ПРОГРАММА
воспитательной работы
с ученическим коллективом
«Познавай, выбирай,
твори, действуй!»
«Воспитание и только воспитание – цель школы»
Песталоцци
I Пояснительная записка.
Тенденция гуманицазии в образовательной сфере ориентирует классного руководителя на развитие личности воспитанника, а также создания условий для его роста.
Целесообразность принятия Программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» обусловлена необходимостью работы с учащимися класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по шести направлениям.
При входном мониторинге были выявлены как положительные тенденции, так и некоторые недостатки.
В результате проведённых исследований установлено:
1) диагностика нравственной самооценки: 40% учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки, 50% учащихся имеют средний уровень нравственной самооценки, у 10% учащихся нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. С низким уровнем нравственной самооценки учащихся нет.
2) диагностика этики поведения: 89 % учеников имеют положительный результат: отношения без агрессии, открытая позиция, поведение, основанное на равноправных отношениях. 11 % имеют отрицательный результат: легкомысленное отношение, агрессия, способы психологического давления.
3) диагностика отношения к жизненным ценностям: 30% учеников имеют высокий уровень, 58% средний уровень, 11% ниже среднего уровня, с низким уровнем отношения к жизненным ценностям нет.
4) диагностика нравственной мотивации: 30% учеников имеют высокий уровень, 58% средний уровень, 11% низкий уровень.
Результаты проведённого исследования в целом положительны.
Однако большинство учащихся не готовы самостоятельно организовать какое-либо дело, ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. В то же время, 80% учащихся отметило, что им нравится участвовать в делах класса и школы, что класс способен к дружным самостоятельным действиям (при анкетировании использовалась методики М.И. Рожкова, А.Н. Лутошкина, О.В. Лишина, М.Г. Казакинной, Р.С. Немова и др.).
II Концептуальные основы программы.
Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.
Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Стержень воспитательной программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.
Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.
Идеология программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» опирается на следующие концептуальные положения:
- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела,
- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Работа ведётся по следующим направлениям:
Актуальные сферы жизнедеятельности | Название направления |
1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ); 2. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения); 3. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья); труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации); 4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем); 5. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений); досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха); 6. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.) | 1. «Быть отличником хочу!» 2. «Я – Россиянин» 3. «Здоровому всё здорово» 4. «Живое рядом» 5. «Праздник для души» 6. «Азбука безопасного поведения» |
Функции занятий с детьми следующие:
обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;
просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;
коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
релаксационная функция – снятие напряжения;
развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.
III Целевой блок.
Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.
Задачи программы:
- создание условий для самовыражения обучающихся,
- формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,
- содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,
- развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
IV Содержание программы и механизмы реализации.
Программа «Познавай, выбирай, твори, действуй!» рассчитана на 4 года, реализуется с 5 по 8 класс. Содержание программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» представлено в виде шести направлений:
1 направление «Быть отличником хочу!»
Задачи:
- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.
Формы внеклассной работы: интеллектуальные игры; устные журналы; конкурсы чтецов; предметные недели; викторины, турниры; предметные олимпиады и др.
2 направление «Я – Россиянин»
Задачи:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Формы внеклассной работы: уроки мужества; организация встреч с ветеранами; торжественные линейки памяти; дни воинской славы; тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»; сбор материала по истории школы и др.
3 направление «Здоровому всё здорово»
Задачи:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Формы внеклассной работы: праздники здоровья и спорта; дни здоровья; спортивные соревнования; ведение книги спортивных рекордов; спортивные викторины; фестивали спортивной песни и др.
4 направление «Живое рядом»
Задачи:
- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
Формы внеклассной работы: азбука экологических действий, аукционы знаний, например о цветах, животных и др.; вернисаж «Человек и природа», День тематический, например, День птиц, День животных, День рыб и др.; экологические игры, конкурсы на лучший осенний и зимний букеты и др.
5 направление «Праздник для души»
Задачи:
- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;
- привитие навыков активного и полезного отдыха;
- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.
Формы внеклассной работы: игры большой, средней, малой подвижности; посещение театров, музеев, выставок, театрализованные представления, фестивали, праздники и др.
6 направление «Азбука безопасного поведения»
Задачи:
- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;
- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.
Формы внеклассной работы: азбука полезных действий, ролевые игры, конкурсы рисунков, фотографий, викторина по ПДД, оформление уголков безопасности и др.
V Этапы реализации программы.
этап | содержание деятельности | сроки | ответственные |
I этап Диагностический | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, 2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. | сентябрь | Классный руководитель |
II этап Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела. | сентябрь | Классный руководитель, психолог школы
|
III этап Организационный | 1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы 3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. | сентябрь (ежегодно)
| Классный руководитель |
IV этап Практический | 1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы, 3) укрепление и накопление классных традиций, 4) усиление внимания к развитию личности обучающихся, 5) отработка единой воспитательной системы класса, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. | I полугодие
| Классный руководитель |
V этап Обобщающий, демонстрац. | 1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию. 2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса, 3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий. | II полугодие
| Классный руководитель |
VI Прогнозируемые результаты.
1. «Быть отличником хочу!»
развить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
2. «Я – Россиянин»
усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
3. «Здоровому всё здорово»
понимать значение физической культуры в жизни;
иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
4. «Живое рядом»
готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.
5. «Праздник для души»
повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.
воспитать у учащихся активную жизненную позицию.
6.«Азбука безопасного поведения»
сформировать жизненную позицию ребёнка,
использовать знания в экстремальных ситуациях.
VII Мониторинг эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. освоение учащимися образовательной программы 2. развитость мышления 3. познавательная активность учащихся 4.сформированность учебной деятельности.
|
|
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
|
|
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. знание этикета поведения |
|
Сформированность эстетического потенциала ученика 1. развитость чувства прекрасного 2. сформированность других эстетических чувств |
|
Сформированность физического потенциала ученика 1. состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности
|
|
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. комфортность ребенка в школе 2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе
| 1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3.Социометрия |
Сформированность классного коллектива 1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3. сформированность совместной деятельности |
|