М. Буфетов. Он выявил, что у учащихся коррекционной школы в процессе обучения происходит усвоение определённых моральных знаний, однако эти знания характеризуются, в основном, ситуативностью, узостью, ошибочностью, низким уровнем обобщенности и отсутствием взаимосвязи между нравственными категориями. Кроме того, сформированные нравственные представления не выступают в качестве общих критериев оценки поведения людей, что приводит к отклоняющемуся поведению.

Таким образом, нарушения поведения учащихся с лёгкой умственной отсталостью затрагивают все сферы деятельности школьников. Эти нарушения проявляются и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми (грубое поведение с учителями, конфликтность, отказ выполнять требования старших, отсутствие друзей в школьном коллективе), и в совершении отрицательных поступков, что мешает образовательному процессу и социальной адаптации учащихся. Школьная недисциплинированность может носить как открытый, так и завуалированный характер. Равнодушие к мнению учителя, отрицательное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.

Все формы отклоняющегося поведения учащихся с умственной отсталостью становятся ещё более выраженными в подростковом возрасте, так как именно этот возраст (12-14 лет) считается опасным в смысле появления поведенческих проблем, а связано это с гормональным развитием ребёнка и его стремлением быстрее стать взрослым.




Список использованной литературы



1. Абушева З.Ф. Анализ адаптационных возможностей учеников вспомогательных школ с нарушениями поведения // Всесоюзная научно-практическая конференция по детской психиатрии. Вильнюс, 1989. С.194-205.

2. Андриенко В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М.: Социс, 1990. 216 с.

3. Артемьева Т.П., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург: Аграф, 1995.154 с.

4. Аунапуу Т. Трудновоспитуемость: некоторые причины возникновения и пути профилактики // Вопросы специальной психологии и дидактики: Труды по дефектологии. Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 826.- Тарту, 1988. С.59-71.

5. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками// Дефектология. 1998. № 5. С.46-49.

6. Буфетов Н.М. Формирование мотивации к трудовой деятельности подростков с нарушением интеллекта в условиях коррекционных интернатных учреждений: дис…канд.психол.наук / Н.М.Буфетов. Кемерово, 2012. 275 с.

7. Воронова Е.В. Проблема отклоняющегося поведения учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида.// Специальная психология. 2006. № 1(7). С.14-18.

8. Зюбин Л.И. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М.: Высш. Школа, 1974. 152 с.

9. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 391 с.

10. Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятий // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Материалы РоС научно-практической конференции. – Москва, 20-28 ноября 1996 г. М: Грааль, 1996. С. 31-32.

11. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. школа, 1978. 87 с.

12. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

13. Рубинштейн С.Я.Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

14. Синёв В.Н.Коррекционная психопедагогика. Олигофренопедагогика: учебник для высших учебных заведений/Мин-во образования и науки Украины, НПУ имени М.П.Драгоманова. М.: Издательство НПУ, 2007. 238с.

15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

16. Фоменко О.Е. Воспитание у умственно отсталых учащихся нравственного отношения к окружающим: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 23 с.

17. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М.: Ин-т. практич. психологии, 1996. 224 с.

18. Шипова Л.В. Особенности нарушений поведения у умственно отсталых школьников. // Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями: Сборник научных и методических трудов / Под научной ред. Ю.В. Селивановой, Ю.Б. Щетининой, Н.В. Павловой, Л.В. Мясниковой. Саратов: ИЦ «Наука», 2004. С. 429-436.


Сохранить у себя:
«Проявление нарушений поведения подростков с лёгкой умственной отсталостью»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки