Программа воспитательной работы "Познавай, выбирай, твори, действуй!"

Программа вопитательной работы с ученическим коллективом "Познавай, выбирай, твори, действуй!"

Содержимое разработки






ПРОГРАММА

воспитательной работы

с ученическим коллективом


«Познавай, выбирай,

твори, действуй!»


























«Воспитание и только воспитание – цель школы»

Песталоцци



I Пояснительная записка.

Тенденция гуманицазии в образовательной сфере ориентирует классного руководителя на развитие личности воспитанника, а также создания условий для его роста.

Целесообразность принятия Программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» обусловлена необходимостью работы с учащимися класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физиче­ское созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми прису­щими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экс­прессивной формах. Главная особенность подросткового возраста - широта познава­тельных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по шести направлениям.

При входном мониторинге были выявлены как положительные тенденции, так и некоторые недостатки.

В результате проведённых исследований установлено:

1) диагностика нравственной самооценки: 40% учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки, 50% учащихся имеют средний уровень нравственной самооценки, у 10% учащихся нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. С низким уровнем нравственной самооценки учащихся нет.

2) диагностика этики поведения: 89 % учеников имеют положительный результат: отношения без агрессии, открытая позиция, поведение, основанное на равноправных отношениях. 11 % имеют отрицательный результат: легкомысленное отношение, агрессия, способы психологического давления.

3) диагностика отношения к жизненным ценностям: 30% учеников имеют высокий уровень, 58% средний уровень, 11% ниже среднего уровня, с низким уровнем отношения к жизненным ценностям нет.

4) диагностика нравственной мотивации: 30% учеников имеют высокий уровень, 58% средний уровень, 11% низкий уровень.

Результаты проведённого исследования в целом положительны.

Однако большинство учащихся не готовы самостоятельно организовать какое-либо дело, ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. В то же время, 80% учащихся отметило, что им нравится участвовать в делах класса и школы, что класс способен к дружным самостоятельным действиям (при анкетировании использовалась методики М.И. Рожкова, А.Н. Лутошкина, О.В. Лишина, М.Г. Казакинной, Р.С. Немова и др.).







II Концептуальные основы программы.


Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.

Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Стержень воспитательной программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.

Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.

Идеология программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» опирается на следующие концептуальные положения:

- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;

- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;

- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,

- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.





Работа ведётся по следующим направлениям:


Актуальные сферы жизнедеятельности

Название направления

1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ);

2. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);

3. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья); труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации);

4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем);

5. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений); досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха);

6. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.)

1. «Быть отличником хочу!»


2. «Я – Россиянин»




3. «Здоровому всё здорово»





4. «Живое рядом»


5. «Праздник для души»



6. «Азбука безопасного поведения»


Функции занятий с детьми следующие:

обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;

просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;

коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;

релаксационная функция – снятие напряжения;

развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.

Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.









III Целевой блок.

Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.

Задачи программы:

- создание условий для самовыражения обучающихся,

- формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,

- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,

- содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,

- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,

- развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).


IV Содержание программы и механизмы реализации.


Программа «Познавай, выбирай, твори, действуй!» рассчитана на 4 года, реализуется с 5 по 8 класс. Содержание программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» представлено в виде шести направлений:


1 направление «Быть отличником хочу!»

Задачи:

- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;

- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

Формы внеклассной работы: интеллектуальные игры; устные журналы; конкурсы чтецов; предметные недели; викторины, турниры; предметные олимпиады и др.


2 направление «Я – Россиянин»

Задачи:

- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;

- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Формы внеклассной работы: уроки мужества; организация встреч с ветеранами; торжественные линейки памяти; дни воинской славы; тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»; сбор материала по истории школы и др.




3 направление «Здоровому всё здорово»

Задачи:

- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;

- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Формы внеклассной работы: праздники здоровья и спорта; дни здоровья; спортивные соревнования; ведение книги спортивных рекордов; спортивные викторины; фестивали спортивной песни и др.


4 направление «Живое рядом»

Задачи:

- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.

Формы внеклассной работы: азбука экологических действий, аукционы знаний, например о цветах, животных и др.; вернисаж «Человек и природа», День тематический, например, День птиц, День животных, День рыб и др.; экологические игры, конкурсы на лучший осенний и зимний букеты и др.

5 направление «Праздник для души»

Задачи:

- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;

- привитие навыков активного и полезного отдыха;

- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

Формы внеклассной работы: игры большой, средней, малой подвижности; посещение театров, музеев, выставок, театрализованные представления, фестивали, праздники и др.

6 направление «Азбука безопасного поведения»

Задачи:

- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;

- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

Формы внеклассной работы: азбука полезных действий, ролевые игры, конкурсы рисунков, фотографий, викторина по ПДД, оформление уголков безопасности и др.



V Этапы реализации программы.


этап

содержание деятельности

сроки

ответственные

I этап

Диагностический

1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса,

2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы.

сентябрь

Классный руководитель

II этап

Прогностический

1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия,

2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела.

сентябрь

Классный руководитель,

психолог школы


III этап

Организационный

1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год),

2) реализация концепции программы

3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций,

4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания.

сентябрь (ежегодно)

Классный руководитель

IV этап

Практический

1) Создание системы воспитательной работы,

2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы,

3) укрепление и накопление классных традиций,

4) усиление внимания к развитию личности обучающихся,

5) отработка единой воспитательной системы класса,

6) анализ результатов мониторинга

воспитательной работы.

I полугодие

Классный руководитель

V этап

Обобщающий, демонстрац.

1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию.

2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса,

3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий.

II полугодие

Классный руководитель


VI Прогнозируемые результаты.


1. «Быть отличником хочу!»

  • развить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,

  • увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.

2. «Я – Россиянин»

  • усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.

3. «Здоровому всё здорово»

  • понимать значение физической культуры в жизни;

  • иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;

  • уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.

4. «Живое рядом»

  • готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.

5. «Праздник для души»

  • повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.

  • воспитать у учащихся активную жизненную позицию.

6.«Азбука безопасного поведения»

  • сформировать жизненную позицию ребёнка,

  • использовать знания в экстремальных ситуациях.













VII Мониторинг эффективности программы.


Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. освоение учащимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность учащихся

4.сформированность учебной деятельности.


  1. Школьный тест умственного развития

  2. Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости

  3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

  4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

  5. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.


  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

  2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

  3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

  4. Метод ранжирования

  5. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. знание этикета поведения

    1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

    2. МЭПО и СУ

    3. Педагогическое наблюдение


Сформированность эстетического потенциала ученика

1. развитость чувства прекрасного

2. сформированность других эстетических чувств

  1. Методика Торренса

  2. МЭПО и СУ

  3. Педагогическое наблюдение


Сформированность физического потенциала ученика

1. состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности


  1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

  2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе


1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

3.Социометрия

Сформированность классного коллектива

1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3. сформированность совместной деятельности

  1. Методика "Наши отношения"

  2. Методика М.И. Рожкова

  3. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)

  4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).


Сохранить у себя:
Программа воспитательной работы "Познавай, выбирай, твори, действуй!"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки